Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:47, контрольная работа
Роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся плановой экономики, разъедаемой усиливающимся кризисом, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.
Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике:
– руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.;
– руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.;
Недооценка человеческого капитала ведет к разрушительным последствиям, так как экономика не может эффективно функционировать ни как производительная, ни как потребляющая система. Если исходить из того, что главное направление на ближайшую и среднесрочную перспективу для России — борьба с бедностью и нищетой, то это означает, что приоритет в политике должен отдаваться формированию эффективной (как в социальном, так и в экономическом планах) системы распределения доходов и эффективного механизма заработной платы.
В первую очередь речь должна идти о превращении минимальной заработной платы из формально-статистического показателя в инструмент реального воздействия на экономические процессы. Приоритетное повышение минимальной заработной платы одновременно означает и снижение уровня дифференциации доходов. Кроме того, это создает стимул к труду и повышает экономическую эффективность, так как в этом случае предприниматель будет делать ставку на более квалифицированный труд с большей отдачей. Минимальная зарплата по меньшей мере на уровне прожиточного минимума — важный инструмент обеспечения социальной стабильности.
Следующая необходимая мера — это трансформация системы распределения доходов. Дифференциация доходов должна быть при всех условиях регулируемой. Это непреложный принцип современной социальной политики, применяемый во всех развитых экономических системах. В России же принцип регулирования был подменен стихийным развитием. Дело даже не в политике цен и доходов, хотя и она может приносить желаемые результаты. Наиболее эффективным механизмом является все-таки система колдоговорного регулирования зарплаты на всех уровнях — от общего (генерального соглашения) до уровня отдельных отраслей и предприятий. Эта система обычно функционирует как единый комплекс, основные компоненты которого находятся в тесной взаимосвязи. Россия находится лишь в начале пути к такой системе. Одним из необходимых условий ее формирования является ответственное и активное участие в этом процессе профсоюзов.
На среднесрочную перспективу генеральное соглашение с участием профсоюзов должно фиксировать главную цель — соответствие минимальной колдоговорной зарплаты прожиточному минимуму. В долгосрочном же плане такая зарплата должна повышаться относительно быстрее, а законодательно установленная минимальная зарплата должна соответствовать уровню прожиточного минимума.
Весьма важное значение имеет также политика выравнивания заработной платы, недопущение резких различий в оплате труда. Для этого следовало бы разработать и принять Единую тарифную систему взамен нынешней тарифной системы, которая носит формальный и ограниченный характер. Нынешняя тарифная система по существу не работает в большей части экономики, так как несовместима с принципами социальной справедливости и является дискриминационной по отношению к работникам бюджетной сферы. Очевидно, в стране должна существовать ориентирующая система ETC, которая могла бы не только устанавливаться гарантированный минимум, но и определять соотношения между доходами занятых в различных отраслях. Речь в данном случае идет не об обязательной, а об ориентирующей системе тарифов, поддерживаемой государством.
Что же касается законодательно
установленной минимальной
Особое место должно отводиться мероприятиям государства по регулированию зарплаты в бюджетном секторе. В этой сфере сложилась социально и экономически нетерпимая ситуация разрыва в доходах в результате формирования двух систем заработной платы. С одной стороны, это привилегированная система, обеспечивающая особые условия оплаты, социальные льготы и гарантии стабильности, и она охватывает работников госуправления (министерств, ведомств и т.д.). С другой стороны, это собственно бюджетная сфера, где оплата труда на порядок ниже оплаты в органах госуправления и не обеспечивает (даже для работников высоких разрядов) прожиточного минимума. Кроме того, отнюдь не потеряла свою актуальность проблема невыплаты или задержки зарплаты.
На данном этапе существование привилегированных систем в рамках общегосударственной системы ни экономически, ни социально, ни, тем более, морально никак не оправдано. Соответствующие преимущества, особые условия и статусы, возможно, и необходимы, но и совершенно иной социально-экономической и политической реальности. Поэтому новая система должна быть построена на единых принципах оплаты, причем таким образом, чтобы разрывы между высокими и низкими разрядами не превышали 8-10:1 при обеспечении стабильности выплаты зарплаты для всех категорий работников бюджетной сферы.
Наконец, как можно быстрее необходимо сформировать систему, которая ликвидировала бы ныне существующий большой разрыв в доходах работников, занятых в государственном и частном секторах. В значительной степени такой разрыв был связан с процессами глобального перераспределения собственности, коррупцией, спекулятивным характером деятельности значительной части частного сектора при всем том, что реальный сектор разрушался и подавлялся. Так как такая экономика в значительной мере исчерпала себя финансовыми потрясениями августа 1998 г., то рано или поздно должен начаться естественный процесс выравнивания этих двух секторов в условиях роста реального производства. Однако это не произойдет само собой, и на этот процесс следует активно воздействовать через налоговую политику и в отдельных случаях через административные механизмы.
В этой связи немалую роль должен сыграть рынок труда, социальная значимость которого в нынешних условиях неуклонно возрастает. Между тем сложившаяся к настоящему времени ситуация на рынке труда в России напоминает скорее модели "дикого" капитализма, нежели цивилизованного общества. Это следствие негативных последствий планового распределения рабочей силы, когда проявлялось безразличие к эффективному использованию людских ресурсов, личным интересам работников, к мотивации труда, его мобильности. В равной мере это следствие и более поздних негативных проявлений процессов в сфере трудовых отношений (стихийность формирования спроса и предложения, устранение регулирующей роли государства, резкое размежевание сегментов рынка труда и т.д.).
В долговременном плане
необходимо, очевидно, добиваться такого состояния, когда
экономическая система, и прежде всего
ее реальный сектор, предъявляли бы высокие
образовательно-
В период трансформации общества социальные проблемы оказываются в зависимом положении, так как несмотря на свою приоритетность, они вторичны по отношению к источникам доходов. В реальной политике всегда первичным и определяющим является сам характер проводимых экономических реформ. Очевидно, что лишь при должном учете социальных индикаторов развития станет возможным реальное влияние социальной сферы на характер экономических преобразований. На протяжении 90-х годов в результате непродуманного варианта реформ Россия потеряла значительные ресурсы и время на поиск так называемого "оптимального", или "страхового", механизма социальной политики, в то время как этим, по большому счету, не следовало заниматься, наверное, еще долгое время.
Задача сегодняшнего
дня и среднесрочной
В политической и экономической элитах России немало сторонников идеи равной социальной ответственности всех слоев населения за выход из кризиса. Есть все основания оспорить эту позицию и противопоставить ей принцип резкой дифференциации налогового обложения, учитывая тот факт, что сейчас в России на долю 1% населения приходится 65% национального дохода и всей собственности.
В начале XXI в. Россия вновь
стоит перед сложным выбором
принципиального характера. Почти 10
лет реформ дали в целом неудовлетворительный
результат. В основном они привели
к глобальному
Только равновесное
общество, как свидетельствует
К ИССЛЕДОВАНИЮ ЗАКОНОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ*
(*Койчуев Т. Избранные статьи. — Б.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 126-140)
Совершающийся в пост коммунистических странах переход к новой экономической системе объективно предполагает, что наряду с экономическими отношениями, законами и закономерностями, характерными вообще для всех экономических способов производства, — начнут действовать экономические отношения, законы и закономерности, присущие только этой новой системе — социальной экономике демократического общества. Исторически назревающая возможность становления социальной экономики требует пересмотра многих теоретических представлений, сформировавшихся на базе отживающих экономических систем, как традиционной капиталистической, так и коммунистической, Это обусловлено тем, что зарождается более гармоничная система, освобождающая человечество от многих пороков и антагонизмов традиционной капиталистической и коммунистической систем.
Отказ от коммунистического экономического режима не означает возвращения в лоно капиталистического способа производства, если понимать его как способ производства с антагонистическими классовыми противоречиями и господством капитала над трудом, а государство как орудие имущего класса для господства над наемными работниками. В развитых странах Запада, которые в условиях капитализма достигли современного высокого уровня экономики и благосостояния населения, антагонистические противоречия между классами исчезли (или исчезают) и в ходе развития утвердилось социальное партнерство между ними. Государство обеспечивает гражданское спокойствие и согласие в обществе, защищает в большей мере слабых, чем сильных, потому что в защите нуждаются именно менее состоятельные, чем более состоятельные. Государство, если рассматривать вопрос еще шире, стоит на защите общенациональных интересов и Конституции страны. С достижением высоких уровней экономического развития и благосостояния населения и возможностей поддержания и дальнейшего повышения этих уровней отношения собственности влияют на реальные социально-экономические процессы не через обострение противоречий, если они есть или возникнут, а через укрепление социального согласия и социального партнерства.
Экономика объективно становится
социально ориентированной. Эффективность
экономики зависит не столько
от форм собственности, сколько от методов
и режима хозяйствования. На сегодняшний
день мировая практика не изобрела
лучшего способа функционирован
Отказываясь от коммунистического экономического режима, Кыргызская республика, выбирает путь демократического развития с социальным партнерством социальных слоев и групп населения и свободную, открытую, социально ориентированную, многоукладную рыночную экономику. Выбранный демократический путь предполагает, что будет строиться не капиталистическое общество с классовыми противоречиями, имеющее целью обогащение капита¬листов при относительном ухудшении положения наемных работников. Будет строиться и не коммунистическое общество с ликвидацией классов, общенародной (государственной) собственностью; с социальной иллюзией, что при высочайшем развитии производительных сил блага польются полным потоком и будет обеспечено изобилие, когда обществу каждый его член будет отдавать свой труд по способностям, а получать блага по потребностям и личность получит всестороннее развитие.
Не сумев обеспечить такое изобилие и, более того, эффективную экономику за 70 с лишним лет своего существования, коммунистическая система развалилась в СССР, а вслед за ним и в других странах так называемого "социалистического лагеря". Правда, не сумела обеспечить такое изобилие экономических благ и капиталистическая система даже за гораздо более продолжительный период своего существования, однако достигнуты масштабные успехи в экономике в развитых странах Запада, и уровень жизни населения там достаточно высок, хотя существует и бедность.