Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель работы – провести анализ потребительского кредитования в России и отразить проблемы и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Отразить теоретические аспекты потребительского кредитования, включая понятие потребительского кредита и его роль в экономике, классификацию потребительских кредитов, правовое обеспечение потребительского кредитования;
2. Исследовать состояние потребительского кредитования в РФ, включая анализ рынка потребительского кредитования, оценку надежности банков с помощью системы CAMEL, анализ кредитоспособности заемщика, формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования;
3. Показать тенденции и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России.
1) об обязательных условиях
договора потребительского
— сроке кредитования;
— размере предоставляемых по договору потребительского кредита денежных средств или, в случае необходимости, лимит кредитования и порядок предоставления денежных средств в пределах установленного лимита;
— валюте кредита;
— годовой процентной ставке;
— полной стоимости кредита;
— совокупном размере денежных обязательств потребителя по сопутствующим договорам, заключаемым с кредитором и др.;
2) о размере платежей
потребителя по сопутствующим
договорам, заключаемым с
3) о перечне платежей
потребителя по сопутствующим
договорам, заключаемым с
Еще одной предусмотренной проектом обязанностью кредитора является предоставление по требованию потребителя плана, или графика, платежей потребителя по заключаемому договору потребительского кредита.
Представленные порядок
и состав информации являются отработанными
и реализуются последние
Необходимо отметить возможность наличия в правоотношениях еще одного дополнительного субъекта — кредитного брокера. По замыслу разработчиков законопроекта, кредитным брокером предполагается считать постоянно проживающее на территории Российской Федерации и зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо или российское юридическое лицо (коммерческая организация), которые действуют в интересах потребителя и(или) кредитора и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров займа и кредитных договоров между кредитором и потребителем, а также с исполнением указанных договоров.
Надо отметить, что представленная дефиниция института кредитного брокера является достаточно удачной, в первую очередь, в силу своей развернутости и детальности проработки. Охвачены практически все сферы, в которых может возникнуть необходимость в привлечении услуг кредитного посредника — брокера.
До момента заключения
договора потребитель обязан лично
или через кредитного брокера
предоставить кредитору сведения, предусмотренные
правилами потребительского кредитования.
При этом необходимо помнить, что
у каждого банка-кредитора
Помимо заявления о предоставлении денежных средств заемщик-потребитель должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, дополнительные документы, с помощью которых банк — потенциальный кредитор сможет оценить его кредитоспособность, а также документы, подтверждающие его финансовое положение и кредитную историю (при их наличии).
Такая норма рассматриваемого
законопроекта направлена как на
защиту прав потребителя (от потребителя
могут быть затребованы только документы,
подтверждающие его кредитоспособность,
что обусловлено существом
Договор потребительского кредита содержит правила (общие условия), которые разрабатываются и утверждаются кредитором самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом РФ, данным законопроектом или иными федеральными законами. Требования к таким правилам перечислены в пункте 2 статьи 9 анализируемого законопроекта. Среди них можно назвать, например, следующее: воля потребителя на заключение рассматриваемого договора должна быть выражена однозначно и не может допускать двоякого толкования. Так, в качестве конклюдентного действия может быть расценено молчание, однако исключительно в случае, когда потребителю предоставлен срок не менее 14 дней для прямого заявления и кредитор обязуется в начале такого срока особо обратить на него внимание потребителя.
Кроме того, является обязательной и в случае несоблюдения влечет ее недействительность письменная форма договора потребительского кредита.
Проектом закреплено также неотъемлемое право заемщика-потребителя на зачет по требованию, срок которого наступил, а также кредитора — на напоминание об исполнении заемщиком обязанности либо о назначении ему нового срока исполнения обязательства.
Эти и другие требования
к внутренним банковским правилам осуществления
потребительского кредитования (п. 2 ст.
9 законопроекта) в полной мере соответствуют
действующим практикам
Помимо правил осуществления потребительского кредитования данный законопроект предусматривает обязательные условия такого кредитования (ст. 10 законопроекта).
Рассматриваемый законопроект
наряду с договором потребительского
кредита предусматривает
Само введение понятия сопутствующей услуги в действующее нормативно-правовое регулирование и тем более на уровне законодательного акта представляется крайне удачным и полезным нововведением. В настоящее время сопутствующие услуги безусловно присутствуют в банковской практике и занимают в ней далеко не последнее место. Однако отсутствие хотя бы фрагментарного регулирования данного института вызывает в претензионной области немало существенных проблем.
Надо отметить, что фактически заключение договора об оказании сопутствующих услуг является для потребителя, желающего заключить договор потребительского кредита, необходимым условием, так как при несогласии потребителя на его заключение кредитная организация может отказать в заключении договора потребительского кредита. При этом такой порядок, предложенный в законопроекте, не будет считаться нарушением нормы статьи 16 Федерального закона «О защите прав потребителей». Соответственно при возникновении у потребителя желания расторгнуть договор об оказании сопутствующих услуг кредитор вправе потребовать расторжения договора потребительского кредита.
Кроме того, если в договоре потребительского кредита не содержится указания на изменение стоимости сопутствующих услуг, то кредитор вправе изменить их стоимость в одностороннем порядке. При этом последний обязан уведомить потребителя о таком изменении одновременно с перерасчетом полной стоимости кредита.
Указанные положения законопроекта бесспорно свидетельствуют о достаточной степени приемлемости названного законопроекта для банковской практики в случае его принятия.
Очевидным является тот факт,
что в момент обращения заемщика-
Заемщик-потребитель имеет
право вернуть всю сумму
Также заемщик вправе отказаться от исполнения договора потребительского кредита без объяснения мотивов в течение 14 календарных дней. Отказ осуществляется в письменной форме. При этом он обязан выплатить неустойку, предусмотренную договором, которая не может превышать 0,5% от основной суммы займа.
Если в момент заключения договора кредитор не сообщил потребителю о его праве на отказ от исполнения договора, потребитель вправе отказаться в течение 30 дней со дня заключения договора.
Все перечисленные положения
являются для существующей банковской
практики отработанными и вполне
приемлемыми. Они позволяют в
достаточной степени не только сохранить
действующий порядок
Кредитная организация имеет
право предоставлять
Совершенно очевидно, что
кредитор после предварительной
проверки платежеспособности потенциального
должника имеет право требовать
досрочного возврата денежных средств,
предоставленных по договору потребительского
кредита, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
и договором потребительского кредита.
Причем, как правило, основную часть
случаев, когда кредитная организация
будет иметь право потребовать
досрочного исполнения договора, представляется
обоснованным закреплять именно в договоре,
так как из существующей в настоящее
время практики видно, что законодательство
не предоставляет всего
Для непосредственного
Согласно законопроекту, коллекторские агентства — это организации, осуществляющие в соответствии с законодательством деятельность по приобретению денежных требований, срок исполнения которых наступил, с целью их последующего предъявления должнику и взыскания долга и(или) осуществляющие по поручению кредитора деятельность по предъявлению должнику денежных требований, срок исполнения которых наступил, и взысканию долга.
Таким образом, проект предлагает законодательно закрепить возможность цессирования долга от непосредственного кредитора любым третьим лицам.
На сегодняшнем этапе развития кредитных отношений на потребительском рынке правоприменительная практика позволяет сделать вывод о безусловной необходимости принятия подобного рода закона. В целом рассмотренный проект представляется вполне приемлемым с точки зрения финансово-экономических реалий и сложившейся банковской практики.46
Кредитный риск находится в прямой зависимости от качества кредитного портфеля. Кредитный портфель — это результат деятельности банка по предоставлению кредитов, который включает в себя совокупность всех выданных банком кредитов за определенный период времени. Качественная оценка риска кредитного портфеля становится особенно актуальной в связи с диверсификацией банками своих операций.