Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель работы – провести анализ потребительского кредитования в России и отразить проблемы и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Отразить теоретические аспекты потребительского кредитования, включая понятие потребительского кредита и его роль в экономике, классификацию потребительских кредитов, правовое обеспечение потребительского кредитования;
2. Исследовать состояние потребительского кредитования в РФ, включая анализ рынка потребительского кредитования, оценку надежности банков с помощью системы CAMEL, анализ кредитоспособности заемщика, формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования;
3. Показать тенденции и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России.
В соответствии с методом анализа иерархий решаемая проблема разбивается на более мелкие составляющие, а те, в свою очередь, на еще более мелкие и так далее, тем самым, образуя иерархию. Этот метод основан на предположении о том, что человеческое мышление имеет иерархическую структуру. На верхних уровнях иерархии стоят более общие знания и правила вывода, чем на нижних. По аналогии с этой моделью мышления требуется представить информационную проблему (в нашем случае, анализ банковской деятельности) в виде иерархии.
В соответствии с выше обозначенной концепцией сведения сложной задачи оценки общего благополучия банка к большему количеству простых задач удачно выглядит известная экспертная рейтинговая система CAMEL. Данная методика, начиная с 1978 года является официальной методикой рейтингования трех главных учреждений США по банковскому надзору:
В настоящее время эта методика также используется мировым рейтинговым агентством Thomson Financial BankWatch.
Методика CAMEL имеет иерархическую структуру, предполагающую разделение общей надежности банка на пять основных компонент:35
Каждая из перечисленных пяти основных компонент расщепляется в свою очередь на более “мелкие” составляющие.
При всей перспективности такого представления банковского анализа, рейтинговая система CAMEL имеет ярко выраженные недостатки методического плана.
Во-первых, четко не формализовано, как эксперт, имея представление о значениях “мелких” составляющих, должен выставлять балльные оценки основных компонент.
Во-вторых, представляется некорректным способ получения итогового показателя надежности банка, предполагающий простое суммирование балльных оценок компонент надежности. Балльные оценки имеют нечисловую (квазичисловую) природу, поэтому нельзя с ними работать как с обычными числами. Предпочтительней использовать более совершенные методы, в том числе учитывающие различную степень влияния компонент методики на общую оценку банка.
Вместе с тем общая концепция СAMEL удачно ложится в рамки теории анализа иерархий, где перечисленные проблемы корректно устраняются. Тем самым, существует научно обоснованный путь необходимого совершенствования известной методики. После проведения соответствующей работы возможно создать на основе рейтинговой системы CAMEL новый экспертный экспресс-метод анализа банка, позволяющий:
Такая методика может быть в частности широко востребована при проведении различного рода инспекторских проверок кредитных организаций.
Совершенствование методики CAMEL может позволить получить не только новую действенную методику, но и выяснить на основе экспертных знаний реальные степени влияния отдельных аспектов работы банков на общий показатель надежности.
В заключение отметим, что даже до проведения соответствующей работы можно оценить качество будущей методики. Дело в том, что применение математических методов анализа иерархий в иерархизированных проблемах, какой является использование рейтинговой системы CAMEL, повышает качество решений. Таким образом, модернизированная методика CAMEL заведомо будет работать лучше исходного варианта. А один из выигрышей очевиден, - четкая формализация, ранее неформальных, принципов выставления балльных экспертных оценок компонент надежности банка. Важным также является то, что эффективность модернизированной системы CAMEL прежде всего зависит от умений и объективности аналитиков, осуществляющих настройку системы и оценку банков.36
Для банка - кредитора финансовая состоятельность заемщика важна постольку, поскольку он рассчитывает вовремя получить обратно выданную в качестве кредита сумму и проценты на нее. Такая состоятельность заемщика выражается в его платежеспособности и кредитоспособности.
Платежеспособность - это способность (наличие возможности) и готовность (наличие желания) физического лица своевременно и в полном объеме погашать свои денежные обязательства (долги). Кредитоспособность - это способность и готовность физического лица своевременно и в полном объеме гасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). Кредитоспособность - понятие более узкое, чем платежеспособность. Чтобы решиться выдать кредит данному" заемщику, банку достаточно убедиться в его кредитоспособности.
По методике Сбербанка России кредитоспособность заемщика (Р) определяется по формуле (1)37
Р = Дч´К´1,
где Дч - среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей;
К - коэффициент в зависимости от величины Дч:
при Дч в эквиваленте до 500 долларов США К =0,3;
при Дч в эквиваленте от 501 до 1000 долларов США К =0,4;
при Дч в эквиваленте от 1001 до 2000 долларов США К=0,5;
при Дч в эквиваленте свыше 2000 долларов США К =0,6;
1 – срок кредитования, мес.
Аналогичным порядком проводится анализ кредитоспособности поручителя заемщика38.
Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи кредита. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком возможности и целесообразности предоставления заемщику кредитов, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором.
Анализ кредитоспособности
клиента предшествует заключению с
ним кредитного договора, позволяет
выявить факторы риска, способные
привести к непогашению выданного
банком кредита в обусловленный
срок, и оценить вероятность
Оценка кредитоспособности
клиента проводится в кредитном
отделе банка на основе информации,
характеризующей способность
Факторы, влияющие на кредитоспособность заемщика приведены на рисунке 539.
Доходы заемщика определяются по трем направлениям: от заработной платы, сбережений и капитальных вложений, прочие доходы.
Рисунок 5 - Факторы, влияющие на кредитоспособность заемщика
К основным статьям расходов заемщика относятся: подоходный и другие налоги, алименты, ежемесячные или квартальные платежи по ранее полученным кредитам, выплаты по страхованию жизни и имущества, коммунальные платежи и другое. Подтверждение размера доходов и расходов возлагается на клиента, предъявляющего:
Единой методики оценки кредитоспособности заемщика не существует, банк имеет право ориентироваться на широко используемый международный или отечественный опыт либо разработать собственный подход.
Банки представляют собой организации системного риска. Одним из многообразных рисков, присущих банковской деятельности, является кредитный риск, поскольку кредитные вложения представляют собой преобладающую форму размещения собственных и привлеченных средств банка, а также наиболее доходную часть его активов.
Кредитный риск - это потенциальные потери, возникающие при невозврате или несвоевременном возврате клиентами - заемщиками сумм задолженностей банкам.40
К способам сохранения банковских активов, минимизации потерь и стабильной работы банковской системы в целом относятся:
- оценка банками
своего кредитного риска,
- обеспечение
возвратности кредита
- создание бюро кредитных историй.
Формирование резерва возможных потерь от ссуд (РВПС)
Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с порядком, установленным Положением ЦБ РФ от 26.03.04 г. № 254 - П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
Резерв на возможные потери от суд обеспечивает создание банкам более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссудам. Резерв формируется за счет отчислений, относимых на расходы банков, и используется только для покрытия непогашенной клиентами ссудной задолженности по основному долгу. Резерв формируется в валюте Российской Федерации независимо от валюты ссуды. Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, то есть по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска.
Оценка кредитного
риска по каждой выданной ссуде должна
проводиться кредитной
В целях определения
размера расчетного резерва в
связи с действием факторов кредитного
риска ссуды классифицируются на
основании профессионального
Резерв формируется в пределах суммы основного долга. В сумму основного долга не включаются: обусловленные законом, обычаями делового оборота или договором о предоставлении ссуды платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора о предоставлении ссуды
Вся информация о заемщике, включая информацию о рисках заемщика, фиксируется в досье заемщика.
Формирование резерва осуществляется кредитной организацией на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и (или) качества обеспечение ссуды. При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика кредитная организация обязана осуществить реклассификацию ссуды при наличии оснований уточнить размер резерва.
Кредитная организация
в порядке, установленном уполномоченным
органом кредитной организации,
документально оформляет и
В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.
Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:41
Характеристика категорий качества отражена в таблице 3.
Таблица 3 – Характеристика категорий качества
Категория |
Характеристика |
I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) |
- отсутствие
кредитного риска (вероятность |
II категория качества (нестандартные ссуды) |
- умеренный кредитный
риск (вероятность финансовых |
III категория качества (сомнительные ссуды) |
- значительный
кредитный риск (вероятность финансовых
потерь вследствие |
IV категория качества (проблемные ссуды) |
- высокий
кредитный риск (вероятность
финансовых потерь вследствие
неисполнения либо |
V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) |
- отсутствует
вероятность возврата ссуды в
силу неспособности или отказа
заемщика выполнять |