Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении направлений совершенствования инвестиционного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В соответствии с целью комплексной разработки темы, основные задачи сводятся к тому, чтобы:
-Рассмотреть содержание инвестиционного процесса, его этапы, состав участников инвестиционной деятельности;
-Изучить источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах;
-Дать оценку инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этапа инвестиционного процесса;
- Охарактеризовать финансовое обеспечение инвестиционного процесса;
- Определить направления совершенствования инвестиционного процесса в ХМАО-Югре.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Содержание инвестиционного процесса, его этапы.................................... 7
1.2.Инвестиционный процесс и состав участников инвестиционной деятельности………………………………………………………………………..14
1.3.Источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах......27
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА
2.1.Оценка инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этап инвестиционного процесса...................................................................................41
2.2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса ...............................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….61
«Северный маршрут» (Пермь - Серов - Ивдель - Советский - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Сургут - Нижневартовск - Томск) обеспечивает округу на западе вхождение в общетранспортную инфраструктуру европейской части России (через г. Ивдель, Серов, Пермь), на востоке - вхождение в транспортный коридор вдоль главной Транссибирской железнодорожной магистрали (через г. Томск). В перспективе строительство Северо-Сибирской магистрали и выход на Котлас создает предпосылки к созданию дублера Транссиба, дороги соединяющей запад и восток России.
Уровень жизни населения является
одним из факторов, формирующих инвестиционную
привлекательность региона. Перспективы
многих видов бизнеса (торговля, туризм,
платные услуги, жилищное строительство,
связь, финансы и др.) напрямую
зависят от доходов населения.
Высокий уровень доходов населения есть
результат устойчивого развития экономики
автономного округа и одновременно условие
для развития бизнеса. Денежные доходы
населения Югры являются традиционно
высокими, в 2012г. среднедушевые денежные
доходы населения в месяц в регионе составили
47433 руб. Доля населения с доходами ниже
прожиточного минимума в регионе в 2012г.
составила10,8%, это один из лучших показателей
в России.
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра развивается и будет развиваться как центр высоких технологий в традиционных для округа отраслях промышленности.
Эффективное развитие нефтегазового комплекса, являющегося основой региональной экономики, возможно только за счет внедрения новых технологий. Ориентация социально-экономического развития автономного округа на инновационный путь развития связана, прежде всего, с инновационным развитием ТЭКа.
Разработка и внедрение новых технологий в нефтедобыче создают основные возможности стабилизации добычи нефти в ХМАО-Югре. Наиболее перспективными направлениями применения новых технологий в базовом секторе окружной экономики являются:
-повышение нефтеотдачи пластов и интенсификации нефтедобычи;
-ввод в разработку сложнопостроенных и глубокозалегающих запасов;
-интеллектуализация работы месторождений путем внедрения «умных» систем управления.
Развитие и внедрение новых технологий в нефтедобывающей отрасли региона во многом будет зависеть от реализации ВИНКами стратегических планов инновационного развития.
Инновационная деятельность нефтяных компаний отражает ключевые производственные задачи.
Экономическое развитие региона и России в целом в предстоящий период будет основываться на широком использовании такого фактора конкурентоспособности как высокое качество человеческого капитала. Обеспечение и поддержание высокого качества человеческого капитала требуют обновления социальной политики.
Демографическое развитие региона, численность населения, его возрастно-половой и образовательный состав, уровень жизни, состояние здоровья – это основа человеческого потенциала, который представляет действительное богатство округа.
Наиболее вероятный сценарий развития демографических процессов в регионе предполагает (при сохранении высокого уровня рождаемости, низкого уровня смертности и положительного сальдо миграции) рост численности населения к 2020 году до 1662 тыс. чел., а к 2030 году – до 1715 тыс. чел. ХМАО-Югра сохранит свою привлекательность для мигрантов.
Развитие инфраструктуры как важнейший фактор динамичного развития территории реально способствует качественному изменению структуры региональной экономики, повышению ее конкурентоспособности в стране и мире.
Оценивая современное
Так, несмотря на интенсивное
нефтегазовое освоение, в округе удалось
сохранить основной экологический и ресурсный
потенциал – более 90% его площади на сегодня
составляют ненарушенные и малонарушенные
природные территории (земли лесного и
водного фонда, территории традиционного
природопользования, особо охраняемые
природные территории и т.д.).
В последние годы в автономном округе
отмечается существенное снижение промышленной
нагрузки, в первую очередь от объектов
нефтегазового комплекса, что привело
к заметному улучшению качества окружающей
среды.
Формирование нормативно-
Основу нормативно-правовой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирующей поддержку субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов на территории автономного округа составляют:
1.Закон Ханты-Мансийского
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 октября 2010 г. N 155-оз "Об участии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в государственно-частных партнерствах", устанавливает основы правового регулирования, общие принципы, порядок и условия участия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в государственно-частных партнерствах. Целями участия автономного округа в государственно-частных партнерствах являются привлечение инвестиций в экономику автономного округа, развитие общественной инфраструктуры, улучшение эффективности и качества услуг, предоставляемых с использованием общественной инфраструктуры, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности автономного округа.
Выгодным и перспективным
Совместная работа по достижению поставленных целей позволяет успешно реализовывать инвестиционные проекты на территории Югры.
Благоприятный инвестиционный климат:
- Заметная роль в Российской и мировой экономике
- Широкое международное
- Богатые природные ресурсы
- Высокий человеческий потенциал
- Высокий потенциал соседних Территорий
-Инфраструктура. Одним
из главных аспектов для
-широкий выбор незадействованных земельных участков, обеспеченных полным набором необходимой инфраструктуры (водоснабжение, электроэнергия, газ и т.д.), широкий выбор производственных площадей и основных фондов;
-доступность ко всем
потенциальным площадкам по авт
-наличие магистральных газопроводов и нефтепроводов;
-высокий энергетический потенциал;
-развитая структура современных средств связи и телекоммуникаций.
Одной из составляющих инвестиционной привлекательности региона является социально-политическая ситуация в нем. Критерии, которым отвечает на сегодняшний день Ханты-Мансийский автономный округ:
-политическая стабильность;
-последовательность и непрерывность экономических преобразований, проводимых командой Губернатора Н.В. Комаровой;
-отсутствие дестабилизирующих факторов;
-плодотворное сотрудничество
законодательной и
-развитая система местного самоуправления.
Как отметила губернатор Югры, «произошло существенное изменение в структуре распределения инвестиций, и сегодня уже 40% формируют не сырьевую составляющую экономики Югры», хотя главным потребителем инвестиций по прежнему является нефтегазовый комплекс - около 60%.
Сегодня заполняются инвестиционные емкости на 70-75% от того объема, который округ может обеспечивать соответствующими ресурсами. Не только природными, но и кадровыми, географическими, геополитическими.
Повышение рейтингов отражает высокую ликвидность и более высокие, чем ожидалось, финансовые показатели округа, финансовая гибкость автономного округа выше среднероссийского показателя благодаря высокому качеству развития инфраструктуры и высоким капитальным расходам в расчете на одного жителя.
2.2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса
В 2010-2012 гг. по мере улучшения внутренней
экономической конъюнктуры
Пик инвестиционного кризиса был пройден в первой половине 2009 г., и с II квартала по мере улучшения финансового состояния предприятий с октября 2009 г. стала прослеживаться тенденция к росту инвестиций. Если в 2009 г. сужение масштабов инвестиционной деятельности протекало очень быстро, и при уменьшении объема совокупного окружного ВРП на 8%, сокращение инвестиций в экономику округа достигло 14,2%, то во II–IV кварталах 2010 г. динамика инвестиций вышла в область положительных значений, однако по темпам не опережала рост совокупного ВРП субъектов Российской Федерации.
В целом за 2011 г. прирост инвестиций в основной капитал составил 4,8% при увеличении совокупного ВРП округа по предварительным оценкам на 6,0% относительно предыдущего года. В 2012 году устойчивый рост инвестиций в основной капитал фиксировался с мая месяца.
Инвестиции в основной капитал в экономику ХМАО-ЮГРА за январь–декабрь 2012 г. составили 648,6 млрд. руб. (таблица 1), или 119,3% к уровню предыдущего года, и превысили докризисный уровень 2008 г. Доля округа в общероссийских инвестициях в основной капитал за анализируемый период составила 17,3%.
Таблица 2
Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования), в млрд. рублей и % к предыдущему году
|
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||
млрд руб. |
%1) |
млрд руб. |
%1) |
млрд руб. |
%1) | |
ХМАО-Югра |
426,9 |
86,5 |
498,5 |
106,9 |
648,6 |
119,3 |
Источник: Росстат
Рост инвестиций в основной капитал в 2010–2012 гг. в значительной степени определялся низкой базой 2009 г., когда падение инвестиций достигло 14,2%. Принципиально новым моментом экономического развития в последнее десятилетие был сдвиг от финансирования инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций к расширению участия привлеченных средств. Однако в условиях медленного посткризисного восстановления внутреннего рынка и доходов экономики в 2012 г. усилилась ориентация на использование собственных средств предприятий, на финансирование инвестиционных программ (таблица 3).
Таблица 3
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2012 году
Субъект Федерации |
Собственные средства |
Привлеченные средства |
в том числе | |||
кредиты банков |
бюджетные средства |
из них | ||||
из федерального бюджета |
из бюджетов субъектов Федерации | |||||
ХМАО-Югра |
80,6 |
19,4 |
3,5 |
5,4 |
0,1 |
4,4 |
Источник: Росстат
По итогам 2012 г. доля собственных
средств предприятий в
Существенное влияние на характер
выхода из кризиса оказало поведение
различных субъектов
Сравнительный анализ структуры инвестиций
в основной капитал в 2010-2012 гг. позволяет
выделить общие и специфические
черты изменения
В 2012 г. рост инвестиций в основной
капитал отмечался в