Роль банков в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Вопросы развития банковской системы, ее устойчивости и ее роль в развитии конкурентоспособной экономики подтверждается и тем вниманием, которое уделяется данному вопросу Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, который в Послании от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», высказал свое беспокойство той ситуацией, которая сложилась в банковской сфере, и рекомендует «разрушить «скрытые» монополии, существующие в банковской сфере»[2]. Действительно, как известно, основу всей казахстанской банковской системы в настоящее время составляет олигополия трех коммерческих банков: АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем» и АО «Народный банк Казахстана». Эти три банка настолько велики, что каждый из них по своему размеру сопоставим с остальными банками в стране вместе взятыми

Файлы: 1 файл

КР Роль банков в рыночной экономике 2012.doc

— 740.50 Кб (Скачать файл)

Основной проблемой  банковского сектора остается низкое качество активов, обусловленное материализацией  кредитного риска в 2008-2010 гг. и низкими объемами замещения проблемных займов вновь выдаваемыми. При этом высокий уровень ликвидности банков и их кредитный консерватизм являются факторами снижения прибыльности банков.

В то же время высокий  уровень ликвидности и достаточная  капитализация банков (за исключением банков, прошедших в 2009-2010 гг. реструктуризацию обязательств) позволят системе абсорбировать шоки, которые могут возникнуть вследствие возникновения «новой волны» мирового финансового кризиса. В то же время политика банков по поддержанию гиперликвидности может негативно отразиться на доходности банковских активов в краткосрочном периоде.

Наблюдаемый в 2010-2011 гг. рост совокупного  объема активов банков (за исключением  банков, прошедших реструктуризацию обязательств - АО «БТА Банк», АО «Альянс Банк», АО «Темiрбанк») сопровождался ухудшением их качества. Динамика качества активов и условных обязательств была обусловлена преимущественно миграцией займов в кредитном портфеле из более высоких классификационных категорий в более низкие.

Таким образом, несмотря на нарушения нормативов отдельными банками, в случае реализации стрессового  сценария для повышения финансовой устойчивости банков по выборке необходимо увеличить капитал первого уровня на 1011,2 млрд. тенге или только 9,2% от капитала первого уровня рассматриваемых банков[28, c. 26].

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВ В  РК

3.1 Проблемы развития банков Казахстана

 

Оценка развития банковской системы Казахстана и сопоставимый анализ с банковскими системами  развитых стран и стран СНГ – Украины и России (Приложение 2) позволила выявить сильные и слабые стороны банковской системы Казахстана (Приложение 3).

Как видно из Приложения 2,  темпы роста активов, кредитов, депозитов и собственного капитала банковской системы Казахстана значительно отстают от банковских систем России, Украины, США, однако выше стран Еврозоны, которые демонстрируют рецессию.

Также необходимо отметить очень низкий процент рентабельности собственного капитала – 1,88%, в сравнении  с Россией (9,36%) и Украиной (10,68%).

События на мировых финансовых рынках привели к тому, что в  нашей банковской сфере реализовался ряд потенциальных рисков, который  в ней существовал.

За последние два года банковская система Казахстана потерпела значительные перемены, начав с крупного и независимого сектора, дойдя до сектора с высоким уровнем государственного контроля. Среди «Большой четверки» банков, государство уже в полной мере контролирует БТА Банк, и в процессе вступления во владение Альянс Банком, сразу после успешного завершения программы по рефинансированию его задолженности; также долю меньшинства правительство держит в Халык Банке и Казкоммерцбанке. «Влияние государства на эти четыре банка, по средствам депозитов, очень значительное», говорится в отчете. «По нашим прогнозам, функции, контролируемые государством, достигают почти 60% от всех внутренних корпоративных депозитов, таким образом, правительство страны предопределяет и имеет достаточно сильное влияние на банковскую систему» [29, c. 51].

Следует отметить, что ключевые направления и принципы в рамках дальнейшего укрепления системы отечественного финансового надзора и регулирования обозначены в Концепции развития финансового сектора в посткризисный период, разработанной Национальным Банком Республики Казахстан совместно с Агентством и в соответствии с поручением Главы государства и одобренной его Указом 1 февраля 2010 года.

Концепция развития финансового сектора в посткризисный период направлена на развитие финансового сектора в посткризисный период посредством перехода на качественно новый уровень управления и регулирования. В рамках Концепции будет продолжена работа по укреплению системы надзора и регулирования финансового сектора посредством внедрения макро-пруденциального подхода, предполагающего систему мер, предпринимаемых в целях предотвращения системных рисков. При этом макропруденци-альный подход должен стать важной предпосылкой и фактором усиления существующей структуры регулирования и надзора, в которой основное внимание уделяется надежности отдельных институтов и рынков[30, c. 52].

В этой связи, по поручению Главы государства в июне 2010г. был создан Совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка, который осуществляет постоянный мониторинг и оценку потенциальных угроз финансово-экономической стабильности страны, в случае их выявления, вырабатывает согласованные ответные меры воздействия в целях недопущения их разрастанию, а также определяет основные секторальные принципы и подходы макропруденциального регулирования и вырабатывает меры антикризисного управления.

3.2 Меры по совершенствованию банков в РК

 

Ключевым направлением деятельности по регулированию финансового сектора будет являться дальнейший переход на принципы контрцикличного регулирования и надзора, предусматривающий комплекс мер по формированию провизии,увеличения собственного капитала, резервов и ликвидности в период активного роста экономики и использования накопленного потенциала в период спада. В частности, КФН будет продолжена работа по усовершенствованию методики расчета провизии, в части создания методики расчета специальных динамических резервов на основе международного опыта.

Регулирование будет направлено на стимулирование кредитования со стороны банков заемщиков с прозрачной структурой собственности, финансовых потоков, а также ясными перспективами бизнеса. Эти меры будут внедряться постепенно, поскольку требуется изменение подходов не только со стороны банков, но и, что немаловажно, со стороны корпоративного сектора.

При этом новое регулирование будет реализовываться поэтапно, от простого к сложному, последнее из которых имеет отложенный характер и вступит в силу по мере устойчивого роста экономики и финансовой системы.

В частности, с 1 июля 2011 года вступили в силу нормы, направленные на улучшение качества капитала банков посредством исключения из капитала первого уровня бессрочных финансовых инструментов, что соответствует рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору31. Кроме того, улучшится оценка достаточности собственного капитала банков посредством пересмотра подходов к левереджу, который должен будет к 2013 году покрывать не менее 9% активов и внебалансовых обязательств.

Будет продолжена работа по ограничению внешнего фондирования до уровня не более 30% от совокупных банковских обязательств и сокращению рисков по внешним активам финансовых организаций. В дальнейшем, риски внешнего оптового фондирования должны будут должным образом оценены и хеджированы. В посткризисный период внешнее фондирование должно стать объектом макропруденциального регулирования и не представлять системного риска для банковского сектора и экономики в целом[32, c. 52].

Предположительна стагнация банковской системы Казахстана на несколько лет, потому как внутренние источники фондирования - включая средства, предоставленные правительством - слишком ограниченны для замещения ими международных заимствований. Что, в свою очередь, наверняка произведет позитивный эффект. Застой банковской системы оздоровит ее, очистит и улучшит качество активов, а так же приведет обязательства в состояние, больше соответствующее внутренним источникам, и снизит уровень зависимости от международных заимствований[33, c. 51].

В комплексе мер стратегического реформирования важные значения имеют действия по насыщению банковской системы Казахстана качественными активами. В качестве возможных вариантов дополнительного банковского фондирования можно использовать следующие предложения:

1) Легализация и амнистия теневого капитала, уже дважды практиковалось в экономической жизни нашего государства. Денежные средства без подтверждения законности происхождения помещаются на депозиты банков с выдачей специальных карточек, которые являются свидетельством амнистии и государственной защиты размещенного вклада.

2) Размещение «токсичных» активов в плохом банке посредствам выкупа со скидкой по линии фонда стрессовых активов, последующей реализации после стабилизации экономического положения по максимальной цене.

3) Вхождение государственных средств в акционерный капитал банков на определенное время для стабилизации финансового положения и обязательного выхода по мере улучшения ситуации.

4) Размещение государственных средств на депозитах банков с последующим использованием как операторов финансовых операций государства по целевым направлениям (фонд «Даму», «КазАгро»).

5) Привлечение свободных капиталов для участия в инвестиционных проектах с использованием существующей инфраструктуры казахстанских банков для осуществления платежей по производственно-хозяйственной деятельности (пример: разработка Кашаганского месторождения и Внешэконом банка России).

6) Реализация государственного пакета акций лидеров казахстанской экономики, размещение полученных средств в банках для целевого финансирования социальных проектов государственного значения.

7) Введение государственными надзорными и регулирующими органами нормативов по дополнительному увеличению собственного капитала и резервов банков с целью поощрения концентрации банковского капитала. Преференции банкам, которые достигают мирового уровня капитализации, в виде участия в высоко доходных проектах государственного значения.

8) Привлечение мировых активов на депозиты банков под государственную гарантию для целевого финансирования прорывных проектов государственного значения.

9) Более широкое привлечение активов пенсионных фондов в банковский капитал для специального финансирования привлекательных проектов особо значимого характера (целевое финансирование жилищного долгостроя).

10) С учетом национального состава Казахстана привлекательно более широкое использование капитала исламских инвесторов. Большие возможности открывает ориентация на увеличение экспорта казахстанских товаров в исламские страны (продукты по принципу «халал»).

11) Использование успешно функционирующих в Германии и Японии принципов перекрестного владения акциями банков и лидеров производственного сектора экономики. Для производственников - привлечение более дешевых оборотных средств, использование банковских каналов и связей. Для банкиров - высоколиквидные гарантийные обеспечения под выданные ресурсы, максимальное использование собственных ресурсов, собственных сетей. Совместная экономическая выгода для созданного объединения - снижение издержек, квалифицированное управление, единство интересов.

12) Привлечение средств этнических казахов и выходцев из Казахстана в банковских структурах специальных экономических зон под государственную гарантию, с последующей репатриацией доходов и вложенного капитала в страны-инвесторы, экспортом производимых товаров и услуг в места проживания Казахстанской диаспоры, (пример «Хуацао» о свободных экономических зонах Китая и странах запада.)

Рассмотрим ожидаемые  условия для коммерческих банков. В среднесрочной перспективе (2012-2013 г.г.) ожидается постепенное ускорение  роста активов БС, который, тем  не менее, будет достаточно умеренным  в силу достаточно сдержанного роста основных экономических показателей Казахстана и будет примерно сопоставим с прогнозируемым номинальным ростом ВВП (10-12%).

В среднесрочной перспективе  средства клиентов будут служить  основой базы фондирования коммерческих банков. Доминирующее положение ЮЛ в депозитной базе сохранится. В этой связи стоит отметить, что на рост депозитов ЮЛ может оказать значительное влияние политика государственных сырьевых компаний, имеющих значительную долю в депозитах. В частности активная инвестиционная деятельность этих компаний (в рамках увеличения производственных мощностей или участия в государственных программах развития) может в значительной степени снизить потенциал роста депозитов ЮЛ.

В части депозитов  ФЛ в прогнозном периоде ожидается  стабильный ежегодный рост не менее 10%. Положительными факторами для роста депозитов ФЛ будут стабилизация ситуации в банковском секторе, увеличение доходов населения и дальнейшее улучшение условий на рынке труда, в тоже время некоторыми сдерживающими факторами могут стать относительно высокая инфляция, снижение ставок по депозитам, возможное снижение размера вкладов ФЛ, гарантируемого государством, и рост покупательской активности населения.

Текущая переориентация казахстанских банков на внутренние источники фондирования, не снимает в среднесрочной и долгосрочной перспективе актуальность привлечения внешних займов. Ожидается постепенное восстановление активности банков на внешних рынках начиная с середины 2011 года, при этом привлечения внешних ресурсов будут в значительной степени ограниченными в сравнении с докризисными показателями. Главными сдерживающими факторами в активизации деятельности банков на внешних рынках будут: ограничительные меры со стороны КФН, более строгое и дифференцированное отношение иностранных инвесторов к казахстанским банкам, ограниченные возможности для эффективного размещения привлеченных средств.

В целом, улучшение экономических  условий для заемщиков, умеренный  рост кредитного портфеля и эффект от списания проблемных кредитов будут  способствовать постепенному улучшению показателей качества кредитного портфеля БС, но учитывая масштабы текущих проблем данный процесс будет протекать достаточно медленно.

Ожидается, что КФН  в дальнейшем будет руководствоваться  принципом «контрцикличности», когда в период подъема экономики регулятор будет ужесточать нормативные требования по: созданию провизий, адекватности собственного капитала и уровню ликвидности. Активные действия регулятора могут стать ограничивающим фактором в росте коммерческих банков.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В механизме функционирования кредитной системы государства  большая роль принадлежит коммерческим банкам. Коммерческие банки – это  старейшая и наиболее массовая группа кредитных учреждений, выполняющих  большинство финансовых операций и  услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике.

Информация о работе Роль банков в рыночной экономике