Иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации;
изучить особенности инвестиционного климата в России на современном этапе

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы функционирования иностранных инвестиций 6
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание и классификация 6
1.2 Характеристика инвестиционного климата в России 12
1.3 Правовое регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории РФ 15
2 Анализ иностранной инвестиционной деятельности в России 21
2.1 Анализ структуры инвестиций по типам инвестирования 21
2.2 Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности 27
2.3 Анализ структуры инвестиций по основным странам-инвесторам 31
2.4 Проблемы привлечения иностранных инвестиций 37
2.5 Перспектива повышения инвестиционной привлекательности России на 2011-2012гг. 40
2.6 Пути повышения инвестиционной привлекательности России в среднесрочной и долгосрочной перспективе 40
Заключение 44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 184.61 Кб (Скачать файл)
Регионы / страны ПИИ
2010 2011 Темпы роста (%)
Весь  мир 1 289,70 1 508,60 17
Развитые  страны 635,6 753,2 18,5
   Европа 346,8 425,7 22,8
    ЕС 314,1 414,4 31,9
    Франция 33,9 40 18,1
    Германия 46,1 32,3 -30
    Люксембург 20,3 27,2 33,8
    Нидерланды -13,5 -5,3  
    Великобритания 51,8 77,1 49
   США 228,2 210,7 -7,7
   Япония -1,3 -1,3  
Развивающиеся страны 583,9 663,7 13,7
   Латинская Америка и Карибы 160,8 216,4 34,6
    Бразилия 48,4 65,5 35,3
    Чили 15,1 17,6 16,4
   Китай 114,7 124 8,1
   Гонконг 68,9 78,4 13,8
   Индия 24,6 34 37,9
   Малайзия 9,1 11,6 27,6
   Сингапур 38,6 41 6,1
   Таиланд 5,8 7,7 33,1
 Юго-Восточная  Европа и СНГ 70,2 91,7 30,6
   Российская  Федерация 41,2 50,8 23,4

 

       Из  данной таблице видно, что РФ занимает далеко не последнее место в привлечении  прямых иностранных инвестиций, что  свидетельствует о тенденции  развития инвестиционной деятельности.

       Подобная  ориентация российской инвестиционной политики в минувшем десятилетии  могла бы обеспечить создание в России современного конкурентоспособного производства товаров и услуг.

       Существенными проблемами, препятствующими масштабному  привлечению в Россию эффективных  иностранных инвестиций, являются:

  • отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны;
  • правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;
  • неэффективное земельное законодательство;
  • высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;
  • низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
  • изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
  • непрогнозируемость таможенного режима;
  • слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
  • сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.
  • наличие довольно большого числа административно-правовых барьеров для входа инвесторов на российские рынки;
  • специфика экономической географии России, для которой характерны большие размеры территории, недостаточная интеграция региональных рынков, неравномерно развитая транспортная сеть, удаленность большинства предприятий конечной продукции от источников сырья;
  • наличие естественных монополий в энергетике, на транспорте, в области связи, где цены и тарифы не в полной мере отвечают требованиям эффективности экономики в целом[24].
 
 

       2.5 Перспектива повышения инвестиционной привлекательности России на 2011-2012гг. 

     Среди благоприятных факторов развития мирового инвестиционного рынка, и в частности  рынка Российской Федерации в 2011-2012 году следует выделить следующие:

  • оптимистические настроения делового сообщества относительно восстановления мировой экономики, особенно со стороны топ-менеджмента компаний таких отраслей как ТЭК, нефтегазовой, металлургической и добывающей промышленностей;
  • в рамках реализации антикризисных мер 2009-2011 гг. улучшились показатели операционной эффективности бизнеса крупных транснациональных корпораций, которые могут быть направлены на реализацию отложенных инвестиционных планов;
  • назревающая консолидация предприятий высокотехнологического сектора, особенно в области IT и телекоммуникаций, которая позволит крупным корпорациям получить доступ к интеллектуальной собственности, технологиям и ценным патентам конкурентов и компаний, работающих в смежных отраслях;
  • согласно опросу крупнейших транснациональных корпораций, Россия и ряд других стран(Мексика, Аргентина, Бразилия, КНР, Австралия) являются наиболее привлекательными рынками для инвесторов на 2011-2012 гг.
  • кризис Еврозоны может сказаться на изменении инвестиционной стратегии стран, обладающих наибольшими международными резервами и их переориентацию с государственных и корпоративных долговых инструментов на материальные активы, к примеру, инвестиции в инфраструктурные предприятия или полезные ископаемые.
 

        

       2.6 Пути повышения инвестиционной привлекательности России в среднесрочной и долгосрочной перспективе

        
             В целях повышения инвестиционной  привлекательности Российской Федерации  в средне и долгосрочной перспективе  необходимо провести мероприятия  по следующим направлениям:

       1. Структурные реформы.

       По  сути, важнейшими составляющими структурных  реформ являются:

  • защита прав собственности;
  • укрепление корпоративного управления;
  • усиление дисциплины исполнения контрактов;
  • развитие банковской системы и институтов финансового рынка;
  • реформирование естественных монополий;
  • проведение земельной реформы.

    2. Применение  опыта других ведущих стран. 

     Например:Инвестиционные зоны Китая. Для иностранных предпринимателей и инвесторов наиболее интересными, в плане вложения капиталов, являются инвестиционные зоны Китая, созданные специально для привлечения зарубежных инвестиций. Основой механизма привлечения иностранных средств являются разнообразные льготные условия для извлечения максимальной выгоды от вложенных в китайскую экономику средств. В Китае существует несколько типов инвестиционных зон.

     Рассматривая  политику “открытых дверей”, все  более широко разворачивающуюся  в сегодняшнем Китае, следует  обратить внимание на создание на побережье  южно-китайских провинций Гуандун и Фуцзянь так называемых “Особых Экономических Зон” (именуемых в правовых документах также “Особыми Зонами”). Целью соответствующих нормативных актов было обеспечение более благоприятных условий для привлечения и использования иностранного капитала при ослаблении административного контроля со стороны КНР.

       Возможно  и в нашей стране создание подобных зон, вблизи портов, или на пересечении крупнейших торговых путях приведет к большему привлечению капитала.

     В качестве примера я рассмотрела  законодательную базу Германии, и  государственную поддержку данной страны инвестиционной деятельности.

     Государственные субсидии. Критерии субсидирующихся проектов определяются каждой программой

     1.Международные инвесторы оцениваются по таким же критериям, как немецкие инвесторы.

     Каждая  программа определяет субсидирующиеся отрасли (например, машиностроение, телекоммуникации) и вид инвестиций (например, создание или расширение постоянного представительства).

     Потенциальные ставки субсидий зависят в дальнейшем от:

     - размера предприятия

     - запланированного места инвестиций

     - суммы запланированных инвестиции

     2. Субсидируемые отрасли

     • Автомобильная промышленность

     • Биотехнология

     • Пищевая промышленность

     • Энергетика

     • Деревообрабатывающая промышленность

     • Логистика

     • Авиационная техника

     • Средства массовой информации

     • Металл

     • Оптика, бумага, туризм, микроэлектроника и т д.

     Субсидируемые инвестиции

     • Затраты на приобретение или производство новых активов предприятия (напр. здания, оборудование)

     • Затраты на приобретение или производство нематериальных активов (напр. патенты, лицензии) - максимально в размере 25% инвестиционных вложений

     • Имущество, взятое в лизинг (ограничения EFRE).

     • Субсидии по расходам на заработную плату (максимально 50.000,00 EUR на одного сотрудника в год) 

     Инвестиционные пособия.

     1. Инвестиции в новых федеральных  землях Германии (Берлин, Бранденбург,  Мекленбург-Передняя Померания,  Саксония, Саксония-

     Ангальт, Тюрингия)

     2. Пособие даётся на инвестиции  по приобретению или производству новых активов предприятия и на приобретение новых зданий, квартир или комнат

     3. Пособие освобождено от налога на прибыль выплачивается после окончания финансового года, в котором были осуществлены инвестиции.

       Рассматривая  опыт других государств необходимо учитывать  специфику и менталитет нашей  страны, подстраивать чужой опыт к  действительности Российской Федерации.

       3. Борьба с коррупцией.

       Среди мероприятий, направленных на борьбу с  коррупцией, следует выделить следующие:

  • формирование межведомственной антикоррупционной структуры;
  • разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;
  • взаимодействие с предпринимательским сообществом России, профессиональными организациями и международными антикоррупционными структурами и разработка акций при их участии;
  • подписание международных антикоррупционных конвенций;

       4. Финансы и государственный долг.

       Долгосрочная  бюджетная политика должна строиться  исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики  государственные расходы не должны превышать 25-30% ВВП. Прежде всего, необходимо достигнуть всеобъемлющего урегулирования государственного долга. Требуется  срочное создание современной системы  управления государственным долгом, которая учитывала бы временную  структуру обязательств, возможные  источники их покрытия, способность  экономики обслуживать долг, текущую конъюнктуру рынка, а также оптимизацию соотношения между внутренним и внешним долгом. Необходима законодательная конкретизация правовых норм, регламентирующих заимствования государства. Требуется установить более жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и законах о бюджете, ограничения по заимствованиям государством, в том числе.

       Одновременно  следует повысить уровень обеспечения  государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить  переход функций эмитента государственных  ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать  четкую и эффективную систему  обращения взысканий на государственное  имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.

       Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется  принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих  условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к  решению задачи привлечения иностранных  инвестиций[28,29].

           В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России