Организация ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: выявление проблем ипотечного кредитования на основе изучения теоретических основ и особенностей организации его информационного обеспечения в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске .
Исходя из поставленной цели, задачами дипломной работы полагаем:
• изучение соотношения понятий «ипотека», «ипотечный кредит», «ипотечное кредитование», рассмотрение различных классификаций ипотечных кредитов и анализ степени их применимости в российской практике;
• изучение различных точек зрения на последовательность и содержание этапов процесса ипотечного кредитования и их сравнени

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………....С. 3
Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения ипотечного
кредитования .................................................................................................................................С. 6
1.1. Сущность и классификации ипотечного кредита ……………...…………………….….С. 6
1.2. Процесс ипотечного кредитования в банке: основные участники и этапы…………....С. 10
1.3. Понятие информационного обеспечения ипотечного кредитования .......……………..С. 13
Глава 2. Организация ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске.....................................................................................................................………………С. 23
2.1. Общая характеристика деятельности филиала «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске как субъекта ипотечного кредитования............................................................................................С.23
2.2. Процесс ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске и его информационное обеспечение....................................................................................................С.27
Глава 3. Проблемы информационного обеспечения ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске и пути их решения.............................................................С.36
3.1. Автоматизация процессов ипотечного кредитования.......................................................С.36
3.2. Совершенствование мониторинга финансового состояния заемщика, состояния залога и страхового обеспечения ипотечных кредитов как элементов информационного обеспечения ипотечного кредитования............................................................................................................С.40
Заключение……………………………………………………………………………………...С. 46
Список использованной литературы………………………………………………………….С. 48

Файлы: 1 файл

диплом_исправленный.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 5

4. Этап принятия решения  о предоставлении кредита

Кредитный комитет Филиала 

Внутренняя, результативная, оперативная

Решение комитета

-  Решение о предоставлении/отказе  в предоставлении кредита заемщику.

Сотрудник ООФЛ

Выходная, внутренняя, результативная

Устная

- Уведомление заемщика  о решении банка по кредитной  заявке 

5. Этап оформления  и подписания кредитных документов

Клиент

Внешняя, учетная

- Страховой полис и  квитанции об уплате страховой премии;

- Нотариально удостоверенное  согласие супруги(а) на ипотеку  жилого помещения

Страхование жизни, имущества, титула собственности, финансовых рисков (при необходимости)

Сотрудник ООФЛ

Внутренняя, оперативная

- Кредитный договор;

- Договор залога и поручительства (при необходимости)

Условия заключаемой  сделки, права и обязанности сторон

Клиент 

Внутренняя, оперативная

- Заявление на открытие  банковского счета/вклада до востребования

Реквизиты клиента

Сотрудник Операционного  отдела

Внутренняя, учетная

Договор аренды депозитной ячейки

Условия заключаемой  сделки, права и обязанности сторон

6. Этап предоставления  кредита

Сотрудник ООФЛ

Внутренняя, оперативная

- Распоряжение на открытие  ссудного и других счетов в  отдел учета и отчетности,

- Распоряжение о предоставлении  кредитных средств с зачислением  на счет вклада до востребования  / банковский счет заемщика, открытый  в Банке

Открытие счетов клиента в Банке и движение денежных средств по счетам

Клиент

Внутренняя, оперативная

- Заявление о переводе  кредитных средств со счета  вклада до востребования / банковского  счета клиента на счет фирмы-застройщика  / продавца недвижимости

Целевое использование кредитных средств заемщика

7. Этап мониторинга  и обслуживания кредита

Клиент

Внешняя, учетная

- Свидетельство о государственной  регистрации права собственности  на приобретаемую квартиру с  отметкой об обременении,

- Акт приема-передачи  жилого помещения

Исполнение условий заключенных кредитных и обеспечительных договоров

Сотрудник ООФЛ

Внутренняя, учетная

Распоряжение о снятии обеспечения в виде поручительства (при наличии такового) в отдел  учета и отчетности

Отдел учета и отчетности

Внутренняя, оперативная, учетная, промежуточная и результативная

Внутренние базы данных бухгалтерского учета Diasoft 5NT Retail

- погашение плановых  аннуитетных / дифференцированных  платежей по основному долгу  и процентам, суммы просроченной  задолженности по основному долгу и процентам, штрафных санкций, формирование резерва на возможные потери по ссудам, начисление процентов, учет обеспечения и др.

Сотрудник ООФЛ

Внутренняя, оперативная, учетная, промежуточная и результативная

Внутренние базы данных:

- АРМ «Кредиты», 

- Отчеты о состоянии кредитного портфеля Филиала, предоставляемые сотрудниками отдела учета и отчетности

- Контроль своевременности  и правильности произведенных  заемщиком платежей по кредитному  договору, переоформление страховых  полисов, перерасчет графиков погашения задолженности (в соответствии с условиями договоров);

- Мониторинг непрерывного  наличия страховой защиты по  ипотечным кредитам 

Клиент

Внешняя

Устная/письменная (звонок сотрудника клиенту - предоставление документов)

- чистый средний ежемесячный доход заемщика,

- семейное положение,  количество иждивенцев,

Страховая компания

Внешняя, оперативная

Уведомление страховой  компании, содержащее список клиентов, не продливших действие страховых полюсов

- уплата страховых  премий и продление страховых полюсов заемщиками


 

Основными источниками нормативно-справочной и плановой информации в Банке  являются отдел ООФЛ и Заемщики, оперативная и учетная информация поступает, главным образом, из отдела учета и отчетности.

На основе анализа рассмотренных  таблиц можно сделать следующие выводы об информационном обеспечении ипотечного кредитования в филиале ГПБ (ОАО) в г. Омске:

  • Консультационный и предварительный этапы характеризуются большими объемами нормативно-справочной информации, циркулирующей между Клиентом банка и сотрудником ООФЛ. В большинстве случаев, как входная, так и выходная информация передается в устной форме, что не является эффективным,  так как нарушаются такие принципы информационного обеспечения, как документальность, а, следовательно, и полнота и точность.
  • Аналитический этап, этапы принятия решения о предоставлении кредита, оформления и подписания кредитных документов и выдачи кредита характеризуются, преимущественно, информацией оперативного и учетного характера, поэтому ее форма представления  регламентируется внутренними нормативными документами Банка.
  • Особенностью этапа мониторинга и обслуживания кредита является большое количество информации, поступающей из разных внешних и внутренних источников в отдел ООФЛ. Отсутствие оптимальных форм обработки данной информации препятствует эффективной организации процесса ипотечного кредитования.

Для решения проблем, в частности, на консультационном этапе кредитования в Банке необходимо разработать  документ, содержащий всеобъемлющую  информацию о расходах заемщика по кредиту с указанием минимально  необходимых денежных средств, которыми должен располагать клиент на момент заключения сделки; усовершенствовать график расчета максимальной суммы кредита с учетом наличия иждивенцев в семье заемщика и минимально необходимых расходов на их содержание (прожиточный минимум).

На этапе мониторинга кредита  необходимо разработать документ, позволяющий  проводить Банку самостоятельно постоянный мониторинг наличия страховой  защиты по ипотечным кредитам (на основе графиков истечения сроков действия страховых полюсов заемщиков); усовершенствовать процедуру мониторинга просроченной задолженности путем  разработки форм, содержащих информацию о заемщиках, опоздавших с уплатой задолженности по основному долгу и процентам по кредиту.

Таким образом, предполагается целесообразным разработать стандартизированные внутренние формы обработки данных для каждого этапа, что позволит оптимизировать процесс кредитования в целом за счет обеспечения реализации одного из основных принципов информационного обеспечения, заключающегося  в единстве ввода, многократности использования и рациональности хранения информации.

 

Глава 3. Проблемы информационного обеспечения ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске

и пути их решения

 

3.1. Автоматизация  процессов ипотечного кредитования

Ипотечное кредитование на сегодняшний  день является одним из наиболее быстро развивающихся направлений на рынке  банковских услуг. Наличие конкуренции  на данном сегменте рынка стимулирует  общее повышение качества банковского обслуживания и внедрение современных банковских технологий, позволяющих оптимизировать и автоматизировать процессы управления ипотечным кредитованием банка, т.е. повысить эффективность организации информационного обеспечения.

Автоматизация  процесса ипотечного кредитования позволяет:

1. Сократить сроки и затраты  на подготовку и выдачу ипотечных  кредитов;

2. Организовать информационное  сопровождение процесса выдачи  кредита начиная с первичного  обращения заемщика;

3. Формировать единую базу заемщиков;

4. Создать единую базу партнеров  и обеспечить  контроль договорных  отношений между ними;

5. Организовать контроль своевременного  погашения обязательств заемщиками  и просроченной задолженности;

6. Обеспечить контроль страхового  покрытия выданных кредитов;

7. Осуществлять анализ накапливаемой  информации;

8. Получать оперативную и управленческую  отчетность по направлению ипотечного  кредитования и др.

Стоит отметить, что Филиал ГПБ  в целях организации эффективной  работы использует электронную базу данных по кредитам  «ЛОАНС», обладающую следующими основными функциональными возможностями:

  • учёт и хранение всех данных о заёмщике, о созаемщике, поручителях, доходах, недвижимости и т.д.;
  • учёт и хранение всех данных об обеспечении (недвижимости);
  • формирование пакета кредитных документов из системы (кредитный договор, договор поручительства, распоряжения в отдел учета и отчетности и т.д.);
  • учет платежей по кредиту;
  • мониторинг выполнения заемщиками обязательств по кредитам (в том числе, досрочное погашение и просроченная задолженность).

Однако существующая электронная  база данных не позволяет автоматически  проводить ряд операций, которые  сотрудники ООФЛ вынуждены осуществлять самостоятельно, что существенно  снижает оперативность работы, в  частности:

  • учёт первичных обращений потенциальных заёмщиков и их предварительная квалификация;
  • андеррайтинг заёмщика, поручителя и предмета ипотеки;
  • формирование стандартных внутренних документов, необходимых для принятия решения о выдаче кредита (экспертное заключение, заявка на кредитный комитет);
  • мониторинг страхового обеспечения ипотечных кредитов.

Указанные недостатки электронной  базы данных, высокая трудоемкость работы сотрудников ООФЛ, связанная  с  обработкой больших объемов  бумажной документации снижают оперативность и эффективность организации кредитного процесса в филиале. Несмотря на то, что кредитование под залог недвижимости является достаточно рискованным и требует тщательного предварительного анализа как заемщика, так и предмета залога, максимально разумное сокращение сроков и затрат на подготовку и выдачу ипотечных кредитов позволит Филиалу не только привлечь большее количество клиентов, но и облегчить работу сотрудникам, сократить объемы рутинных операций.

Особенно важны сроки рассмотрения и предоставления ипотечных кредитов под залог приобретаемой недвижимости на вторичном рынке, когда организуется цепочка сделок: купля-продажа квартиры с использованием кредитных средств и последующее приобретение другой квартиры продавцом. В такой ситуации заемщик заинтересован в том, чтобы в максимально короткие сроки получить кредит, и любое пролонгирование заранее оговоренных с банком сроков может привести к потере потенциального клиента.

Кроме того, одним из факторов, препятствующих оперативной организации процесса кредитования, является отсутствие системы мониторинга состояния кредитных заявок клиентов каждого кредитного инспектора.  Существующая внутренняя форма мониторинга  - Журнал регистрации кредитных заявок – позволяет руководству контролировать работу всех кредитных инспекторов на каждом этапе кредитного процесса всех кредитных инспекторов. Однако значительное количество кредитных дел, находящихся под ответственностью у одного сотрудника, приводит нередко к тому, что некоторые кредитные заявки просто забываются, а впоследствии с значительным опозданием оформляются для рассмотрения кредитным комитетом филиала.

 Таким образом, одним из  недостатков информационного обеспечения,  как совокупности мероприятий  по созданию условий для эффективной  организации кредитного процесса,  является низкая оперативность действий сотрудников филиала. В среднем  от момента подачи заявки на кредит до подписания кредитного договора проходит около двух недель. А в случае превышения запрашиваемой суммой кредита лимита кредитования на одного заемщика (в омском филиале – 3 200 000 рублей),  данный срок увеличивается минимум на 7 дней.

Для устранения указанных недостатков  предполагается целесообразным:

  1. Из штата кредитных инспекторов выделить сотрудника (консультанта по кредитованию), в обязанности которого будет входить:
  • Консультирование клиентов по телефону и при непосредственном визите в офис банка по условиям ипотечного кредитования в Филиале;
  • Предварительная квалификация клиентов (расчет возможной стоимости приобретаемой недвижимости, возможной суммы кредита и срока кредита в зависимости от доходов, состава семьи и других параметров заёмщика);
  • Прием пакета документов от клиента, формирование кредитного досье, регистрация кредитной заявки  в журнале регистрации кредитных заявок;
  • Взаимодействие со службой безопа<span class="dash041e_

Информация о работе Организация ипотечного кредитования в филиале «Газпромбанк» (ОАО) в г. Омске