Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:36, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, насущной необходимостью поиска путей усиления эффективности работы банковской системы России, поскольку именно она является главным механизмом финансово-кредитной и предпринимательской деятельности, и от эффективности ее работы в значительной степени зависят успех в преодолении экономического кризиса, снижение инфляции и финансовая стабилизация.
Введение
1
Теоритические основы и методы оценки эффективности деятельности коммерческого банка
7
1.1 Понятия эффективности деятельности коммерческого банка
7
1.2 Методологические подходы к оценке эффективности коммерческого банка
12
1.3 Информационно-правовое обеспечение оценки эффективности коммерческого банка
29
2. Особенности эффективности оценки деятельности АКБ «Энергобанка»
34
2.1 Оценка эффективности на основании изменения основных показателей финансовой отчетности
34
2.2 Анализ соблюдение нормативов, установленных Центральным Банком России
2.3 Расчет и анализ показателей рентабельности АКБ «Энергобанка»
49
59
3 Выявление проблем и пути повышения показателей финансовых результатов
67
3.2 Формирование стратегии, ориентированной на повышение прибыли коммерческого банка
67
3.3 Пути повышения показателей финансовых результатов деятельности коммерческого банка
71
Заключение
76
Библиографический список
В 2013 году Банком были профинансированы следующие значимые проекты:
Уровень просроченной задолженности на конец отчетного года составил 0,43% (2012г.: 2,13%), что говорит об относительно высоком качестве кредитного портфеля.
В течение 2013 года просроченная задолженность по корпоративным клиентам уменьшилась на 224837 тыс. рублей и составила 61556 тыс. рублей (2012г.: 286393 тыс. рублей). В настоящее время ведется конкурсное производство по залогодателям и поручителям. Задолженность будет погашаться за счет реализации залога третьих лиц, а по клиенту, который признан банкротом, продолжается работа в рамках исполнительного производства.
К концу 2014 года банком планируется наращивать кредитный портфель корпоративных клиентов, сохраняя его высокое качество, диверсифицированность отраслевой структуры, занимаемую долю рынка.
В 2013 году рынок розничного кредитования продолжил тенденцию устойчивого роста. При этом, на фоне растущей закредитованности населения, продолжается усиление конкуренции между банками за качественного заемщика. В отчетном году основными задачами в области развития розничного бизнеса были рост кредитного портфеля, поддержание высокого качества кредитного портфеля, развитие каналов продаж и повышение их эффективности, а также повышение рентабельности бизнес-направления. В 2013 году в области развития розничного кредитования Банком был проведен ряд значимых мероприятий, среди которых стоит выделить следующие:
В 2013 году портфель кредитов, выданных физическим лицам увеличился на 18,5% и составил 1568925 тыс.руб. (2012г.: 1324261 тыс.руб.). Кредитование населения, как и все предыдущие годы, осуществляется как в головном офисе Банка, так и во всех дополнительных и операционных офисах, которые расположены на территории Республики Татарстан и Республики Чувашия. При этом на региональные подразделения Банка приходится 36% заключенных договоров, а на офисы расположенные в г. Казани 64% соответственно.
За счет «лучших по рынку» предложений, условий выдачи обеспеченных кредитов (процентная ставка, перечень требований и документов к Заёмщику), Банку за 2013 год удалось увеличить на 28% портфель автокредитов, преимущественно, за счет высоконадежных кредитов с первоначальным взносом более 30%. Безусловно, такому росту способствовала государственная программа субсидирования процентной ставки по кредитам на приобретение автомобилей, участником которой являлся АКБ «Энергобанк». Более 1200 клиентов Банка в 2013 г. воспользовались программами автокредитов, приобретая новые и современные автомобили.
Текущий год был также благоприятен и для рынка ипотечного кредитования. Более 200 семей воспользовались программами ипотечного кредитования от АКБ «Энергобанк» (ОАО), улучшив свои жилищные условия, что привело к росту данного портфеля за отчетный год на 41,3%, при неизменном его качестве. Банк реализует собственные ипотечные программы для целей приобретения клиентами квартир и домов с земельными участками на вторичном рынках жилой недвижимости, на первичном рынке жилья с застройщиками - проверенными партнерами Банка, а также на приобретение коммерческой недвижимости. Особой популярностью у клиентов Банка пользуется программа «Ипотека-ремонт», которая позволяет получить кредит под залог имеющегося жилья на конкурентных комфортных условиях. В целом, целенаправленная работа по наращиванию портфеля обеспеченных ликвидным залогом кредитов населению позволила увеличить долю кредитов с минимальным риском невозврата с 56,7% в прошлом году до 64,0% в отчетном году. А с учетом кредитов, обеспеченных поручительствами, доля необеспеченных потребительских кредитов в общем кредитном розничном портфеле снизилась за отчетный год с 18% до 11%.
Стабильно поддерживаемый Банком курс на низкорискованный сегмент обеспеченного розничного кредитования и эффективная работа по возврату просроченной задолженности на всех сроках ее возникновения, позволили не только сократить долю просроченной задолженности в общем кредитном портфеле физических лиц до значения 2,9% в общем объеме кредитного портфеля физических лиц, но и снизить ее размер в абсолютных значениях на 22%.
Проведя анализ собственных средств Энергобанка, который представлен в таблице №2 , можем сказать следующее:
Таблица 2
Изменение показателей собственных средств за 2012-2013 г.
Показатели |
Отчетный год (2013г), % |
Предыдущий год (2012г), % |
Изменения, % |
Уровень собственных средств |
20,0 |
20,3 |
-0,3 |
Уровень уставного капитала |
74,97 |
76,8 |
-1,83 |
Коэффициент иммобилизации |
4,30 |
4,50 |
-0,2 |
Коэффициент надёжности |
25,04 |
25,45 |
-0,41 |
Что касается обязательств Банка за 2013 год увеличились на 4,2% и составили 11384944 тыс. рублей (за 2012г. уменьшились на 2,2 % и составили 10929225 тыс.руб.). В структуре привлеченных средств основную долю занимают средства юридических и физических лиц 97,6 % (2012г.: 99,2%), так как одним из значимых направлений деятельности Банка является розничный бизнес, который представлен такими продуктами как кредиты физическим лицам, банковские пластиковые карты, прием вкладов населения, денежные переводы и платежи и другие. Сегодня Банк обслуживает более 100 тыс. физических лиц. С 2005 года АКБ «Энергобанк» является участником системы обязательного страхования вкладов. Свидетельство о включении Банка в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов (№ 843) от 28 июля 2005 года.
В соответствии с рыночными изменениями процентных ставок Банк оперативно менял условия по рублевым вкладам, что позволило удержать портфель вкладов на уровне прошлого года, обеспечив незначительный его рост. На 1 января 2014 года объем привлеченных средств населения составил 5265104 тыс. рублей (2012г.: 5251111 тыс. рублей.).
Банк предлагает своим клиентам оптимальный набор инструментов по сбережению и накоплению денежных средств, соответствующий уровню развития российского банковского рынка. Клиентами Банка являются представители всех социальных групп и возрастов, значительную часть которых составляют клиенты пенсионного возраста — самая стабильная и склонная к накоплению средств группа населения. Структура портфеля вкладов сильных изменений не претерпела. Как и раньше, в портфеле преобладают вклады сроком свыше 3 лет (50,8% портфеля вкладов), 37,6% портфеля состоит из депозитов сроком от 1 года до 3 лет и 8,8% портфеля состоит из депозитов сроком размещения от 6 месяцев до 1 года.
На фоне нервозности на рынке вкладов в связи с отзывом лицензий у некоторых банков, наблюдается прирост вкладных счетов населения (открыто более 37 тыс. счетов), что, безусловно, говорит о стабильности и высоком доверии клиентов к АКБ «Энергобанк».
Структура процентных доходов Банка сформировалась следующим образом: основная часть доходов в 2013 году получена от кредитования предприятий и частных клиентов. Проценты, полученные от ссуд, предоставленных клиентам, не являющимися кредитными организациями составили 1800573 тыс. руб. или 96,5% от суммы процентных доходов (2012г.: 1974241 тыс. руб. или 96,9%). Проценты, полученные от операций с ценными бумагами 52122 тыс.руб. или 2,8% от суммы процентных доходов (2012г.: 59594 тыс. руб. или 2,9%). Проценты, полученные от размещения средств в кредитных организациях составили 12453 тыс. руб. или 0,7% от суммы процентных доходов (2012г.: 4119 тыс. руб. или 0,2%).
Структура процентных расходов Банка сформировалась следующим образом: проценты, уплаченные по привлеченным средствам клиентов, не являющихся кредитными организациями составили в 2013 году 716182 тыс.руб. или 98,7% от суммы процентных расходов (2012г.: 720643 тыс. руб. или 96,5%). Проценты, уплаченные по привлеченным средствам кредитных организаций — 9325 тыс. руб. или 1,3% от суммы процентных расходов (2012г.: 24638 тыс.руб. или 3,3%).
Перечень основных операций, оказывающих наибольшее влияние на изменение финансового результата:
С целью приближения банковских услуг к потребителям, создания клиентам максимальных удобств, Банк продолжил работу по расширению сети дополнительных офисов. По состоянию на 1 января 2014 года региональная сеть АКБ «Энергобанк» представлена 21 подразделениями (2012г.: 19 подразделений): наряду с центральным офисом, банк имеет 13 дополнительных офисов в г. Казани, по одному дополнительному офису в городах Альметьевск, Бугульма, Нижнекамск, Зеленодольск, 2 офиса в г. Набережные Челны и один операционный офис в г. Чебоксары.
Банк активно взаимодействует е органами социального и пенсионного обеспечения (Пенсионный Фонд Республики Татарстан и Республики Чувашия, Органы социальной защиты Республики Татарстан) о перечислении пенсий и социальных выплат на счета, открытые в АКБ «Энергобанк», и поддерживает особые условия для данной категории клиентов.
Традиционно, особым спросом у населения пользуются услуги по оплате жилищно-коммунальных платежей, а также оплате штрафов за нарушение правил дорожного движения. Благодаря информационному взаимодействию с ГИБДД РТ, клиент может не только оплатить штраф в режиме реального времени, но и узнать о всей имеющейся у него задолженности по штрафам ГИБДД.
Банком активно используются и предлагаются клиентам переводы денежных средств, осуществляемым без открытия счета в рамках систем Золотая Корона, Western Union, Unistream, Blizko, Caspian Money Transfer, позволяющие клиентам в течение нескольких минут осуществлять трансграничные переводы по всему миру. Одной из самых популярных у клиентов систем денежных переводов является «Золотая Корона», предлагающая высокий сервис и скорость проведения операции за невысокую комиссию.
В 2013 году процесс развития банковских карт в АКБ «Энергобанк» (ОАО), прежде всего, был связан с совершенствованием технологий финансового обслуживания клиентов. Операции с банковскими карточками открыли новые перспективы для клиентов банка и, соответственно, расширили их возможности. Преимущества, связанные с использованием банковских карт очевидны. Для клиентов — физических лиц - это возможность иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют.
В 2013 году Банк занимался активным привлечением предприятий и организаций на обслуживание в рамках «зарплатного» проекта. Проведенная работа позволила заключить 49 «зарплатный» договора. Общее количество активных карт на конец отчетного периода составило более 14 150 штук. Остатки на счетах банковских карт на 1 января 2014 года составили 158320 тыс. руб. (2012г.: 145660 тыс. руб.)
Информация о работе Выявление проблем и пути повышения показателей финансовых результатов