Инвестиционный потенциал ХМАО-Югры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении направлений совершенствования инвестиционного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В соответствии с целью комплексной разработки темы, основные задачи сводятся к тому, чтобы:
-Рассмотреть содержание инвестиционного процесса, его этапы, состав участников инвестиционной деятельности;
-Изучить источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах;
-Дать оценку инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этапа инвестиционного процесса;
- Охарактеризовать финансовое обеспечение инвестиционного процесса;
- Определить направления совершенствования инвестиционного процесса в ХМАО-Югре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Содержание инвестиционного процесса, его этапы.................................... 7
1.2.Инвестиционный процесс и состав участников инвестиционной деятельности………………………………………………………………………..14
1.3.Источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах......27
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА
2.1.Оценка инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этап инвестиционного процесса...................................................................................41
2.2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса ...............................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….61

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 4 

Структура инвестиций в основной капитал  по видам экономической деятельности по ХМАО-ЮГРЕ по крупным и средним  организациям в 2012 году

Вид экономической

деятельности

Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

 

млрд.

рублей

Доля, в %

Всего

1436,97

100,0

Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

15,9

1,1

Добыча полезных ископаемых

684,8

47,6

Обрабатывающие производства

148,3

10,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

144,8

10,1

Строительство

27,9

1,9

Оптовая и розничная  торговля

9,9

0,7

Транспорт и связь

254,2

17,7

Финансовая деятельность

11,9

0,8

Операции с недвижимым имуществом

70,3

4,9

Государственное управление и обеспечение военной безопасности

13,1

0,9

Образование

18,5

1,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

15,5

1,1

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных  услуг

21,3

1,5


 

По данным выборочного обследования инвестиционной активности организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, основной целью инвестирования в основной капитал в 2010–2012 гг., как и в предыдущие годы, являлась замена изношенных техники и оборудования. Основная часть инвестиций в основной капитал в 2010–2012 гг. направлялась на приобретение новых машин и оборудования. Основным фактором, который сдерживал в 2010–2012 гг. инвестиционную активность организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, являлся недостаток собственных финансовых средств (таблица 5).

Таблица 5

Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность(в процентах от общего числа организаций)

Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность

2008

2009

2010

2011

2012

Недостаточный спрос на продукцию 

10

21

18

29

19

Недостаток собственных финансовых средств

41

65

63

66

67

Высокий процент коммерческого  кредита 

47

31

26

36

31

Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов

39

17

15

19

15

Инвестиционные риски 

35

25

27

23

23

Неудовлетворительное состояние  технической базы

18

9

7

7

5

Низкая прибыльность инвестиций в  основной капитал 

8

14

8

10

11

Неопределенность экономической  ситуации в стране

49

18

33

48

32

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы

36

17

10

10

10


Период с января по декабрь 2012 г. характеризовался высокой активностью иностранных инвесторов в ХМАО-Югре по сравнению с предыдущим годом (таблица 5).  Общий объем поступившего капитала в российскую экономику в 2011 г. вырос более чем в 2 раза за счет роста всех форм иностранных инвестиций. Наибольшими темпами увеличивались прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, их доля в совокупной структуре иностранных инвестиций составила 92,9% (в 2010 г. – 93,5%). Доля прямых вложений по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. увеличилась на 2,6 п.п. и оценивается в 20,3%.

Таблица 6 

Динамика и структура поступления  иностранных инвестиций в экономику  ХМАО-Югры в 2010-2012 гг.

Субъект Федерации

Поступило в январе-декабре

Поступило в 2012 г.,

млн. долл.

2011

2012

Прямые

Портфельные

Прочие

млн. долл.

в % к соотв. периоду

млн. долл.

в % к соотв. периоду

ХМАО-Югра

1915,1

1816,4

2331,6

120,3

248,3

0,1

2083,3


Источник: Росстат

По оценке на конец 2012 г. накопленный  иностранный капитал в экономике  округа без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 2331,7 млн. долл.

Существенный рост иностранных  инвестиций в торговлю, финансовую деятельность, операции с недвижимым имуществом и производство и распределение электроэнергии, газа и воды на фоне более умеренного роста инвестиций в прочие сферы экономики привел к некоторым изменениям в отраслевой структуре иностранных инвестиций по сравнению с предыдущим годом (рисунок 1).

 

Рис. 1  Распределение иностранных инвестиций в экономику ХМАО-Югры по видам экономической деятельности, % от объема накопленных инвестиций на конец 2012 г. 

Источник: Росстат

В то же время сохранилась концентрация иностранных инвестиций в отраслях промышленности, куда было направлено почти 40% совокупного объема накопленных иностранных вложений (на конец 2012 г. доля промышленности составляла 49%).

Одновременное сокращение кредитов банков и сохраняющийся отток капитала сигнализирует о необходимости продолжения совершенствования направлений региональной инвестиционной политики с целью повышения имиджа ХМАО-Югры округа в глазах инвесторов.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате своего исследования автор пришел к следующим выводам.

      - Инвестиционный  процесс выступает как совокупное  движение инвестиций различных форм и уровней. В рыночной экономике он осуществляется посредством инвестиционного рынка. Инвестиционный рынок может рассматриваться, с одной стороны, как рынок инвестиционного капитала, размещаемого инвесторами, а с другой стороны, как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов.

Региональная инвестиционная политика должна быть направлена на создание совместными усилиями федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения зарубежных и отечественных инвестиций для структурной перестройки экономики, создания условий для укрепления собственной экономической базы и повышения качества жизни населения.

Инвестиционная деятельность хозяйствующих  субъектов осуществляется посредством формируемых ими инвестиционных ресурсов. В рыночной экономике источники формирования инвестиционных ресурсов весьма многообразны. При их анализе следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций относят все источники, связанные с национальными сбережениями, а к внешним - иностранные источники. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования выступают собственные средства предприятий (прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия), а внешними - привлеченные и заемные средства (государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг, и др.).

Использование инструментов, позволяет не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, направленную как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и финансового потенциала округа.

-    Концепцией социально-экономического  развития Ханты-Мансийского автономного  округа определены приоритетные  направления развития округа. Главным  приоритетом экономического развития  округа на ближайшие 2-3 десятилетия  останется нефтегазодобывающая отрасль.

В округе производится 56% российской нефти, что делает этот регион одним из наиболее богатых и сильных  в финансовом отношении в России, но также в значительной степени  зависимым от постоянно меняющихся цен на нефть.

Формирование нормативно-правовой базы по созданию привлекательного инвестиционного климата на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры - одна из важнейших задач, решению которой уделяет особое внимание Правительство и депутаты Думы автономного округа, но на 89% она представлена нефтяной отраслью. В соответствии со «Стратегией развития» к 2020 году нефтяная составляющая будет не более 48% за счёт развития других отраслей экономики, прежде всего связанных с высокими технологиями и инновационными разработками в сфере горнорудного комплекса, энергетики, строительной индустрии, лесной промышленности и ряда других.

В Ханты-Мансийском автономном округе действует региональная программа  поддержки приоритетных инвестиционных проектов, которая насчитывает 81 проект совокупной емкостью около 400 млрд. рублей. В округе создан Технопарк по разработке высоких технологий для повышения нефтеотдачи пластов.

Инвестиционная деятельность предприятий  нефтегазовой отрасли будет определять инвестиционный климат в регионе. Повышение рейтингов отражает высокую ликвидность и более высокие, чем ожидалось, финансовые показатели округа, финансовая гибкость автономного округа выше среднероссийского показателя благодаря высокому качеству развития инфраструктуры и высоким капитальным расходам в расчете на одного жителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»)

2.Закон ХМАО - Югры от 12.10.2007 № 130-оз «О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

3.Закон ХМАО - Югры от 18.10.2010 № 155-оз «Об участии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в государственно-частных партнерствах»

4.Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2010 года № 114-оз «Об инновационной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

5.Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.06.2011 № 393-рг «О плане комплексных мероприятий по снятию излишних административных барьеров в строительной отрасли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2012 годы»

6.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 29.12.2011 № 510-п «О Совете при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

7.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 25.03.2009 № 58-п «О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

8.Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июля 2010 года №160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года»

9.Постановление Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2011 года №517-п «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность по созданию объектов общего и дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

10.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2010 № 284-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы»

11.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 19.10.2010 № 263-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года»

12.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 26.11.2010 № 313-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года»

13.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2010 № 285-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года»

14.Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 февраля 2010 года № 39-п «О формировании реестра приоритетных инновационных проектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

15.Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года №370-п «О порядке предоставления субсидий за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры организациям, осуществляющим инновационную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, для возмещения части их затрат»

16.Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ. М.: ЮНИТИ, 2011. с. 220.

17.Белицкая И.М. О привлечении инвестиций в экономику региона //// http://nv-study.intramail.ru/

18.Бернштам Е., Кузнецов А. Региональное распределение инвестиций в России (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. 2012. № 2. с. 99-110. №3. С. 76-83.

19.Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010.  384 с.

20.Григорян К.А.  Организационно-экономический потенциал

государственного регулирования  инвестиционного процесса на региональном уровне // Проблемы современной экономики . 2008. № 1-2. С.9-10.

21.Инвестиции: учебник / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. М.: ООО ТК Велби, 2009.   440 с.

22.Игонина Инвестиции: Учеб. Пособие / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. В.А. Слепова. М.: Юристъ, 2010.  478 с.

23.Инвестиционная привлекательность Ханты-Мансийского округа - Югры. Официальный сайт Правительства ХМАО http://www.hmao.wsnet.ru

24.Инвестиционный климат ХМАО. Официальный сайт «Югра-информ»// www.ugrainform.ru.

25.Инвестиционная деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // http://www.admhmao.ru

26.Любовный В.Я., Зайцев И.Ф. и др. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации // http://locgov.mpsf.org

Информация о работе Инвестиционный потенциал ХМАО-Югры