Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:12, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации;
изучить особенности инвестиционного климата в России на современном этапе
Введение 4
1 Теоретические основы функционирования иностранных инвестиций 6
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание и классификация 6
1.2 Характеристика инвестиционного климата в России 12
1.3 Правовое регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории РФ 15
2 Анализ иностранной инвестиционной деятельности в России 21
2.1 Анализ структуры инвестиций по типам инвестирования 21
2.2 Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности 27
2.3 Анализ структуры инвестиций по основным странам-инвесторам 31
2.4 Проблемы привлечения иностранных инвестиций 37
2.5 Перспектива повышения инвестиционной привлекательности России на 2011-2012гг. 40
2.6 Пути повышения инвестиционной привлекательности России в среднесрочной и долгосрочной перспективе 40
Заключение 44
Список использованных источников
Особое
место для благоприятного инвестиционного
климата занимает правовая стабильность,
которая в законодательстве многих
стран фиксируется как оговорка
о неприменении в течение определенного
времени вновь вводимых законодательных
актов, ограничивающих права субъектов
инвестиционной деятельности или ухудшающих
условия их деятельности по отношению
к существовавшим на начальный период
условиям. Для России основным сдерживающим
фактором является недостаточно стабильная,
учитывающая международную
Возможности
привлечения иностранных
Весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с тяжелым материальным положением значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.
Поэтому целесообразным было бы эффективное продолжение реформ в социально-экономической, финансовой, налоговой и других сферах, проводимых государством в течение последних 7-8 лет, в результате которых повышается уровень жизни населения.
На
динамику притока инвестиций отрицательное
влияние оказывает неразвитая инфраструктура,
в том числе связь, система
телекоммуникаций, транспорт и гостиничное
хозяйство. То есть отсутствие условий,
привычных для большинства
Весьма существенным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие сектора экономики России.
Оценивая инвестиционный климат России по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамику экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и другие, можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает сегодня своим конкурентам Китаю и Индии.
К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций. Существуют Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе продукции.
Однако
Федеральный закон «Об
Существует ряд важных причин, которые отпугивают инвесторов от вложения денег в Россию, в частности, криминогенная обстановка, при которой существует реальная угроза для жизни. Следствием криминогенности является и необъективность правоприменительной практики, при которой допускается возможность отъема собственности противозаконными способами, а также неисполнение судебных решений. Другая проблема связана с несовершенством российской налоговой системы, которая, не должна иметь лазеек для нарушителей.
Потенциальные инвестиционные преимущества – природные ресурсы, емкость внутреннего рынка – не реализуются автоматически. Конкретные инвесторы вообще не мыслят общероссийскими категориями. И не их дело заботиться о российских приоритетах. Зарубежные инвесторы, как правило, приобретают самые выгодные для себя единичные объекты. Не только рентабельные, но и полностью укомплектованные, имеющие налаженные связи с поставщиками и потребителями, выпускающие изделия с популярными брендами.
Кроме
того, неблагоприятное состояние
инвестиционного климата
Таким
образом, несмотря на определенное улучшение
макроэкономической обстановки в стране,
инвестиционный климат в России, по
мнению иностранных инвесторов, в
основном остается неблагоприятным
из-за правовой нестабильности. Характеризуя
нынешний этап во взаимоотношениях между
долгосрочными инвесторами и
Россией, западные эксперты отмечают,
что у кредиторов «определенно есть
причины для положительного настроя».
В частности, положительные тенденции
выражаются в «начавшейся подготовке
кредитных рейтинговых агентств
к пересмотру в сторону повышения» параметров
финансовой надежности России как заемщика,
что привело уже «к резкому взлету цен
на российские еврооблигации и акции».
1.3
Правовое регулирование
деятельности иностранных
инвесторов на территории
РФ
В
настоящее время на регулирование
института иностранных
Последние 15 лет для России обозначили существенное и прогрессивное развитие инвестиционного законодательства. Ярким событием улучшения инвестиционно-правового климата в России стало принятие Федеральных законов от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[9,13].
Как
закреплено в п.1 ст. 1 Закона об иностранных
инвестициях, данный закон регулирует
отношения, связанные с государственными
гарантиями прав иностранных инвесторов
при осуществлении ими
Законы
и нормативные акты в области
регулирования иностранных
Также
нормы, имеющие прямое или косвенное
отношение к инвестиционной деятельности,
содержатся в Гражданском кодексе
Российской Федерации. Параграф 2 главы
4 содержит положения о хозяйственных
товариществах и обществах, а
именно в предприятия, созданные
в этих формах, и происходит основное
привлечение иностранных
Общие
положения государственного регулирования
внешнеэкономической
Вторая группа прямо регулирует отдельные направления инвестиционной деятельности. В нее входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. В соответствии с указанным Федеральным законом все инвестиционные проекты подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации; кроме того иностранным инвесторам предоставляются льготные условия пользования землей и природными ресурсами.
Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции[14]. Инвестиции в особые экономические зоны регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ « Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[15].
Осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) подпадает под действие норм ГК и Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»[16].
Третья группа включает в себя нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», устанавливающие таможенные и налоговые платежи предприятий[17-19]. Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»
Государственная
регистрация иностранным
Большое значение имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется в соответствии с международными договорами и с соблюдением норм международного права.
Среди многосторонних договоров, в которых участвует Россия, следует отметить Конвенцию об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанную в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция), и Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами (физическими и юридическими) других государств, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция), Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.), Европейскую энергетическую хартию (Гаага, 17 декабря 1991 г.).
Можно выделить несколько основных обязательств, включенных в эти Соглашения, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. Договаривающиеся государства обязуются: поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемой валюте; государства соглашаются также на рассмотрение споров с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже. В соглашениях содержатся также условия о предоставлении иностранному инвестору юридических гарантий: от политических и некоммерческих рисков, гарантий компенсации в случае национализации, гарантий от неконвертируемости валюты, от ущерба в случае войн и революций; государство обязуется обеспечивать в отношении капиталовложений справедливый и равноправный режим.
Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России