Инвестиционный потенциал ХМАО-Югры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении направлений совершенствования инвестиционного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В соответствии с целью комплексной разработки темы, основные задачи сводятся к тому, чтобы:
-Рассмотреть содержание инвестиционного процесса, его этапы, состав участников инвестиционной деятельности;
-Изучить источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах;
-Дать оценку инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этапа инвестиционного процесса;
- Охарактеризовать финансовое обеспечение инвестиционного процесса;
- Определить направления совершенствования инвестиционного процесса в ХМАО-Югре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Содержание инвестиционного процесса, его этапы.................................... 7
1.2.Инвестиционный процесс и состав участников инвестиционной деятельности………………………………………………………………………..14
1.3.Источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах......27
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА
2.1.Оценка инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этап инвестиционного процесса...................................................................................41
2.2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса ...............................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….61

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

 «Северный маршрут» (Пермь - Серов - Ивдель - Советский - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Сургут - Нижневартовск - Томск) обеспечивает округу на западе  вхождение в общетранспортную инфраструктуру европейской части России (через г. Ивдель, Серов, Пермь), на востоке - вхождение в транспортный коридор вдоль главной Транссибирской железнодорожной магистрали (через г. Томск). В перспективе строительство Северо-Сибирской магистрали и выход на Котлас создает предпосылки к созданию дублера Транссиба, дороги соединяющей запад и восток России.

Уровень жизни населения является одним из факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона. Перспективы  многих видов бизнеса (торговля, туризм, платные услуги, жилищное строительство, связь, финансы и др.) напрямую зависят от доходов населения.  
Высокий уровень доходов населения есть результат устойчивого развития экономики автономного округа и одновременно условие для развития бизнеса. Денежные доходы населения Югры являются традиционно высокими, в 2012г. среднедушевые денежные доходы населения в месяц в регионе составили 47433 руб. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в регионе в 2012г. составила10,8%, это один из лучших показателей в России.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра развивается и  будет развиваться как  центр высоких технологий в традиционных для округа отраслях промышленности.

Эффективное развитие нефтегазового  комплекса, являющегося основой  региональной экономики, возможно только за счет внедрения новых технологий. Ориентация социально-экономического развития автономного округа на инновационный путь развития связана, прежде всего, с инновационным развитием ТЭКа.

Разработка и внедрение новых  технологий в нефтедобыче создают  основные возможности стабилизации  добычи нефти в ХМАО-Югре. Наиболее перспективными направлениями применения новых технологий в базовом секторе окружной экономики являются:

-повышение нефтеотдачи пластов и интенсификации нефтедобычи;

-ввод в разработку сложнопостроенных и глубокозалегающих запасов;

-интеллектуализация работы месторождений путем внедрения «умных» систем управления.

Развитие и внедрение новых  технологий в нефтедобывающей отрасли  региона во многом будет зависеть от реализации ВИНКами стратегических планов инновационного развития.

 Инновационная деятельность нефтяных компаний отражает ключевые производственные задачи.

Экономическое развитие региона и  России в целом в предстоящий  период  будет основываться на широком использовании такого фактора конкурентоспособности как высокое качество человеческого капитала. Обеспечение и поддержание высокого качества человеческого капитала требуют обновления социальной политики.

Демографическое развитие региона,  численность населения, его возрастно-половой и образовательный состав, уровень жизни, состояние здоровья – это основа человеческого потенциала, который представляет   действительное богатство  округа.

Наиболее вероятный сценарий развития демографических процессов в  регионе предполагает (при сохранении высокого уровня рождаемости, низкого  уровня смертности и положительного сальдо миграции) рост численности населения к 2020 году до 1662 тыс. чел., а к 2030 году – до 1715 тыс. чел. ХМАО-Югра сохранит свою привлекательность для мигрантов.

Развитие инфраструктуры как важнейший  фактор динамичного развития территории реально способствует качественному изменению структуры региональной экономики, повышению ее конкурентоспособности в стране и мире.

Оценивая современное состояние  и перспективы экологического развития ХМАО-Югра, можно отметить наличие  положительных тенденций и возможностей для достижения поставленных стратегических приоритетов, целей и задач.

 Так, несмотря на интенсивное нефтегазовое освоение, в округе удалось сохранить основной экологический и ресурсный потенциал – более 90% его площади на сегодня составляют ненарушенные и малонарушенные природные территории (земли лесного и водного фонда, территории традиционного природопользования, особо охраняемые природные территории и т.д.).  
В последние годы в автономном округе отмечается существенное снижение промышленной нагрузки, в первую очередь от объектов нефтегазового комплекса, что привело к заметному улучшению качества окружающей среды.

Формирование нормативно-правовой базы по созданию привлекательного инвестиционного  климата на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры - одна из важнейших задач, решению которой уделяет особое внимание Правительство и депутаты Думы автономного округа.

Основу нормативно-правовой базы Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры, регулирующей поддержку субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов на территории автономного округа составляют:

1.Закон Ханты-Мансийского автономного  округа-Югры от 31.03.2012г.№33-оз «О  государственной поддержке инвестиционной  деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры», его целью является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в экономику Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 октября 2010 г. N 155-оз "Об участии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в государственно-частных партнерствах",  устанавливает основы правового регулирования, общие принципы, порядок и условия участия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в государственно-частных партнерствах. Целями участия автономного округа в государственно-частных партнерствах являются привлечение инвестиций в экономику автономного округа, развитие общественной инфраструктуры, улучшение эффективности и качества услуг, предоставляемых с использованием общественной инфраструктуры, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности автономного округа. 

Выгодным и перспективным является сотрудничество в области производства сверхчистых материалов на основе природного кварца. Цель - диверсификация экономики  автономного округа за счет перераспределения  инвестиций в перерабатывающие производства с высокой добавленной стоимостью, формирование благоприятной среды для развития инноваций, повышение производительности труда. Цель инвесторов – получение гарантированной прибыли при понятных и прозрачных правилах работы в автономном округе.

Совместная работа по достижению поставленных целей позволяет успешно реализовывать инвестиционные проекты на территории Югры.

Благоприятный инвестиционный климат:

- Заметная роль в Российской  и мировой экономике

- Широкое международное сотрудничество

- Богатые природные ресурсы

- Высокий человеческий потенциал

- Высокий потенциал соседних  Территорий

-Инфраструктура. Одним  из главных аспектов для развития  новых производств на территории  Ханты-Мансийского автономного округа  является созданная необходимая  инфраструктура:

-широкий выбор незадействованных земельных участков, обеспеченных полным набором необходимой инфраструктуры (водоснабжение, электроэнергия, газ и т.д.), широкий выбор производственных площадей и основных фондов;

-доступность ко всем  потенциальным площадкам по автомобильным дорогам, железнодорожным путям, водным путям, по другим транспортным артериям;

-наличие магистральных  газопроводов и нефтепроводов; 

-высокий энергетический  потенциал; 

-развитая структура  современных средств связи и  телекоммуникаций.

Одной из составляющих инвестиционной привлекательности региона является социально-политическая ситуация в нем. Критерии, которым отвечает на сегодняшний день Ханты-Мансийский автономный округ:

-политическая стабильность;

-последовательность и  непрерывность экономических преобразований, проводимых командой Губернатора  Н.В. Комаровой;

-отсутствие дестабилизирующих  факторов;

-плодотворное сотрудничество  законодательной и исполнительной  ветвей власти;

-развитая система местного  самоуправления.

Как отметила губернатор Югры, «произошло существенное изменение в структуре распределения инвестиций, и сегодня уже 40% формируют не сырьевую составляющую экономики Югры», хотя главным потребителем инвестиций по прежнему является нефтегазовый комплекс - около 60%.

Сегодня заполняются инвестиционные емкости на 70-75% от того объема, который округ может обеспечивать соответствующими ресурсами. Не только природными, но и кадровыми, географическими, геополитическими.

Повышение рейтингов отражает высокую ликвидность и более  высокие, чем ожидалось, финансовые показатели округа, финансовая гибкость автономного округа выше среднероссийского показателя благодаря высокому качеству развития инфраструктуры и высоким капитальным расходам в расчете на одного жителя.

2.2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса 

 

В 2010-2012 гг. по мере улучшения внутренней экономической конъюнктуры ХМАО-Югры наблюдалось постепенное изменение  ситуации и в инвестиционном секторе.

Пик инвестиционного кризиса был  пройден в первой половине 2009 г., и с II квартала по мере улучшения финансового состояния предприятий с октября 2009 г. стала прослеживаться тенденция к росту инвестиций. Если в 2009 г. сужение масштабов инвестиционной деятельности протекало очень быстро, и при уменьшении объема совокупного окружного ВРП на 8%, сокращение инвестиций в экономику округа достигло 14,2%, то во II–IV кварталах 2010 г. динамика инвестиций вышла в область положительных значений, однако по темпам не опережала рост совокупного ВРП субъектов Российской Федерации.

В целом за 2011 г. прирост инвестиций в основной капитал составил 4,8% при увеличении совокупного ВРП округа по предварительным оценкам на 6,0% относительно предыдущего года. В 2012 году устойчивый рост инвестиций в основной капитал фиксировался с мая месяца.

Инвестиции в основной капитал в экономику ХМАО-ЮГРА за январь–декабрь 2012 г. составили 648,6 млрд. руб. (таблица 1), или 119,3% к уровню предыдущего года, и превысили докризисный уровень 2008 г. Доля округа в общероссийских инвестициях в основной капитал за анализируемый период составила 17,3%.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех  источников финансирования), в млрд. рублей и  % к предыдущему  году

 

2010 год

2011 год

2012 год

млрд руб.

%1)

млрд руб.

%1)

млрд руб.

%1)

ХМАО-Югра

426,9

86,5

498,5

106,9

648,6

119,3


  1. С четом индекса-дефлятора

Источник: Росстат

Рост инвестиций в основной капитал  в 2010–2012 гг. в значительной степени  определялся низкой базой 2009 г., когда  падение инвестиций достигло 14,2%. Принципиально  новым моментом экономического развития в последнее десятилетие был сдвиг от финансирования инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций к расширению участия привлеченных средств. Однако в условиях медленного посткризисного восстановления внутреннего рынка и доходов экономики в 2012 г. усилилась ориентация на использование собственных средств предприятий, на финансирование инвестиционных программ (таблица 3).

Таблица 3 

Структура инвестиций в основной капитал  по источникам финансирования в 2012 году   

Субъект Федерации

Собственные средства

Привлеченные средства

в том числе

кредиты банков

бюджетные средства

из них

из федерального бюджета

из бюджетов субъектов  Федерации

ХМАО-Югра

80,6

19,4

3,5

5,4

0,1

4,4


Источник: Росстат

По итогам 2012 г. доля собственных  средств предприятий в структуре  инвестиций в основной капитал повысилась до 80,6% (в 2008 году этот показатель был  равен 68,2%). Изменение объемов и  доли привлеченных средств в источниках финансирования сопровождалось изменением их структуры. Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий поддерживался через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т.д., реализуемых в рамках инвестиционных программ.

Существенное влияние на характер выхода из кризиса оказало поведение  различных субъектов хозяйственной  деятельности. В 2012 г. наблюдалась позитивная динамика повышения инвестиционной активности в сегменте малого и среднего бизнеса. Так, по предварительной оценке, инвестиции в основной капитал в сегменте малых предприятий в 2012 г. оценивались на уровне 150% к предыдущему году. Доля инвестиций в сегмент малых предприятий в общем объеме инвестиций в экономику округа в 2012 г. составила 24,3%, увеличившись на 2,8 п.п. относительно предыдущего года.

Сравнительный анализ структуры инвестиций в основной капитал в 2010-2012 гг. позволяет  выделить общие и специфические  черты изменения инвестиционного  спроса по видам экономической деятельности (таблица 3). Структурные сдвиги в инвестициях в основной капитал определялись понижением доли промышленности в общем объеме инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) с 60,6% в 2011 г. до 58% в 2012 г. и увеличением доли инвестиций в сферу транспорта и связи  с 16,4 до 17,7% за аналогичный период.

В 2012 г. рост инвестиций в основной капитал отмечался в большинстве  видов деятельности промышленности. Инвестиции в основной капитал добывающих производств в 2012 г. возросли: в ХМАО-Югре - на 22,3%, в ЯНАО - на 8,9%, в остальных субъектах Федерации наблюдалось падение этого показателя. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды инвестиции в основной капитал выросли в ХМАО-Югре - на 41,3%. В сельском хозяйстве увеличились инвестиции в основной капитал в ХМАО-Югре в данном секторе экономики инвестиции увеличились более чем в 2 раза.

Информация о работе Инвестиционный потенциал ХМАО-Югры