Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении направлений совершенствования инвестиционного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В соответствии с целью комплексной разработки темы, основные задачи сводятся к тому, чтобы:
-Рассмотреть содержание инвестиционного процесса, его этапы, состав участников инвестиционной деятельности;
-Изучить источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах;
-Дать оценку инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этапа инвестиционного процесса;
- Охарактеризовать финансовое обеспечение инвестиционного процесса;
- Определить направления совершенствования инвестиционного процесса в ХМАО-Югре.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Содержание инвестиционного процесса, его этапы.................................... 7
1.2.Инвестиционный процесс и состав участников инвестиционной деятельности………………………………………………………………………..14
1.3.Источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах......27
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА
2.1.Оценка инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этап инвестиционного процесса...................................................................................41
2.2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса ...............................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….61
Инвестиционные ресурсы
По национальной принадлежности владельцев капитала выделяют инвестиционные ресурсы, формируемые за счет отечественного и иностранного капитала.
Инвестиционные ресурсы, формируемые за счет отечественного капитала, отличаются большим разнообразием форм и, как правило, более доступны для предприятий малого и среднего бизнеса.
Инвестиционные ресурсы, формируемые за счет иностранного капитала, обеспечивают в основном реализацию крупных реальных инвестиционных проектов предприятия, связанных с их перепрофилированием, реконструкцией или техническим перевооружением.
По титулу собственности инвестиционные ресурсы подразделяются на два основных вида - собственные и заемные. Собственные источники инвестиций характеризуют общую стоимость средств предприятия, обеспечивающих его инвестиционную деятельность и принадлежащую ему на правах собственности. К собственным источникам финансирования инвестиций относятся: уставный капитал; прибыль; амортизационные отчисления; специальные фонды, формируемые за счет прибыли; внутрихозяйственные резервы; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь. К собственным относятся также средства, безвозмездно переданные предприятию для осуществления целевого инвестирования.
Собственные средства предприятия с точки зрения способа их привлечения могут быть как внутренними (например, прибыль, амортизация), так и внешними (например, дополнительное размещение акций). Суммы, привлеченные предприятием по этим источникам извне, не подлежат возврату. Субъекты, предоставившие по этим каналам средства, как правило, участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности.
Заемные источники инвестиций характеризуют привлекаемый Предприятием капитал во всех его формах на возвратной основе. Все Формы заемного капитала, используемые предприятием в инвестиционной деятельности, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению на определенных заранее условиях (сроки, проценты). Субъекты, предоставившие средства на этих условиях, в доходах от инвестиционной деятельности, как правило, не участвуют.
В ходе реализации инвестиционной политики практически для всех регионов главной проблемой по-прежнему остается поиск источников финансирования. За последние годы существенно изменилась структура источников финансирования инвестиционных затрат:
-резко сократилось финансирование инвестиционной деятельности в регионах за счет средств федерального бюджета;
-осуществляется избирательное
финансирование конкретных
- в сферу инвестиционной
Классификация основных источников формирования инвестиционных ресурсов предприятия представлена в Приложении 4.
Наиболее остро с проблемой источников финансирования сталкиваются сырьевые территории. Долгосрочная стратегия развития сырьевых, и прежде всего северных территорий предполагает решение двух основных задач5: определение инвестиционной стратегии развития этих территорий и источников инвестиционных ресурсов в соответствии с выбранной стратегией. Западная Сибирь была и до середины текущего столетия останется главной нефтедобывающей базой страны, а главным производителем нефти - Ханты-Мансийский автономный округ. Нефтегазовый комплекс, и, прежде всего, север Западной Сибири, по-прежнему остается донором всей экономики, главным бюджетоформирующим источником, хотя он должен выполнять свою непосредственную функцию, то есть обеспечивать страну энергоносителями - нефтью и газом и за счет этого иметь достаточные источники для самоинвестирования. Фискально-ориентированное налогообложение в сочетании с регулируемыми низкими ценами на природный газ, а также трансфертными ценами вертикально интегрированных нефтяных компаний, неплатежи в бюджеты различных уровней со стороны компаний нефтегазового сектора - все это значительно снизило реальные финансовые возможности с точки зрения самостоятельной реализации территориями инвестиционных проектов и программ регионального развития (прежде всего направленных на осуществление реального изменения структуры экономики). В этой связи приходится констатировать, что инвестиционные возможности территорий с точки зрения самостоятельного решения экономических и социальных проблем структурного характера не только не выросли, а напротив даже уменьшились. Перспективы сырьевых регионов в плане дальнейшего освоения их минерально-сырьевых ресурсов связаны с формированием инвестиционной базы региона, что предполагает анализ всех финансовых потоков региональной финансовой системы. Существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты, однако в настоящее время не все из них способны сыграть значительную роль в инвестиционном процессе.
Опыт последних лет показывает, что доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет, сокращается и потому рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Абсолютная величина этих средств крайне мала, причем доля федерального бюджета в общей сумме инвестиций в экономику регионов неуклонно снижается6. Связанное с этим уменьшение роли бюджетных ассигнований отчасти компенсируется концентрацией их на ключевых объектах, отраслях и сферах производства через целевые комплексные программы либо адресные инвестиционные программы. Следовательно, особенностью инвестиционной политики последнего времени стал переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство к избирательному финансированию конкретных объектов с формированием их состава на конкурсной основе. Финансируются они из различных источников - бюджетов (федерального и СФ; косвенной формой бюджетного финансирования можно считать также льготные государственные кредиты и налоговые льготы) и внебюджетных источников - собственных средств предприятий, банковских кредитов, отечественных и иностранных частных инвестиций и др. Необходимо отметить, что роль децентрализованных, т.е. внебюджетных источников начинает неуклонно возрастать.
Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается сложной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. Регионы активно начинают инвестировать собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства. В первую очередь это Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), т.е. крупные финансовые центры, а также регионы, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. В тоже время значительная доля региональных бюджетов является дефицитными, и ориентированы исключительно на решение текущих социальных задач. Инвестиционные средства местных бюджетов невелики и используются сейчас, главным образом, для жилищно-коммунального и социально-культурного строительства, а также в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, производстве строительных материалов и торговле.
Внебюджетные фонды не имеют непосредственного отношения к реальным инвестициям, но они способны инвестировать средства в финансовые активы. Внебюджетные (государственные) фонды в большинстве своем негибкие и труднодоступные финансовые структуры, ресурсы которых имеют строго целевое назначение и не позволяют осуществить концентрацию средств. Их инвестиционная составляющая по-прежнему крайне невелика.
Другим, относительно стабильным источником
финансирования инвестиций в регионах
являются собственные средства предприятий.
Финансовыми ресурсами, формируемыми
за счет предпринимательской
При этом потенциал собственных инвестиционных ресурсов на отдельном предприятии включает в себя лишь амортизационные отчисления и чистую прибыль. Хотя собственные средства предприятий и ограничены, тем не менее, порядка 60- 70% инвестиций в регионах осуществляется именно за счет этого источника, в то время как практически отсутствуют ресурсы, которые можно получить на рынке ценных бумаг. Зарубежный опыт финансирования инвестиционной деятельности предприятий и корпораций отражает обратную картину – ведущими являются ресурсы, привлекаемые на финансовом рынке и рынке ссудных капиталов. К примеру, промышленные компании могут выпускать промышленные облигации - долговые обязательства с фиксированным доходом; конверсионные долговые обязательства, опционные займы – представляющие собой переходную к акции форму ценной бумаги с фиксированным доходом. Активизация инвестиционной деятельности в регионах возможна сегодня лишь путем создания благоприятного инвестиционного климата для предприятий, размещенных на их территории, и привлечения внешних инвесторов. Для этого могут использоваться льготы по местным налогам и сборам, отсрочка платежей, снижение арендной платы и платы за землю и т.п.
Средства из федерального бюджета и внебюджетных фондов, наряду с поступлениями от предпринимательской деятельности и средствами населения формируют собственные инвестиционные ресурсы региона.
Если говорить о крупномасштабных
источниках финансирования, то в первую
очередь следует назвать прямые
и частные иностранные
Мировая практика показывает, что
в развитых странах в последние
десятилетия все большее
Средства частных финансовых компаний, банков, фондов, страховых компаний - наиболее перспективный тип инвесторов, у которых сосредоточена большая часть инвестиционных ресурсов. Однако необходимо отметить, что участие в инвестиционной деятельности этих региональных институтов ограничено, так как ни один из них не обладает достаточными инвестиционными ресурсами для участия в региональных инвестиционных программах.
Средства населения –
На сегодняшний день региональные и местные органы испытывают острую нехватку финансовых ресурсов. Потребность в более активном использовании инвестиционных ресурсов может быть удовлетворена путем выпуска муниципальными образованиями собственных ценных бумаг. Это подталкивает их к активному использованию такого способа финансирования, как облигационные займы.
Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. В то же время муниципальные ценные бумаги в зависимости от эмитента могут подразделяться на субфедеральные ценные бумаги (эмитентом является орган исполнительной власти субъектов РФ) и местные ценные бумаги (эмитентом являются местные органы власти). Использование облигаций, обладающих всеми льготами государственных ценных бумаг и характеризующихся повышенной надежностью позволяет региональным властям решить ряд важнейших задач как долгосрочного, так и оперативного характера. Эмиссия облигаций способствует снижению процентных ставок по заемным ресурсам, мобилизуя незадействованные на финансовом рынке средства нерезидентов, физических лиц, а также средства небанковских организаций для покрытия дефицитов и временных кассовых разрывов местных бюджетов, финансирования сезонных работ, на реализацию программ развития. Срок обращения этих долговых ценных бумаг составляет от полугода до полутора лет, выплата дохода и возврат основной суммы гарантированы органами региональной (местной) власти.
Так, к примеру, в мировой практике
широкое распространение
В качестве региональных источников финансовых ресурсов могут быть использованы и такие редко используемые либо неиспользуемые вовсе источники как: омертвленный капитал на предприятиях (производственные фонды и площади); земельные участки непригодные для сельскохозяйственного использования; акции региональных предприятий, находящиеся в собственности государства; расширение сферы услуг на основе малоэффективно используемой собственности.
Что касается северных регионов, то Север, являясь зоной стратегических интересов России, занимает совершенно особое место в экономике страны, что обусловлено, прежде всего, его уникальным природно-ресурсным потенциалом, важным геополитическим и географическим положением. В условиях плановой экономики, когда главной целью освоения Севера было получение минерально-сырьевой продукции любой ценой, из госбюджета финансировались любые затраты, даже не очень эффективные. Переход к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования, болезненно отразился на социально- экономической ситуации в северных районах. Обстановка, сложившаяся в районах Севера и масштабный характер проблем требуют активного воздействия государства на процессы, протекающие здесь для наиболее полного использования потенциала рыночных механизмов в преодолении кризиса и обеспечения устойчивого экономического роста.