Инвестиционный потенциал ХМАО-Югры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении направлений совершенствования инвестиционного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В соответствии с целью комплексной разработки темы, основные задачи сводятся к тому, чтобы:
-Рассмотреть содержание инвестиционного процесса, его этапы, состав участников инвестиционной деятельности;
-Изучить источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах;
-Дать оценку инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этапа инвестиционного процесса;
- Охарактеризовать финансовое обеспечение инвестиционного процесса;
- Определить направления совершенствования инвестиционного процесса в ХМАО-Югре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Содержание инвестиционного процесса, его этапы.................................... 7
1.2.Инвестиционный процесс и состав участников инвестиционной деятельности………………………………………………………………………..14
1.3.Источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах......27
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА
2.1.Оценка инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этап инвестиционного процесса...................................................................................41
2.2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса ...............................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….61

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

Инвестиционные ресурсы предприятия, привлекаемые из внешних источников, характеризуют ту их часть, которая формируется вне пределов предприятия. Она охватывает привлекаемый со стороны как собственный, так заемный капитал. Сюда можно отнести государственоe финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг, и ряд других.

По национальной принадлежности владельцев капитала выделяют инвестиционные ресурсы, формируемые за счет отечественного и иностранного капитала.

Инвестиционные ресурсы, формируемые за счет отечественного капитала, отличаются большим разнообразием форм и, как правило, более доступны для предприятий малого и среднего бизнеса.

Инвестиционные ресурсы, формируемые  за счет иностранного капитала, обеспечивают в основном реализацию крупных реальных инвестиционных проектов предприятия, связанных с их перепрофилированием, реконструкцией или техническим перевооружением.

По титулу собственности инвестиционные ресурсы подразделяются на два основных вида - собственные и заемные.  Собственные источники инвестиций характеризуют общую стоимость средств предприятия, обеспечивающих его инвестиционную деятельность и принадлежащую ему на правах собственности. К собственным источникам финансирования инвестиций относятся: уставный капитал; прибыль; амортизационные отчисления; специальные фонды, формируемые за счет прибыли; внутрихозяйственные резервы; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь. К собственным относятся также средства, безвозмездно переданные предприятию для осуществления целевого инвестирования.

Собственные средства предприятия  с точки зрения способа их привлечения могут быть как внутренними (например, прибыль, амортизация), так и внешними (например, дополнительное размещение акций). Суммы, привлеченные предприятием по этим источникам извне, не подлежат возврату. Субъекты, предоставившие по этим каналам средства, как правило, участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности.

Заемные источники инвестиций характеризуют  привлекаемый Предприятием капитал во всех его формах на возвратной основе. Все Формы заемного капитала, используемые предприятием в инвестиционной деятельности, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению на определенных заранее условиях (сроки, проценты). Субъекты, предоставившие средства на этих условиях, в доходах от инвестиционной деятельности, как правило, не участвуют.

В ходе реализации инвестиционной политики практически для всех регионов главной  проблемой по-прежнему остается поиск  источников финансирования. За последние  годы существенно изменилась структура  источников финансирования инвестиционных затрат:

-резко сократилось финансирование инвестиционной деятельности в регионах за счет средств федерального бюджета;

-осуществляется избирательное  финансирование конкретных объектов  на конкурсной основе;

- в сферу инвестиционной деятельности  начинают вовлекаться финансовые ресурсы самого региона и средства частного капитала.

Классификация основных источников формирования инвестиционных ресурсов предприятия  представлена в Приложении 4.

Наиболее остро с проблемой  источников финансирования сталкиваются сырьевые территории. Долгосрочная стратегия развития сырьевых, и прежде всего северных территорий предполагает решение двух основных задач5: определение инвестиционной стратегии развития этих территорий и источников инвестиционных ресурсов в соответствии с выбранной стратегией. Западная Сибирь была и до середины текущего столетия останется главной нефтедобывающей базой страны, а главным производителем нефти - Ханты-Мансийский автономный округ. Нефтегазовый комплекс, и, прежде всего, север Западной Сибири, по-прежнему остается донором всей экономики, главным бюджетоформирующим источником, хотя он должен выполнять свою непосредственную функцию, то есть обеспечивать страну энергоносителями - нефтью и газом и за счет этого иметь достаточные источники для самоинвестирования. Фискально-ориентированное налогообложение в сочетании с регулируемыми низкими ценами на природный газ, а также трансфертными ценами вертикально интегрированных нефтяных компаний, неплатежи в бюджеты различных уровней со стороны компаний нефтегазового сектора - все это значительно снизило реальные финансовые возможности с точки зрения самостоятельной реализации территориями инвестиционных проектов и программ регионального развития (прежде всего направленных на осуществление реального изменения структуры экономики). В этой связи приходится констатировать, что инвестиционные возможности территорий с точки зрения самостоятельного решения экономических и социальных проблем структурного характера не только не выросли, а напротив даже уменьшились. Перспективы сырьевых регионов в плане дальнейшего освоения их минерально-сырьевых ресурсов связаны с формированием инвестиционной базы региона, что предполагает анализ всех финансовых потоков региональной финансовой системы. Существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты, однако в настоящее время не все из них способны сыграть значительную роль в инвестиционном процессе.

Опыт последних лет показывает, что доля национального дохода, перераспределяемого  через государственный бюджет, сокращается и потому рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Абсолютная величина этих средств крайне мала, причем доля федерального бюджета в общей сумме инвестиций в экономику регионов неуклонно снижается6. Связанное с этим уменьшение роли бюджетных ассигнований отчасти компенсируется концентрацией их на ключевых объектах, отраслях и сферах производства через целевые комплексные программы либо адресные инвестиционные программы. Следовательно, особенностью инвестиционной политики последнего времени стал переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство к избирательному финансированию конкретных объектов с формированием их состава на конкурсной основе. Финансируются они из различных источников - бюджетов (федерального и СФ; косвенной формой бюджетного финансирования можно считать также льготные государственные кредиты и налоговые льготы) и внебюджетных источников - собственных средств предприятий, банковских кредитов, отечественных и иностранных частных инвестиций и др. Необходимо отметить, что роль децентрализованных, т.е. внебюджетных источников начинает неуклонно возрастать.

Несмотря на то, что в большинстве  субъектов Российской Федерации  бюджетная ситуация остается сложной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. Регионы активно начинают инвестировать собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства. В первую очередь это Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), т.е. крупные финансовые центры, а также регионы, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. В тоже время значительная доля региональных бюджетов является дефицитными, и ориентированы исключительно на решение текущих социальных задач. Инвестиционные средства местных бюджетов невелики и используются сейчас, главным образом, для жилищно-коммунального и социально-культурного строительства, а также в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, производстве строительных материалов и торговле.

Внебюджетные фонды не имеют  непосредственного отношения к  реальным инвестициям, но они способны инвестировать средства в финансовые активы. Внебюджетные (государственные) фонды в большинстве своем негибкие и труднодоступные финансовые структуры, ресурсы которых имеют строго целевое назначение и не позволяют осуществить концентрацию средств. Их инвестиционная составляющая по-прежнему крайне невелика.

Другим, относительно стабильным источником финансирования инвестиций в регионах являются собственные средства предприятий. Финансовыми ресурсами, формируемыми за счет предпринимательской деятельности, является прибыль, остающаяся в предпринимательской сфере после выплаты обязательных налогов и платежей, возврата кредитов и процентов по ним, а также платежи и налоги, поступающие в местный бюджет. Роль предпринимательской сферы вообще как канала формирования финансового потенциала территории напрямую зависит от эффективной государственной политики поддержки производства (включая нормативно-законодательную базу, меры господдержки) и благоприятного инвестиционного климата в регионе.

При этом потенциал собственных инвестиционных ресурсов на отдельном предприятии включает в себя лишь амортизационные отчисления и чистую прибыль. Хотя собственные средства предприятий и ограничены, тем не менее, порядка 60- 70% инвестиций в регионах осуществляется именно за счет этого источника, в то время как практически отсутствуют ресурсы, которые можно получить на рынке ценных бумаг. Зарубежный опыт финансирования инвестиционной деятельности предприятий и корпораций отражает обратную картину – ведущими являются ресурсы, привлекаемые на финансовом рынке и рынке ссудных капиталов. К примеру, промышленные компании могут выпускать промышленные облигации - долговые обязательства с фиксированным доходом; конверсионные долговые обязательства, опционные займы – представляющие собой переходную к акции форму ценной бумаги с фиксированным доходом. Активизация инвестиционной деятельности в регионах возможна сегодня лишь путем создания благоприятного инвестиционного климата для предприятий, размещенных на их территории, и привлечения внешних инвесторов. Для этого могут использоваться льготы по местным налогам и сборам, отсрочка платежей, снижение арендной платы и платы за землю и т.п.

Средства из федерального бюджета  и внебюджетных фондов, наряду с  поступлениями от предпринимательской  деятельности и средствами населения формируют собственные инвестиционные ресурсы региона.

Если говорить о крупномасштабных источниках финансирования, то в первую очередь следует назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Вместе с тем приток иностранных  инвестиций в экономику регионов в последние годы резко сократился, что связано с несовершенством законодательства, высоким уровнем налогообложения, большими политическими рисками, отсутствием системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабой защищенностью инвесторов.

Мировая практика показывает, что  в развитых странах в последние  десятилетия все большее значение приобретает лизинг как одна из прогрессивных  форм привлечения и финансирования инвестиций7. Лизинговая компания по своей сути является финансовым посредником, который привлекает ресурсы для приобретения оборудования, обновления основного капитала предприятий, расширения объемов выпуска продукции, осуществления технологической модернизации и т.д.

Средства частных финансовых компаний, банков, фондов, страховых компаний - наиболее перспективный тип инвесторов, у которых сосредоточена большая часть инвестиционных ресурсов. Однако необходимо отметить, что участие в инвестиционной деятельности этих региональных институтов ограничено, так как ни один из них не обладает достаточными инвестиционными ресурсами для участия в региональных инвестиционных программах.

Средства населения – существенный источник финансирования, но для трансформации  их в реальные инвестиционные ресурсы необходимы механизмы привлечения этих средств на инвестиционные цели и программы, а самое главное гарантии. С этой целью необходимо активно развивать ипотечное кредитование и предоставление инвестиционных кредитов, как это начинает делать Сбербанк РФ. Совокупные доходы населения северных регионов России за последние годы очень сильно сократилось, поэтому значение финансовых ресурсов населения как реального источника инвестиционных ресурсов территорий резко снизилось. Более того, при слаборазвитом рынке потребительских услуг и товаров, отсутствии сети современных досуговых, культурных, оздоровительных, спортивных сооружений происходит отток денежных средств населения за пределы регионов. Решение проблемы - в создании рынка товаров и потребительских услуг, где главную роль должны сыграть предприятия малого и среднего бизнеса. Свободные денежные ресурсы населения должны быть вовлечены в финансово- кредитную сферу и сферу платных услуг, прежде всего за счет увеличения доли услуг наиболее престижных, потребляемых в высокодоходных группах населения: услуги связи, культуры, здравоохранения, образования, туристическо-экскурсионные.

На сегодняшний день региональные и местные органы испытывают острую нехватку финансовых ресурсов. Потребность  в более активном использовании инвестиционных ресурсов может быть удовлетворена путем выпуска муниципальными образованиями собственных ценных бумаг. Это подталкивает их к активному использованию такого способа финансирования, как облигационные займы.

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. В то же время муниципальные ценные бумаги в зависимости от эмитента могут подразделяться на субфедеральные ценные бумаги (эмитентом является орган исполнительной власти субъектов РФ) и местные ценные бумаги (эмитентом являются местные органы власти). Использование облигаций, обладающих всеми льготами государственных ценных бумаг и характеризующихся повышенной надежностью позволяет региональным властям решить ряд важнейших задач как долгосрочного, так и оперативного характера. Эмиссия облигаций способствует снижению процентных ставок по заемным ресурсам, мобилизуя незадействованные на финансовом рынке средства нерезидентов, физических лиц, а также средства небанковских организаций для покрытия дефицитов и временных кассовых разрывов местных бюджетов, финансирования сезонных работ, на реализацию программ развития. Срок обращения этих долговых ценных бумаг составляет от полугода до полутора лет, выплата дохода и возврат основной суммы гарантированы органами региональной (местной) власти.

Так, к примеру, в мировой практике широкое распространение получил  выпуск муниципальных облигаций «под доход от промышленного проекта» (industrial revenue bonds), мобилизующих средства под строительство производственных объектов с их последующей продажей или сдачей в аренду частным корпорациям. Размещение облигационных займов становится реальным механизмом формирования и модернизации промышленной структуры регионов. Средства, вырученные от размещения муниципальных облигаций, могут быть использованы для поддержки частных инвестиционных проектов на основе долевого участия.

В качестве региональных источников финансовых ресурсов могут быть использованы и такие редко используемые либо неиспользуемые вовсе источники как: омертвленный капитал на предприятиях (производственные фонды и площади); земельные участки непригодные для сельскохозяйственного использования; акции региональных предприятий, находящиеся в собственности государства; расширение сферы услуг на основе малоэффективно используемой собственности.

Что касается северных регионов, то Север, являясь зоной стратегических интересов  России, занимает совершенно особое место в экономике страны, что обусловлено, прежде всего, его уникальным природно-ресурсным потенциалом, важным геополитическим и географическим положением. В условиях плановой экономики, когда главной целью освоения Севера было получение минерально-сырьевой продукции любой ценой, из госбюджета финансировались любые затраты, даже не очень эффективные. Переход к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования, болезненно отразился на социально- экономической ситуации в северных районах. Обстановка, сложившаяся в районах Севера и масштабный характер проблем требуют активного воздействия государства на процессы, протекающие здесь для наиболее полного использования потенциала рыночных механизмов в преодолении кризиса и обеспечения устойчивого экономического роста.

Информация о работе Инвестиционный потенциал ХМАО-Югры