Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении направлений совершенствования инвестиционного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В соответствии с целью комплексной разработки темы, основные задачи сводятся к тому, чтобы:
-Рассмотреть содержание инвестиционного процесса, его этапы, состав участников инвестиционной деятельности;
-Изучить источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах;
-Дать оценку инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этапа инвестиционного процесса;
- Охарактеризовать финансовое обеспечение инвестиционного процесса;
- Определить направления совершенствования инвестиционного процесса в ХМАО-Югре.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Содержание инвестиционного процесса, его этапы.................................... 7
1.2.Инвестиционный процесс и состав участников инвестиционной деятельности………………………………………………………………………..14
1.3.Источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах......27
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА
2.1.Оценка инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этап инвестиционного процесса...................................................................................41
2.2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса ...............................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….61
Таблица 4
Структура инвестиций в основной капитал
по видам экономической
Вид экономической деятельности |
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра | |
млрд. рублей |
Доля, в % | |
Всего |
1436,97 |
100,0 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
15,9 |
1,1 |
Добыча полезных ископаемых |
684,8 |
47,6 |
Обрабатывающие производства |
148,3 |
10,3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
144,8 |
10,1 |
Строительство |
27,9 |
1,9 |
Оптовая и розничная торговля |
9,9 |
0,7 |
Транспорт и связь |
254,2 |
17,7 |
Финансовая деятельность |
11,9 |
0,8 |
Операции с недвижимым имуществом |
70,3 |
4,9 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности |
13,1 |
0,9 |
Образование |
18,5 |
1,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
15,5 |
1,1 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
21,3 |
1,5 |
По данным выборочного обследования инвестиционной активности организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, основной целью инвестирования в основной капитал в 2010–2012 гг., как и в предыдущие годы, являлась замена изношенных техники и оборудования. Основная часть инвестиций в основной капитал в 2010–2012 гг. направлялась на приобретение новых машин и оборудования. Основным фактором, который сдерживал в 2010–2012 гг. инвестиционную активность организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, являлся недостаток собственных финансовых средств (таблица 5).
Таблица 5
Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность(в процентах от общего числа организаций)
Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Недостаточный спрос на продукцию |
10 |
21 |
18 |
29 |
19 |
Недостаток собственных финансо |
41 |
65 |
63 |
66 |
67 |
Высокий процент коммерческого кредита |
47 |
31 |
26 |
36 |
31 |
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов |
39 |
17 |
15 |
19 |
15 |
Инвестиционные риски |
35 |
25 |
27 |
23 |
23 |
Неудовлетворительное |
18 |
9 |
7 |
7 |
5 |
Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал |
8 |
14 |
8 |
10 |
11 |
Неопределенность |
49 |
18 |
33 |
48 |
32 |
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы |
36 |
17 |
10 |
10 |
10 |
Период с января по декабрь 2012 г. характеризовался высокой активностью иностранных инвесторов в ХМАО-Югре по сравнению с предыдущим годом (таблица 5). Общий объем поступившего капитала в российскую экономику в 2011 г. вырос более чем в 2 раза за счет роста всех форм иностранных инвестиций. Наибольшими темпами увеличивались прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, их доля в совокупной структуре иностранных инвестиций составила 92,9% (в 2010 г. – 93,5%). Доля прямых вложений по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. увеличилась на 2,6 п.п. и оценивается в 20,3%.
Таблица 6
Динамика и структура
Субъект Федерации |
Поступило в январе-декабре |
Поступило в 2012 г., млн. долл. | |||||
2011 |
2012 |
Прямые |
Портфельные |
Прочие | |||
млн. долл. |
в % к соотв. периоду |
млн. долл. |
в % к соотв. периоду | ||||
ХМАО-Югра |
1915,1 |
1816,4 |
2331,6 |
120,3 |
248,3 |
0,1 |
2083,3 |
Источник: Росстат
По оценке на конец 2012 г. накопленный
иностранный капитал в
Существенный рост иностранных инвестиций в торговлю, финансовую деятельность, операции с недвижимым имуществом и производство и распределение электроэнергии, газа и воды на фоне более умеренного роста инвестиций в прочие сферы экономики привел к некоторым изменениям в отраслевой структуре иностранных инвестиций по сравнению с предыдущим годом (рисунок 1).
Рис. 1 Распределение иностранных инвестиций в экономику ХМАО-Югры по видам экономической деятельности, % от объема накопленных инвестиций на конец 2012 г.
Источник: Росстат
В то же время сохранилась концентрация иностранных инвестиций в отраслях промышленности, куда было направлено почти 40% совокупного объема накопленных иностранных вложений (на конец 2012 г. доля промышленности составляла 49%).
Одновременное сокращение кредитов банков и сохраняющийся отток капитала сигнализирует о необходимости продолжения совершенствования направлений региональной инвестиционной политики с целью повышения имиджа ХМАО-Югры округа в глазах инвесторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате своего исследования автор пришел к следующим выводам.
- Инвестиционный
процесс выступает как
Региональная инвестиционная политика должна быть направлена на создание совместными усилиями федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения зарубежных и отечественных инвестиций для структурной перестройки экономики, создания условий для укрепления собственной экономической базы и повышения качества жизни населения.
Инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется посредством формируемых ими инвестиционных ресурсов. В рыночной экономике источники формирования инвестиционных ресурсов весьма многообразны. При их анализе следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций относят все источники, связанные с национальными сбережениями, а к внешним - иностранные источники. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования выступают собственные средства предприятий (прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия), а внешними - привлеченные и заемные средства (государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг, и др.).
Использование инструментов, позволяет не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, направленную как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и финансового потенциала округа.
- Концепцией социально-
В округе производится 56% российской нефти, что делает этот регион одним из наиболее богатых и сильных в финансовом отношении в России, но также в значительной степени зависимым от постоянно меняющихся цен на нефть.
Формирование нормативно-
В Ханты-Мансийском автономном округе действует региональная программа поддержки приоритетных инвестиционных проектов, которая насчитывает 81 проект совокупной емкостью около 400 млрд. рублей. В округе создан Технопарк по разработке высоких технологий для повышения нефтеотдачи пластов.
Инвестиционная деятельность предприятий нефтегазовой отрасли будет определять инвестиционный климат в регионе. Повышение рейтингов отражает высокую ликвидность и более высокие, чем ожидалось, финансовые показатели округа, финансовая гибкость автономного округа выше среднероссийского показателя благодаря высокому качеству развития инфраструктуры и высоким капитальным расходам в расчете на одного жителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»)
2.Закон ХМАО - Югры от 12.10.2007 № 130-оз «О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
3.Закон ХМАО - Югры от 18.10.2010 № 155-оз «Об участии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в государственно-частных партнерствах»
4.Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2010 года № 114-оз «Об инновационной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
5.Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.06.2011 № 393-рг «О плане комплексных мероприятий по снятию излишних административных барьеров в строительной отрасли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2012 годы»
6.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 29.12.2011 № 510-п «О Совете при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
7.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 25.03.2009 № 58-п «О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
8.Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июля 2010 года №160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года»
9.Постановление Правительства
Ханты-Мансийского автономного
10.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2010 № 284-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы»
11.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 19.10.2010 № 263-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года»
12.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 26.11.2010 № 313-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года»
13.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2010 № 285-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года»
14.Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 февраля 2010 года № 39-п «О формировании реестра приоритетных инновационных проектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
15.Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года №370-п «О порядке предоставления субсидий за счёт средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры организациям, осуществляющим инновационную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, для возмещения части их затрат»
16.Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ. М.: ЮНИТИ, 2011. с. 220.
17.Белицкая И.М. О привлечении инвестиций в экономику региона //// http://nv-study.intramail.ru/
18.Бернштам Е., Кузнецов А. Региональное распределение инвестиций в России (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. 2012. № 2. с. 99-110. №3. С. 76-83.
19.Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010. 384 с.
20.Григорян К.А. Организационно-экономический потенциал
государственного
21.Инвестиции: учебник / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. М.: ООО ТК Велби, 2009. 440 с.
22.Игонина Инвестиции: Учеб. Пособие / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. В.А. Слепова. М.: Юристъ, 2010. 478 с.
23.Инвестиционная привлекательность Ханты-Мансийского округа - Югры. Официальный сайт Правительства ХМАО http://www.hmao.wsnet.ru
24.Инвестиционный климат ХМАО. Официальный сайт «Югра-информ»// www.ugrainform.ru.
25.Инвестиционная деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // http://www.admhmao.ru
26.Любовный В.Я., Зайцев И.Ф. и др. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации // http://locgov.mpsf.org