Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:47, контрольная работа
Роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся плановой экономики, разъедаемой усиливающимся кризисом, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.
Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике:
– руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.;
– руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.;
Разумеется, высокий уровень развития производительных сил, достижения в области науки, техники и технологий, позволят и дальше развивать экономику и, значит, население получит блага в еще больших масштабах. Эти блага будут разнообразнее, качественнее, полезнее и т.д. Но всегда будут существовать ограниченность природных ресурсов и условий, потенциальных возможностей производства, необходимость новых технологий и производств, ибо изменяется численность населения, меняются, увеличатся и возвышаются его потребности, что предполагает неизбежность масштабных структурных изменений в экономике. При этом стандарты уровня жизни и критерии в частности — не постоянные величины, они меняется и стоимость жизни. Перед обществом всегда будут стоять проблемы эффективности экономики и проблемы уровня жизни. Чем более развита экономика, тем менее остры эти проблемы, но они не исчезнут. Причем даже менее масштабные проблемы придется решать путем относительно больших затрат, чем в предыдущие времена, хотя для текущего момента их решение не так ресурсно накладно.
Итак, выбранный Кыргызстаном демократический путь предполагает не господство имущего класса, но и не отсутствие классов. Он отвергает тоталитарную экономику с концентрацией производственных ресурсов в руках государства. Государство не будет существовать ради защиты господства одного класса над другим, а будет защищать интересы всех классов и общенациональные интересы. Оно должно гарантировать свободу и права всех граждан и их защиту. Этот путь предполагает различные формы собственности, т.е. многоукладную экономику, а, значит, наличие и сосуществование социальных групп и слоев и их партнерство. Будет поддерживаться социальная ориентация экономики. Развитие не будет иметь самоцелью получение выгоды частью населения, а будет средством дальнейшего укрепления социальной ориентации экономики и повышения материального и духовного благосостояния народа.
Выбрав демократический путь развития, отличный принципиально и от капиталистического, и от коммунистического путей, нужно признать наличие объективных экономических законов и закономерностей демократического общества, хотя это общество только на начальном этапе своего развития и потому его законы и закономерности только начинают проявлять себя и пока ощущаются слабо.
На постсоветском пространстве, в том числе в Кыргызстане, процесс становления демократического общества был затруднен экономическим кризисом, глубоким спадом экономики и соответственно резким снижением уровня жизни населения.
Не только специфические экономические законы и закономерности "уходящего" коммунистического режима, но и вообще общеэкономические законы и закономерности, присущие всем типам экономического развития, перестали в период кризиса соблюдаться. Нарушение экономического процесса и его воспроизводственных связей стало реальностью и как бы "закономерностью". Экономика стала не самовоспроизводящейся системой. Стоит задача выживания. И темпы роста сегодня, какими бы привлекательными они ни казались, остаются на деле маловесомыми. Сегодня возможности экономики далеки от того уровня удовлетворения потребностей, на котором экономика СССР "сорвалась" в небытие. А психологически население не может привыкнуть к тому, что экономика сегодня не имеет возможностей восстановить даже дореформенный уровень. В СССР население по сравнению с Западом жило гораздо беднее, всегда был дефицит, но оно привыкло к тому, что потребление чуть-чуть повышалось. Другое дело, что это достигалось за счет расточительного хозяйствования, разбазаривания богатых ресурсов и наращивания долгов. А сегодня население требует быстрейшего улучшения жизни, не осознавая, что для этого понадобится довольно длительный период рационализации хозяйствования. Дело не только в важности накоп¬ления собственных инвестиционных ресурсов и привлечения иностранных, но прежде всего в необходимости для хозяйствующих субъектов научиться грамотно хозяйствовать в рыночных условиях, а государство должно научиться более компетентно координировать развитие экономики.
Общество должно осознать это, психологически переломить себя, отказаться от старых стереотипов, воспринять реальность как она есть, и учиться не просто выживать, а утверждаться в более высоких качествах, понять, что его благополучие в его собственных руках. Помимо ресурсов, опыта, умения, рыночных знаний обществу не хватает сегодня главного — готовности действовать во имя улучшения и оздоровления общественно-экономических процессов. В этой готовности — суть общенационально патриотизма. Сегодня речь идет прежде всего о готовности общенационально объединится во имя преодоления трудностей, пойти на материальные жертвы и осмысленно терпеть временные трудности. Но для этого требуется моральное оздоровление общества и особенно борьба с коррупцией.
Процесс углубления рыночных отношений в обществе с социальной ориентацией идет с чередованием успехов и ошибок. Чтобы успешно пройти адаптацию к рынку и правильно понять законы рыночных отношений и психологически воспринять новые условия хозяйствования, правила «игры и поведения», необходимо определить, какое демократическое общество будет строиться; социальная и экономическая модели развития; как определить исходную и основную цели общественного производства; каковы исходное и основное производственные отношения и конечное взаимоотношение социальных слоев и групп-участников экономических отношений; какую роль играет в развитии общества демократическое государство, в отличие от капиталистического и коммунистического.
Среди стереотипов, подлежащих преодолению в ходе становления современного демократического общества с экономикой социальной ориентации, — представление о собственниках капитала и собственниках рабочей силы как антагонистах, обреченных бороться и свергать друг друга. Неправомерным становится классовый подход.
Так называемое присвоение чужого труда или продукта отсутствует в обществе, в котором уважаются свобода и права человека и государство является не орудием подавления одного класса другим, а, наоборот, средством обеспечения согласия между социальными слоями и сбалансированности интересов. Собственники средств производства — это не праздный, паразитирующий класс. В сущности они своими усилиями обеспечивают организованное функционирование общественного производства, рискуя своим положением в случае утраты конкурентоспособности. И, наоборот, наиболее энергичные и способные из наемных работников могут стать обладателями капитала. Более того, и «классическое» деление на капиталистов и наемных работников претерпевает изменения. Формы собственности не только «единолично» частные. В негосударственном секторе экономики существуют акционерные, кооперативные и другие формы групповой собственности, когда работник, использующий свою рабочую силу в процессе производства, одновременно является собственником доли капитала на этом предприятии. И не только там, но иногда и на других тоже.
Таким образом, в технологическом процессе производства каждый участник этого процесса, — собственники капитала и наемные работники выполняет свою «технологическую» роль. А в экономических отношениях они выступают как равноправные партнеры, заинтересованные в достижении успеха и получающие вознаграждение от их вклада.
Отношения собственности на средства производства имеют базовое значение для экономического благополучия. Разумеется, что тот, кто имеет большую собственность и умело распоряжается ею, более благополучен, чем тот, кто меньше имеет или не имеет вообще. Люди имеют неравные способности, знания, компетентность, опыт, умение хозяйствовать и создавать свой экономический фундамент. И имеют естественное право жить в соответствии со своими возможностями. Принципиальное условие — они должны быть созданы, накоплены честным путем.
Коммунистическое
Сосредоточение всей собственности на средства производства в руках государства является антидемократическим и противоестественным. Собственность создается изначально населением, его усилиями, и оно вправе владеть и распоряжаться ею в таких формах, целесообразность которых исходит из опыта жизнедеятельности общества. Государство должно помочь в выборе наиболее рациональных из них, законодательно утвердить право собственности и стоять на защите его.
Материальное неравенство, естественно, возникает. Материальное равенство невозможно "естественным путем". Силовое установление равенства на основе ущемления части населения противоестественно. В демократическом обществе равенство людей в области экономики заключается в равных правах создавать себе материальные условия и жить в соответствии с ними. В тоже время государство не может не вмешиваться в экономические отношения: оно должно поддерживать слабых и предотвращать злоупотребления сильных.
Разные экономические возможности не должны давать никаких преимуществ никому в политических и других гражданских правах. Все граждане страны должны обладать равными политическими и другими гражданскими правами. Перед законом все должны быть равны. Важно, чтобы общественно-политическое устройство, государства не зависели от интересов одного класса, конкретно класса имущих, и не защищает только его интересы. Демократическое государство — государство всего народа. В таком государстве отношения собственности не играют решающей роли в определении его политики.
В демократическом обществе, в условиях демократического государства и социальной экономики преследуется в первую очередь цель не увеличение прибыли работодателей, а обеспечение страны и ее населения всеми необходимыми материальными благами и услугами. А увеличение прибавочной стоимости и прибыли выступает скорее как неизбежный способ, механизм обеспечения расширенного воспроизводства.
В социальной экономике
демократический тип
В экономических отношениях между работодателями и работниками, как уже подчеркивалось, объективно должно формироваться социальное партнерство. Но нельзя полагать, что оно утверждается автоматически. Противоречия без сомнений будут, и важно их преодолевать на основе разумных решений, учитывающих интересы сторон. Пока экономика слаба и отношения незрелые, противоречий больше, и это надо здраво оценивать и их разрешать.
Выбор социальных приоритетов должен быть устремлен в будущее. Это прежде всего наращивание человеческого капитала, обеспечение его устойчивости и высокого качества. Это и существенный подъем материального благополучия. Это возвышение духовного уровня. Это «закладка» большей нравственности. Это высокая образованность и усвоение новых знаний. Это здоровье населения и улучшение генофонда населения. Это значительное продление жизни вообще и активной в частности. Это высокая жизнеспособность и деятельность. Это жизнь, доставляющая радость существования. Но сегодня условия не в той степени развития, чтобы говорить о реальной возможности устойчивого роста человеческого капитала. В большей мере значительная часть населения озабочена проблемой выживания. Это диктует специфические приоритеты сегодняшнего дня, но при этом нельзя забывать о перспективах.
Товарное производство — источник прибавочной стоимости и прибыли. Но эта цель рыночных отношений не может быть отделена от другой, более фундаментальной цели — удовлетворение потребностей общества.
Исходная (и конечная тоже) цель экономики — производство полезных для обеспечения жизнедеятельности общества товаров и услуг, которые в условиях универсальных рыночных отношений выступают в виде товаров, приносящих прибавочную стоимость как условие расширения возможностей общественного производства. Эти цели — взаимообусловленные во всем кругообороте капитала. Движение к этим целям в известном смысле происходит по самостоятельным траекториям, но оно в начальном и конечном пунктах неизбежно совпадает, оно начинается в одной начальной точке и завершается тоже в одной. В условиях социальной экономики эта взаимосвязь особенно сильна.
В социальной экономике исходное производственное отношение в непосредственном процессе производства и услуг — это равноправное, договоренное отношение между собственниками капитала и обладателями наемной рабочей силы как факторов производства. В переходный период, в условиях экономического кризиса и спада экономики это деформируется. Многие работники остались без рабочего места. Те, которые работают, в большинстве случаев получает низкую заработную плату, гораздо ниже прожиточного минимума. Предприниматель больше не может дать, рабочий согласен и на это, так как других источников существования не имеет. Даже против воли предпринимателя здесь имеется элемент эксплуатации наемной рабочей силы, чего не должно быть. Нижним уровнем зарплаты, ее минимальным правовым уровнем должен быть общественно признанный уровень минимального потребительского бюджета. Далее, нужно отметить, что для полной реализации исходных производственных отношений требуется способность предпринимателей экономически грамотно, квалифицированно вести дело. Ее обладают далеко не все. Но следует видеть и другую сторону дела — требуется общественно необходимая квалификация рабочей силы. А в переходный период наблюдается частично ее деквалификация.
Основное производственное отношение — это отношение между экономически свободными товаропроизводителями разных форм собственности (хозяйствующими субъектами) по поводу обмена и распределения материальных благ и услуг. Основное производственное отношение в переходный период характеризуется тем, что уровень рыночных отношений между товаропроизводителями по поводу обмена и распределения отличается недостаточной развитостью, неотработанностью механизмов и рычагов воздействия на функционирование рыночного режима. Отсюда сбои в обменных процессах; неразрешенность вовремя возникающих споров и интересов; несоблюдение договорных обязательств и неплатежи; теневая экономика и теневое распределение; нездоровая конкуренция или монополия; несправедливость обмена и потери одних и незаслуженные приобретения других и т.д. Только существенный рост реальной экономики, принципиальная борьба с теневой экономикой, рыночная компетентность позволят развить и повысить уровень рыночных отношений.
Конечное социально-