Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:34, дипломная работа
Развитие банковского сектора экономики России в течение последних 15 лет было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны (например, кризисы 1998 или 2008 года) приводили к банкротству крупнейших банков.
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитии банковского дела. И докризисное состояние экономики страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так: покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.
Потребительский кредит получил такое широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.
Введение
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1. Понятия потребительского кредита и его роль в экономике
1.2. Правовое обеспечение потребительского кредита
1.3. Потребительский кредит и его роль в экономике
Глава 2. Состояние потребительского кредитования в РФ
2.1. Анализ рынка потребительского кредитования
2.2. Оценка надежности банков с помощью системы CAMEL
2.3. Анализ кредитоспособности заемщика
2.4. Формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования
2.5 Роль и место кредитных бюро в системе потребительского кредитования
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России
3.1. Перспективы правового развития потребительского кредитования
3.2.Оптимизация формирования потребительского кредитного портфеля и управления им
3.3. Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика
3.4.Новые направления потребительского кредитования в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы
Активный рост потребительского кредитования, наблюдавшийся в прошлые годы, закончился. По некоторым оценкам, объем беззалоговых кредитов, выданных физическим лицам за I полугодие 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, снизился более чем на 40%.
Данный результат ожидаем, если учесть, что само количество желающих получить кредит с начала кризиса значительно сократилось, что на фоне растущих ставок по потребительским кредитам и ужесточению правил их получения выглядит вполне закономерно. Многие банки и сами не заинтересованы в развитии данного сегмента - слишком высоки риски не возврата.
Агентство «РБК.Рейтинг» подготовило очередной рэнкинг банков по объему выданных беззалоговых кредитов за I полугодие 2009 года. Результаты рэнкинга оказались значительно хуже прошлогоднего. При этом снизились не только объемы выданных кредитов (а у некоторых банков они сократились почти в 4 раза, что, впрочем, пока не носит массового характера), но и количество самих участников, многие из которых не захотели раскрывать свои показатели. Так, за 2008 год, количество участников сократилось почти на 10%, при этом многие из них в прошлом показывали довольно внушительные результаты, занимая в рэнкинге не последние места (таблица 2).
Отсутствие в рэнкинге двух активных игроков: «Сбербанка» и «Русского Стандарта» (на момент подготовки материала данные по потребительскому кредитованию в агентство не поступили), позволило «ВТБ 24» занять первое место, значительно опередив других участников. Объем выданных беззалоговых кредитов за I полугодие 2009 года составил более 33 млрд. руб., что почти на 14 млрд. руб. больше аналогичного показателя «Альфа-банка», занимающего второе место, третье место занимает «ХКФ-БАНК» с результатом 12 млрд. руб.
Таблица 2 - Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2009 году
№ | Банк | Выдано беззалоговых кредитов за I полугодие 2009 года (тыс. руб.)* | В том числе кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., зарегистрированными на территории Москвы и Московской области (тыс. руб.) | В том числе кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., зарегистрированными на территории Cанкт-Петербурга и Ленинградской области (тыс. руб.) |
1 | ВТБ 24 | 33 029 193.86 | 6 014 344.94 | 2 455 110.31 |
2 | Альфа-банк | 19 290 217.81 | 5 099 786.35 | 1 073 940.14 |
3 | ХКФ-БАНК | 12 324 567.00 | 899 292.00 | 491770 |
4 | Россельхозбанк | 11 588 710.50 | 77 049.03 | 38 170.95 |
5 | Русфинанс Банк | 10 988 107.18 | 523 985.86 | 328 060.21 |
6 | ОТП Банк | 9 390 975.76 | - | - |
7 | Восточный Экспресс | 9 083 578.12 | 48 298.12 | 98 752.34 |
8 | Газбанк | 5 001 514.26 | - | - |
9 | Росбанк | 4 510 505.65 | 211 196.61 | 51 181.50 |
10 | Уралсиб | 3 783 641.44 | 339 101.61 | 274 998.83 |
По размеру портфеля беззалоговых кредитов на 1 июля 2009 года также лидирует «ВТБ 24» с результатом более 139 млрд. руб., а вот второе и третье места занимают: «Россельхозбанк» (55.11 млрд. руб.) и «Росбанк» (52 млрд. руб.), соответственно.
Что
касается регионального разреза
потребительского кредитования, то отметим
следующее. По данным исследовательской
группы ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»,
в 2007 г. по числу выданных кредитов лидировали
Центральный и Поволжский Федеральные
округа (около 1/3 и 1/5 всего объема соответственно).
Меньше всего - 4% - выдали потребительских
кредитов кредитные организации Дальневосточного
Федерального округа - рисунок 3.
Рисунок
3 - Региональная структура рынка потребительского
кредитования
По
данным BusinessVision, проводившего опрос среди
жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска,
Екатеринбурга, Самары, Краснодара, Нижнего
Новгорода и др. в 2007г. в 41 % случаев потребительский
кредит брался с целью приобрести бытовую
технику, в 37% - для покупки компьютерной
техники, в 15% - одежды, в 6% - автомобиля,
в 1% случаев - на другие нужды (покупка
жилья, лечение, туризм)- рисунок 4.22
Основными предпосылками развития банков стал рост экономики России, увеличение реальных доходов населения вследствие этого роста, а также постепенное заполнение рынка потребительского кредитования конкурентоспособными игроками, предоставляющими потребителям кредитные услуги на конкурентоспособных ценовых условиях.
Структура рынка потребительского кредитования в течение 2008 г. претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущим годом.
В частности, структура рынка несколько сместилась в пользу целевых кредитов (автокредитование, товарное кредитование, ипотека), доля которых выросла примерно на 10 %. Наиболее быстрорастущим сегментом рынка было автокредитование, доля которого выросла более чем на 7 %. На целевые кредиты по итогам 2008г. пришлось порядка 62 % объема портфеля кредитов, выданных физическим лицам.
В
региональной структуре рынка по-прежнему
доминировал Центральный
В валютной структуре рынка доминировали рублевые кредиты (порядка 85 % общего объема кредитного портфеля), а срочная структура рынка указывает на преобладание долгосрочных кредитов (более 3 лет). На долю кредитов срочностью от 1 до 3 лет пришлось порядка 18 % кредитного портфеля, а на кредиты срочностью от 6 месяцев до 1 года - почти 10 %.
Специалисты Центра экономических исследований ММИЭИФП (Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права) оценивают потенциал роста рынка кредитования физических лиц в 2008 г. на уровне 115% по сравнению с 2007 годом, где общий портфель потребительских кредитов к концу года вырастет до 1,33 трлн. руб.
В течении 2006 - до сентября 2008гг развитие рынка потребительского кредитования развивался бурными темпами, увеличился спрос на кредиты со стороны населения, росли доходы домашних хозяйств. Росту рынка способствовал ряд факторов, в числе которых продолжающийся рост экономики страны, сопровождаемый ростом доходов населения, появление на рынке новых игроков и новых кредитных продуктов и, как следствие, снижение ценовых условий кредитования.23
Усиление конкуренции на рынке розничных банковских услуг является одной из причин поиска кредитными организациями новых форм взаимоотношений с клиентами.
Реагируя на растущий спрос, банки активно развивают потребительское кредитование, усиливая моду на жизнь в долг: стараются разнообразить кредитные линейки, вводят новые продукты, или предлагают клиентам различные программы лояльности. Например, сотрудники предприятия, обслуживающегося в данном банке, получают значительные привилегии при получении кредитов. Для сотрудников своих крупных корпоративных клиентов банки разрабатывают классические программы потребительского кредитования, когда кредит предоставляется без обеспечения или под поручительство юридического лица. При этом кредит может быть перечислен заемщику на банковскую карту и предоставляться в виде кредитной линии. К таким заемщикам предъявляются льготные требования - меньше перечень документов, необходимых для получения кредита; мягче требования к стажу и образованию, и при этом процент по кредиту может быть снижен по сравнению с обычной ставкой24.
Привлекая
потенциального заемщика, банки предлагают
все новые схемы
Принципиальных различий между схемами, предлагаемыми разными банками не существует. Например, одни банки предлагают страхование, другие - нет. Одни банки предлагают кредиты, где можно первые два месяца не платить, другие банки предлагают иные условия. Но, по сути, эти схемы одинаковы, и большинство кредитных продуктов у банков очень похожи. Различия в основном в том, насколько банк хорошо обслуживает клиента - подробно ли предоставляет необходимую информацию, распечатывает ли график всех платежей с указанием комиссий и штрафов до того момента как клиент подписал какой-либо договор и другое.
С 2004г. банки, для привлечения клиентуры, активно предлагают достаточно нестандартные схемы потребительского кредитования.
Например «льготные кредитные
ставки». Все эти низкие или
даже нулевые ставки являются
рекламным трюком, в то время
как кредитный договор
Пример западных стран показывает, что увеличение доходов населения обычно сопровождается ростом числа обращений к кредитным организациям. Развитие потребностей, как правило, происходит быстро, так что доходы не успевают достичь равновесия с желаниями. Данный психологический эффект оказывается ключевым фактором развития кредитных организаций, которые помогают населению преодолеть разрыв между желаемым и действительным уровнем финансовых возможностей27.
Лидеры потребительского кредитования, такие как Сбербанк РФ, «Русский Стандарт», и Хоум Кредит энд Финанс Банк занимают ведущее положение на рынке. Тем не менее конкуренция становится все более острой. Обострение конкуренции заставляет банки применять более гибкую политику. В 2006 г. был расширен спектр кредитных продуктов для частных лиц, упрощена процедура по получению некоторых займов и несколько снижены процентные ставки.
Список различных существующих на рынке предложений постоянно растет. Например, в Ситибанке можно получить заем на обучение в Британской высшей школе дизайна. «Русский Стандарт» выдает кредиты на покупку бытовой техники, одежды, спортивных товаров, туристических путевок и т. д. Хоум Кредит энд Финанс Банк предоставляет займы даже на приобретение музыкальных инструментов, спортивных товаров и швейной техники.
Важно отметить, что главной целью каждого банка, стремящегося серьезно развивать потребительское кредитование, - партнерские отношения с торговой сетью. Ведь одно дело - заставить человека со средним доходом и небольшим опытом в получении займов прийти в финансовое учреждение и совсем другое - когда покупатель может оформить кредит на понравившийся ему товар прямо в магазине.
Несмотря на то, что огромный рынок потребительского кредитования открыт для новых участников, состав банков, тесно сотрудничающих с торговыми сетями, практически не меняется. Причина сложившийся ситуации, является недостаточная проработка вопросов сотрудничества банка и торговой сети. Необходимо более детально выстроить схему взаимоотношений и запустить совместную программу кредитования, просчитать риски, а это требует значительных усилий и времени.
В рейтинг банков по объему выданных кредитов в торговых точках, составленный журналом «Финанс» по данным на 1 января 2009 года, вошли 12 наиболее активных банков на рынке экспресс-кредитов.28
Первую строчку в рейтинге занял банк «Русский стандарт». За ним следует Хоум кредит энд Финанс банк. По итогам 2008 года объем ссуд, выданных частным лицам, у Хоум кредит энд Финанс банк вырос лишь на 13%, тогда как у банка «Русский стандарт» - на 61%.
На третьей позиции оказался Росбанк. Объемы выдаваемых Росбанком «магазинных» ссуд снижаются: если за 2007 год в общей сложности таких кредитов было выдано на сумму 28 миллиардов рублей, то за 2008 год - на 20,6 миллиардов рублей.
Четвертое место в рейтинге занял Русфинансбанк - розничная «дочка» банка Сосьете Женераль, зарегистрированная в Самаре. Экспресс-кредиты в точках продаж занимают в портфеле банка почти 30%. Бизнес Русфинансбанка изначально опирался на регионы, поскольку в Москве все «лучшие места» были уже заняты. Провинциальные жители не подвели: весь портфель кредитов частным лицам за 2008 год увеличился на 191%.
За
Русфинансбанком следует
Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития