Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Развитие банковского сектора экономики России в течение последних 15 лет было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны (например, кризисы 1998 или 2008 года) приводили к банкротству крупнейших банков.

Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитии банковского дела. И докризисное состояние экономики страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так: покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.

Потребительский кредит получил такое широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования

1.1. Понятия потребительского кредита и его роль в экономике

1.2. Правовое обеспечение потребительского кредита

1.3. Потребительский кредит и его роль в экономике

Глава 2. Состояние потребительского кредитования в РФ

2.1. Анализ рынка потребительского кредитования

2.2. Оценка надежности банков с помощью системы CAMEL

2.3. Анализ кредитоспособности заемщика

2.4. Формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования

2.5 Роль и место кредитных бюро в системе потребительского кредитования

Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России

3.1. Перспективы правового развития потребительского кредитования

3.2.Оптимизация формирования потребительского кредитного портфеля и управления им

3.3. Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика

3.4.Новые направления потребительского кредитования в современных условиях

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 944.50 Кб (Скачать файл)

     Кредитный инспектор, как сотрудник, несущий ответственность за работу с конкретным заемщиком, должен быть уверен в том, что клиент сознает моральную ответственность за полное и своевременное погашение кредита. В ходе анализа цели кредитования, указанной в заявке раскрываются намерения заемщика. Кредитный инспектор должен удостоверится в том, что клиент точно указал, на что будут использоваться полученные средства, а также оценить, насколько указанная цель согласуется с кредитной политикой банка и существует ли у заемщика искреннее желание выплатить кредит. Опытные кредитные инспектора сами заполняют заявку вместо того, чтобы позволить заемщику сделать это самостоятельно. Задавая клиенту соответствующие вопросы по мере заполнения заявки, квалифицированный инспектор может лучше понять, насколько данная заявка отвечает предъявляемым со стороны банка требованиям к качеству кредитов. Устные ответы клиента могут содержать гораздо больше информации о характере и истинной цели кредитования, чем сведения, изложенные в письменном виде.

     Инспектора  по потребительскому кредитованию обращают особое внимание на увеличение долга относительно ежемесячного и ежегодного дохода клиента. Большинство кредитных инспекторов неодобрительно относятся к появлению «пирамиды долга», когда физическое лицо берет кредит у одного кредитора для уплаты в пользу другого кредитора, а также к значительной или растущей задолженности по кредитным карточкам. На основе подобных фактов делается вывод о наличии или отсутствии у клиента навыков управления денежными средствами. Клиенты, у которых подобные навыки отсутствуют, могут взять на себя слишком много долговых обязательств и столкнуться с серьезными трудностями с своих отношениях с банком.43

     Андерайтинг

     Состоятельность заемщика выражается в его платежеспособности и кредитоспособности.

     Платежеспособность - это способность (наличие возможности) и готовность (наличие желания) физического лица своевременно и в полном объеме погашать свои денежные обязательства (долги). Кредитоспособность - это способность и готовность физического лица своевременно и в полном объеме гасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). Кредитоспособность - понятие более узкое, чем платежеспособность. Чтобы решиться выдать кредит данному" заемщику, банку достаточно убедиться в его кредитоспособности.

     Андерайтинг – это самый первый аспект с которым сталкивается любой банк при работе с клиентом. Под андеррайтингом понимается – оценка плате и кредитоспособности заемщика, а также качества предмета залога. После выноситься либо коллегиальное, либо индивидуальное решение о предоставлении кредита.

     Разные  банки применяют различные стандарты  адреррайтинга. Можно выделить 3 основных подхода:

     1. Банк работает по стандартам  андеррайтинга крупных финансовых  организаций, осуществляющих выкуп  пула кредитов. При этом банк остается обслуживающим агентом после продажи пула кредитов. Такой метод позволяет решить проблему ликвидности активов и позволяет снизить затраты на разработку и внедрение собственных систем андерайтинга. К недостаткам данного метода следует отнести то что, не учитывается специфика, каждого конкретного банка. Также банку следует сопоставить свои операционные расходы, связанные с предоставлением кредита с процентами и комиссиями, полученными за период до продажи актива, и расходы на обслуживание проданных кредитов с сервисной комиссией.

     2. Банк разрабатывает собственные  стандарты андеррайтинга и сервисные  продукты, ориентируясь на свою  специфику и стратегию. Этот  подход позволяет более полно  удовлетворить потребности клиентов, тем самым, расширяя клиентскую базу. К недостаткам такого метода следует отнести, низкую ликвидность активов в краткосрочном периоде, связанную со сложностью оценки не стандартизированного пула кредитов. И дополнительные затраты на разработку и внедрение собственных программ кредитования.

     3. Банк работает и по стандартам  андерайтинга крупных финансовых  организаций, и по собственным  стандартам. Этот подход сочетает  в себе все преимущества вышеназванных  моделей (широкий охват рынка+ликвидные  активы), однако имеется опасность  конкуренции собственных кредитных продуктов с кредитными продуктами крупных финансовых организаций в случае совпадение сегмента рынка, тогда банку придется расставлять приоритеты в соответствии с собственной стратегией на ипотечном рынке, которая может идти в разрез со стратегией крупных финансовых организаций, осуществляющих выкуп пула кредитов. Риски применения такой системы, значительно выше, чем двух предыдущих.

2.5 Роль и место  кредитных бюро  в системе потребительского  кредитования

 

     Создание  бюро кредитных историй как способ снижения кредитного риска.  Для целей повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций служит бюро кредитных историй, функцией которого является формирование, обработка, хранение и раскрытие информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа.

     Бюро  кредитных историй - юридическое  лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством  Российской Федерации, являющееся федеральным законом услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.44

     Кредитная история - информация, которая характеризует  исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.

     Кредитный отчет - документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной  истории, и который бюро кредитных  историй предоставляет по запросу  пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации.

     В России идея создания кредитных бюро возникла в 90-х годах одновременно с созданием первых коммерческих банков. Начиная с 1995-1996 годов ряд  российских коммерческих банков и процессинговых компаний активно работали над проектом создания Межбанковского бюро кредитной информации, но имеющиеся противоречия преодолеть не смогли. В 1997 году принят проект Федерального закона «О Федеральном государственном архиве кредитных историй», но получил заключения Правительства РФ и Банка России о необходимости концептуальной доработки законопроекта.

     В 1998 году Правительство РФ и Банк России в совместной Программе «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации» заявили  о необходимости разработки мер по созданию системы, накапливающей и распространяющей информацию о кредитной истории банковских заемщиков.

     В «Стратегии развития банковского сектора  Российской Федерации» от 30 декабря 2001 года Правительство РФ и Банк России заявили: «Одним из инструментов выявления рисков операций банков является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками (кредитные бюро). Кредитные бюро могут формироваться как независимые структуры, работающие в интересах кредитных организаций и их клиентов».   Определенные  прообразы  Бюро  кредитных  историй  создавались  в рамках ряда региональных банковских структур (ассоциаций и союзов).

     Федеральный закон № 218-ФЗ «О кредитных историях»  был принят Государственной Думой РФ лишь 22 декабря 2004 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года и подписан Президентом России 30 декабря 2004 года. В настоящее время он применяется в редакции Федерального закона от 21. 07. 2005 года № 110-ФЗ.

     Кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

     Источники формирования кредитной истории представляют всю имеющуюся информацию, в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг, письменно. Допускается заключение договора об оказании информационных услуг с несколькими бюро кредитных историй. Закон позволяет финансовым организациям передавать информацию о клиенте только с согласия заемщика.

     Нежелание клиентов предоставлять информацию о себе в кредитные бюро может  впоследствии сослужить им плохую службу. Из-за отсутствия кредитных историй  банки смогут отказать претендентам на кредит в его выдаче, или предоставить  деньги  с сохранением сложных процедур  и по  более высоким процентным ставкам. Эта же причина может послужить отказом в выдаче кредита и в момент обращения, так как возникает резонный вопрос: если намерения и помыслы заемщика чисты, и он не собирается взять деньги в банке и скрыться с ними, то отказ в формировании кредитной истории, мягко говоря, подозрительно.  Поэтому чем раньше клиенты банка начнут «копить» свои кредитные истории, тем для них будет лучше.

     Подтвержденная  положительная кредитная история  довольно скоро станет огромным плюсом для добросовестного заемщика. В  условиях конкуренции банки смогут предоставлять обладателям достойных  кредитных историй льготные условия  для получения займов, в том числе, освобождая их от части залогов и поручительств.

     Просроченные  платежи, уклонение от взятых на себя долговых обязательств и, как следствие, отрицательная кредитная история, закроют перед ее обладателями, двери  всех кредитных учреждений.

     Кредитная история субъекта включает следующую  информацию: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, ИНН, номер страхового свидетельства,  информация об обязательствах заемщика, величина полученного займа, дата заключения договора, запись о погашении кредита или неисполнении взятых обязательств, возможно и о фактах рассмотрения судом споров. Данные постоянно пополняется новыми записями, не составляют коммерческой тайны и направляются в Центральный каталог кредитных историй. Центральный каталог кредитных историй - подразделение Банка России, которое ведет базу данных, создаваемую для поиска бюро кредитных историй, содержащих кредитные истории субъектов кредитных историй.

     Дополнительная  часть кредитной истории называется «закрытой». В ней содержатся сведения о банках, предоставивших информацию о заемщике и организациях, ее запрашивающих. Закрытая часть кредитной истории может быть выдана только заемщику, на которого она заведена или в случае необходимости по запросу суда. В состав кредитной истории включается информация обо всех изменениях содержащихся в ней сведений. Бюро кредитных историй предоставляет кредитный отчет:

  • Пользователю кредитной истории - по его запросу;
  • Субъекту кредитной истории - по его запросу для ознакомления со своей кредитной историей;
  • В Центральный каталог кредитных историй - титульную часть кредитного отчета;
  • В суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии    согласия    прокурора    в    органы    предварительного    следствия    по возбужденному    уголовному    делу,     находящемуся     в    их    производстве, дополнительную (закрытую) часть кредитной истории.

     Бюро  кредитных историй обеспечивает хранение кредитной истории в  течение 15 лет со дня последнего изменения информации, содержащейся в кредитной истории. По истечении указанного срока кредитная история аннулируется (исключается из числа кредитных историй, хранящихся в соответствующем бюро кредитных историй).

     Для уверенности, что информация о кредитной  дисциплине, передающаяся и хранящаяся в бюро, соответствует действительности, заемщик имеет право один раз в год бесплатно запрашивать у бюро собственную кредитную историю. Главная цель таких запросов - проследить корректность «досье». Для этого нужно обратиться в Центральный каталог кредитных историй. Через него можно узнать название Бюро кредитных историй, куда и следует обращаться за информацией о себе. Историю выдадут только самому клиенту - при предъявлении паспорта. Если обнаружится неточность, следует написать заявление в Бюро кредитных историй с указанием соответствующей ошибки, а в случае отказа внести коррективы - доказать свою правоту клиент может через суд.

     По  состоянию на 01.09.2007 года в России зарегистрировано четыре кредитных  бюро федерального масштаба: Бюро кредитных  историй «Экспириан - нтерфакс», ОАО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ), ЗАО «Бюро кредитных историй «Инфокредит» и Национальное кредитное бюро (НКБ). В их базах хранится более 95 процентов кредитных историй физических и юридических лиц. Бюро кредитных историй «Экспириан - Интерфакс» - единственное кредитное бюро, созданное без участия банков в капитале. Его акционеры - агентство «Интерфакс» и - международное кредитное бюро Experian. Пока доля этой организации на рынке невелика - в ней собрано около 700 000 историй, партнерами выступают порядка 170 банков. Сотрудничать с этим бюро согласились, в частности, Международный московский банк, Raiffeisen Bank, Балтийский банк, Банк «Возрождение» и другие.

Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития