Расчеты пластиковыми картами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Пластиковые карты – специальные устройства, позволяющие осуществлять безналичные расчеты, получать наличные деньги и предварительно оплаченные услуги. Карта представляет собой пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, дающей ключ к специальному карточному счету в банке.
Актуальность этой темы заключается в том, что в настоящее время совершенствуется банковская информационная система и расчеты, что дает возможность сделать взаимодействие банка и клиента более удобным, ускорить, упростить и удешевить проведение традиционных банковских операций.

Содержание работы

Введение 3
1 Расчеты пластиковыми картами 4
1.1 Развитие пластиковых карт и платежных систем 4
1.2 Особенности Российского рынка технологии пластиковых карт 6
1.3 Сущность пластиковых карт 9
1.4 Значение пластиковых карт 12
2 Операции с использованием пластиковых карт. 14
2.1 Операции с использованием пластиковых карт 14
2.1.1 Общая схема расчетов с использованием пластиковых карт 14
2.1.2 В банке-эмитенте 17
2.1.3 В банке-эквайере 20
2.2 Учет расчетов с использованием пластиковых карт 21
2.2.1 В банке-эмитенте 21
2.2.2 В банке-эквайере 22
2.3 Анализ операций с использованием пластиковых карт 23
3 Риски при использовании пластиковых карт и пути их сокращения (на примере ОАО «Уральского банка реконструкции и развития»). 31
Заключение 35
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

моя курсовая работа по МДК 01.01..docx

— 188.80 Кб (Скачать файл)

Что касается материального положения опрошенных, то практически половина ответили, что на продукты и одежду хватает, но покупка вещей длительного пользования является для них проблемой.

Уровень дохода пользователей карточек по России выше 5 тыс. руб. Наиболее активно пластиковыми картами пользуются в Центральном федеральном округе - порядка 41% населения и в наименьшей степени - в Дальневосточном федеральном округе — лишь 6,7% населения.

В Москве картина несколько иная: 51,8% участников опроса пользуются банковской пластиковой картой; 28,6% не пользуются, но предполагают это сделать. Интересно, что доля пользователей мужчин и женщин также одинакова. К наиболее активным пользователям(60,4%) относятся люди в возрасте от 18 до 35 лет. 57% пользователей имеет высшее образование. 57,2% опрошенных имеет ежемесячный доход от 10 до 30 тыс. руб. в месяц. Почти половина респондентов отметили, что могут без труда приобретать вещи длительного пользования, однако для них проблемной становится покупка действительно дорогих вещей. В ходе опроса выяснилось, что 66,6% участников имеют только одну пластиковую карту, 20% - 2 пластиковые карты, остальные -3 карты и больше.

На вопрос, какой именно картой вы обладаете, ответы были таковы: зарплатной — 72,6% опрошенных, кредитными — 22,4%. При этом необходимо учитывать, что большинство владельцев пластиковой банковской карты ошибочно полагают, что у них кредитная карта.

Что касается платежных систем, то согласно данным опроса 65,9% его участников по Москве назвали своей картой Visa, затем — Master Card (21,3%), а другие системы - 13,2%.

При сравнении ответов российских и московских респондентов оказалось следующее: 72,6% используют зарплатную карту в Москве и 86,2% — в Российской Федерации. Кредитными картами по Москве пользуются 22,4%, а по Российской Федерации - 17,9%. Данные не дают в сумме 100%, так как человек может обладать несколькими картами одновременно - и зарплатной, и кредитной, и дебетовой.       Что касается целевого использования пластиковых карт, то очень низкий процент: 12,4% опрошенных указали, что используют их для получения денег в кредит. В Москве 22,4% опрошенных отметили, что имеют кредитные карты, а используют для получения кредита - только 12,4%. И такая проблема реально существует: банки тратят деньги на эмиссию пластиковых карт, но при этом не все их клиенты используют свои карты для получения кредитов. Наиболее востребованные услуги: 76,2% — для получения зарплаты и пенсии, 43,2% -для снятия наличных в банкомате.

Для чего используют банковские пластиковые карты?

76,2%





 

1 получение зарплаты  и пенсии 
2 снятие наличных в банкомате

3 возможность расплачиваться  картой в магазинах, ресторанах  и т.д. 
4  хранение денег

5 получение денег в  кредит 
6 другое

 

На вопрос, заданный владельцам зарплатных банковских карт, хотели бы они получить кредитную или дебетовую карту, ответы были таковы: 24,8% хотели бы получить первую, 21,7% — вторую.

В результате опроса было выявлено, что 45,5% пользователей банковских пластиковых карт вообще не делают покупок по своей карте. На вопрос, что вы оплачиваете, респонденты ответили следующим образом: 45,5% — не делаю покупок; 38% - покупки продуктов питания; 23% - счета в ресторане, кафе; 35% - покупку одежды, мелкой бытовой техники. Крупные же покупки на сумму свыше 15 тыс. руб. в основном оплачивают картой владельцы кредитных банковских карт — 55%.

Среди пользователей банковских пластиковых карт, которые не оплачивают покупки картой, преобладают владельцы зарплатных карт - 77,7%.

Демографические характеристики владельцев кредитных карт выглядят так: это в равной степени мужчины и женщины, 46,4% относятся к возрастной группе от 25 до 34 лет, большая часть - 58% - имеет высшее образование. Доход пользователей данного вида карт - средний и выше среднего, эквивалентно примерно 15— 20 тыс. руб. на одного члена семьи.

На вопрос, удовлетворяет ли вас размер кредитного лимита, владельцы кредитных банковских карт ответили так: 51% полностью удовлетворены и 25% - частично. На вопросы, был ли удовлетворен при обращении в банк ваш запрос по увеличению лимита, пробовали ли вы увеличить кредитный лимит банковской пластиковой карты, 70% ответили, что не пробовали увеличить кредитный лимит, почти 10% обратились в банк, и банк удовлетворил их запрос полностью, 6,5% респондентов сказали, что банк удовлетворил их запрос частично.

Владельцам кредитных карт также задали вопрос: пользуетесь ли вы интернет-банкингом? 20% из них указали, что пользуются, а 53% — не пользуются. Пятая часть опрошенных ответили, что даже не знают, что это такое.

Говоря о частоте использования банковских карт, 34,7% отметили, что снимают 2—3 раза в месяц, 23,8% делают это 1 раз в месяц. Отвечая по поводу способов внесения на счет, 50,6% участников опроса сказали, что никогда не вносят, т.е. деньги поступают по зарплатной карте, 18,9% указали, что делают это наличными в отделениях банка.

На вопрос, насколько удобно расположены банкоматы вашего банка, 58% указали, что достаточно удобно, 21,3% указали, что удобно, но банкоматов маловато. При этом 71,7% всегда имеют при себе пластиковую банковскую карту, а 16,7% берут ее с собой только при необходимости (возможно, потому, что она часто теряется). Данный факт отметила почти пятая часть опрошенных.

Следует отметить, что данные по Российской Федерации репрезентативны именно для России, т.е. их нельзя рассматривать по регионам, отдельно по Москве.

Трудно переоценить важность развитых платежных систем для общества и экономики страны. Банковские карты способствуют эффективным расчетам за товары и услуги, снижению затрат на обслуживание наличных средств, повышению прозрачности финансовых потоков, росту и улучшению экономики страны в целом. Сегодня в России выпущено более 60 млн. пластиковых карт. Однако на кредитные карты, по нашим данным, приходится примерно 14 млн., это менее 15% от общего количества карт. Из них 12 млн. выдано в течение или после выплаты потребительского кредита и 2 млн. - через банковские каналы.

По нашим прогнозам, которые учитывают темпы эмиссии и опыт наблюдения за рынком, к концу 2011 г. количество кредитных карт в России может достигнуть 25 млн. Каждая четвертая выпущенная карта будет кредитной. По-прежнему 70% кредитных карт будут выданы в течение, и после погашения потребительского кредита. В настоящий момент до 30% выданных таким образом карт пока неактивны. Со временем данная цифра заметно уменьшится.

Как отмечалось, рынок осознал необходимость перехода на кредитные карты, поскольку они выгодны и банкам, и клиентам, и торгово-сервисным предприятиям. Коротко остановимся на их основных преимуществах. Для банков это снижение себестоимости обслуживания и автоматизированный процесс управления и утверждения кредита. Кроме того, банк получает ценную информацию по поведению клиента, возможность удерживать его и осуществлять кросс-продажи.

Для клиента кредитная карта также удобна. Она дает возможность возобновлять кредитный лимит.  Вместе с тем клиент может расплачиваться картой в различных магазинах и сервисных предприятиях, пользуясь преимуществами развитой сети приема, хотя следует отметить, что эти возможности осознаны еще далеко не всеми клиентами.

Что касается торгово-сервисных предприятий, то торговые точки, которые принимают к оплате карты, являются более привлекательными для клиентов. Покупатель - держатель кредитной карты тратит в магазине больше, чем при оплате товаров и услуг наличными. Обороты торговых предприятий растут, и, кроме того, у них появляется эффективный инструмент для сбора информации о поведении потребителей.

Итак, на первый взгляд, участники рынка получают огромную пользу от перехода на кредитные карты, однако Россия по количеству кредитных карт до сих пор занимает далеко не первое место, в том числе по сравнению с еще не освоенными рынками Индии и Китая и более развитыми кредитными рынками Испании и Турции (см. диаграмму). Разница более чем существенная. Очевидно, что России предстоит пройти большой путь.

Есть причины, которые тормозят развитие российского рынка кредитных карт. По мнению экспертов Visa International, российский рынок кредитных карт сегодня находится на начальном этапе развития, несмотря на более чем 20-летнюю историю. С чем это связано? Причины, как ни странно, все те же, что были 2 и 3 года тому назад. Во-первых, сама категория кредитных карт находится в процессе становления и по-прежнему нет общего понимания револьверной кредитной карты как продукта. До сих пор преобладает кредитование через торговые точки и бумажное кредитование. Другая причина-это низкий уровень финансовой грамотности клиентов и культуры использования кредита. Хотя наблюдается значительный прогресс в сфере образования, потребители все еще испытывают недостаток базовых знаний о кредитных продуктах и существующих способах оплаты товаров и услуг.

Еще одна проблема, которая, на наш взгляд, значительно тормозит развитие этого рынка в России, — недостаточное количество данных по кредитным историям, которые банки передают в кредитные бюро. Вопрос проверки кредитной истории клиента актуален для всего банковского сообщества и в России, и за рубежом. Так, представитель одного из крупнейших западных банков—эмитентов кредитных карт как-то признался, что их серьезную озабоченность вызывает значительный уровень мошенничества и недобросовестности клиента на этапе заполнения анкет. Некорректные данные и отсутствие информации о заемщиках увеличивают риски банков и не позволяют максимально полно использовать преимущества кредитного сегмента.

Еще три года назад на Конференции Адама Смита я говорил, что надо очень внимательно взвешивать каждый шаг при построении кредитного рынка в России. Сегодня уже появляются тревожные сигналы — невозвраты кредитов. Конечно, невозвраты есть везде. Так, в Великобритании финансовые обозреватели сообщают, что восемь крупнейших банков зарезервировали 3,3 млрд. фунтов стерлингов для покрытия расходов по невозвращенным розничным кредитам за последний год. Это обусловлено тем, что рост задолженности в I полугодии текущего года увеличился на 27% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В России за тот же период, по данным агентства «Рус-Рейтинг», уровень невозвратов потребительских кредитов вырос более чем на 35% и составляет сейчас свыше 30 млрд. руб.

Каковы же причины роста задолженности? Если в Великобритании это неспособность заемщика оценить свои возможности по возврату кредита и несовершенные критерии банков при определении суммы кредитования, то в России это значительный объем кредитов, которые выдаются в местах продажи товаров и, следует особо подчеркнуть, несовершенные процедуры оценки клиентов банка.

Нельзя полностью избавиться от невозвратов, но их можно максимально сократить. И решением в данной ситуации будет развитие института кредитных бюро. В 2005 г. в России вступил в силу закон о кредитных историях. Банк России сообщает, что на сегодняшний день в стране накоплено 7 млн. кредитных историй, хотя общее количество потребительских кредитов составляет несколько десятков миллионов. Крупнейшими кредитными бюро являются «Глобал Пейментс Кредит Серви-сиз», «Национальное бюро кредитных историй» и «Бюро кредитных историй «Инфокредит», на которые приходится 90% кредитных историй России. Ситуация улучшается, хотя и здесь специалисты на ходят проблемы. Так, юристы банков замечают, что в новом законе говорится об обязанности банка передавать информацию в бюро кредитных историй, но об обязанности клиента передавать банку информацию о своей кредитной истории ничего не сказано. Вероятно, нужно будет провести дополнительную работу по изучению ситуации совместно с законодательными органами.


Однако справедливости ради нужно заметить, что на Западе, например, закон не обязывает заемщика предоставлять данные о своей кредитной истории. Но если такой истории нет в распоряжении как минимум трех кредитных бюро, у клиента могут возникнуть проблемы с решением банка о выдаче ему кредита.

Другой актуальный вопрос, по мнению банкиров, - это отсутствие обмена информацией, в том числе и позитивной. Здесь имеется в виду как работа банка более чем с одним бюро, так и потенциальное сотрудничество кредитных бюро между собой.

Проблемные вопросы банковское сообщество может решить, направив на это общие усилия. Среди мер, которые должны осуществить банки по развитию рынка кредитных карт, следует назвать следующие: переход от кредитов в торговых точках к кредитам на кредитные карты, активное сотрудничество с кредитными бюро, развитие сети приема кредитных карт, разработка кредитных продуктов начального и продвинутого уровней.

В свою очередь, Visa намерена продолжать помогать банкам-членам, которых на сегодняшний день уже более 340, правильно управлять портфелями кредитных карт. Кроме того, мы будем разрабатывать эффективные маркетинговые и образовательные программы в помощь банкам, чтобы закрепить категорию револьверных карт. Мы также будем продолжать активную работу с законодательными органами, Ассоциацией «Россия», Ассоциацией российских банков и развивать сотрудничество с Центральным банком и Администрацией Президента РФ, чтобы стимулировать рост рынка платежных карт в целом и кредитных карт в частности.

Актуальными задачами на настоящем этапе развития рынка платежных карт в России мы считаем: переход от кредитов в торговых точках к кредитам на кредитные карты, активное сотрудничество с кредитными бюро, разработку кредитных продуктов начального и продвинутого уровней, развитие сети приема кредитных карт.

Информация о работе Расчеты пластиковыми картами