Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Развитие банковского сектора экономики России в течение последних 15 лет было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны (например, кризисы 1998 или 2008 года) приводили к банкротству крупнейших банков.

Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитии банковского дела. И докризисное состояние экономики страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так: покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.

Потребительский кредит получил такое широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования

1.1. Понятия потребительского кредита и его роль в экономике

1.2. Правовое обеспечение потребительского кредита

1.3. Потребительский кредит и его роль в экономике

Глава 2. Состояние потребительского кредитования в РФ

2.1. Анализ рынка потребительского кредитования

2.2. Оценка надежности банков с помощью системы CAMEL

2.3. Анализ кредитоспособности заемщика

2.4. Формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования

2.5 Роль и место кредитных бюро в системе потребительского кредитования

Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России

3.1. Перспективы правового развития потребительского кредитования

3.2.Оптимизация формирования потребительского кредитного портфеля и управления им

3.3. Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика

3.4.Новые направления потребительского кредитования в современных условиях

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 944.50 Кб (Скачать файл)

     Уточним в связи с этим терминологическую  сторону вопроса. Производить означает что-то делать, создавать, совершать  действия по созданию чего-то.

     Когда кредитор передает (отдает взаймы), он делает передачу, причем делает не вообще что-то, а передает произведенные ранее ценности (товар, деньги, стоимость), способствует их движению. Обладая движущей силой, превращая неработающие ресурсы в работающие, приносящие участникам экономических отношений прибыль, кредит уже сам по себе совершает полезную работу. Это и есть положительная сторон кредита, позитивно влияющего на совершение обмена и приводящего к более производительному использованию капитала: в обществе увеличивается масса используемого капитала, являющегося источником экономического развития.

     Однако  кредит в этом случае является не только средством увеличения производительности использования капитала страны. Он сам не только обладает энергетической силой, но и как специфической отношение между кредитором и заемщиком приводит к созданию своего продукта. Продуктом, создаваемым кредитором, являются высвободившиеся у него ресурсы, ссужаемая стоимость, дополнительные платежные средства, которые потребляет заемщик.

     Однако  у ряда экономистов вызывает сомнение функционирование потребительского кредита. Еще более 150 лет назад профессор  А. Цешковский писал: «Что касается кредита, используемого собственно в потреблении, то он, конечно, наносит ущерб будущему, является непродуктивным использованием накопленных фондов, настоящих капиталов, долги, которые он создает, поглощают капитал, перекладываются в конечном счете на будущие ресурсы…Потребительский кредит порочен, потому что он поглощает капитал.»

     Заметим, что А. Цешковский, как, впрочем, и другие, делает столько же категоричные выводы не в отношении кредита как такового, а в отношении его использования. Данная стадия движения ссужаемой стоимости в известной степени является решающей, определяющей возможности возвращения этой суммы. Действительно, есть вероятность нерационального  использования ссуды, возможность проедания общественного продукта. Однако это лишь вероятность, которая связана с субъективным выбором заемщика, проявившего интерес к заемным ресурсам. Такая вероятность свойственна любой форме кредита; потребительский кредит – это только вид кредита, определенным образом организованного, его функционирование – лишь момент в общей системе функционирования кредита. 

     Вместе  с тем потребление не так безнадежно. Потребление, являясь конечной стадией воспроизводства, выступает условием производства. Производство совершается не ради самого производства, а во взаимодействии с другими стадиями: распределением, обменом и потреблением. Общество потребляет с тем, чтобы иметь возможность вновь производить. Важно не забывать и того, что потребление в известном смысле создает спрос, формируя стимулы для расширения производства и обращения товаров. Поэтому производительная сила потребительского кредита состоит не в самом производстве товара, а заключена в формировании у потребителя спроса на товар. Кредит обладает производительной силой не только потому, что с его помощью создаются условия для вовлечения имеющихся ресурсов в кругооборот и ему присуща двигательная сила, но и потому, что в процессе кредитных отношений создается особый продукт – эмитируются дополнительные платежные средства, содействующие процессу увеличения производства и обращения, создаются стимулы для их развития.

     Движущая  сила по отношению к производству превращается в силу развития. Это связано с тем, что кредит обладает способностью расширять пределы развития производства, увеличивать долю дохода на капитал. К этому толкает сама конкуренция. Кредит становится объективно необходимой силой, заставляющей производителя постоянно модернизировать производство, улучшать его методы, совершенствовать технологию сбыта своих товаров.

     Движущая  сила проявляется и в том, что  с помощью кредита происходит пространственный и временной переход  товаров.

     Пространственный  переход становится возможным потому, что при помощи кредита ценности перемещаются из одного региона в другой, из одной странны в другую.

     Пространственный  перенос стоимости, опосредованный кредитом, преодолевает территориальной  разделение труда, одновременно создает возможность пространственного сотрудничества самых отдаленных экономических субъектов во всех частях мира.

     Благодаря кредиту накопленные ценности, произведенные в прошлом, используются в современном производстве. Обладая способностью временного преодоления, кредит позволяет использовать достижения прошлых поколений в интересах настоящего производства.

     С помощью кредита создается возможность  перехода из будущего в настоящее. Кредит приближает получение необходимого результата, обладает свойством приближения времени получения дохода. То, что за счет собственных накоплений можно приобрести только завтра, заемщик с помощью кредита использует приобретенную ценность уже сегодня. Данное свойство получило название «антиципация дохода».

     Разумеется, этой способностью кредита, которую считают самостоятельной силой кредит, нужно пользоваться с особой осторожностью. Риск затрат, окупаемость которых зачастую непросто вычислить, может привести не к расширению производства, не к доходу, а к  убыткам (гибели) кредита.

     Индустриализация производства, приближение получения будущих доходов, является сильной стороной кредита.

     Кредит  обладает покупательной силой. Кредитные ресурсы, поступившие в распоряжение субъектов экономики, позволяют произвести платежи за товары и услуги, увеличивают оборотные средства этих субъектов. Заемщики увеличивают спрос. Кредитор не теряет при этом свою покупательную способность, продолжает работу в прежнем ритме, поскольку в счет кредита произошла передача свободных денежных средств либо товаров как продолжение процесса реализации (например, при товарном коммерческом кредите). Можно заключить, что покупательная способность кредита помогает поддерживать обращение, в конечном счете, также ускоряет его и воспроизводственный процесс в целом.

     Кредит  обладает балансирующей силой – способностью создавать равновесие между потребностью в ресурсах и их реальным наличием. Кредит начинает функционировать тогда, когда у субъектов кредитных отношений возникает потребность в нем: у заемщика образовался временный дефицит ресурсов, у кредитора – их излишек.

     Сказанное ранее не означает, что назначение кредита по отношению к капиталу состоит только в его передаче от одного субъекта к другому, из одного региона в другой, с помощью  кредита происходит аккумуляция и концентрация капитала. 20

     К числу факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительского кредита, относят:

     - Наличие преимущественно краткосрочной  структуры банковских пассивов, что не позволяет развивать  долгосрочное кредитование физических  лиц и не стимулирует спокойствие и постоянство   как клиентов,   так и кредитных организаций в участии в данных сделках;

     - Наличие «белых» и «черных»  доходов физических лиц - потенциальных  заемщиков. Это не позволяет, с одной стороны,   кредитным организациям с полной уверенностью сказать о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны - самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности за счет средств потребительских кредитов в связи с невозможностью документального подтверждения своего реального финансового состояния;

     - Неоправданно высокий   уровень   процентных   ставок,   применяемых  кредитными организациями, что   делает заведомо невыгодным использование  потребительских кредитов потенциальными  клиентами со средним достатком.

     В настоящее время российские банки  имеют тенденцию перехода  к развитию рынка потребительских кредитов и активно применяют новейшие технологии, оперативно развивают продуктовый ряд, создают широкую сеть филиалов, дополнительных офисов и банкоматов.

Выводы  по главе 1:

     1. Несмотря на существующие наработки в области нормативно-правового регулирования потребительского кредитования, основное регулирование потребительского кредитования связано с принятием законопроекта "О потребительском кредитовании". Целями этого законопроекта являются защита прав и законных интересов заемщиков - физических лиц и кредиторов, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации, повышение устойчивости финансовой системы, создание условий для предотвращения недобросовестной конкуренции в сфере потребительского кредитования.

     2. Потребительское кредитование - наиболее  динамичное направление развития  банковского сектора.

     3. С помощью потребительского кредитования  можно приобрести не только  квартиру, дом, автомобиль, но и  получить образование, приобрести  мебель, бытовую технику и другие товары народного потребления, совершить туристическую поездку, оплатить медицинскую операцию.

     4. Основное преимущество от внедрения  системы потребительского кредитования - повышение уровня жизни населения  страны, стимулирование эффективности труда,  уменьшение текучести кадров, и, как следствие, снижение социальной напряженности в обществе.

     5. Классификация     потребительских     кредитов     заемщиков     и     объектов кредитования  может определяется:

     -по  направлениям использования - на неотложные нужды; на строительство и приобретение жилья; на капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, их газификацию и присоединение к сетям водопровода и канализации.

     -по  субъектам кредитной сделки (по  облику кредитора и заемщика) различают: банковские потребительские ссуды; ссуды торговых организаций населению; потребительские   ссуды   кредитных   учреждений   небанковского   типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи и другие); личные или частные потребительские ссуды, предоставляемые частными лицами; - потребительские   ссуды   заемщикам   от   организаций,   в   которых   они работают.

     -по  срокам кредитования потребительские  кредиты подразделяются на краткосрочные  (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

     - в зависимости от способа предоставления потребительские кредиты делятся на целевые и нецелевые (на неотложные нужды, овердрафт и другое).

     -по  обеспечению различают кредиты  необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием).

     -по  методу погашения кредиты делятся  на погашаемые единовременно  и кредиты с рассрочкой платежа.

     -в  зависимости от метода взимания  процентов выделяют кредиты:  с удержанием процентов в момент  предоставления  кредита; с уплатой  процентов в момент погашения кредита; с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Состояние потребительского кредитования в РФ

2.1. Анализ рынка потребительского  кредитования

 

     По  данным ЦБ РФ, на 1 января 2009 г. Кредитные организации России предоставили кредиты физическим лицам на сумму 1 212 871 млн. руб. С 2002 по 2008 гг. величина кредитов населению увеличилась с 0,5 до 2,3 % ВВП, а к 2012 г. этот показатель должен достичь 5% ВВП, в соответствии с рисунком 2.21

     Рисунок 2 - Динамика объемов потребительского кредитования (в % к объему ВВП) 

     Агентство «РБК.Рейтинг» совместно с проектом MoneyGuide подготовило рейтинги самых  потребительских банков по итогам 2008 года. Всего в рейтинге приняло  участие 93 банка. Совокупный объем выданных беззалоговых кредитов всех участников рейтинга в прошлом году превысил 1.1 трлн. руб.(таблица 1). 
 

      

Таблица 1 - Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в 2008 году

Банк Выдано беззалоговых кредитов в 2008 году* (тыс. руб.) Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.09 (тыс. руб.) Выдано беззалоговых кредитов в 2007 году* (тыс. руб.) Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.08 (тыс. руб.)
1 Сбербанк 429 284 180.00 643 757 755.80 419 746 075.40 596 615 830.40
2 Русский Стандарт 156 923 717.10 137 075 101.90 174 606 469.90 155 489 843.40
3 ВТБ 24 103 453 970.00 129 754 430.10 54 433 254.70 60 258 466.20
4 Альфа-Банк 51 908 479.60 41 254 857.60 37 595 604.80 27 630 048.90
5 Ренессанс Кредит 46 911 568.50 41 517 284.50 40 344 183.40 32 892 883.00
6 Росбанк 34 609 963.80 57 849 095.70 35 842 560.30 46 765 946.40
7 Восточный Экспресс 30 850 294.40 17 767 873.00 26 505 233.10 15 328 259.00
8 ОТП Банк 30 250 887.30 17 861 212.00 24 764 260.00 17 768 937.10
9 Русфинанс Банк 28 090 017.40 22 947 745.20 15 473 983.00 9 912 483.00
10 Райффайзенбанк 25 094 137.60 32 095 749.40 19 525 812.60 23 173 805.10
11 Кредит Европа Банк 21 166 573.50 17 424 186.00 14 715 597.20 13 653 670.00
12 УРСА Банк 17 714 851.60 24 248 200.20 29 594 542.70 26 153 918.70
13 Транскредитбанк 17 022 320.00 30 596 584.00 17 955 266.00 21 514 916.00
14 Уралсиб 15 028 625.40 20 210 416.80 17 208 335.90 19 816 796.70
15 Смоленский Банк 11 410 023.50 3 366 076.10 9 639 393.40 2 717 526.40
16 Газбанк 10 802 692.00 3 320 029.00 17 916 725.00 3 589 649.00
17 УБРР 9 788 903.10 11 478 638.00 9 359 365.50 8 244 810.50
18 Балтийский  Банк 7 132 943.00 5 941 653.50 9 199 920.00 5 516 932.40
19 МБРР 7 042 661.90 5 979 888.10 6 185 444.30 4 985 178.20
20 Пробизнесбанк 6 221 204.00 8 615 553.00 8 820 313.00 7 583 022.00

Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития