Иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации;
изучить особенности инвестиционного климата в России на современном этапе

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы функционирования иностранных инвестиций 6
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание и классификация 6
1.2 Характеристика инвестиционного климата в России 12
1.3 Правовое регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории РФ 15
2 Анализ иностранной инвестиционной деятельности в России 21
2.1 Анализ структуры инвестиций по типам инвестирования 21
2.2 Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности 27
2.3 Анализ структуры инвестиций по основным странам-инвесторам 31
2.4 Проблемы привлечения иностранных инвестиций 37
2.5 Перспектива повышения инвестиционной привлекательности России на 2011-2012гг. 40
2.6 Пути повышения инвестиционной привлекательности России в среднесрочной и долгосрочной перспективе 40
Заключение 44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 184.61 Кб (Скачать файл)

       Особое  место для благоприятного инвестиционного  климата занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного  времени вновь вводимых законодательных  актов, ограничивающих права субъектов  инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению  к существовавшим на начальный период условиям. Для России основным сдерживающим фактором является недостаточно стабильная, учитывающая международную практику, правовая база, регулирующая деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую  деятельность, и многочисленные подзаконные  акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России.

       Возможности привлечения иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно –  с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и  на международной арене целевых  акций поощрения или ограничения  притока иностранных инвестиций[8].

       Весьма  негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с тяжелым материальным положением значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.

       Поэтому целесообразным было бы эффективное  продолжение реформ в социально-экономической, финансовой, налоговой и других сферах, проводимых государством в течение  последних 7-8 лет, в результате которых повышается уровень жизни населения.

       На  динамику притока инвестиций отрицательное  влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система  телекоммуникаций, транспорт и гостиничное  хозяйство. То есть отсутствие условий, привычных для большинства инвесторов.

       Весьма  существенным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие сектора экономики России.

       Оценивая  инвестиционный климат России по международным  стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамику экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и другие, можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает сегодня своим конкурентам Китаю и Индии.

       К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных  инвестиций. Существуют Федеральные  законы «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе  продукции.

       Однако  Федеральный закон «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» оказался недостаточно эффективным  и не улучшил инвестиционную привлекательность  России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных  инвестиций в российскую экономику.

       Существует  ряд важных причин, которые отпугивают инвесторов от вложения денег в Россию, в частности, криминогенная обстановка, при которой существует реальная угроза для жизни. Следствием криминогенности является и необъективность правоприменительной практики, при которой допускается возможность отъема собственности противозаконными способами, а также неисполнение судебных решений. Другая проблема связана с несовершенством российской налоговой системы, которая, не должна иметь лазеек для нарушителей. 

       Потенциальные инвестиционные преимущества – природные  ресурсы, емкость внутреннего рынка  – не реализуются автоматически. Конкретные инвесторы вообще не мыслят общероссийскими категориями. И  не их дело заботиться о российских приоритетах. Зарубежные инвесторы, как  правило, приобретают самые выгодные для себя единичные объекты. Не только рентабельные, но и полностью укомплектованные, имеющие налаженные связи с поставщиками и потребителями, выпускающие изделия  с популярными брендами.

       Кроме того, неблагоприятное состояние  инвестиционного климата предопределяется: значительными размерами неплатежей; высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению  к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом  отечественного капитала, существенно  превышающим приток прямых иностранных  инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

       Таким образом, несмотря на определенное улучшение  макроэкономической обстановки в стране, инвестиционный климат в России, по мнению иностранных инвесторов, в  основном остается неблагоприятным  из-за правовой нестабильности. Характеризуя нынешний этап во взаимоотношениях между  долгосрочными инвесторами и  Россией, западные эксперты отмечают, что у кредиторов «определенно есть причины для положительного настроя». В частности, положительные тенденции  выражаются в «начавшейся подготовке кредитных рейтинговых агентств к пересмотру в сторону повышения» параметров финансовой надежности России как заемщика, что привело уже «к резкому взлету цен на российские еврооблигации и акции». 
 
 

       1.3 Правовое регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории РФ 

       В настоящее время на регулирование  института иностранных инвестиций направлены нормы нескольких отраслей и институтов права, а именно: законодательство об инвестиционной деятельности, законодательство об иностранных инвестициях, гражданское  законодательство, налоговое законодательство.

       Последние 15 лет для России обозначили существенное и прогрессивное развитие инвестиционного  законодательства. Ярким событием улучшения инвестиционно-правового климата в России стало принятие Федеральных законов от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[9,13].

       Как закреплено в п.1 ст. 1 Закона об иностранных  инвестициях, данный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

       Законы  и нормативные акты в области  регулирования иностранных инвестиций можно разделить на три группы. В первую группу входят нормативные  акты, регулирующие общие моменты  любой предпринимательской и  инвестиционной деятельности. В первую очередь это Конституция Российской Федерации как нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Статья 8 Конституции Российской Федерации закрепляет единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу  экономической деятельности, а также равную защиту всех форм собственности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Частная собственность защищена статьей 35 Конституции РФ. Гарантии судебной защиты регламентированы статьей 46 Основного закона. Статья 57 указывает на обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Статьи 71–73 разграничивают предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии со статьей 74 на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей[10].

       Также нормы, имеющие прямое или косвенное  отношение к инвестиционной деятельности, содержатся в Гражданском кодексе  Российской Федерации. Параграф 2 главы 4 содержит положения о хозяйственных  товариществах и обществах, а  именно в предприятия, созданные  в этих формах, и происходит основное привлечение иностранных инвестиций. Также значение для регулирования  инвестиционной деятельности имеет  раздел VI Гражданского кодекса, рассматривающий  вопросы международного частного права[11].

       Общие положения государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[12].

       Вторая  группа прямо регулирует отдельные  направления инвестиционной деятельности. В нее входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливающий гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. В соответствии с указанным Федеральным законом все инвестиционные проекты подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации; кроме того иностранным инвесторам предоставляются льготные условия пользования землей и природными ресурсами.

       Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции[14]. Инвестиции в особые экономические зоны регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ « Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[15].

       Осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) подпадает  под действие норм ГК и Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»[16].

       Третья  группа включает в себя нормативные  акты, регулирующие отдельные вопросы  деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый  кодекс Российской Федерации, Закон  Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», устанавливающие  таможенные и налоговые платежи  предприятий[17-19]. Льготы по уплате ввозной  таможенной пошлины установлены  Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах  по уплате ввозной таможенной пошлины  и налога на добавленную стоимость  в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в  уставный (складочный) капитал предприятий  с иностранными инвестициями»

       Государственная регистрация иностранным инвестором юридического лица либо регистрация  иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя  на территории Российской Федерации  производится в соответствии с Федеральным  законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей»[20].

       Большое значение имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры Российской Федерации. Правовое регулирование  иностранных инвестиций в Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется в соответствии с  международными договорами и с соблюдением  норм международного права.

       Среди многосторонних договоров, в которых  участвует Россия, следует отметить Конвенцию об учреждении многостороннего  Агентства по гарантиям инвестиций, подписанную в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция), и Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами (физическими и юридическими) других государств, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция), Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.), Европейскую энергетическую хартию (Гаага, 17 декабря 1991 г.).

       Можно выделить несколько основных обязательств, включенных в эти Соглашения, которые  государства принимают на себя в  связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. Договаривающиеся государства обязуются: поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемой валюте; государства соглашаются также на рассмотрение споров с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже. В соглашениях содержатся также условия о предоставлении иностранному инвестору юридических гарантий: от политических и некоммерческих рисков, гарантий компенсации в случае национализации, гарантий от неконвертируемости валюты, от ущерба в случае войн и революций; государство обязуется обеспечивать в отношении капиталовложений справедливый и равноправный режим.

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России