Роль государства в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:47, контрольная работа

Описание работы

Роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся плановой экономики, разъедаемой усиливающимся кризисом, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.
Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике:
– руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.;
– руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.;

Файлы: 1 файл

Роль государства в переходной экономике.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Роль государства  в переходной экономике

Роль государства при  некотором изменении его функций  в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство в экономической  сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся плановой экономики, разъедаемой усиливающимся кризисом, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.

Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике:

– руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.;

– руководство процессом  приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.;

– обеспечение правовой основы всех преобразований;

– умелое проведение макроэкономической политики – кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др.

Одними из основных направлений  вмешательства государства в  переходную экономику являются стабилизационная и структурная политика, а также проводимые государством институциональные преобразования.

Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.

Эта политика обычно связана  с воздействием на совокупный спрос  как на более динамичный компонент  макроэкономического равновесия, регулируя  который можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Центральный элемент стабилизационной политики – борьба с инфляцией.

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный  сценарий представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».

Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.

В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе с  жесткими бюджетными ограничениями.

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.

Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействиеможет иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей структурной  политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства  формированию конкурентоспособных  отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

Одним из главных направлений  структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

Особое значение имеет  политика по перестройке отраслевой структуры экономики. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике, – производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

В переходной экономике  стабилизационная и структурная  политика тесно взаимосвязаны и  могут как усиливать, так и  существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

14.3. Преобразование отношений собственности

Переход к рыночной экономике – двусторонний процесс. С одной стороны, необходимо сформировать собственно рынок, систему рыночных связей: обеспечить свободное ценообразование, свободу торговли, конкурентные отношения, соответствующую рыночную инфраструктуру и т.п. С другой стороны – преобразовать производственную сферу, создав в ней достаточно большое количество хозяйствующих субъектов, способных обеспечить конкурентные отношения, а также субъектов, ведущих дело на началах свободного предпринимательства. Эта линия перехода к рынку связана с существенными преобразованиями отношений собственности, свойственных плановой экономике.

Главной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных  им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономических отношений тоталитарного контроля. Поэтому основное содержание преобразований отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, это преодоление названного огосударствления. Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм – допуске плюрализма форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации: отказаться от форм планового патернализма (субсидии, льготы, выгодные цены, твердые заказы и т.п.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности, на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др. Наконец, один из путей разгосударствления в этой области – приватизация, т.е. смена государственной формы на частную.

Кооперативная собственность присуща и рыночной системе. Процесс разгосударствления ее в переходной экономике состоит в обеспечении реальной добровольностью всех ее членов, самостоятельностью в хозяйственной деятельности, всеми возможностями и правами как субъектов рыночных отношений. Устранение тоталитарных ограничений в области личной собственности проявляется в преодолении уравнительности в распределении, ликвидации ограничений в правах иметь определенное личное имущество, появлении многоканальных источников личных доходов.

Важный момент в преобразовании собственности в рамках переходной экономики – быстрое развитие частной собственности. Это наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.

Приватизация – одна из форм разгосударствления собственности, важное средство создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.

Сама по себе приватизация – это характерное явление  и в рыночной экономике. Необходимость  приватизации в современном западном обществе возникает вследствие неэффективной  деятельности государственных предприятий. Ее чертами являются многообразие форм и методов проведения; ее избирательность, т.е. не широкий, не массовый характер; длительность сроков этого процесса; предварительное санирование убыточного производства; возмездный характер. По своим чертам приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах.

Приватизация – коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции заняли частный сектор, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависят и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равенство и неприкосновенность всех форм собственности – государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя и конкурентоспособной продукции.

В России приватизация имеет  некоторые особенности:

1)     историческая беспрецедентность данного процесса, совершаемого при переходе от плановой экономики к рыночной;

2)     осуществление приватизации без создания достаточно развитой рыночной инфраструктуры, что снижает ее эффективность, увеличивает издержки преобразований;

3)     масштабность, массовый характер приватизации, вызванные высоким удельным весом государственной собственности и стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;

4)     высокие темпы процесса приватизации, объясняемые стремлением придать процессу преобразований в этой области необратимый характер;

5)     высокий удельный вес неэквивалентных форм приватизации (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и т.п.), обусловленный отсутствием на начальных этапах накопленных на это средств в частных руках;

6)     существование особого (ваучерного) этапа приватизации, связанного с двумя причинами: обеспечить известную «справедливость» при приватизации государственного (общенародного) имущества; обеспечить определенную концентрацию ресурсов (ваучеров) в соответствующих чековых инвестиционных фондах.

Ряд негативных черт российской приватизации был обусловлен отсутствием  опыта, избранным форсированным  курсом в ее проведении, а также  особенностями социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы. Российская приватизация проводилась во многом без должного представления о перспективах приватизируемых предприятий. Не оговаривались предварительные условия о характере будущей деятельности, осуществлении определенных инвестиций, повышении эффективности производства и т.п. В итоге на приватизированных объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под торговые помещения, офисы, использовались в спекулятивных целях.

В России приватизация проводилась  двумя способами: мелких предприятий – продажей на аукционах (конкурсах); крупных – преобразованием в акционерные общества. В последнем случае предлагались три варианта. 1) Трудовой коллектив получал безвозмездно 25% привилегированных акций (от уставного капитала) и мог приобрести на льготных условиях 10% обычных акций. 2) Трудовой коллектив приобретал обычные акции – до 51% уставного капитала. 3) Для группы работников, обязующихся в течение года нормализовать деятельность предприятия, резервировалось 20% обычных акций, и еще 20% акций мог приобрести трудовой коллектив.

Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием  реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический  рост и, следовательно, преодоление  экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета.

В настоящее время  приватизация носит постепенный  и «точечный» характер, т.е. в каждом конкретном случае государственные  органы стремятся выбирать для этого  объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности. При этом они пытаются увязать приватизацию с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного, который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.


 

 

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД*

(*Социально-экономические проблемы переходного общества: из практики стран СНГ. — М.: Наука, 2000. – С. 28-36)

По существу, нет ни одной цивилизованной страны, в которой  отрицалась бы социальная ориентированность  экономики как конституционно, так  и при формулировании принципов  экономической политики. Другое дело, кому и где удается достаточно убедительно обеспечить такую ориентацию.

Но требование: "экономика — для человека" предполагает и отдачу человека для экономики. Человек профессионально, интеллектуально и физически должен быть дееспособным в экономике, а без такого человека экономика обречена на смерть. Важно достичь концептуальной ясности в вопросе о том, что же понимать под социальной ориентированностью экономики: обеспечение человека материальными и духовными благами, хорошим уровнем доходов или формирование дееспособного и трудолюбивого человека, который способен себе создать приличную жизнь, или то и другое вместе взятые.

Если социальную модель ориентировать только на обеспечение  материального и духовного благополучия людей, то внимание концентрируется на системе распределения и перераспределения произведенного общественного продукта, и в этом усматривается социальное содержание экономической модели.

Если же социальную модель строить как модель формирования дееспособного человека, ответственного за свое благополучие, то она приобретает иное, более сложное содержание и большое значение имеет правильно отлаженное взаимодействие социальной и экономической моделей общества.

Возможно и более широкое  понимание социальной модели — не просто как требование социальной ориентированности экономики, а как требование достижения политического и гражданского согласия на основе экономического и духовного благополучия в обществе. В этом случае речь будет идти прежде всего о модели политической, гражданской, экономической и социальной устойчивости в обществе. Такая модель имеет по существу глобальный характер. Она охватывает (или к ней подключаются) экономическую и другие автономные модели, которые нацелены на обеспечение политической, гражданской, экономической и социальной устойчивости общества.

В зависимости от того, какой подход избирается, главным крите¬рием, на который ориентирована социальная модель, будет: или общий объем  потребляемых материальных и духовных благ в расчете на душу населения; или жизненная дееспособность, выраженная в каком-то синтетическом, абстрагированном показателе (или в системе каких-то показателей), характеризующим дееспособность человека; или же это устойчивость и динамизм общества, выраженные какими-то количественно-качественными показателями (в той мере, в какой это возможно).

Если социальную модель ориентировать  на решение задачи обеспечения населения  материальными и духовными благами, то степень ее реализации в принципе оценить просто: вычислить стоимостную  величину потребляемых благ в расчете на душу населения.

Дело обстоит сложнее, если социальную модель выводить из задачи формирования дееспособного человека, ответственного за свою судьбу и сумевшего построить  себе достойную, духовно и материально  обеспеченную жизнь. В этом случае необходимо учитывать и сумму потребленных материальных и духовных благ в расчете на душу населения, и средний коэффициент образованности, средний коэффициент профессиональной подготовленности, показатель физической пригодности к работе (коэффициент здоровья), средний опыт (стаж) работы занятого населения и вывести какой-то интегрированный показатель, дающих обобщенную характеристику деятельного человека. Трудность – в обеспечении корректных расчетов.

На мой взгляд, наиболее системной  социальной моделью является модель социальной устойчивости общества, которая не измеряется (как многомерная характеристика) лишь одними социально-экономическими показателями (или их группой). Она характеризует не только уровень производства и потребления благ, не только качество человека, но и гражданское согласие в обществе, в том числе межнациональное и политическое, общественный порядок и безопасность жизни, духовность, уровень нравственности и морали общества, его доверие к общественно-политическому и государственному устройству и чувство патриотизма, причастности к своему Отечеству, удовлетворенность социально-экономическими, общественно-политическими, культурно-этническими стандартами жизни, реализацию гуманистических принципов. Если именно эта модель будет отстаиваться, поддерживаться и реализовываться, тогда благодаря целенаправленным, энергичным усилиям общества будут умножаться жизненные блага, повышаться качество человека, будет развиваться экономика. Особенно применительно к переходному периоду реализация этой модели играет значимую роль в сплочении общества, в возрождении как-то потерянного чувства патриотизма. Эта модель позволяет обеспечить государству необходимое место в жизни общества. Это весьма существенно, так как постепенная утеря чувства государственности в обществе снижает его социальную устойчивость и делает малопривлекательным его будущее.

Если попытаться в общих чертах оценить, в какой мере сегодня  в Кыргызстане реализуется социальная ориентированность экономики, то можно  прийти, к сожалению, к неутешительным выводам. Причем в данном случае анализ можно провести, исходя из разных теоретических критериев и используя соответствующий набор социальных и экономических показателей (пока даже не вычисляя интегрированный общий показатель).

Проанализируем наиболее общие показатели экономики и социального положения населения Кыргызстана за годы независимости, реформ и кризиса.

Объемы валового внутреннего продукта Кыргызской Республики в 1992-1997 гг. показывают, что незначительный рост достигнут, начиная только с 1996 г., а с 1998 г. вновь усилились тревожные симптомы — замедление роста ВВП в сомах, а в долларах — снижение:

Валовой внутренний продукт в текущих  ценах в 1998 г. против 1997 г. возрос на 10,5%, в ценах предыдущего года — на 1,7%. Рост в сопоставимых ценах незначительный. Если же ВВП 1997 и 1998 годов в текущих ценах перевести в доллары, то ВВП в долларах в 1998 г. составил 92,1% уровня 1997 г. Налицо спад, сом обесценивается.

Государственный бюджет в 1997 г. сложился с дефицитом в 1,6 млрд. сомов, в 1998 г. — в 1,03 млрд сомов (в долларах соответственно 92,4 млн. и 49,7 млн. долларов). В сомах дефицит сократился на 35,0%, а в долларах — на 46,3%. Соотношение сокращения дефицита в национальной валюте и долларах показывает обесценивание сома и еще большее ухудшение реального положения в экономике и в социальных областях. Ведь национальная валюта не играет по существу роль средства накопления и платежа, а лишь — обращения. Долларизация произошла. Сумма дефицита государственного бюджета (в долл.) в 1997 г. составила 49,1% ВВП, в 1998 г. — 48,2% ВВП. Страна живет в долг, причем непосильный.

В условиях практически стагнации  экономики уровень жизни постоянно  снижается. Минимальный потребительский бюджет в 1997-1998 гг. не покрывался средней заработной платой. Средняя заработная плата (39,2 долл.) в 1997 г. составила 98,7% уровня МПБ (39,7 долл.), в 1998 г. (38 долл.) — 98,7% МПБ (38,5 долл.). Минимальный потребительский бюджет в 1998 г. против 1997 г. в сомах увеличился на 15,7%, а в долларах уменьшился на 3,2%.

Бедность охватила большинство  населения. Как известно, черта бедности на уровне 1 доллара США в день на человека (паритет покупательной  силы в долларах США в ценах 1985 г.) используется Всемирным банком для международных сопоставлений. Черта бедности на уровне 2 долларов США в день предлагается для Карибского бассейна. Для Вос¬точной Европы и стран СНГ используется черта бедности на уровне 4 долларов США (ППС в долларах США в ценах 1990 г.). В месяц для населения Кыргызстана в расчете на одного человека черта бедности составила бы 120-121 доллар, или 2499,4-2513,2 сома (1 доллар в 1998 г. = 20,77 сома). В реальности в Кыргызстане среднедушевые доходы населения, среднемесячная зарплата, среднемесячная пенсия гораздо ниже. А минимальный потребительский бюджет определен в 1998 г. на уровне 799,27 сома (38,5 долл.), т.е. минимум потребительского бюджета отражает в Кыргызстане не столько черту бедности, сколько свидетельствует о крайнем проявлении бедности — нищете, когда семья не в состоянии удовлетворить минимальные потребности в пище.

По нашим расчетам 84,0% населения  Кыргызстана сегодня относятся  к слою бедных, 13% — к среднеобеспеченным и 3% — к богатым. Налицо бедность абсолютного большинства населения, тонкий слой среднеобеспеченных и мизерная численность богатых.

Поэтому вполне понятна озабоченность  государства сложившейся ситуацией. Но в 1991-1999 гг. оно, к сожалению, не могло  действенно изменить ее из-за отсутствия финансовых источников решения проблемы.

В 1998 средняя зарплата по сравнению  с 1997 г. увеличилась на 16,0%, а потребительские  цены возросли на 18,4%. В долларах средняя  зарплата уменьшилась на 3,1%, т.е. реальная цена зарплаты падает и ухудшается покупательная способность населения. В декабре 1998 г. 1 доллар равнялся 29,23 сомам, в июне 1999 г. достиг 42,323 сомов, т.е. курс доллара повысился на 44,8%.

Как видим, республика сегодня не имеет  экономики, которая позволяла бы быть бездефицитному бюджету, обеспечивала бы весомую национальную валюту, преодолела бы недостаток инвестиционных ресурсов.

В общей сумме вложенных в  экономику и социальное развитие инвестиций в 1997 г. 76,3% приходились на иностранные источники, в 1998 г. — 43,0%. В 1998 г. доля иностранных инвестиций уменьшилась не потому, что возросли собственные источники. Причина в другом: сократился общий объем капвложений (в 1998 г. он составил лишь 53,3% от уровня 1997 г.) и в том числе объем иностранных инвестиций.

Нерациональными являются расходы государственного бюджета в условиях экономических трудностей. Так, в 1998 г. в общей сумме расходов затраты на государственные услуги общего назначения (иначе говоря, управленческие расходы) составили 13,7%. Это больше, чем расходы на оборону (6,6%), на обеспечение общественного порядка и безопасности (5,7%), на здравоохранение (13,4%), на финансирование отраслей народного хозяйства (11,8%). Управленческий аппарат разбух и непомерно финансируется.

К тому же якобы растущие расходы  на социальную сферу ничего не дают, ее финансовое обеспечение реально ухудшается. В 1998 г. затраты на образование в сомах возросли на 7,8%, а в долларах уменьши¬лись на 10%; на здравоохранение вообще и в сомах, и в долларах затраты уменьшились соответственно на 2,0% и 8,0%. Не только имеющиеся собственные источники, но заимствованные средства используются не рационально, а расточительно.

Экономика еще не вышла из полосы тяжелых трудностей. Особенно промышленность. 1999 г. для нее — это год потерянный. Промышленность страны работает сейчас хуже, чем в 1998 г. В первом полуго¬дии из 54-х основных видов промышленной продукции только по 9 видам получены результаты, превышающие данные 1998 г. Если произве¬сти примерные расчеты, то получаем, что в 1999 г. по другим продуктам, кроме этих девяти, не будет превышения итогов 1998 г.

Информация о работе Роль государства в переходной экономике