Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:34, дипломная работа
Развитие банковского сектора экономики России в течение последних 15 лет было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны (например, кризисы 1998 или 2008 года) приводили к банкротству крупнейших банков.
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитии банковского дела. И докризисное состояние экономики страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так: покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.
Потребительский кредит получил такое широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.
Введение
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1. Понятия потребительского кредита и его роль в экономике
1.2. Правовое обеспечение потребительского кредита
1.3. Потребительский кредит и его роль в экономике
Глава 2. Состояние потребительского кредитования в РФ
2.1. Анализ рынка потребительского кредитования
2.2. Оценка надежности банков с помощью системы CAMEL
2.3. Анализ кредитоспособности заемщика
2.4. Формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования
2.5 Роль и место кредитных бюро в системе потребительского кредитования
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России
3.1. Перспективы правового развития потребительского кредитования
3.2.Оптимизация формирования потребительского кредитного портфеля и управления им
3.3. Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика
3.4.Новые направления потребительского кредитования в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы
Уточним в связи с этим терминологическую сторону вопроса. Производить означает что-то делать, создавать, совершать действия по созданию чего-то.
Когда кредитор передает (отдает взаймы), он делает передачу, причем делает не вообще что-то, а передает произведенные ранее ценности (товар, деньги, стоимость), способствует их движению. Обладая движущей силой, превращая неработающие ресурсы в работающие, приносящие участникам экономических отношений прибыль, кредит уже сам по себе совершает полезную работу. Это и есть положительная сторон кредита, позитивно влияющего на совершение обмена и приводящего к более производительному использованию капитала: в обществе увеличивается масса используемого капитала, являющегося источником экономического развития.
Однако кредит в этом случае является не только средством увеличения производительности использования капитала страны. Он сам не только обладает энергетической силой, но и как специфической отношение между кредитором и заемщиком приводит к созданию своего продукта. Продуктом, создаваемым кредитором, являются высвободившиеся у него ресурсы, ссужаемая стоимость, дополнительные платежные средства, которые потребляет заемщик.
Однако у ряда экономистов вызывает сомнение функционирование потребительского кредита. Еще более 150 лет назад профессор А. Цешковский писал: «Что касается кредита, используемого собственно в потреблении, то он, конечно, наносит ущерб будущему, является непродуктивным использованием накопленных фондов, настоящих капиталов, долги, которые он создает, поглощают капитал, перекладываются в конечном счете на будущие ресурсы…Потребительский кредит порочен, потому что он поглощает капитал.»
Заметим, что А. Цешковский, как, впрочем, и другие, делает столько же категоричные выводы не в отношении кредита как такового, а в отношении его использования. Данная стадия движения ссужаемой стоимости в известной степени является решающей, определяющей возможности возвращения этой суммы. Действительно, есть вероятность нерационального использования ссуды, возможность проедания общественного продукта. Однако это лишь вероятность, которая связана с субъективным выбором заемщика, проявившего интерес к заемным ресурсам. Такая вероятность свойственна любой форме кредита; потребительский кредит – это только вид кредита, определенным образом организованного, его функционирование – лишь момент в общей системе функционирования кредита.
Вместе с тем потребление не так безнадежно. Потребление, являясь конечной стадией воспроизводства, выступает условием производства. Производство совершается не ради самого производства, а во взаимодействии с другими стадиями: распределением, обменом и потреблением. Общество потребляет с тем, чтобы иметь возможность вновь производить. Важно не забывать и того, что потребление в известном смысле создает спрос, формируя стимулы для расширения производства и обращения товаров. Поэтому производительная сила потребительского кредита состоит не в самом производстве товара, а заключена в формировании у потребителя спроса на товар. Кредит обладает производительной силой не только потому, что с его помощью создаются условия для вовлечения имеющихся ресурсов в кругооборот и ему присуща двигательная сила, но и потому, что в процессе кредитных отношений создается особый продукт – эмитируются дополнительные платежные средства, содействующие процессу увеличения производства и обращения, создаются стимулы для их развития.
Движущая сила по отношению к производству превращается в силу развития. Это связано с тем, что кредит обладает способностью расширять пределы развития производства, увеличивать долю дохода на капитал. К этому толкает сама конкуренция. Кредит становится объективно необходимой силой, заставляющей производителя постоянно модернизировать производство, улучшать его методы, совершенствовать технологию сбыта своих товаров.
Движущая сила проявляется и в том, что с помощью кредита происходит пространственный и временной переход товаров.
Пространственный переход становится возможным потому, что при помощи кредита ценности перемещаются из одного региона в другой, из одной странны в другую.
Пространственный перенос стоимости, опосредованный кредитом, преодолевает территориальной разделение труда, одновременно создает возможность пространственного сотрудничества самых отдаленных экономических субъектов во всех частях мира.
Благодаря кредиту накопленные ценности, произведенные в прошлом, используются в современном производстве. Обладая способностью временного преодоления, кредит позволяет использовать достижения прошлых поколений в интересах настоящего производства.
С
помощью кредита создается
Разумеется, этой способностью кредита, которую считают самостоятельной силой кредит, нужно пользоваться с особой осторожностью. Риск затрат, окупаемость которых зачастую непросто вычислить, может привести не к расширению производства, не к доходу, а к убыткам (гибели) кредита.
Индустриализация производства, приближение получения будущих доходов, является сильной стороной кредита.
Кредит обладает покупательной силой. Кредитные ресурсы, поступившие в распоряжение субъектов экономики, позволяют произвести платежи за товары и услуги, увеличивают оборотные средства этих субъектов. Заемщики увеличивают спрос. Кредитор не теряет при этом свою покупательную способность, продолжает работу в прежнем ритме, поскольку в счет кредита произошла передача свободных денежных средств либо товаров как продолжение процесса реализации (например, при товарном коммерческом кредите). Можно заключить, что покупательная способность кредита помогает поддерживать обращение, в конечном счете, также ускоряет его и воспроизводственный процесс в целом.
Кредит обладает балансирующей силой – способностью создавать равновесие между потребностью в ресурсах и их реальным наличием. Кредит начинает функционировать тогда, когда у субъектов кредитных отношений возникает потребность в нем: у заемщика образовался временный дефицит ресурсов, у кредитора – их излишек.
Сказанное ранее не означает, что назначение кредита по отношению к капиталу состоит только в его передаче от одного субъекта к другому, из одного региона в другой, с помощью кредита происходит аккумуляция и концентрация капитала. 20
К
числу факторов, сдерживающих развитие
российского рынка
-
Наличие преимущественно
- Наличие «белых» и «черных» доходов физических лиц - потенциальных заемщиков. Это не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью сказать о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны - самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности за счет средств потребительских кредитов в связи с невозможностью документального подтверждения своего реального финансового состояния;
-
Неоправданно высокий уровень
процентных ставок, применяемых
кредитными организациями, что
В настоящее время российские банки имеют тенденцию перехода к развитию рынка потребительских кредитов и активно применяют новейшие технологии, оперативно развивают продуктовый ряд, создают широкую сеть филиалов, дополнительных офисов и банкоматов.
Выводы по главе 1:
1.
Несмотря на существующие
2.
Потребительское кредитование - наиболее
динамичное направление
3.
С помощью потребительского
4.
Основное преимущество от
5. Классификация потребительских кредитов заемщиков и объектов кредитования может определяется:
-по направлениям использования - на неотложные нужды; на строительство и приобретение жилья; на капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, их газификацию и присоединение к сетям водопровода и канализации.
-по субъектам кредитной сделки (по облику кредитора и заемщика) различают: банковские потребительские ссуды; ссуды торговых организаций населению; потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи и другие); личные или частные потребительские ссуды, предоставляемые частными лицами; - потребительские ссуды заемщикам от организаций, в которых они работают.
-по
срокам кредитования
- в зависимости от способа предоставления потребительские кредиты делятся на целевые и нецелевые (на неотложные нужды, овердрафт и другое).
-по обеспечению различают кредиты необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием).
-по
методу погашения кредиты
-в
зависимости от метода
По данным ЦБ РФ, на 1 января 2009 г. Кредитные организации России предоставили кредиты физическим лицам на сумму 1 212 871 млн. руб. С 2002 по 2008 гг. величина кредитов населению увеличилась с 0,5 до 2,3 % ВВП, а к 2012 г. этот показатель должен достичь 5% ВВП, в соответствии с рисунком 2.21
Рисунок
2 - Динамика объемов потребительского
кредитования (в % к объему ВВП)
Агентство
«РБК.Рейтинг» совместно с проектом
MoneyGuide подготовило рейтинги самых
потребительских банков по итогам 2008
года. Всего в рейтинге приняло
участие 93 банка. Совокупный объем выданных
беззалоговых кредитов всех участников
рейтинга в прошлом году превысил 1.1 трлн.
руб.(таблица 1).
Таблица 1 - Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в 2008 году
№ | Банк | Выдано беззалоговых кредитов в 2008 году* (тыс. руб.) | Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.09 (тыс. руб.) | Выдано беззалоговых кредитов в 2007 году* (тыс. руб.) | Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.08 (тыс. руб.) |
1 | Сбербанк | 429 284 180.00 | 643 757 755.80 | 419 746 075.40 | 596 615 830.40 |
2 | Русский Стандарт | 156 923 717.10 | 137 075 101.90 | 174 606 469.90 | 155 489 843.40 |
3 | ВТБ 24 | 103 453 970.00 | 129 754 430.10 | 54 433 254.70 | 60 258 466.20 |
4 | Альфа-Банк | 51 908 479.60 | 41 254 857.60 | 37 595 604.80 | 27 630 048.90 |
5 | Ренессанс Кредит | 46 911 568.50 | 41 517 284.50 | 40 344 183.40 | 32 892 883.00 |
6 | Росбанк | 34 609 963.80 | 57 849 095.70 | 35 842 560.30 | 46 765 946.40 |
7 | Восточный Экспресс | 30 850 294.40 | 17 767 873.00 | 26 505 233.10 | 15 328 259.00 |
8 | ОТП Банк | 30 250 887.30 | 17 861 212.00 | 24 764 260.00 | 17 768 937.10 |
9 | Русфинанс Банк | 28 090 017.40 | 22 947 745.20 | 15 473 983.00 | 9 912 483.00 |
10 | Райффайзенбанк | 25 094 137.60 | 32 095 749.40 | 19 525 812.60 | 23 173 805.10 |
11 | Кредит Европа Банк | 21 166 573.50 | 17 424 186.00 | 14 715 597.20 | 13 653 670.00 |
12 | УРСА Банк | 17 714 851.60 | 24 248 200.20 | 29 594 542.70 | 26 153 918.70 |
13 | Транскредитбанк | 17 022 320.00 | 30 596 584.00 | 17 955 266.00 | 21 514 916.00 |
14 | Уралсиб | 15 028 625.40 | 20 210 416.80 | 17 208 335.90 | 19 816 796.70 |
15 | Смоленский Банк | 11 410 023.50 | 3 366 076.10 | 9 639 393.40 | 2 717 526.40 |
16 | Газбанк | 10 802 692.00 | 3 320 029.00 | 17 916 725.00 | 3 589 649.00 |
17 | УБРР | 9 788 903.10 | 11 478 638.00 | 9 359 365.50 | 8 244 810.50 |
18 | Балтийский Банк | 7 132 943.00 | 5 941 653.50 | 9 199 920.00 | 5 516 932.40 |
19 | МБРР | 7 042 661.90 | 5 979 888.10 | 6 185 444.30 | 4 985 178.20 |
20 | Пробизнесбанк | 6 221 204.00 | 8 615 553.00 | 8 820 313.00 | 7 583 022.00 |
Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития