Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 22:28, курсовая работа
Пластиковые карты – специальные устройства, позволяющие осуществлять безналичные расчеты, получать наличные деньги и предварительно оплаченные услуги. Карта представляет собой пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, дающей ключ к специальному карточному счету в банке.
Актуальность этой темы заключается в том, что в настоящее время совершенствуется банковская информационная система и расчеты, что дает возможность сделать взаимодействие банка и клиента более удобным, ускорить, упростить и удешевить проведение традиционных банковских операций.
Введение 3
1 Расчеты пластиковыми картами 4
1.1 Развитие пластиковых карт и платежных систем 4
1.2 Особенности Российского рынка технологии пластиковых карт 6
1.3 Сущность пластиковых карт 9
1.4 Значение пластиковых карт 12
2 Операции с использованием пластиковых карт. 14
2.1 Операции с использованием пластиковых карт 14
2.1.1 Общая схема расчетов с использованием пластиковых карт 14
2.1.2 В банке-эмитенте 17
2.1.3 В банке-эквайере 20
2.2 Учет расчетов с использованием пластиковых карт 21
2.2.1 В банке-эмитенте 21
2.2.2 В банке-эквайере 22
2.3 Анализ операций с использованием пластиковых карт 23
3 Риски при использовании пластиковых карт и пути их сокращения (на примере ОАО «Уральского банка реконструкции и развития»). 31
Заключение 35
Список использованных источников 38
Юридическому лицу выдаются корпоративные карты, использование которых осуществляется держателем, уполномоченным данным юридическим лицом. Физическое лицо имеет личную карту и вправе само распоряжаться средствами на счете.
Для физических лиц операции по карте ограничиваются проведением оплаты товаров и услуг и получением (внесением на счет) наличных денег, а для юридических лиц — осуществлением безналичных расчетов с предприятиями торговли и снятием наличных денежных средств со счета в следующих случаях:
Достоинством применения банковских карт (для осуществления расчетов и получения наличных денег) являются возможность отражения операций с использованием нескольких однотипных банковских карт по одному счету и разрешение проведения автоматического обмена (конвертации) валют. Так, для осуществления платежей в торговой сети и получения наличных денег в валюте РФ допускается списание средств со счетов, открытых в иностранной валюте, и наоборот. При этом все расчеты в иностранной валюте осуществляются с соблюдением действующего валютного законодательства.
2.1.3. В банке-эквайере
Банк-эквайер — это кредитная организация, которая осуществляет расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг по операциям, совершаемым с помощью банковских карт, а также проводит выдачу наличных денег держателям карт, эмитированных другими кредитными организациями.
Операции приема и выдачи наличных денег держателям банковских карт могут совершаться через банкоматы и пункты выдачи наличных денег, которые открываются эквайерами.
Обязанности банка-эквайера определяются его ролью по обслуживанию торговых участников карточных систем. Его основные функции:
Операции, совершаемые с использованием банковских карт в банке-эмитенте:
а) через счет, открытый в другом банке Д 30102 К 40817
б) через кассу банка Д 30102 К 42101
в) со счета по учету депозитов Д 42301-42307 К 40817
2 Списаны произведенные расходы с использованием банковских карт при получении наличных денег физическими лицами Д 40817 К 20208
юридическими лицами Д 40702 К 20208
3 Удержана сумма комиссии за операции
а) с юридического лица Д 40702К 70107
б) с физического лица Д 40817К 70107
4
Учтены расходы с
а) если организация, продавшая товары обслуживается этим банком
Д 40702или 40817К 40702
На сумму дисконтной ставки Д 40702или 40817К 70107
На сумму комиссий за процессинг Д 70209К 30102
5 Оплачены предварительные расходы по изготовлению карт
Д 60312К 30102
Д 91202К 91203
Д 20202
К 70107
К 60309
Операции, совершаемые с использованием банковских карт в банке-эквайлере.
1 Выданы наличные средства в пунктах выдачи Д 30233К 20208
2 При получении возмещения на основании выписки
а) Д 30102К 30233 – на сумму выданных наличных денег
б) Д 30102К 70107 –на сумму комиссии эквайера с клиента за пользование пункта выданной наличности.
в) Д 70209К 30233 – на сумму комиссии за процессинг
3
Осуществление расчетов с
а) при получении слипа электронного терминала на сумму совершенных операций за минусом дисконтной ставки Д 30233К 40702
б) на сумму дисконтной ставки Д 30233К 70107
в) на основании полученных реестров платежей, зачисляются средства:
Д 30102К 30233 и одновременно на сумму комиссии за процессинг
Д 70209К 30233
2.3 Анализ операций с использованием пластиковых карт
Участие в платежных системах, эмиссия карт, создание инфраструктуры их обслуживания — не дешевые удовольствия, и лишь при грамотной и эффективной организации бизнеса банковские карты могут действительно стать центром прибыли, а не дополнительной нагрузкой, которую банк вынужден нести по тем или иным причинам.
Насколько эффективен российский карточный рынок?
В 2011 г. было выпущено почти 55 млн. банковских карт. В течение года рынок вырос на 40%. Причем перекосы в использовании очевидны.
Объем наличных денежных средств, снятых по картам, составил 2,6 трлн. руб. и вырос на 50%. Доля же безналичной оплаты товаров и услуг увеличилась по сравнению с 2012 г. всего на 9% и составила лишь 7% от общего оборота по банковским картам.
Таким образом, российский рынок, демонстрируя впечатляющие темпы роста эмиссии и оборотов, по сути, сохраняет старую, зарплатную структуру.
В чем же причина отставания качественных изменений от количественных? В первую очередь — из-за модели карточного бизнеса, которая перестает быть чисто технической. Прежде перед сотрудниками карточных подразделений банков стояли типовые задачи — обеспечить эмиссии определенного числа карт для сотрудников определенного числа предприятий и работу банкоматов без сбоев в дни зарплаты. Самые передовые могли еще предложить схему краткосрочного кредитования держателей карт под их же зарплату. Поэтому на практике эти службы были далеки от таких понятий, как риски неплатежей, управление взаимоотношениями с клиентами, дифференциация карточного портфеля, управление долгами и т.д. Сегодня дело приняло иной оборот. Карта превращается в инструмент розничного бизнеса. И банкам приходится иметь дело не с типовыми сотрудниками предприятий, а с частными клиентами.
Доля кредитных карт составляет пока лишь около 5% от общего объема выдаваемых банками кредитов. Но рост будет неуклонно продолжаться, потому что это наиболее удобный и выгодный способ кредитования. Дебетовые и электронные карты становятся неотъемлемой частью стандартного пакета розничного банковского обслуживания, а карты премиум-сегмента - важнейшим инструментом работы с VIP-клиентами. Банковская карта превращается в инструмент розничного обслуживания, инструмент получения банками прибыли.
Это превращение не происходит само по себе. Оно требует от рынка определенных усилий на всех уровнях. Необходимы изменения в правовом поле, а также стереотипов мышления, как банкиров, так и их клиентов; нужны новые технологии - организационные, информационные, маркетинговые. Должны меняться сами подходы к бизнесу.
По данным Центробанка, на 1 июля 2012 г. в России эмитировано 62,5 млн. карт, из них 93,7% составляют дебетовые продукты. Небольшую долю составляют кредитные карты, и чуть меньше 1% - предоплаченные карты. Два года назад, когда вводили регулятивные нормы в отношении выпуска кредитными организациями предоплаченных карт, ожидалось, что этот сегмент карточного рынка будет более эффективным (учитывая упрощенную схему документооборота по предоплаченным картам, упрощенный бухгалтерский учет операций с данным платежным инструментом и пр.). Однако на практике кредитные организации предпочитают осуществлять эмиссию традиционных карт - расчетных и кредитных, по выпуску которых лидируют международные платежные системы. На долю Visa приходится 42%, Master Card - 36%. Далее идут «Золотая корона» - 5,3%, АС Сберкарт - 4,95 и STB Card - 4%. Это ведущие платежные российские системы, как по количеству эмитированных карт, так и по объему совершаемых операций..
Что касается объемов операций, то в течение последних пяти лет соотношение операций, связанных с получением наличных денежных средств, и безналичных платежей остается неизменным: 90 к 10. И это несмотря на количественный рост карт, активное развитие потребительского кредитования с использованием банковских карт в сфере розничных платежей, высокие темпы развития карточной инфраструктуры, в которую, по оценкам ежегодно инвестируется не менее 20 млн. долл.
Хорошими темпами идет закупка и установка именно терминального оборудования, банкоматов. Число банкоматов на территории России превысило 30 тыс. единиц, причем многие из них многофункциональные, т.е. могут не только выдавать наличные, но и проводить безналичные платежи. Однако, несмотря на высокие темпы развития карточной инфраструктуры, она еще недостаточно развита, о чем свидетельствуют также следующие показатели: в отчетном периоде, как и в предыдущих, российские граждане за рубежом совершили больше операций по безналичным платежам, чем иностранные граждане, приехавшие в Россию.
Во II квартале на территории России объем операций с использованием карт российских банков достиг 1 трлн. руб. За 2012 г. он достиг 4—5 трлн. руб. «Это большие показатели». Но в основном это операции по получению наличных и небольшая доля - операции по безналичным расчетам.
Эффективный карточный бизнес не только строится на анализе и обмене опытом в части развития технологий, инновационных решений, но во многом зависит и от развитости законодательства. В законодательной и нормативной базе все еще существуют нерешенные вопросы, которые не позволяют в полной мере стимулировать развитие именно розничных платежей.
Существуют следующие направления:
В ходе проведенного исследования были проведены опросы среди потребителей пластиковых карт по России и отдельно по Москве. Объем выборки по России составил 1598 человек, метод исследования — индивидуальное интервью. Опрос проводился по репрезентативной общероссийской выборке с учетом квот по полу и возрасту согласно территориальному районированию Госкомстата в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках РФ. Статистическая погрешность исследования - не более 3,4%. В Москве опросили 500 человек, имеющих пластиковые карты (опрос проводился по репрезентативной выборке с учетом квот по полу и возрасту, согласно данным Госкомстата). Метод исследования — телефонное и индивидуальное интервью. Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
На сегодняшний день лишь немногие владеют информацией о банковских услугах и имеют представление об использовании пластиковых карт. И при опросах эта проблема ярко обозначилась: даже сами многие пользователи путались порой, какой вид карты они имеют, например, зарплатную карту или дебетовую. То же самое происходило при названии эмитента. Многие называли компании Visa и т.д. Все это учитывалось при подсчете погрешности. Тем не менее, опрос помог определить тренды, обозначить основные мнения населения, получить реальные цифры об использовании карт и дальнейших планах их использования.
По общероссийскому опросу выявилось, что 21,4% граждан пользуются всеми видами пластиковых карт и 22,1% ими не пользуются, но планируют в будущем ими воспользоваться. А это почти половина опрошенных. Доля мужчин и женщин одинакова, наиболее активные пользователи карт (29%) — это люди в возрасте 45—59 лет. Все меньше идет ранжирование по образовательному цензу. Если раньше картами пользовалась наиболее образованная часть населения, то сейчас ими на равных пользуются люди с высшим и со средним специальным образованием: примерно 37% - со средним и 35,2% - с незаконченным высшим и высшим образованием.