Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
ознакомиться на практике с проведением платежей по счетам юридических лиц и другим операциям по обслуживанию клиентов;
выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов.
Введение 2
Глава 1. Понятие и значения безналичных расчетов 6
1.1 Возникновение и развитие безналичных расчетов 6
1.2 Значения и принципы организации безналичных расчетов 12
1.3 Классификация безналичных расчетов 21
1.4 Эволюция и характеристика современных форм безналичных расчетов 23
Глава 2. Организация безналичного денежного оборота в Российской Федерации 28
2.1 Правовые основы регулирования безналичного денежного оборота и принципы его организации 28
2.2 Роль ЦБ РФ и коммерческих банков в организации безналичного денежного оборота 32
2.3 Способы организации межбанковских расчетов 33
Глава 3. Проблемы в организации безналичного денежного оборота и Совершенствование форм безналичных расчетов в РФ 37
3.1Проблемы в организации безналичного денежного оборота в Российской Федерации 37
3.2 Основные направления совершенствования безналичных расчетов в современных условиях 41
3.3 Создание эффективной электронной платежной системы 46
3.4 Клиринг – как один из перспективных методов банковских расчетов 57
Заключение 65
Список использованной литературы и другие источники информации
Также
существует ряд проблем, связанных
с использованием пластиковых карточек.
Во-первых, большинство карточек в
России дебетовые и по ним нельзя
получит кредит. Во-вторых, потребители
в основном используют карточки только
для снятия денег через банкомат,
а не для оплаты с их помощью
покупок в магазине. В частности,
опрос, проведенный на сайте СКБ-банка,
показал, что 41 процент опрошенных расплачиваются
картой при любой возможности, 36
процентов - категорически отказываются
использовать свою банковскую карту
для оплаты покупок и услуг. И
23 процента держателей карт используют
их в качестве «запасного варианта»
- когда наличных денег с собой
недостаточно. В – третьих, трудность
по их использованию связана с
тем, что пластиковые карточки
принимаются далеко не во всех магазинах.
Кроме того, рядовому потребителю
чисто психологически приятнее иметь
туго набитый бумажник, а не пластиковую
карточку. Развитие кредитных карточек
также затруднено тем, что клиентам
достаточно сложно предоставить гарантии
своей будущей
В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.
Для
коммерческих банков расчеты – один
из главных участков деятельности,
во многом обслуживающий их процветание.
По данным банков, наибольший удельный
вес в общей сумме доходов
составляют доходы от оказания услуг
по переводу денежных средств. От качества
расчетно-кассового
Объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности. В рамках этой концепции, как свидетельствует международная и отечественная практика.
Особое
место в совершенствовании
Суть инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему:
Во многих развитых странах все больше операций проводится клиентами без посещения банка. Во Франции, например, прямую связь с банком имеют около 300 тыс. клиентов. В США все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому.
Современные
тенденции развития безналичных
расчетов обусловлены интенсивным
развитием современных
Поэтому очень важным является дальнейшее развитие безналичных расчетных операций с использованием различных коммуникационных систем: почтовой, телеграфной, телетайпной, телексной и других, а также электронной связи, когда носителями платежных инструментов являются электронные импульсы и дискеты.
Во многих странах сегодня повсеместно применяются IT-технологии и развивается e-banking. Эти услуги предоставляют клиенту возможность удаленного управления своим счетом с использованием тех или иных телекоммуникационных сетей. В нашей стране уже несколько лет существует индустрия интернет-банкинга. Вряд ли ее обороты можно назвать очень большими, однако данная услуга успешно развивается и доказала свою перспективность в Беларуси. Несмотря на недоверие большинства населения к Интернет-технологиям, число клиентов, предпочитающих дистанционный способ общения с банком постепенно увеличивается. Специалисты банков отмечают, что клиенты все чаще используют Интернет не только для проверки финансового состояния, но и в качестве инструмента для работы с банковскими продуктами.
Интернет-банкинг
является наиболее совершенным и
перспективным воплощением
Модернизация
телекоммуникационных систем, используемых
для осуществления
Создание
зон самообслуживания позволяет
резко снизить нагрузку на специалистов
операционного зала банка и соответственно
сократить количество исполнителей.
Создаются и полностью
Развитие
системы безналичных расчетов в
РФ находит государственную
Поэтому
органы власти заинтересованы в развитии
платежной системы нашей
Следует
отметить, что Центральный банк Российской
Федерации уделяет особое значение
развитию платежной системы и
в заявлении Правительства
Задача первая. Проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.
Задача
вторая. Разработка Банком России системы
валовых расчетов, осуществляемых в
режиме реального времени. Такая
система предназначена для
Задача третья. Совершенствование тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.
Задача четвертая. Осуществление разработки и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.
Задача
пятая. Совершенствование
Задача
шестая. Для сокращения наличного
денежного оборота развитие правовой
и методологической базы, способствующей
внедрению безналичных
Задача седьмая. Создание клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.
Задача восьмая. Развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.
Задача
девятая. Унификация законодательства
Российской Федерации и норм банковского
регулирования в соответствии с
международными правилами и практикой
в области документарных
Со стороны Национального банка должен быть обеспечен эффективный постоянный надзор за функционированием системы безналичных расчетов по розничным платежам, направленный на формирование заинтересованности населения в предлагаемых банками розничных услугах и укрепление доверия к национальной валюте.
С целью повысить эффективность, надежность и безопасность функционирования национальной платежной системы, своевременного и качественного осуществления расчетов продолжается работа по совершенствованию нормативно–правовой базы платежной системы, расширению набора инструментов монетарного регулирования.
Становление новой телекоммуникационной среды, основанной на Интернете и мобильных технологиях, привело к значительным изменениям в ряде сегментов розничной торговли и появлению новых сегментов. Наряду с переходом в Интернет традиционных видов удаленной торговли, основанных на модели физической доставки товаров по каталогам, практически сразу стали появляться новые сегменты, в которых сама доставка товаров происходит по Интернету.
Первоначально основными товарами в «нематериальном» сегменте были файлы (видео, звуковые или программные), но очень быстро этот сегмент стал заполняться такими товарами и услугами, как электронные билеты, подписки, оплата телекоммуникационных и прочих сервисов, потоковое видео и аудио. в 2009 году активно развивалось дистанционное банковское обслуживание с использованием мобильных телефонов. Количество и объем безналичных розничных платежей физических лиц, проведенных по банковским счетам на основании распоряжений, переданных в кредитные организации с использованием мобильных телефонов, выросли в 2,0 и 2,9 раза соответственно и составили 11,2 млн. операций на сумму 20,5 млрд. рублей (в 2008 году — 5,7 млн. операций на сумму 7,0 млрд. рублей) [25].
Кроме
торговли по каталогам стала стремительно
развиваться аукционная модель. Сейчас
в интернет/торговле появляются совсем
уж необычные модели, например MMORPG Item
Sale, когда через Интернет за деньги
приобретаются различные
Информация о работе Проблемы совершенствования безналичного расчета в Российской Федерации