Иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации;
изучить особенности инвестиционного климата в России на современном этапе

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы функционирования иностранных инвестиций 6
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание и классификация 6
1.2 Характеристика инвестиционного климата в России 12
1.3 Правовое регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории РФ 15
2 Анализ иностранной инвестиционной деятельности в России 21
2.1 Анализ структуры инвестиций по типам инвестирования 21
2.2 Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности 27
2.3 Анализ структуры инвестиций по основным странам-инвесторам 31
2.4 Проблемы привлечения иностранных инвестиций 37
2.5 Перспектива повышения инвестиционной привлекательности России на 2011-2012гг. 40
2.6 Пути повышения инвестиционной привлекательности России в среднесрочной и долгосрочной перспективе 40
Заключение 44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 184.61 Кб (Скачать файл)

       Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

       Различаются также государственные и частные (иностранные) инвестиции. Государственные инвестиции — это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставляет другим государствам. К ним относятся также государственное участие в капитале смешанных предприятий и инвестиции государственных предприятий.

       Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют частные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдельные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно переплетаются между собой.

       В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции подразделяются на прямые и портфельные.

       Прямые  инвестиции - инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции — инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием».

       Основными способами осуществления прямых инвестиций являются:

    • создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%) собственности инвестора — это так называемое инвестирование «с нуля»;
    • приобретение или поглощение зарубежных предприятий;
    • финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том числе за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;
    • приобретение прав пользования землей (включая аренду), природными ресурсами и иных имущественных прав;
    • предоставление прав на использование определенных технологий, ноу-хау и др.;
    • приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельностью предприятия (такое участие иногда называют мажоритарным);
    • реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.

       В разных странах доля, дающая право  контроля, определяется по-разному. В  документах МВФ к прямым инвестициям относится участие в капитале, составляющее не менее 25% уставного капитала; в Канаде, Австралии и Новой Зеландии — не менее 50%; в странах Европейского союза  — 20—25%; в США — 10%.

       В соответствии с Федеральным законом  «Об иностранных инвестициях  в РФ» к прямым инвестициям относятся:

  1. приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
  2. вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;
  3. осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.;
  4. реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.

       Реинвестиции — капиталовложения в объекты предпринимательской деятельности, финансируемые за счет доходов или прибыли иностранного инвестора, которые получены на территории принимающей страны.

       Определяющая  роль прямых инвестиций для принимающих  стран заключается в том, что  вместе с ними в эту страну поступают  не только капиталы (в материальной и нематериальной форме), но и новые  технологии и опыт, передовые методы организации производства, труда и управления.

       Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность коммерческой организации, а также в другие ценные бумаги принимающих государств — облигации, государственные долговые обязательства и т.д.

       Участие в уставном капитале, не дающее права  контроля, иногда называют миноритарным, доля участия должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций, т.е. 10%.

       В России в последние годы иностранный инвестор мог вложить средства в следующие рублевые активы, которые входят в состав портфельных инвестиций: акции российских компаний, акции коммерческих банков, государственные краткосрочные облигации (ГКО), долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ), долгосрочные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации местных органов власти, банковские депозиты в рублях.

       Прямые  инвестиции отличаются от портфельных следующими чертами:

       1) они, как правило, имеют более  долгосрочный и стабильный характер;

       2) сумма этих вложений обычно  выше;

       3) инвестор подвергается более  высокой степени долгосрочного  риска;

       4) они дают инвестору право контролировать  или участвовать в управлении  объектом инвестирования.

       В международной (МВФ, Всемирного банка  и т.д.) и национальной статистике существует категория прочих инвестиций, куда включаются:

  • торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);
  • различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;
  • кредиты, полученные от международных организаций — Всемирного банка, МВФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
  • банковские вклады — валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках;
  • двусторонние инвестиционные кредиты.

       Для развивающихся государств и стран  с переходной экономикой эта форма  инвестиций имеет существенное значение.

       К основным способам осуществления иностранных инвестиций относятся:

  • создание собственных филиалов или коммерческих организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
  • долевое участие в капитале совместных предприятий;
  • приобретение или поглощение зарубежных предприятий;
  • приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.);
  • предоставление займов и кредитов;
  • приобретение имущественных прав, в том числе прав пользования землей и иными природными ресурсами;
  • осуществление операций по финансовому лизингу;
  • реинвестирование прибыли;
  • предоставление прав на использование новой технологии, ноу-хау и др.

       В качестве иностранного инвестора (субъекта инвестиций) в РФ могут выступать:

  1. иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
  2. иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она была учреждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
  3. иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;
  4. лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его проживания;
  5. международная организация, причем не любая организация, имеющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;
  6. иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.

       Как и любое другое сложное экономическое  явление, вложения иностранных капиталов  могут оказывать на экономику  принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:

  • увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
  • поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;
  • использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;
  • привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
  • более полное использование местных природных ресурсов;
  • повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
  • расширение ассортимента выпускаемой продукции;
  • развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;
  • расширение экспорта и поступления иностранной валюты;
  • увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;
  • повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
  • использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
  • развитие инфраструктуры и сферы услуг;
  • повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;
  • усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
  • оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

       К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:

  • репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
  • увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
  • подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
  • усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
  • игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
  • возможная деформация структуры национальной экономики;
  • упадок традиционных отраслей национальной экономики;
  • усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
  • ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
  • ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
  • негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и другое [5].

       Разумеется, все перечисленные выше положительные  и отрицательные последствия  привлечения и проникновения  иностранных капиталов в экономику  принимающих стран не реализуются  автоматически, а существуют лишь в  потенции. Именно поэтому принимающие  страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство  с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить  разумную политику регулирования иностранных  инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные  эффекты и устранять или минимизировать отрицательные. 
 
 

       1.2 Характеристика инвестиционного  климата в России  

       В большом экономическом словаре  инвестиционный климат сформулирован как совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих инвестиционному процессу; равные для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для вложения капиталов в национальную экономику[6].

       В книге «Экономика фирмы. Словарь-справочник»  инвестиционный климат определяется как совокупность социально-экономических, политических, социокультурных, организационно-правовых и инвестиционных факторов, предопределяющих силу притяжения или отторжения инвестиций. Ведущая роль в формировании инвестиционного климата, благоприятствующего инвестициям, принадлежит государству. Государство использует для этой цели разнообразные финансовые инструменты, а также возможность управлять соответствующей нормативной базой[7].

       Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности, включают:

       -политическую нестабильность в стране;

       -социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества);

       -неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий уровень инфляции, ставки рефинансирования внутреннего и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса);

       -неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом;

       -высокие  транзакционные издержки.

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России