Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:39, дипломная работа
Цель данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в ОАО «СКБ-Банк».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации потребительского кредитования в коммерческом банке: рассмотреть понятие, виды потребительских кредитов, изучить особенности оценки кредитоспособности индивидуальных заемщиков и организации кредитного процесса;
- изучить опыт работы ОАО «СКБ-Банк». с индивидуальными заемщиками: дать общую характеристику банка, и его финансовому состоянию, рассмотреть основные виды кредитов и требования, предъявляемые к заемщику и поручителям, охарактеризовать особенности организации потребительского кредитования в банке, провести анализ портфеля потребительских кредитов;
Введение
1 Теоретические основы и экономическая сущность потребительского кредитования
1.1 Понятие потребительского кредитования и его основные виды
1.2 Зарубежный опыт потребительского кредитования
1.3 Значимость операций потребительского кредитования в российском банковском секторе
2 Анализ потребительского кредитования в ОАО «СКБ-БАНК»
2.1 Общая характеристика ОАО «СКБ-Банк»
2.2 Анализ деятельности ОАО «СКБ-Банк»
2.3 Организация потребительского кредитования в ОАО «СКБ-Банк»
3 Направления совершенствования потребительского кредитования в ОАО «СКБ-банк»
Заключение
Список использованных источников
Целевые ссуды с индивидуальными условиями – это относительно новая услуга зарубежных банков, предоставляемая в основном клиентам для приобретения крупных покупок. Для получения кредита в Великобритании нет необходимости встречаться с работником банка; кредит будет выдан на основании информации, содержащейся в заявлении. Затем клиент банка получает извещение о предоставлении ему кредита, подписывает кредитный договор и возвращает его по почте в банк. Минимальный размер ссуды составляет, как правило, 7500 ф.ст., максимальный размер не установлен. При выдаче такой ссуды кредитуется 100% стоимости покупки. Срок погашения составляет 15 лет. Погашение задолженности может осуществляться двумя способами: ежемесячными платежами с процентами или перечислением только процентов, а сумма ссуды погашается при получении заемщиком страховки или других средств.
Ссуды на образование детей представляют собой долгосрочные ссуды с низким уровнем банковского процента. Минимальный размер ссуды в Великобритании составляет 1000 ф.ст., максимальный размер не установлен. Заемщик может получать средства в течение определенного периода времени – до 10 лет – по мере перехода детей из школы в колледж или университет. Кредит студентам в Великобритании предоставляется безлимитно и сумма его определяется по согласованию с клиентом. По студенческим ссудам в течение первых 6 месяцев с момента окончания учебного заведения банк взыскивает с заемщика льготные проценты. По желанию клиента первый платеж в погашение ссуды может быть отсрочен на 4 месяца. Для студентов изучающих определенные дисциплины, например, медицину или юриспруденцию, банки могут устанавливать дополнительные льготы.
В последние годы французские банки активно предоставляют студентом персональные ссуды на весь срок обучения с погашением задолженности в течение пяти последующих лет. Такие кредитные соглашения содержат страховые контракты и поручительство родителей.
В целом можно сделать вывод, что в последние года западные банки стремились, с одной стороны, найти возможные варианты модификации традиционных кредитных услуг не только для удовлетворения потребностей реальных клиентов, но и для привлечения новых, а с другой стороны, - создавать и развивать принципиально новые, ранее не проводившиеся кредитно-расчетные операций для населения.
В западных странах вопросы
потребительского кредита
В США и странах
Евросоюза потребительское
Наибольшее распространение
Однако в 1990-е гг. темп роста рынка потребительских кредитов сократился. В Великобритании прирост выданных кредитов населению снизился с 15,1% до 7,9%. Аналогичная ситуация прослеживалась и в США – объем выданных кредитов сократился на 4,5%. Подобное сокращение было вызвано общим экономическим спадом в Европе и США. В таких странах как Швеция и Финляндия в течение 1980-х гг. наблюдался «кредитный бум» – объем выданных кредитов населению увеличился за 10 лет в 4 раза. Однако последовавший за ним банковский кризис привел к резкому уменьшению темпов прироста до минус 5,5%: рецессия привела к снижению потребительского спроса, и домохозяйства предпочитали сохранять имеющиеся денежные средства вместо привлечения дополнительных.
Наибольший удельный вес потребительского кредита в общем объеме выданных кредитов к 1997 г. наблюдался в США (14,4%), Великобритании (10%) и Германии (11%). Постоянное увеличение сектора потребительского кредитования и разнообразие видов и условий займов привели к большой его популярности среди населения.
Американское законодательство рассматривает потребительский кредит с двух сторон в зависимости от целей его использования. Помимо кредитов на покупку товаров длительного пользования отдельно выделяют ипотечные кредиты.
Классификация кредитов по целевому назначению отличается от той, что принята в российской науке, и подразумевает выделение следующих его видов:
По характеру погашения и кругооборота средств выделяют кредит, погашаемый постепенно (installment) и единовременно (noninstallment). Кредит, погашаемый разовым взносом должника обычно предоставляется коммерческими банками или торговыми организациями. Однако наибольшее распространение получил кредит, погашаемый двумя и более взносами, что в основном связано с развитием возобновляемого / револьверного кредита.
Отдельно в США выделяют ипотечные кредиты. «Развитие ипотечного кредитования было предопределено постоянным ростом цен на недвижимость, начиная с 1980-х гг., а также общей их привлекательностью для населения» [23, с.4]. Американская модель ипотеки отличается от распространенной в Европе немецкой модели, основанной на первоначальном накоплении средств частным лицам в банке. Одним из субъектов кредитования являются строительно-сберегательные кассы, которые имеют возможность устанавливать процентные ставки на уровне ниже рыночного, поскольку вкладчики и заемщики сами являются членами кассы. В Великобритании данные институты называются строительными обществами, во Франции – жилищно-сберегательными кассами. потребительский кредит
Американская модель представляет собой механизм привлечения долгосрочных кредитов в виде выпуска ценных бумаг и основана на действии двух крупнейших ипотечных агенств: «Freddie Mac» и «Fannie Mae».Данная схема позволяла устанавливать низкие процентные ставки, не зависящие от объема привлеченных депозитов банком и его кредитной политики, и оставалась эффективной вплоть до 2007 г.
В Великобритании существует несколько иная классификация потребительских кредитов:
Несмотря на схожесть классификаций потребительских кредитов в России и за рубежом, главное различие заключается в более подробном их выделении в российской науке. Наблюдаются разногласия и в названиях – так, кредит на учебу, как принято называть его в США, в России предоставляется как кредит на образовательные цели.
Ипотечные кредиты предоставляют не только на покупку нового дома, но и на его перепланировку, а также возможна выдача кредита фермеру для улучшения земельных угодий. Помимо предоставления кредита банки Великобритании предлагают дополнительный набор услуг: страхование строений, страхование обстановки дома, страхование платежей в погашение задолженности, бриджинг суммы (кредитование разницы стоимости старого и нового дома).
Подобный спектр услуг и форм предоставления кредита не мог не повлиять на население и спрос с их стороны. К 2000 г. прирост объемов кредитования в еврозоне составил 10%, однако далее вплоть до 2004 г. наблюдалось устойчивое его снижение.
Сокращение кредитов
в начале 2000-х гг. объясняется
общей экономической
Одним из результатов деятельности ЕЦБ относительно процентных ставок и регулирования денежной массы стало устойчивое замедление ее прироста в реальном выражении. В 2004-2005 гг. наметился рост ВВП, начал расти объем выданных потребительских кредитов – на конец 2005 г. он составил 4192,5 млрд. евро, что соответствует темпу роста в 108,9% относительно января данного года. В 2006 г. темп роста кредитования сохранился, что связано с ускорением экономического развития и увеличением розничных продаж.
Однако уже к следующему году ситуация стала меняться – период с 2007 г. по сентябрь 2008 г. характеризовался общим кризисом ликвидности в зоне евро. В целях стимулирования экономики ЕЦБ принял решение о снижение ставки рефинансирования на 1,5 п.п. до уровня в 3,5%. Это должно было благотворно сказаться на уровне выдаваемых кредитов, в том числе и потребительских. Данная мера привела к краткосрочному увеличению кредитования физических лиц – темп прироста в марте-апреле 2007 г. составил 7,1% против 6,7% в январе того же года, но уже к началу 2008 г. сократился до уровня в 5,1%. Декабрь 2008 г. был отмечен снижением темпов кредитования до 1,4%. Подобное сокращение общего объема выданных потребительских кредитов может быть объяснен негативными ожиданиями потребителей относительно дальнейшего развития экономики евросоюза, повышением кредитных рисков и ужесточением условий выдачи кредитов. Спрос на потребительские кредиты составил минус 21%, что в основном обеспечено неуверенностью потребителей «в завтрашнем дне». В 2009 г. темпы прироста стремительно сокращались и достигли минимума в минус 1,3% в октябре. [29, С. 47].
Развитие потребительского кредитования в 2010-2011 гг. показало смягчение кризиса и начинающийся рост. Темпы роста кредитования к началу 2011 г. составили 103,4% против 103,0% в конце 2010 г. Это объясняется не только улучшением общей экономической ситуации и повышением благосостояния, но и политикой ЕЦБ, который с июля 2009 г. удерживает ставку рефинансирования на уровне в 1%. Монетарная политика ЕЦБ направлена на снижение и удержание на минимальном уровне инфляции. Центральный банк России, несмотря на мероприятия, призванные сдерживать темп инфляции (что обусловило повышение ставки рефинансирования до 8,5%), в настоящее время склонен к стимулированию кредитного сектора. Общее улучшение экономической ситуации в России в 2010 г. также позволило определить положительные темпы роста потребительского кредитования.
В США потребительское кредитование развивалось более успешно, чем в зоне евро.
Большую часть выдаваемых кредитов занимает ипотека: до кризиса примерно 90% семей приобретало жилье с помощью ипотечных кредитов, объем ипотечного кредитования к 2005 г. достиг 3,5 трлн. долл. «Росту ипотечного кредитования способствовало неуклонное – с 1950-х гг. практически до начала 2007 г. – повышение цен на жилье. Это открывало возможности получения выгодных кредитов под залог домов, их покупки в порядке инвестирования, вовлечения в ипотечное кредитование несостоятельных граждан. Все эти категории заемщиков рассчитывали на возможность в случае необходимости продать дом по цене, превышающей стоимость залога, и поэтому охотно шли на риск» [23, С.5].