Особенности формирования депозитной политики коммерческого банка в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 20:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является выявления особенностей формирования депозитных ресурсов коммерческих банков в современных условиях.
Исходя из данной целевой установки, в работе решены следующие задачи:
– дано понятие депозитной политики, рассмотрены его основные составляющие;
– дана классификация депозитных операций коммерческого банка, рассмотрены их особенности;
– рассмотрены основы депозитной политики коммерческого банка, зарубежных стран;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы формирования депозитной политики КБ.........6
1.1 Содержание и роль депозитной политики КБ..............................................................................................................................6
1.2 Классификация депозитов как основа формирования депозитной политики коммерческого банка...........................................................................18
1.3 Зарубежный опыт организации депозитной политики в КБ.........29
Глава 2 Особенности организации депозитной политики коммерческого банка (на примере ОАО «Сбербанк России»)....................................................35
2.1 Особенности формирования ресурсов и анализ депозитного портфеля ОАО «Сбербанк России»............................................................................35
2.2 Организация формирования и реализации депозитной политики........48
Глава 3 Направления совершенствования депозитной политики КБ..............56
3.1 Пути совершенствования депозитной политики ОАО «Сбербанк России».........................................................................................................56
3.2 Система страхования депозитов в РФ и ее совершенствование...........58
Заключение.............................................................................................................64
Список литературы................................................................................................67

Файлы: 1 файл

Азика Абакаров ФиК ДО.docx

— 1.71 Мб (Скачать файл)

Правительство Кипра условия получения 10 миллиардов помощи 19 марта рассмотрело - налог на депозиты от 20 до 100 тысяч евро — 6,75 %, а на суммы свыше 100 тысяч евро — 9,9 %, но проект не был принят, но для избегания массового оттока финансов со счетов кипрских банков, все операции были остановлены. Но в связи с ухудшением дальнейшей ситуации было принято решение о введении 30% налога, но только на депозиты свыше 100 тысяч евро для получения помощи от ЕС и МВФ. 70 процентов объемов депозитов, которых коснулись проводимые меры, принадлежат нерезидентам.

Налог на капитал начали применять еще древние греки. Начиная с 18 века подобный налог как средство расплатиться с долгами государства обсуждался в разных европейских странах, но ни разу не был принят, так как авторам идеи не удалось доказать, что обстоятельства для его введения достаточно "чрезвычайны".

В Италии конфискацию предложило правительство социалистов в 1919 году. Налог на собственность должен был составить от 3,3% для мелкой собственности до 50% для крупной с рассрочкой уплаты до 1920 года. Самая дискуссия о введении налога вызвала панику и гнев крупных собственников. Заговорили о скором крахе банков в результате вывода вкладов и катастроф на бирже. Дискуссия продолжалась год, налог был введен в усеченном виде - со ставками от 4,5% до 50% рассрочкой на 20 лет, что делало годовые ставки весьма скромными. Крупные собственники переложили налог на плечи потребителей, подняв цены на продукцию сельского хозяйства и промышленности.

В Чехословакии после объявления независимости налог был введен (1920 год) налог на капитал с прогрессивными ставками от 3 до 30% для "физиков" и от 2 до 20% для компаний. Сбор вводился сроком на 3 года. Цель налога - обеспечить финансовую основу независимости. Плательщиков всячески убеждали, что деньги не будут проедены - полученные средства отделили в структуре бюджета от того, что шло на "ежедневные" расходы. Но в первый год налог вызвал яростное сопротивление. Началось бегство капитала, при том, что правительство заранее оценило все активы и ввело ограничения на финансовые отношения с внешним миром. И только на второй год налог стал собираться стабильно, составив большую часть всех налоговых сборов. Продление срока уплаты налога, однако, результата не дало - плательщики получили отсрочки, и собираемость стала падать. Выяснилось, что больше всего средств поступало от самой бесправной группы плательщиков, этнического меньшинства - немцев, которые не могли сопротивляться налогу и не могли увести капитал. Остальные плательщики добились отсрочек.

В Германии и Венгрии после Первой мировой введение налога обсуждали так долго, а плательщики так успешно применяли тактику затягивания переговоров, что к моменту введения налога он потерял всякий смысл из-за вывода капитала и инфляции. В Британии и Франции не дошло и до этого - годы дискуссий политиков и экономистов, перебегавших из лагеря сторонников в лагерь противников и обратно (в 1923 году, например, противником налога стал бывший его горячий сторонник Джон Мейнард Кейнс), привели к тому, что налог даже не стали пытаться ввести.

Единственный случай безболезненного введения конфискационного налога без ущерба для репутации правительства и без сопротивления населения случился сразу после Второй мировой. В 1946 году налог был одобрен, собственность (недвижимость) была оценена, но до момента уплаты весной 1947 года половину его базы съела инфляция. Платить налог должны были только богатые и очень богатые - по ставкам от 10% до 90%. Япония была оккупирована, "внешние силы" требовали от страны уплатить долг и профинансировать реформы. Правительство не обладало суверенитетом и ссылалось на требования "оккупантов". Не скованное необходимость соблюдать демократические процедуры, оно легко ввело налог. Так богатые японцы, которых считали виновниками войны, оплатили восстановление страны, ее долги и основу будущего экономического роста.

Таким образом, можно говорить о том, что депозитная политика коммерческого банка в зарубежных странах хоть и является привлекательной, но проценты по депозитам значительно ниже чем в отечественных банках. Нельзя также и не затронуть сегодняшнюю ситуацию на Кипре связанную сведение налога на депозиты, последний, в свою очередь на данном этапе пока видится единственным способом выхода из кризисной ситуации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Особенности организации депозитной политики коммерческого банка (на примере ОАО «Сбербанк России»)

 

§2.1 Особенности формирования ресурсов и анализ депозитного портфеля ОАО «Сбербанк России»

 

В целях эффективного функционирования и развития банка необходимо формирование достаточного объема ресурсной базы банка, основное предназначение которой — использование в активных операциях приносящих доход, которое является основной целью любого коммерческого банка.

Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения средств, что является составной частью управления ресурсами банка. Управление ресурсами банка невозможно осуществить без разработки и реализации действенной, грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности заключается в том, что в части депозитных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, с которой он связан сильнее, чем с заемщиками. При выдаче кредита именно банк решает вопрос о передаче ссуженной стоимости заемщику, т. е. имеет возможность удовлетворить кредитную заявку или же отказать. При привлечении денежных средств на депозитные счета право выбора остается за клиентом, а банки вынуждены вести конкурентную борьбу за вкладчика, которого потерять достаточно легко.

Несомненно, первоклассные заемщики представляют для банка неменьшую ценность, поскольку позволяют ему получать значительные доходы, и формирование их широкого круга — первоочередная задача банка. Но все-таки первичным является привлечение ресурсов, от объемов и диверсифицированности которых зависят возможности банка в их размещении, хотя депозитные операции несут, пожалуй, меньшее количество рисков, чем кредитные и инвестиционные.

В формировании ресурсной базы целесообразно уделять максимальное внимание увеличению депозитов в общей сумме мобилизованных средств, несмотря на рост процентных расходов (стоимость депозитов выше обслуживания счетов до востребования, но ниже стоимости межбанковских кредитов). Срочные депозиты оказываются наиболее стабильной частью привлеченных средств, что позволяет осуществить кредитование на длительные сроки под более высокий процент. Их уровень в общем объеме ресурсов может составлять достаточно значительную часть – около половины общего объема ресурсов.

Кроме того, высокие темпы роста депозитов и увеличение их доли в общей сумме привлеченных ресурсов свидетельствует о формировании стабильной ресурсной базы коммерческого банка, обеспечивающей устойчивость его развития.

В целях привлечения ресурсов для совершенствования формирования своей ресурсной базы коммерческому банку важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Исходя из существующих приоритетов, коммерческому банку целесообразно разработать положение о депозитных операциях с указанием основных видов вкладов, которые необходимо привлечь, их условий, категорий вкладчиков, сроков договора, порядка привлечения вкладов, официальной формы депозитного договора.

Исходя из того, что основными факторами, определяющими успешность в привлечении вкладов, являются величина процента, порядок ее начисления, надежность вклада и гибкость обязательств, дающие преимущества вкладчику, руководство коммерческого банка должно иметь продуманную и мобильную стратегию оптимального сочетания всех перечисленных факторов в целях обеспечения стабильной и достаточной ресурсной базы с учетом меняющейся экономической и социальной конъюнктуры.

Для раскрытия данного вопроса целесообразным является анализ основных этапов формирования ресурсной базы коммерческих банков и выявление их особенностей на каждом этапе:

1-этап (1991-1995 гг.) характеризуется созданием большого количества коммерческих банков и формированием их ресурсного потенциала.

В ранних этапах функционирования коммерческих банков основным источником ресурсов являются привлеченные и заемные средства, составляющие 80-90% от общего объема банковских ресурсов, на долю собственных средств приходится 10-20%, что в целом соответствует структуре, сложившейся в мировой банковской практике.

Для первого этапа характерно:

• Незначительный объем депозитов юридических лиц и нестабильная динамика средств предприятий на банковских счетах.

Это связано с тем, что в первой половине 1990-х гг. движение остатков денежных средств на счетах предприятий и организаций находилась под влиянием большого количества факторов: неплатежи и нехватка денег, снижение объемов кредитования, нарушения платежной дисциплины, распространение практики расчетов наличными деньгами. Важным аспектом возникновения неплатежей являлись существовавшие в тот период условия реализации предприятиями готовой продукции. Неплатежи и недостаточность платежных средств хозяйствующих субъектов, не позволили реализоваться важнейшей функции банков ¾ депозитные операции. Объемы привлеченных депозитов юридических лиц были крайне незначительны и преимущественно носили краткосрочный характер.

•Усиление межбанковской конкуренции за вклады физических лиц.

Одним из основных источников формирования ресурсной базы в начале 1990-х гг. являлись вклады населения. В 1991-1992 гг. около 90% вкладов физических лиц было сосредоточено в Сбербанке. Однако в течение 1993 г. коммерческие банки сумели нарастить свой ресурсный потенциал за счет средств физических лиц, в результате на 1.01.1994 г. вклады граждан в Сбербанке сократились до 60% и составили 2 487 млрд. руб., а в коммерческих банках — до 40%, или 1 603 млрд. руб. Причинами этого явления были:

  • более гибкая процентная и сервисная политика коммерческих банков, которые начали выплачивать более высокие проценты.
  • предоставление более широкого спектра услуг для своих клиентов.

Но, не следует переоценивать такую динамику не следует. Во- первых, депозиты населения, концентрируясь в первую очередь в наиболее крупных и известных банках, составляли небольшую долю банковских ресурсов — менее 5% общей суммы пассивов. Во-вторых, с 1994 г. коммерческие банки растеряли это преимущество. В-третьих, коммерческие банки уступали Сбербанку по количеству видов вкладов и распространенности сети обслуживающих учреждений. Немаловажное значение в условиях банкротства ряда коммерческих банков и финансовых компаний сыграли гарантии государства по сохранности и возврату вкладов населения в Сбербанке.

• Значительный объем межбанковских кредитов как источника пополнения ресурсной базы коммерческих банков.

Межбанковские кредиты, как недепозитные источники привлечения составляли около 40% величины привлеченных банками средств. Такой объем привлекаемых межбанковских кредитов объясняется появлением большого числа коммерческих банков без достаточного количества клиентов и вкладчиков, что пробуждало банков прибегать к заимствованиям на рынке межбанковского кредитования для осуществления активных операций.

В августе 1995 г. кризис краткосрочной банковской ликвидности привел к стагнации рынка межбанковских кредитов и предопределил изменение подходов к формированию ресурсной базы за счет более стабильных источников средств.

2-этап(1996-1998 гг.). Адаптация банковской системы к меняющимся условиям деятельности, обусловленным макроэкономической стабилизацией, ужесточением требований Банка России к действующим и создающимся банкам, некоторым улучшением финансового состояния хозяйствующих субъектов и повышением уровня жизни населения.

Для 2го этапа характерно:

  • Снижение объемов заимствования на рынке межбанковского кредитования средними и мелкими банками.

После кризиса краткосрочной ликвидности на межбанковском рынке крупные банки смогли восстановить взаимное доверие, а возможности мелких и средних банков в этой области оказались ограниченными.

  • Увеличение удельного веса средств нерезидентов в ресурсной базе коммерческих банков.

Большую роль в формировании ресурсов банков, со второй половины 1996 г., стали играть средства нерезидентов в иностранной валюте. Привлечение средств нерезидентов осуществлялось:

  • посредством синдицированного кредитования;
  • посредством выпуска облигаций (еврооблигаций);
  • Конкуренция между крупными банками за средства бюджета и внебюджетных фондов.

Одной из особенностей формирования ресурсной базы коммерческих банков на 2-м этапе является значительное влияние бюджетных средств, размещаемых федеральными и местными органами власти на счетах уполномоченных банков. Данные средства рассматривались банками как наиболее устойчивый и значительный по объему источник пополнения ресурсной базы.

  • Сужение ресурсной базы коммерческих банков.

Информация о работе Особенности формирования депозитной политики коммерческого банка в современных условиях