Инвестиционный потенциал ХМАО-Югры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении направлений совершенствования инвестиционного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В соответствии с целью комплексной разработки темы, основные задачи сводятся к тому, чтобы:
-Рассмотреть содержание инвестиционного процесса, его этапы, состав участников инвестиционной деятельности;
-Изучить источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах;
-Дать оценку инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этапа инвестиционного процесса;
- Охарактеризовать финансовое обеспечение инвестиционного процесса;
- Определить направления совершенствования инвестиционного процесса в ХМАО-Югре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Содержание инвестиционного процесса, его этапы.................................... 7
1.2.Инвестиционный процесс и состав участников инвестиционной деятельности………………………………………………………………………..14
1.3.Источники финансирования инвестиционной деятельности в регионах......27
ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА
2.1.Оценка инвестиционной привлекательности ХМАО-Югра как этап инвестиционного процесса...................................................................................41
2.2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса ...............................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….61

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

Долгосрочная стратегия развития северных территорий предполагает решение  двух основные задач: определение инвестиционной стратегии развития территории Севера и источников инвестиционных ресурсов в соответствии с выбранной стратегией. В свою очередь разработка инвестиционной стратегии должна включать в себя: формирование стратегических целей инвестиционного развития; определение задач и механизмов инвестиционной политики; выбор инструментов управления; оценку результативности и корректировку исходных стратегических целей. Для решения этих задач нужна не только продуманная инвестиционная политика, сочетающая чисто рыночные механизмы и меры государственного воздействия, но и формирование современной транспортной, коммуникационной, энергетической инфраструктуры. В России на сегодняшний день практически отсутствует федеральная инвестиционная политика, в результате чего основная нагрузка по ее реализации ложится на регионы.

Мобилизацию денежных средств  для производственного инвестирования может обеспечить использование такого финансового инструмента, как облигации субъектов Российской Федерации и местных органов власти, обладающие всеми льготами государственных ценных бумаг и характеризующиеся повышенной надежностью. Размещение облигационных займов позволяет региональным властям решить ряд важнейших задач как долгосрочного, так и оперативного характера. Так, в мировой практике широкое распространение получил выпуск муниципальных облигаций «под доход от промышленного проекта» (industrial revenue bonds), мобилизующих средства под строительство производственных объектов с их последующей продажей или сдачей в аренду частным корпорациям. Перспективным является использование администрациями средств, вырученных от размещения облигаций, для поддержки частных инвестиционных проектов на основе долевого участия.

Одним из источников финансирования инвестиционных проектов на российском Севере может быть траст-фонд природных  ресурсов, который является действенным  инструментом улучшения инвестиционного климата на Зарубежном Севере. Этот фонд формируется за счет отчислений от доходов предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы. Финансовые ресурсы траст-фонда инвестируются в финансовые активы, недвижимость, высокоприбыльные и быстроокупаемые проекты, а часть дохода от инвестирования используется для инвестиций в проекты освоения.

Вывод: таким образом, инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней. В рыночной экономике он осуществляется посредством инвестиционного рынка. Инвестиционный рынок может рассматриваться, с одной стороны, как рынок инвестиционного капитала, размещаемого инвесторами, а с другой стороны, как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов.

Региональная инвестиционная политика должна быть направлена на создание совместными  усилиями федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления благоприятного инвестиционного  климата с целью привлечения зарубежных и отечественных инвестиций для структурной перестройки экономики, создания условий для укрепления собственной экономической базы и повышения качества жизни населения.

инвестиционный потенциал региона  — это совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных социально-экономической политикой региона.

Обобщая различные точки зрения, считаем, что инвестиционный потенциал складывается из следующих частных потенциалов:

1) ресурсно-сырьевого (средневзвешанная обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов);

2) трудового (трудовые ресурсы  и их образовательный уровень); 
3) производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе); 
4) инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса региона);

5) институционального (степень развития  ведущих институтов рыночной  экономики); 
6) инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

7) финансового (объем налоговой  базы и прибыльность предприятий  региона); 
8) потребительского (совокупная покупательная способность населения региона). 
Инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется посредством формируемых ими инвестиционных ресурсов. В рыночной экономике источники формирования инвестиционных ресурсов весьма многообразны. При их анализе следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций относят все источники, связанные с национальными сбережениями, а к внешним - иностранные источники. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования выступают собственные средства предприятий (прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия), а внешними - привлеченные и заемные средства (государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг, и др.).

Использование инструментов, обозначенных в первой главе исследования, на наш взгляд, позволяет не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, направленную как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и финансового потенциала округа.

Таким образом, можно утверждать, что  инвестиционный процесс представляет собой специфичный для определенной инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения  управляемого инвестиционного дохода посредством инвестирования. Последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности образует понятие инвестиционного процесса.

Источники финансирования инвестиций - это денежные средства, которые  могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов.

 

 

ГЛАВА 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО  ПРОЦЕССА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА

2.1.Оценка инвестиционной привлекательности  ХМАО-Югра как этап инвестиционного  процесса

Безусловно, тема инвестиций в экономику региона, очень актуальна как для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, так и для России в целом. ХМАО-Югра: Площадь - 534,8 тыс. кв. км (равна площади Украины). Трудоспособное население - 867,8 тыс. человек (61,9% от общей численности). На территории открыто 395 нефтяных и газонефтяных месторождений с запасами около 20 млрд. тонн. В разработке - более 180 месторождений.

Ханты-Мансийский автономный округ  является одним из лидеров по привлечению  прямых инвестиций в основной капитал.      

Югра на протяжении многих лет входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным климатом.    

Рейтинговые агентства Moody’s и Standard & Poor’s  провели аналитические исследования и высоко оценили кредитное качество Югры.     

Кредитный рейтинг по национальной российской шкале находится на максимально  возможном уровне для субъектов  РФ – «ruААА» - что означает очень  высокую способность эмитента (Правительство  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских эмитентов.

В марте 2012 г. Рейтинговая служба Standard & Poor's повысила  долгосрочный кредитный рейтинг эмитента Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с «BBB-» до «ВВВ». Прогноз изменения рейтингов –  «Стабильный».

Именно этот фактор в большой  степени делает этот не самый климатически благоприятный регион России одним  из наиболее динамично развивающихся  округов.

По данным Минрегионразвития, Югра с показателем 153,3 занимает третье место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ. На втором месте – Тюменская область, на первом – Краснодарский край. Если обратиться к данным первого полугодия 2010 года, то Югра занимала лишь пятую позицию. То есть регион поднялся на две позиции. Важно то, что уже по сравнению с 2010 годом с 5-го места переместились на 3-е. А это значит, что правительством Югры выбран правильный курс на формирование инвестиционной привлекательности.

ХМАО - Югра – это крупнейший в  России нефтедобывающий регион. В соответствии с Энергетической стратегией России до 2030г. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра сохранит за собой статус главного нефтедобывающего региона России. В настоящее время основные месторождения региона находятся в стадии падения добычи. В связи с этим в регионе востребованными видами бизнеса являются те, которые предлагают услуги в сфере нефтегазосервиса, основанные на новых технологиях и обеспечивающие повышение нефтеотдачи пластов. В связи с ростом мировой экономики и особенно экономики Юго-Восточной и Южной Азии на мировом рынке прогнозируется устойчивый рост спроса на нефть, что обеспечит округу стабильный сбыт продукции нефтегазового комплекса и финансовую основу решения социально-экономических задач.

Базовой отраслью региональной экономики является нефтедобыча. Из недр Югры в 2012 году извлечено 71,4% российской нефти. В мировом масштабе доля добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре составляет около 7%. Добыча нефти в ХМАО - Югре снижается практически по всем нефтяным компаниям, за исключением ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Роснефть», которые ввели в разработку Приобское месторождение.

Основные объемы добычи нефти (95%) по итогам 2012 г. в ХМАО обеспечили 7 вертикально - интегрированных нефтяных компаний: ОАО «НК «Роснефть» (66,7млн. т), ОАО «Сургутнефтегаз» (55,3 млн. т), ОАО «ЛУКОЙЛ» (48,1 млн. т), ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (40,4 млн. т), ОАО «Славнефть» (18,1 млн. т),

ОАО «Газпром нефть» (13,2 млн. т) и ОАО  «Русснефть» (6,9 млн. т). Независимые  недропользователи извлекли из недр ХМАО - Югры по итогам 2011 г. 13,4 млн. т (5%) нефти.

Электроэнергетика является важнейшей  отраслью хозяйственного комплекса  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Основную долю выработки электроэнергии на территории автономного округа обеспечивают крупнейшие электростанции общегосударственного масштаба: Сургутская ГРЭС-1, Сургутская ГРЭС-2 и Нижневартовская ГРЭС общей установленной мощностью 9680 МВт. Объём выработки электоэнергии в регионе за 2012 год составил 70,7 млрд. киловатт-часов.

Существующие рейтинги Ханты-Мансийского автономного округа уже учитывают риски, связанные с постоянно изменяющимся налоговым и бюджетным законодательством, и особую подверженность округа риску дальнейшего перераспределения налога на добычу полезных ископаемых. Реакция руководства округа и меры по поддержанию финансовой дисциплины будут играть ключевую роль в поддержании кредитоспособности. Растущая экономика региона и его относительно высокое благосостояние, низкий уровень долга и стабильные финансовые показатели продолжают оказывать положительное влияние на уровень рейтингов.

Если традиционно высокий  потенциал Ханты-Мансийского автономного  округа в прошлые годы сочетался  с высоким уровнем риска, то благодаря  проделанной большой работе в  округе по формированию правовых основ поддержки инвестиционной деятельности, продуманной политике инвестирования бюджетных средств в наиболее динамичные отрасли экономики, существенно снизился уровень инвестиционного риска.

Основу инвестиционной привлекательности  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образуют природные ресурсы. По обеспеченности природными ресурсами (ресурсы нефти, лесные ресурсы, ресурсы минерального сырья) автономный округ является одним из лидеров в стране. Именно наличие природных ресурсов определило размещение и развитие производительных сил на территории региона.

ХМАО - Югра – это крупнейший в  России нефтедобывающий регион. В  соответствии с Энергетической стратегией России до 2030г. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра сохранит за собой статус главного нефтедобывающего региона России.

В настоящее время основные месторождения  региона находятся в стадии падения  добычи. В связи с этим в регионе  востребованными видами бизнеса  являются те, которые предлагают услуги в сфере нефтегазосервиса, основанные на новых технологиях и обеспечивающие повышение нефтеотдачи пластов.  
В связи с ростом мировой экономики и особенно экономики Юго-Восточной и Южной Азии на мировом рынке прогнозируется устойчивый рост спроса на  нефть, что обеспечит округу стабильный сбыт продукции нефтегазового комплекса и финансовую основу решения социально-экономических задач.  
Крупномасштабное освоение месторождений полезных ископаемых Приполярного Урала может начаться после завершения строительства железной дороги Полуночное - Обская.

Наличие качественных трудовых ресурсов является важнейшим фактором привлечения  новых бизнесов в регион и, соответственно, обеспечения экономического роста.

Анализ динамики и достигнутого уровня показателей в ХМАО - Югре, по которым производится оценка качества трудовых ресурсов, позволяют сделать вывод о высоком качестве трудовых ресурсов региона. Так, в 2012г. удельный вес занятого населения автономного округа с высшим образованием составил 29,4% (УФО – 25,6%, РФ – 28,7%), со средним профессиональным образованием – 27,2% (УФО – 29,6%, РФ – 27,1%). Для северного ресурсного региона это достаточно высокие показатели.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра обладает необходимыми предпосылками  для эффективного использования  транзитного потенциала. На территории ХМАО-Югры  пересекаются широтные и меридиональные коридоры. Через автономный округ проходят два транспортных коридора федерального значения: «Сибирский коридор» и «Северный маршрут». «Сибирский коридор» (Тюмень - Тобольск – Сургут – Ноябрьск - Новый Уренгой - Надым - Салехард) обеспечивает меридиональные связи  округа с Ямало-Ненецким автономным округом  и югом Тюменской области, а также связь между глобальными транспортными коммуникациями - Северным морским путем и Транссибом. Транзитное значение «Сибирского коридора» особенно возрастает в связи с активизацией освоения нефтегазовых месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий Карского моря. В перспективе, со строительством железной дороги Полуночное-Обская, роль меридиональных маршрутов будет возрастать.

Информация о работе Инвестиционный потенциал ХМАО-Югры