Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 16:44, отчет по практике
В процессе прохождения данной практики автор научилась выполнять свои профессиональные обязанности, а также были достигнуты ранее поставленные цели, такие как:
• осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов;
• осуществление расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней;
• осуществлять межбанковских расчетов;
• осуществление международных расчетов по экспортно-импортным операциям;
• обслуживание расчетных операций с использованием различных видов платежных карт;
• оценка кредитоспособности клиентов;
• осуществление и оформление выдачи кредитов и т.д.
Безналичные расчеты с каждым годом принимают новый вид расчетов и вытесняют тем самым все операции, связанные с документацией и операции с наличной валютой.
Все реже и реже используются денежные переводы без открытия банковского счета – все это заменяется платежными поручениями.
Основными проблемами, которые в первую очередь являются наиболее явными – это прием наличных денежных средств от клиентов производится по объявлению на взнос наличными формы, которая состоит из трёх частей объявления, квитанции и ордера.
Клиент сдает объявление на взнос наличными операционному работнику. Затем объявление на взнос наличными передаётся внутренним порядком в кассу. Кассир, получив объявление на взнос наличными формы проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника имеющемуся образцу, сличает соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность.
Если вноситель сдает деньги в кассу банка по нескольким приходным документам для зачисления на разные счета, кассир принимает деньги по каждому документу отдельно. На столе у кассира не должно быть никаких других денег, кроме принимаемых от того лица, который вносит деньги.
Рабочее место кассира должно быть оборудовано так, чтобы клиент имел возможность наблюдать за пересчетом денег. После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном документе, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает квитанцию, объявление и ордер к нему, ставит на квитанцию печать «Приходная касса №» и выдает квитанцию лицу, внесшему деньги. Операционный работник, получив ордер к объявлению, делает условную отметку в кассовом журнале по приходу о возврате ордера из кассы и осуществляет зачисление средств на счет клиента. В случае установления у клиента расхождения между суммой сдаваемых денег и суммой, указанной в документе, а также при обнаружении неплатежных и фальшивых денег объявление на взнос наличными переоформляется на фактически вносимую сумму денег. При этом первоначальный приходный документ кассовый работник перечёркивает, на обороте квитанции к объявлению проставляет сумму фактически принятых денег, а также достоинства, серии и номера и сумму принятых на экспертизу сомнительных денежных знаков, подпись - и возвращает операционному работнику. Вновь заполненное объявление на взнос наличными операционный работник проверяет, вносит исправление в кассовый журнал по приходу, на сомнительные денежные знаки оформляет квитанцию, на оборотной стороне которой указывает достоинства, серии и номера сомнительных денежных знаков и их общую сумму. Объявление на взнос наличными и квитанция передаются в кассу. После выдачи клиенту квитанции к объявлению на взнос наличными и квитанции первоначально оформленные объявление, ордер к объявлению на взнос наличными уничтожаются.
Если клиентом не были внесены деньги в кассу, кассир возвращает объявление на взнос наличными операционному работнику. Записи в кассовом журнале по приходу аннулируются, объявление на взнос наличными перечеркивается и помещается в кассовые документы дня.
Следующая явная проблема – это выдача наличных денег.
Выдача наличных денег клиентам производится по денежным чекам. При этом контроль за расходными операциями клиентов организуется таким образом, чтобы была исключена возможность:
· оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующим заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;
· поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих операционных работников;
· внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.
Клиент предъявляет денежный чек операционному работнику, который должен: проверить правильность заполнения реквизитов, указанных в чеке,сличить суммы, указанные прописью и цифрами; проверить соответствие подписей, оттиска печати, номера чека, реквизитам, указанным в карточке образцов подписей; удостовериться в личности получателя денег, получить его расписку на обороте чека и сличить эту подпись с образцом подписи, имеющимся в предъявленном паспорте, и поставить свою подпись; списать сумму чека со счета клиента;
После проверки операционный работник передаёт чек экономисту для осуществления дополнительного контроля. Экономист должен: осуществить дополнительный контроль всех реквизитов, указанных в денежном чеке; отразить в кассовом журнале по расходу подлежащую выдаче сумму, и другие реквизиты, предусмотренные кассовым журналом; отрезать контрольную марку от денежного чека для осуществления передачи ее клиенту через операционного работника; направить внутренним порядком денежный чек и кассовый журнал по расходу в кассу банка.
Получив денежный чек, кассир должен расписаться в кассовом журнале по расходу и передать его внутренним порядком экономисту, осуществляющему дополнительный контроль. Кроме того, в обязанности кассира входит также: проверить наличие на обороте чека подписей ответственных исполнителей, имеющих право разрешать выдачу денег, и тождественность этих подписей имеющимся образцам; сличить сумму, проставленную на документе цифрами, с суммой, указанной прописью; проверить наличие на денежном чеке расписки клиента в получении денег и данных его паспорта или удостоверения личности;
После совершения этих операций кассир подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче. Выдача наличных денег производится кассиром полными пачками и корешками денежных билетов по обозначенным на накладках и бандеролях суммам без полистного пересчета, при условии сохранения неповрежденной упаковки. Если получатель денег изъявит желание полистно пересчитать полученную сумму, кассир выдает полные пачки денежных билетов, не срезая пломбы (гарантийные швы). Пересчет денежной наличности клиентом производится в счетной комнате или в специально отведенном месте под наблюдением кассового или другого работника, при этом доставку суммы в комнату пересчета осуществляет кассир банка.
Кассиру расходной кассы запрещается в момент выдачи клиентам денег производить по требованию последних обмен денег одних достоинств на другие. Оставшиеся в конце операционного дня у кассира расходной кассы отдельные корешки денежных билетов, упакованные другими кассирами, должны быть кассиром полистно пересчитаны и упакованы в установленном
Внесение исправлений и дополнений в банковские и кассовые документы не допускается. Банк отказывает в приеме расчетного документа, если удостоверение прав распоряжения счетом будет признано сомнительным, либо при нарушении требований по оформлению документа. Денежно - расчетные документы с исправлениями таких реквизитов, как сумма, наименование клиентов и номера их счетов, хотя бы и оговоренными, являются недействительными и не подлежат приему банком к исполнению.
Еще одна немаловажная проблема – это выдача чековой книжки.
Для получения чековой книжки клиентом представляется в банк письменное заявление в одном экземпляре на бланке, подписанное лицами, образцы подписей которых внесены в карточку с образцами подписей и оттиска печати. Клиенту может быть выдано одновременно несколько чековых книжек с соблюдением последовательности номеров чеков.
При получении заявления о выдаче чековой книжки операционный работник: проверяет правильность заполнения заявления и соответствие подписей и оттиска печати на нем имеющимися у него образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом; подписывает разрешение на выдачу чековой книжки и передает заявление вместе с талоном в кассу.
Кассир, получив заявление: проверяет наличие на нем подписи операционного работника; отмечает на заявлении и талоне к заявлению номера чеков выдаваемой чековой книжки (с номера по номер); передает операционному работнику чековую книжку, оформленную штампом банка, вместе с заявлением под расписку в талоне. Талон к заявлению остается в кассе.
Операционный работник, получив заявление и чековую книжку от кассира: проверяет наличие всех чеков в книжке; проставляет на всех чеках номер счета Клиента; записывает номера чеков в карточку с образцами подписей данного Клиента; возвращает заявление вместе с чековой книжкой в кассу.
Кассир проверяет наличие всех чеков в чековой книжке, расписывается на талоне. Талон возвращается операционному работнику после выдачи чековой книжки для выписки вне балансового ордера, по счету учета бланков строгой отчетности.
Кассир выдает книжку под расписку на заявлении, предварительно сверив подпись получателя с образцом его подписи на заявлении. После выписки расходного ордера талоны к заявлениям на выдачу чековой книжки уничтожаются. Номера выдаваемых чеков должны быть также внесены в карточку с образцами подписей и оттиска печати контролирующего работника. Заявления на выдачу чековых книжек хранятся в документах дня при расходном ордере, составляемом на общее количество выданных за день книжек.
Заготовленные к выдаче чековые книжки, не полученные клиентами в течение 30 дней, погашаются с отметкой в заявлении клиента за подписями начальника Отдела и кассира, путем вырезки из чеков части чека, предназначенного для подписи, и списываются в расход. Номера погашенных денежных чеков вычеркиваются из карточек с образцами подписей и оттиска печати. Погашенные чековые книжки прилагаются к расходному ордеру.
Повышение эффективности операций.
Первым мероприятием по повышению эффективности расчетных операций в ОАО «Сбербанк России» является совершенствование системы «Банк - клиент» и переход на новую систему «Интернет - Банк - Клиент», которая предоставляет более широкие возможности по обслуживанию счетов клиентов.
Преимуществами данной системы является поддержка большего числа одновременно подключенных пользователей; обязательное уведомление пользователей обо всех действиях, производимых банком с платежными документами; лучшая функциональность.
Следует обратить внимание, что приоритетной для функционального развития и оперативной поддержки является новая система «Интернет - Банк Клиент». Банк может в ближайшем будущем отказаться от поддержки старой системы.
Дистанционное обслуживание является одним из приоритетных направлений технологического развития ОАО «Сбербанк России» и к концу 2014г. Более 1 900 клиентов банка провели операции по счетам с использованием системы «Банк - Клиент». Но, необходимо заострить внимание на невысоких объемах продаж таких услуг. Как показал анализ, данная услуга не пользуются массовым спросом. Сотрудникам банка необходимо активно рекламировать данные услуги. Важным фактом, способствующим развитию стабильных долгосрочных отношений с клиентами, является комплексный подход к обслуживанию.
Так же для более полного изучения потребностей клиентов в предлагаемых услугах необходимо постоянно следить за движением клиентской базы, динамикой клиентских остатков с привязкой к различным группам счетов, динамикой открытых и закрытых счетов.
После выявления предпочтений и склонностей к потреблению тех или иных банковских продуктов, важно так развернуть банковскую инфраструктуру, чтобы она по максимуму соответствовала запросам клиентов. Менеджеры банка должны стремится наиболее плотно учесть потребности клиента и использовать все возможности банка для их удовлетворения.
Повышение эффективности клиентского обслуживания, расширение спектра финансовых услуг и внедрение новых банковских технологий будут способствовать устойчивому развитию как всего ОАО «Сбербанк России» так и филиалов банка, которые расположены в различных регионах РФ, что обеспечит удобное и быстрое прохождение платежей.
Работа по улучшению формирующихся потребностей клиентов должна проводится операционным отделом совместно с другими подразделениями банка. При этом необходимо учитывать банковский опыт нашей страны и мировой банковской практики. Должно быть постоянное совершенствование предлагаемых продуктов и услуг, гибкая и сбалансированная тарифная политика, высокий уровень обслуживания, что в дальнейшем обеспечит уверенный рост клиентской базы и заложит фундамент для дальнейшего развития.
Далее использование зарплатных проектов Visa, для юридических лиц. При пользовании пластиковой картой можно выделить положительные моменты, как для предприятия заключившей договор на обслуживание пластиковых карт, для сотрудников этого предприятия, так и для банка.
Положительные моменты для предприятия – зачисление денег на счета сотрудников не позже следующего рабочего дня с перечисления их в банк; снижение издержек предприятия по выплате зарплаты (уменьшаются расходы на инкассацию и работу кассира); отсутствие проблем получения, хранения, перевозки и выдачи наличности.
Заключение
Я проходила преддипломную практику в ОАО «Сбербанк России» Доп. офис №8630/01872, в отделе по обслуживанию юридических лиц.
В процессе прохождения данной практики я научилась выполнять свои профессиональные обязанности, а также были достигнуты ранее поставленные цели, такие как:
Преимущества пройденной мною практики я нахожу в том, что я ознакомилась с большим количеством информации, на которой базируется банковская деятельность, а более точнее с кредитными операциями, ознакомилась с различными видами кредитов, условиями их предоставления и погашения, кредитными программами и приобрела навыки работы с его внутренней документацией.
Информация о работе Отчет по преддипломной практике в ОАО «Сбербанк России»