Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 07:24, дипломная работа
Целью данной работы является исследование теоретических основ функционирования безналичных расчетов, проведение анализа организации и осуществления безналичных расчетов на примере филиала Дальневосточный банк «ООО Сбербанк России». г. Хабаровск действующих практических а также разработка практических предложений по использованию новых форм безналичных расчетов.
Применяемая банком система защиты информации обеспечивает шифрование, контроль целостности документа, защиту от несанкционированного доступа к счету, а также подтверждение авторства и подлинности электронных документов.
Посредством автоматизированной системе “Клиент-Сбербанк” принимаются к исполнению следующие виды платежных документов:
- в валюте РФ:
а) платежные поручения;
б) платежные требования;
в) заявления об отказе от акцепта;
- в иностранной валюте:
а) валютные платежные поручения;
б) поручения на продажу валюты;
в) поручения на покупку валюты;
г) поручения на обязательную продажу валюты.
Использование
услуг предоставляемых при помощи АС
«Клиент-Сбербанк» востребована клиентами
филиала АК СБ РФ ОАО Дальневосточный
банк Сбербанка России г.Хабаровск о чем
свидетельствуют данные приведенные в
таблице 2.
Таблица 2 - Количество юридических лиц обслуживающихся в филиале АК СБ РФ ОАО Дальневосточный банк Сбербанка России г.Хабаровск
тысяч единиц
2004 | 2005 | 2006 | |
Всего
юридических лиц,
из них: |
5 | 8 | 15 |
-
обслуживающихся посредством |
2 | 4 | 9 |
- предоставляющие документы на бумажном носителе | 3 | 4 | 6 |
Из данных таблицы 2 видна положительная динамика привлечения клиентов на расчетно-кассовое обслуживание. Так рост количества клиентов в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 62%, в 2006 году по сравнению с предыдущим периодом – 53%. С 2004 года по 2006 год количество клиентов увеличилось в трое. При этом все больше клиентов предпочитает обслуживание посредством электронного документооборота. Сравнительный анализ показывает, что в 2004 году только 40% клиентов пользовались АС «Клиент-Сбербанк», в 2005 году эта картина меняется и эта цифра уже составляет 50%, В 2006 году – 60%.
Из приведенных данных так же можно сделать вывод, что стремительное развитие экономики страны требует от юридических лиц оперативного распоряжения ресурсами. Требование развивающейся рыночной экономики в быстрых платежах, что позволяет осуществить предлагаемая Дальневосточным банком Сбербанка России система удаленного управления расчетным счетом.
Укрепление клиентской базы - непременное условие сохранения банком рыночных позиций. Существенное значение для сохранения клиентов банка имеет постоянное повышение качества обслуживания.
Первым шагом на пути повышения качества обслуживания клиентов является их дифференциация. В Сбербанке России корпоративные клиенты делятся на группы, в зависимости от величины остатков средств на счетах, оборотов по счету, а так же от объема использования расчетно-кассовых услуг банка. В соответствии с этим, выделяют три категории клиентов:
1) элитные клиенты - VIP (крупные предприятия);
2)
перспективные клиенты (
3) прочие юридические лица.
Наибольшую ценность для банка представляет категория элитных клиентов. В эту группу входят крупные предприятия, обладающие значительными финансовыми возможностями. Поэтому на счетах элитных клиентов сосредоточены наибольшие остатки средств, проводятся крупные платежи по счетам. Кроме того, данная категория клиентов использует широкий ассортимент расчетно-кассовых услуг. Банку очень выгодно сотрудничать с такого рода клиентами. Немаловажной категорией являются и средние, активно работающие предприятия. Это своеобразный резерв банка, из которого в последствии будет пополняться группа элитных клиентов. Последняя категория клиентов (индивидуальные предприниматели, мелкие предприятия) также важна для банка, так как малый бизнес составляет основу экономики региона.
По организационно - правовой форме клиентами филиала АК СБ РФ ОАО Дальневосточный банк Сбербанка России являются предприятия различных форм собственности и отраслей народного хозяйства, индивидуальные предприниматели, финансовые учреждения. Всего в регионе на конец 2006 года зарегистрировано 21 970 юридических лиц, 59 344 предпринимателей без образования юридического лица. В филиале АК СБ РФ ОАО Дальневосточный банк г.Хабаровск обслуживается 41985 предприятий и организаций, что составляет 51,6% общего числа зарегистрированных в регионе юридических лиц и предпринимателей. С каждым клиентом Сбербанк стремится к установлению долгосрочных партнерских отношений.
Для
наглядности структуру клиентов
филиала АК СБ РФ ОАО Дальневосточный
банк Сбербанка России представим в таблице
4.
Таблица 4 - Структура корпоративных клиентов
в процентах
Организационно - правовая форма собственности клиентов | Структура | Отклонение | |
На 1.01.2006г. | На 1.01.2007г. | ||
Коммерческие организации | 65 | 68 | +3 |
Не коммерческие организации | 10 | 10 | 0 |
Индивидуальные предприниматели | 23 | 20 | -3 |
Финансовые организации | 0,5 | 0,5 | 0 |
Бюджетные организации | 1,5 | 1,5 | 0 |
Всего | 100 | 100 | 0 |
Из данных таблицы следует, что наибольший удельный вес в структуре клиентов банка занимают коммерческие организации. В 2006 году их величина составляет 68%, что на 3% больше, чем в 2005 году. Второе место в структуре занимают индивидуальные предприниматели, 23% в 2005 году и 20% в 2006 году. Далее следуют не коммерческие организации, финансовые и бюджетные организации. Их структура на 01.01.2007 г. не изменилась в сравнении с 01.01.2006 г.
Далее
проведем анализ форм безналичных расчетов
используемых при расчетах в филиале
АК СБ РФ ОАО Дальневосточном банке Сбербанка
России. Наглядно это представлено в таблице
5.
Таблица 5- Структура форм безналичных расчетов
в процентах
|
Окончание таблицы 5
в процентах
Корпоративные пластиковые карты | 0,6 | 0,8 | 0,2 |
Всего | 100 | 100 | __ |
Из таблицы 5 видно, что преобладающая часть всех безналичных платежей осуществляется с помощью платежных поручений. На 01.01.2007 г. второе место в структуре используемых форм безналичных расчетов занимают расчеты по инкассо (платежные требования). Их доля в расчетах составляет 4,2%. Расчеты векселями на третьем месте - 4%. В 2005 – 2006 годах расчеты с аккредитивами не производились. Это еще раз подчеркивает, что аккредитивная форма расчетов сложный инструмент безналичных расчетов, поэтому клиентами он используется крайне редко. Чековая форма расчетов используется клиентами банка в основном для получения наличных денег с расчетного счета на хозяйственные нужды. Доля расчетов корпоративными пластиковыми картами на начало 2007 года увеличилось на 2%. Это новая форма расчетов и пока еще не носит массового характера применения и в настоящее время активно продвигается на рынок.
На основании приведенных выше показателей работы с корпоративными клиентами можно сделать вывод о постоянном улучшении в обслуживании клиентов. Так в 2005 году филиал АК СБ РФ ОАО Дальневосточный банк Сбербанка России перешел на централизованное ведение счетов юридических лиц в единой централизованной автоматизированной банковской системе (ЦАБС). Что способствовало проведению внутрирегиональных платежей в системе Сбербанка в режиме реального времени. Списание со счета плательщика, после подтверждения операции операционистом моментально отражается на счете получателя. Так же в 2005 году введена услуга срочных платежей по системе Сбербанка России в которой платеж от момента списания средств со счета плательщика в течении одного часа зачисляется на счет получателя средств в любом филиале Сбербанка России, что так же способствовало привлечению новых клиентов на расчетно-кассовое обслуживание с Сбербанке.
Все
это нашло отражение в
Таблица 6 - Структура полученных комиссионных доходов полученных за расчетно-кассовое обслуживание в 2006 году
В процентах
Наименование статьи | Удельный вес |
Кассовое обслуживание | 47,1 |
Безналичная покупка-продажа валюты | 23,4 |
Обслуживание счетов | 14,2 |
Безналичные перечисления | 11,9 |
Клиент-банк | 3,1 |
Остальные виды | 0,2 |
Итого | 100,0 |
Высокая
доля комиссионных доходов полученных
за кассовое обслуживание клиентов показывает,
что клиенты не стремятся к
использованию прогрессивных