Инвестиционный потенциал ХМАО-Югры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении направлений совершенствования инвестиционного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В соответствии с целью комплексной разработки темы, основные задачи сводятся к тому, чтобы:
-Рассмотреть содержание инвестиционного процесса, его этапы, состав участников инвестиционной деятельности;
-Изучить источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах;
-Дать оценку инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этапа инвестиционного процесса;
- Охарактеризовать финансовое обеспечение инвестиционного процесса;
- Определить направления совершенствования инвестиционного процесса в ХМАО-Югре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Содержание инвестиционного процесса, его этапы.................................... 7
1.2.Инвестиционный процесс и состав участников инвестиционной деятельности………………………………………………………………………..14
1.3.Источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах......27
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА
2.1.Оценка инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этап инвестиционного процесса...................................................................................41
2.2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса ...............................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….61

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

Инвестиционный кризис и отсутствие достаточных для его преодоления  средств федерального бюджета побуждают  российские регионы к усиленному поиску собственных путей решения  возникающих в данной связи проблем, что выражается в активной работе региональных властей по привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Содержанием этой работы является формирование региональной инвестиционной политики, включающей в себя систему мер и действий региональных органов государственной власти, направленных на изыскание инвестиционных ресурсов и эффективное их использование с целью достижения положительной экономической и/или социальной эффективности.

Под региональной инвестиционной политикой, проводимой на уровне федерации, следует понимать систему мер и механизм их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона, под которым понимаются объективные возможности территории (ее инвестиционный потенциал) и условия деятельности потенциальных инвесторов (инвестиционный риск). Инвестиционный потенциал или инвестиционная емкость региона складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящих как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономических характеристик. Немаловажное значение при этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов. Приход стратегических инвесторов возможен лишь в условиях разработки и реализации региональной программы по привлечению и стимулированию инвестиций в региональную экономику.

Под региональной инвестиционной политикой, проводимой субъектом федерации, что является главной темой нашего исследования,  понимается система мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого, сбалансированного и социально-ориентированного развития региона.

Инвестиционная политика региона  отражает[19.С.138]:

-развитие региональных инвестиционных  законов; 

-формирование инвестиционного  имиджа региона; 

-развитие инвестиционной инфраструктуры.

Разработка региональной инвестиционной политики предусматривает1:

-соответствие мероприятий, предполагаемых  к осуществлению в рамках этой  политики, нормативно - законодательным  актам по вопросам регулирования  инвестиционной деятельности в Российской Федерации;

-достижение экономического, научно-технического, экологического, социально-этнического  эффекта; 

-получение прибыли на инвестируемый  капитал и эффективное распоряжение  средствами при осуществлении  бесприбыльных инвестиционных проектов, но ориентированных на социальный эффект;

-предоставление предприятиям государственной  поддержки в целях повышения  эффективности инвестиций;

-привлечение в регион субсидий  и льготных кредитов отечественных,  международных и иностранных  кредитно-финансовых учреждений;

-состояние рынков, их объемы, качество  и конъюнктуру цен; 

-финансово-экономическое состояние  региона и предприятий, технический  уровень производства, наличие незавершенного  строительства, возможность привлечения  в регион оборудования и основных средств по лизингу, финансовые условия инвестирования и состояние фондового рынка;

-условия страхования и получения  гарантий.

Реализация инвестиционной политики на региональном уровне включает следующие  основные направления:

-формирование благоприятного инвестиционного климата;

-поиск источников финансирования  структурных преобразований;

-повышение роли собственных  источников предприятий для финансирования  инвестиционных проектов;

-усиление контроля региональных  властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;

-снижение инвестиционных рисков.

Очевидно, что цели и задачи инвестиционной политики, проводимой каждым субъектом  Российской Федерации имеют свою специфику, определяемую совокупностью как внешних, так и внутренних факторов. В то же время в инвестиционной политике регионов можно выделить общие черты, к числу которых следует отнести:

-приоритетное развитие объектов  и направлений деятельности, имеющих  особо важное значение для  данного региона;

-максимальное использование и  развитие имеющегося производственного,  природно-ресурсного потенциала  и культурно-демографических

 особенностей;

-выравнивание социально-экономических  условий всей территории региона,  создание и укрепление в его  рамках одного экономического пространства.

В соответствии с установленными региональными  задачами создаются соответствующие  экономические механизмы, от эффективности  которых в значительной степени  зависит достижение поставленных целей  в организации инвестиционных процессов. Существующие в настоящее время исследования не содержат единого подхода к определению элементов формирующейся в регионах инвестиционной политики.

Так, автор одной из работ по данной проблеме выделяет следующие  группы мероприятий, воздействующие на инвестиционную активность в регионе2:

-государственная поддержка прямых  инвестиций на региональном уровне;

-создание особых (специальных)  зон экономического и технологического  развития;

-финансовая поддержка и содействие  инвестиционной деятельности;

-создание регионального агентства  по инвестиционной политике;

-создание дополнительных побудительных  механизмов для потенциальных  инвесторов, конкурентных по отношению  к другим регионам;

-создание эффективной информационной  системы для инвесторов;

-мероприятия по созданию благоприятного  имиджа региона в глазах потенциальных  инвесторов.

Иного подхода в определении  рычагов воздействия региональной администрации на инвестиционный процесс  придерживаются Ю. В. Богатин и В. А. Швандар3. На наш взгляд, следует согласиться с позицией этих авторов относительно выделения двух направлений реализации инвестиционной политики. Действительно, инвестиционная политика в регионе может быть реализована непосредственно, если речь идет о распределении бюджетных средств, находящихся под контролем и в распоряжении региональных органов государственной власти, и опосредованно, когда нужно направить в определенное русло внебюджетные инвестиции, которые администрация не контролирует, но может с помощью особых мер добиться желаемого их использования.

Недостатком этого подхода является то, что под региональной инвестиционной политикой его авторы понимают только лишь "систему поведения администрации  региона в области распределения  имеющихся инвестиционных ресурсов с целью максимально возможного достижения заранее установленных приоритетов". То есть деятельность региональных органов власти в сфере обоснования приоритетных направлений инвестирования авторы не относят к мероприятиям инвестиционной политики.

По нашему же мнению, вопрос о том, в каком направлении использовать инвестиции, является наиболее важным и должен решаться в процессе формирования региональной инвестиционной политики. В этой связи, большой интерес представляет исследование методов государственного воздействия на инвестиционный процесс, представленное в работе И. В. Орешина4. Здесь автор выделяет активные и пассивные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. По его мнению, использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в народном хозяйстве страны. Кроме этого, пассивные методы включают:

-обоснование перспектив социально-экономического  развития страны;

-определение приоритетных направлений инвестирования, которым будет отдано предпочтение и оказана поддержка со стороны государства;

-разработку индикативного плана  развития экономики и инвестиционного  плана как его составной части. 

В соответствии с разработанным  инвестиционным планом реализуются активные методы стимулирования инвестиций. Эти методы связаны с использованием таких рычагов государственного воздействия на экономические процессы, как:

-прямые государственные инвестиции  в развитие наиболее значимых  секторов экономики; 

-формирование благоприятной инвестиционной  среды для деятельности частных  предпринимателей, действующих в  приоритетных отраслях экономики; 

-участие государства в создании  необходимой инфраструктуры как  основы эффективного инвестиционного  процесса.

Совокупность экономических методов управленческого воздействия представлена в (Приложении 3).

В пользу такого подхода при формировании инвестиционной политики свидетельствует  опыт многих развитых стран, где государственное  прогнозирование и планирование инвестиций, нацеленное на выбор приоритетных отраслей и производств, определение количественных и качественных параметров их развития, а также формирование необходимых для этого финансовых ресурсов оказало положительное воздействие на количественные и качественные параметры инвестиционного процесса.

Так, в странах Юго-Восточной  Азии процесс разработки инвестиционной программы состоял из нескольких этапов. На первом этапе определялись параметры долгосрочного стабильного  развития. Затем, на втором этапе разработки инвестиционной программы, определялись норма накопления, адекватная этому темпу развития, и, соответственно, уровень сбережений, необходимый для реализации этой цели. Далее на основании этих показателей, определялось, достижимы ли эти уровни и нуждается ли экономика в специальных мерах для стимулирования сбережений и инвестиций. На данном этапе, в соответствии с обозначенными в программе приоритетами и прогнозируемыми объемами выпуска продукции, реализовывались меры непосредственного воздействия на инвестиционный процесс. Эти меры были направлены на обеспечение благоприятных экономических условий и воздействовали на принятие частных инвестиционных решений.

Изложенное дает возможность обозначить основные элементы и этапы формирования региональной инвестиционной политики. Так, для реализации стоящих перед регионом целей и задач его инвестиционная политика должна включать в себя следующие основные элементы:

-инвестиционную стратегию; 

-инвестиционную программу; 

-меры непосредственного воздействия  на инвестиционный процесс:

а) прямые государственные инвестиции за счет средств бюджета развития;  
б) систему мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Целенаправленное воздействие  структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

Таким образом, в первую очередь  должна быть сформирована региональная инвестиционная стратегия, которая заключается в выборе приоритетных направлений развития исходя из специализации регионального хозяйства и характера накопленных структурных деформаций. На ее основе разрабатывается конкретная экономическая программа и как ее составная часть - инвестиционная программа. На следующем этапе определяется потребность региона в           инвестициях. Далее, на основании определенных приоритетов развития, реализуются меры непосредственного воздействия на инвестиционный процесс.

 

      1.3. Источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах

 

Одна из важнейших проблем в  инвестиционной деятельности организация  ее финансирования. Формирование инвестиционных ресурсов является основным исходным условием осуществления инвестиционного  процесса.

Источники финансирования инвестиций - это денежные средства, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов. От подбора источников финансирования зависит не только жизнеспособность инвестиционной деятельности, но и распределение конечных доходов от нее, эффективность использования авансированного капитала, финансовая устойчивость предприятия, осуществляющего инвестиции. Состав и структура источников финансирования инвестиций зависят от действующего в обществе механизма хозяйствования.  По способу привлечения по отношению к субъекту инвестиционной деятельности выделяют инвестиционные ресурсы, привлекаемые из внутренних и внешних источников.

Следует различать внутренние и  внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях. На уровне макроэкономики к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т.д. К внешним - иностранные инвестиции, иностранные кредиты и займы.

На микроэкономическом уровне к  внутренним источникам инвестирования относятся собственные средства, формируемые на предприятии для обеспечения его развития. Основу собственных финансовых средств предприятия, формируемых из внутренних источников, составляют капитализируемая часть чистой прибыли, амортизация, инвестиции собственников предприятия.

Информация о работе Инвестиционный потенциал ХМАО-Югры