Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:17, дипломная работа
Стремительный рост рынка потребительского кредитования - одна из наиболее значимых тенденций развития банковского сектора до второй половины 2008 года. Потребительский кредит получил такое широкое распространение в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости. По существу, целые фрагменты потребительского рынка функционируют лишь благодаря использованию различных схем потребительского кредитования.
Введение
1. Теоретические аспекты потребительского кредитования
1.1 Коммерческий банк как посредник в предоставлении потребительского кредита
1.2 Сущность и принципы потребительского кредита
1.3 Этапы развития потребительского кредитования
1.4 Плюсы и минусы потребительского кредитования как одного из перспективных направлений банковского розничного бизнеса
1.5 Нормативное регулирование потребительского кредитования в России
1.6 Организация процесса кредитования физических лиц
2. Анализ системы потребительского кредитования в ОАО АКБ «Связь-Банк»
2.1 Характеристика банка
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей развития Банка
2.3 Анализ состава и структуры потребительского кредитного портфеля ОАО АКБ «Связь-Банк»
2.4 Характеристика основных видов потребительских кредитов в ОАО АКБ «Связь-Банк»
3. Проблемы и пути совершенствования потребительского кредитования 47
3.1 Сравнительный анализ условий кредитования в докризисный и послекризисный период
3.2 Анализ задолженности по потребительским кредитам
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности банка на рынке потребительского кредитования
Заключение
Список литературы
ѕ цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссудный процент, как правило, увеличивается, на стадии быстрого подъема снижается);
ѕ темпов инфляционного процесса;
ѕ эффективности государственного кредитного регулирования, осуществляемого через учетную политику центрального банка в процессе кредитования им коммерческих банков;
ѕ ситуации на международном кредитном рынке (например, проводившаяся в США политика удорожания кредита, обусловила привлечение зарубежного капитала в американские банки, что отразилось на состоянии соответствующих национальных рынков);
ѕ динамики денежных накоплений физических и юридических лиц (при тенденции к их сокращению ссудный процент, как правило, увеличивается);
ѕ динамики производства и обращения, определяющей потребности в кредитных ресурсах соответствующих категорий потенциальных заемщиков;
ѕ сезонности производства (например, в России ставка ссудного процента традиционно повышается в августе-сентябре, что связано с необходимостью предоставления аграрных кредитов и кредитов для завоза товаров на Крайний Север);
ѕ соотношения между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью (ссудный процент стабильно возрастает при увеличении внутреннего государственного долга);
г) обеспеченность кредита
выражает необходимость обеспечения
защиты имущественных интересов
кредитора при возможном
д) целевой характер кредита, распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Он находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента;
е) дифференцированный характер кредита определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков. Практическая реализация его может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности (например, малого бизнеса и пр.).
1.3 Этапы развития
Понятие потребительское кредитование употребляется с VI века до нашей эры. На территории Израиля до времен правления царя Соломона существовал «личный кредит». Должники по такому кредиту отправлялись в рабство. Когда на трон взошел царь Соломон, то был издал новый закон, по которому отменялось долговое рабство и «должник» должен был расплатиться своим имуществом. На его земле устанавливался специальный столб, который был знаком для окружающих, что его имущество «заложено» в счет погашения долгов перед кредитором. Эти столбы и получили название ипотека («hypotheke»), которое с греческого переводится как «заклад», «залог».
Чаще всего кредиты брали люди, которые находились в крайней нужде. После того как все стали выращивать на земле продукты для пропитания, человек столкнулся с проблемой неурожаев. Один такой неурожай, мог оставить всю семью без еды на целый год. Попавший в такую ситуацию земледелец был вынужден идти к богатому за помощью. Обычно он просил денег в долг до следующего урожая. Причем проценты определялись в системе бартера. Если один человек занял у другого мешок зерна, то должен возвратить два. Такие отношения определили появление рыночного хозяйства. Гарантии того, что человек сможет отдать долг и улучшить свое положение отсутствовали. При невозможности отдать долг, гражданин лишался своего имущества, а если с него нечего было взять, то отправлялся к своему кредитору в «долговое рабство». Это явление, общество в целом, не поддерживало. Главным борцов против него выступила церковь. Священники аргументировали свой протест против зверских процентов с помощью Библии. В Евангелии от Луки написано: «...взаймы давайте, не ожидая ничего...» (VI, 35). Следовательно, кредитор не должен был взимать проценты и вообще ожидать возвращения ссуды. К этому добавлялось учение о проценте древнегреческого мыслителя Аристотеля (чью философию средневековая церковь пыталась совместить с христианством). Согласно Аристотелю, процент является противоестественной формой дохода, так как «деньги не могут рождать деньги» [5].
Помимо этого, церковь пыталась найти рациональные доказательства неестественности процента. Одним из аргументов был, например, следующий: отданные в долг деньги возвращаются кредитору обратно в целости, процент является платой за время, а время нельзя продавать, так как оно принадлежит Богу. Пользуясь своей властью, церковь пыталась «покончить» с процентом «сверху». В 1179 г. папа Александр III издает указ о запрещении «процента» под страхом лишения причастия. В 1274 г. папа Григорий X применяет более строгое наказание - изгнание из государства. В 1311 г. папа Климент V вводит в качестве наказания отлучение от церкви.
В конце средних веков
государство вообще прекращает свою
борьбу против любой формы кредитов.
Борьба с кредиторами ведется
с помощью «урегулирования
В XVIII веке запрещение взимания процентов вызывает волну недовольства среди кредиторов, и в XIX веке почти везде пропадает контроль за размером процента. При этом в законодательстве большинства стран остается понятие ростовщичества («эксплуатации нужды, слабости разумения, неопытности или душевного возбуждения кредитующегося») и уголовная ответственность за него [5].
В последующие периоды
банковский потребительский
Первые квалифицированные кредиторы появились в США в 1920-х годах, когда группа из нескольких банков, возглавляемая одним из предшественников нью-йоркских «City-Corp» и «Bank of America», создала у себя отделы потребительского кредита. Вначале эта банковская группа предоставляла займы частным лицам на такие цели, как оплата медицинской помощи, стоматологических услуг, обучения и т.п., но потом приступила к выдаче ссуд на покупку в рассрочку потребительских товаров. После войны сектор потребительского кредита стал одним из наиболее быстроразвивающихся сегментов рынка кредитных услуг коммерческих банков. Единый Кодекс о потребительских кредитах (The Uniform Consumer Credit Code) первоначально был принят в семи штатах. Целью этого акта было защитить потребителей, получающих кредиты для финансирования покупок, гарантировать правильное, адекватное предоставление услуг по кредитованию, регулировать кредитную индустрию в целом.
Закон о потребительском кредите был разработан специальными уполномоченными по унификации законодательства штатов в 1968 г. и принят почти четвертью штатов. Закон охватывает много областей, присутствующих в Федеральном законе о защите потребителя. Закон устанавливает [5]:
ѕ справедливые правила предоставления кредита;
ѕ верхние пределы ставок;
ѕ правила продажи по передаче и продаже в рассрочку, оговорки к контрактам, средства судебной защиты кредитора, решения суда о взыскании остатка долга по реализации обеспечения, наложения ареста на имущество должника и др.
Закон также регулирует кредитные сделки, охватывающие большую часть продажи недвижимости, товаров и услуг лицами, регулярно участвующими в продаже в кредит.
Кроме выше перечисленных нормативных актов, правовая информация о кредите содержится в Законе «О защите прав потребителей» Этот закон обязывает кредиторов в полной мере доводить до потребителей условия кредитования. Закон также защищает потребителей от злоупотреблений со стороны ростовщиков, ограничивает размеры вознаграждений, учреждает Национальную комиссию по потребительским финансам, которая компетентна вести расследования в области потребительского кредитования. Также закон регламентирует деятельность компаний, выпускающих кредитные карты и предоставляющих кредитные истории. Закон запрещает какую-либо дискриминацию при кредитовании.
Анализируя темпы роста потребительского кредита в промышленно развитых странах Европы, следует отметить, что они опережали динамику рынка розничных кредитов в США. Так, в Германии в 70-х гг. наблюдался пятикратный рост потребительского кредита, достигнув уровня 190 млрд. долл. США к началу нынешнего десятилетия[5].
В России потребительские
кредиты существовали и в советский
период. Оформить покупку в кредит
в универмаг можно было, если имелась
соответствующая справка с
1.4 Плюсы и минусы
В России сейчас существует 2 вида потребительских кредитов в «чистом» виде. Можно взять кредит в форме денег в банке, а можно купить товар в кредит. По сути, договор один и тот же, заключается с кредитным учреждением, только во втором случае потребитель получает не деньги, а товары или услуги. Банк платит за потребителя продавцу или исполнителю, а потребитель расплачивается с банком в течение нескольких месяцев или лет.
Законодательно
«Связь-банк» «Хоум Кредит», «ОВК», «Альфа-банк», «МДМ-банк» и многие другие считали за честь иметь в своем продуктовом ряде потребительские кредиты. Каждый делал ставку на свои преимущества - быстрота оформления, минимум документов, выгодные процентные ставки и т.д.
Постепенно, потребительское кредитование приобрело массовый характер, что сказалось на положительных результатах. Помимо банков, весьма выгодным явлением потребительское кредитование является для торговых организаций. К началу 2005 года, по оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит, составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие торговые сети как: «М-Видео», «Эльдорадо», «МИР». На территории данных организации в среднем представлено по 5-10 банков, которые готовы предложить рынку свои уникальные условия.
Пытаясь увеличить спрос на потребительские кредиты, банки выходят на рынок с новыми условиями. Появляется такое понятие как «акция», а соответственно банки вводят новые продукты: «бесплатный кредит», «кредит без первоначального взноса», «10-10-10», «беспроцентный кредит». Однако такие акции не могут появляться в ущерб банку. Именно этого, так и не понимает потенциальный заемщик, когда обращается в банк за кредитом. Думая о том, что банки действительно выдают беспроцентные кредиты, клиент пытается успокоить себя, что, по сути, он покупает товар в рассрочку.
На самом деле банки применяют изощренные механизмы, за счет которых, компенсируются недополученные доходы. К примеру, широко распространен способ включения недополученных процентов в стоимость товара. На ценниках в магазинах можно встретить две цены: первая - в кредит, вторая - за наличные. Разница таких цен составляет порядка 6-9%. Таким образом, покупая в кредит товар за 10 000 рублей (а если без кредита, то цена составляла бы - 9 300 рублей), клиент уже заплатил те самые проценты, которые он считает, что платить не будет. Заманивая клиентов подобными акциями, банки увеличивают свои прибыли, а организации объемы продаж.
Однако, несмотря на выгодность
таких продуктов, банки несут
и большие риски. За время, работы
на данном сегменте банковского рынка,
банки собрали большое
В настоящее время, все
большей популярностью
Страхуя риски, банки вводят
дополнительные условия - страхование
залогов (автотранспорта). Это в свою
очередь дополнительными
Таким образом, автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему дополнительные объемы продаж, а соответственно, и прибыли. Не остаются в накладе и банки с автосалонами, которые получают агентские комиссии от страховых компаний.