Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа
Вопросы развития банковской системы, ее устойчивости и ее роль в развитии конкурентоспособной экономики подтверждается и тем вниманием, которое уделяется данному вопросу Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, который в Послании от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», высказал свое беспокойство той ситуацией, которая сложилась в банковской сфере, и рекомендует «разрушить «скрытые» монополии, существующие в банковской сфере»[2]. Действительно, как известно, основу всей казахстанской банковской системы в настоящее время составляет олигополия трех коммерческих банков: АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем» и АО «Народный банк Казахстана». Эти три банка настолько велики, что каждый из них по своему размеру сопоставим с остальными банками в стране вместе взятыми
По сфере обслуживания банки можно подразделить на региональные (местные), межрегиональные, национальные и международные. К региональным банкам относятся банки, которые обслуживают главным образом местных клиентов, клиентов одного региона. К ним можно отнести и муниципальные банки, обслуживающие потребности определенного региона (города); в дореволюционной России такие банки называли городскими. Межрегиональные банки обслуживают потребности нескольких регионов. Национальные банки - это банки, осуществляющие деятельность внутри страны и обслуживающие главным образом потребности клиентов своих стран; международные банки преимущественно обслуживают связи клиентов разных стран.
По числу филиалов банки подразделяются на бесфилиальные и многофилиальные.
В зависимости от обслуживаемых
банками отраслей их можно подразделить
на многоотраслевые и обслуживающи
В международной банковской практике встречаются и другие критерии классификации. Так, в США установлена система двойного подчинения, выделяется группа банков, относящихся к Федеральной резервной системе, и банков, регулируемых со стороны отдельных штатов; по взаимосвязи со страхованием действуют банки, чьи вклады застрахованы в Федеральной корпорации страхования депозитов и не застрахованы там.
Банки как элементы банковской системы могут успешно развиваться только во взаимодействии с другими ее элементами и прежде всего с банковской инфраструктурой. Под банковской инфраструктурой понимается такая совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков. Принято различать два блока банковской инфраструктуры: внутренний и внешний. Первый обеспечивает стабильность банка изнутри, второй - в его взаимодействии с внешней средой.
До Первой мировой войны Франция, сильно отстав от других крупных стран по развитию промышленности интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших депозитных банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу преимущественно не промышленный, а ссудный капитал.
Характер французского банковского менеджмента как ростовщического определил ту особенность французской банковской системы, что в ее деятельности большое место заняли операции, связанные с выпуском и размещением государственных займов. Французские банки активно участвовали в выпуске не только внутренних, французских займов, но и внешних займов других государств.
С 20-х гг. Франция стала интенсивно развиваться в промышленном отношении и отошла от прежних «ростовщических» традиций. В частности, после Второй мировой войны по темпам промышленного развития она была впереди ряда других капиталистических стран. Французские банки, не прекращая своих заграничных операций, стали широко внедряться в промышленность собственной страны, а некоторые из них вошла в число 50 крупнейших банков мира.
Одной из особенностей в управлении ресурсами банков Франции, является — введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать в Банке Франции против предоставленных ими кредитов (далее данную норму начали использовать и банки других стран).. Первоначально эта норма была установлена очень незначительной — 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972 г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с апреля 1972 г. Согласно постановлению Национального совета по кредиту от 16 октября 1972 г. управляющему Банком Франции предоставлено право повысить с 15 до 50% норму обязательных резервов для суммы кредитов, выданных коммерческими банками и финансовыми обществами после 15 апреля 1972 г.
Особенность банковского
менеджмента Франции
Банки самостоятельно не могут определить основные направления деятельности. Государство проводит кредитную политику, регулируя учетные ставки, нормы банковских резервов и т. д. Государственный контроль и регулирование распределения кредитных ресурсов играют важную роль в осуществлении во Франции государственного программирования экономики.
В-четвертых, банки принимают активное участие в финансировании государства через учет казначейских векселей и покупку государственных ценных бумаг. Здесь банковский кредит срастается с государственным бюджетом и активно содействует мобилизации средств, которые тратятся государством на оплату заказов и своих расходов.
В банковской системе Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.
Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положение между депозитными и деловыми банками, являются так называемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита.
Во Франции действует около 25 деловых банков. Согласно закону от 2 декабря 1945 г. наименование «деловые» присвоено банкам, занимающимся учредительской деятельностью и долгосрочным кредитованием предприятий, в которых они участвуют.
Степень концентрации деловых банков весьма значительна: на долю 5 крупнейших банков приходилось свыше 64% совокупных балансов всех деловых банков.
Между депозитными и деловыми банками имеются следующие различия, которые обуславливают организацию банковского менеджмента:
Однако специализация
французских банков носит относительный
характер: наблюдается все большая универ
По закону 1945 г. депозитным банкам было ограничено участие в капитале других предприятий: не допускалось превышение 10% капитала предприятия и 75% собственного. Предельный срок вкладов был ограничен для депозитных банков двумя годами, а предельный срок предоставляемых ими кредитов определен в 5 лет.
В 1966 г. была проведена банковская реформа, способствовавшая дальнейшей универсализации банков. Она заключалась в следующем:
Банки среднесрочного и долгосрочного кредита занимают промежуточное положение между депозитными и деловыми. Особенности их менеджмента заключаются в том, что по закону они могут принимать депозиты только сроком не менее 2 лет и предоставлять кредиты тоже на срок не менее 2 лет. Их численность и удельный вес в банковской системе страны невелики.
Для диверсификации обязательств, в банках Франции предлагают весьма разнообразную систему депозитных счетов. Согласно принятой там классификации все вклады делятся на счета до востребования и счета на срок. К счетам до востребования относятся не только текущие счета, но и некоторые виды сберегательных счетов, по которым средства могут изыматься в любое время. К ним относятся: счета со сберегательной книжкой; популярные сберегательные счета, счета для промышленного развития (WDEVI). Депозитные счета на срок включают большое число разновидностей: кассовые боны – долговой документ, выдаваемый сберегателю банком, где последний обязуется в указанный срок возместить вкладчику сумму вклада; срочные вклады; депозитные сертификаты.
Интересным для Казахстана может стать опыт Франции, так как там наблюдается проблема прогрессирующего старения населения. Франция является единственной страной в мире, в законодательстве которой зафиксировано неотъемлемое право каждого гражданина на открытие счета в банке. Кредитные организации предлагают вкладчикам различные формы размещения средств, которые условно можно разделить на три группы вложений. Краткосрочные (на срок до двух лет) , среднесрочные (от 2 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Для будущих пенсионеров наибольший интерес представляют долгосрочные вложения в банки и другие финансовые институты, которые обеспечивают доступ к финансовым рынкам граждан, желающих осуществить долгосрочные инвестиции и тем самым обеспечить себя в будущем достаточными доходами. Среди наиболее популярных форм долгосрочных сбережений (их называют «договорными») можно назвать следующие.
Планы сбережений в форме акций (PEA – plan d’ epargne en actions). Минимальная продолжительность – 8 лет, максимальная сумма инвестиций – 600 тысяч франков ( на супружескую пару – 1,2 млн. франков). Для этой формы сбережений могут быть использованы следующие формы:
– открытие специального счета РЕА, с которого финансируется приобретение акций, инвестиционных сертификатов и др. только французских компаний, котирующихся на официальном фондовом рынке;
– вложения в Инвестиционные общества с переменным капиталом (СИКАВ) и фонды коллективных инвестиций, в активе которых доля французских акций составляет 60-75%.
Контракты страхования жизни. Минимальная продолжительность – 8 лет. Максимальная сумма инвестиций не установлена. При этом возможны три типа страховых контрактов:
- контракты в Евро, которые составляют 2/3 общей суммы контрактов по страхованию жизни французов. Полученные средства инвестируются в облигации, по которым гарантируется минимальный доход, составляющий 75% средней ставки по облигациям государственных займов в течение первых восьми лет действия контракта, и 60% за пределами этого срока.
- многоопорные (multisupports) или гибридные контрактные средства от которых инвестируются в различные фонды – СИКАВ, в фонды коллективных вложений, общества недвижимости и т.д.
- предложенные в 1998 году министром экономики и финансов Доминик Стросс– как контракты, названные ДЗК, представляют собой разновидность «многоопорных». Минимум 50% средств по этим контрактам должно обязательно идти на приобретение французских акций, в том числе 5% – на рискованные ценные бумаги – не котирующиеся на бирже, доли фондов и т.д.
Через восемь лет суммы, полагающиеся владельцу контракта, освобождаются от подоходного налога, нос них взимается единый социальный налог (10%).
План популярных сбережений. Минимальная продолжительность – восемь лет (в большинстве контрактов – 10 лет), максимальная сумма инвестиций – 600 тысяч франков. Классической формой популярных сбережений являются банковские планы, ориентирующиеся на эволюцию рынка среднесрочных облигаций.
В последнее время популярные сбережения могут связываться с контрактами по страхованию жизни в различных формах. До окончания восьми лет действия контракта доходы по нему освобождаются от подоходного налога, но с них взимается социальный налог.
Инвестиции в гражданские общества вложений в недвижимость (SCPI). Их продолжительность не ограничивается, как и для других договорных инвестиций, рекомендуется минимальный срок в восемь лет.