Лекции по «Организация и финансирование инвестиций».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:45, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Необходимость и предпосылки Тема 2. Роль финансовых рынков в операциях инвестиционного характера
инновационной деятельности в России
Тема 3. Проблемы и основы управления инвестициями в Российской Федерации
Тема 4. Структура инвестиционного рынка
Тема 5. Финансовое обеспечение инвестиций
Тема 6. Анализ инвестиционной деятельности
Тема 7. Особенности портфельного инвестирования
Тема 8. Общая характеристика ценных бумаг как основных инструментов инвестиционного рынка
Тема 9. Акции на рынке ценных бумаг
Тема 10. Долговые ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке
Тема 11. Вексель на фондовом рынке как долговое обязательство

Файлы: 1 файл

лекции ОиФИ.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)


Курс лекций по дисциплине

«Организация и финансирование инвестиций».

 

 

Тема 1. Необходимость и предпосылки  инновационной деятельности в России

1. Сущность и особенности инноваций  в современных условиях

Прежде чем приступить непосредственно к изучению основ, способов, организации, управления инвестиционной деятельности в РФ, необходимо рассмотреть проблему нововведений или инноваций в сфере экономического развития предприятий.

От правильного освоения и осмысления инновационной деятельности во многом зависит правильность решений инновационного характера.

Термины «инновации» и «инвестиции» тесно взаимосвязаны, но не равнозначны.

В последнее время  создаются новые организационные  структуры в качестве венчурных фирм, финансово-промышленных групп, что говорит о наличии в сфере инвестиционной деятельности инновационных процессов, протекающих в ходе осуществления той или иной деятельности.

По признаку содержания различают:

- технические;

- экономические;

- организационные;

- управленческие и  т.д. инновации.

Толкование зарубежных ученых Мончева, Хартмана сводятся к выводу, что специфическое содержание инноваций составляют изменения, следовательно, главной функцией инновации является функция изменения.

Например, австрийские  ученые выделяют 5 типичных изменений

  1. использование новой техники, технологий;
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменение организации и материально-технического обеспечения производства
  5. появление новых рынков сбыта и т.д.

Таким образом, понятие инновация – изменения с целью изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, услуг и т.д.

Создатели инноваций, которых  называют новаторами при разработке новшеств руководствуются такими критериями как:

  1. жизненный цикл изделий;
  2. экономическая эффективность инноваций.

Следует различать научно-технические  разработки (НТР) и научно-технические  исследования (НТИ). НТР являются приложением новых знаний с целью их практического применения. НТИ же – материализация новых идей (знаний) с целью их коммерческой реализации.

Основные свойства инноваций:

  1. Научно-техническая новизна;
  2. Практическая (производственная) применимость;
  3. Коммерческая реализуемость.

Понятия новшество, новация, нововведения часто отождествляют, хотя они имеют некоторые различия.

Новшество- новый порядок, метод, способ

Нововведение означает, что новшество уже используется

А с момента  принятия к исполнению или распространению  новшество становится инновацией.

Распространение нововведений, как и их создание является составной  частью инновационного процесса.

При этом различают следующие  виды инновационных процессов:

  1. простой внутриорганизационный предполагает создание и использование новшеств внутри одной и той же организации. При этом новшество не принимает товарной формы;
  2. простой межорганизационный. Новшество выступает как предмет купли-продажи;
  3. Расширенный инновационный.  Проявляется в создании новых производителей новшеств, что способствует через конкуренцию расширению потребительских свойств товара.

В инновационной деятельности хозяйствующими субъектами выступают:

  • производитель (создатель),
  • пользователь (потребитель).

Если новшество –  технологический процесс, то производитель  и потребитель выступают в одном лице (хозяйствующий субъект).

Простой инвестиционный процесс переходит в товары за 2 фазы:

  1. Распространение инноваций, т.е. это информационный процесс, форма и скорость которых зависят от мощности коммуникационных каналов, а также особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами.
  2. Диффузия инноваций – процесс, посредством которого новшество передается между членами социальной системы во времени, т.е. распространение уже однажды освоенной и использованной  инновации, но в новых местах применения.

В результате может увеличиться  как число производителей, так  и потребителей.

При этом скорость диффузии зависит от:

  1. формы и характера принимаемых решений,
  2. способа передачи информации и т.д.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие  группы:

  1. Новаторы – генераторы НТИ, к которым относятся индивидуальные изобретатели, исследовательские организации, которые заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений
  2. Ранние реципиенты – предприниматели, которые первые освоили новшества. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения товара на рынок («пионерские организации»)
  3. Раннее большинство – фирмы, первые внедрившие новшества в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль
  4. Отстающие фирмы – те, которые запаздывают с новшествами, это приводит к выпуску морально устаревших изделий.

Для быстрого распространения  инновации необходимо хорошо развитая инфраструктура, в которой инновационный  процесс выглядит следующим образом:

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ → ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ → РАЗРАБОТКА → ПРОЕКТИРОВАНИЕ → СТРОИТЕЛЬСТВО → ОСВОЕНИЕ → ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО → МАРКЕТИНГ → СБЫТ.

Особенность: для анализа данной модели необходимо абстрагироваться от факторов обратной связи между ее различными элементами, т.е. например учесть длительность  цикла между фундаментальными исследованиями и освоением (который может продолжаться более 10 лет), а также относительную длительность каждой из фаз: ФИ-ПИ; ПР-С и т.д.

2. Классификация инноваций

    1. в зависимости от технологических параметров:
  1. продуктовое – т.е. применение новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих,
  1. процессные – новые методы организации производства (новые технологии);
    1. по типу новизны для рынка:
  1. новое для отрасли в мире,
  2. новое для отрасли в стране,
  3. новое для конкретного предприятия;
    1. по месту в системе предприятия или фирмы:
  1. инновации на входе предприятий - изменения в выборе или использовании сырья, материалов, оборудования,
  2. инновации на выходе предприятий – конкретные изделия,
  3. инновации системной структуры предприятия (управленческой, технологической, производственной структуры);
    1. в зависимости от глубины вносимых изменений:
  1. радикальные,
  2. улучшающие,
  3. модификационные;
    1. с учетом сфер деятельности предприятий:
  1. технологическое,
  2. производственное,
  3. социальное,
  4. в области управления,
  5. экологические;

А.И. Пригожин дал полную классификацию инноваций и выделил в дополнение к указанным:

    1. по преемственности:
  1. замещающие,
  1. отменяющие,
  2. возвратные,
  3. отзывные и др.;
    1. по стимулу появления:
  1. инновации, вызванные развитием НТП,
  2. инновации, вызванные потребностями производства;
    1. по охвату ожидаемой доли:
  1. локальные,
  2. системные,
  3. стратегические;
    1. по инновационному потенциалу:
  1. комбинированные,
  2. совершенствующие.

(Дополнительно посмотреть  классификацию инноваций Уткин  Э.А. «Финансовый менеджмент», «Антикризисное управление предприятия».)

3. Характеристика научных организаций,  занимающихся инновационной деятельностью

К таким организациям относятся структурные единицы, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками

Для научных организаций исследования – основной вид деятельности.

В России существует классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций

1 сектор – государственный. Его составляют:

  • организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворяющие потребности общества;
  • оборона;
  • здравоохранение;
  • бесприбыльные некоммерческие организации (полностью финансируются государством и не ставят своей целью получение прибыли, поскольку в первую очередь обслуживают правительство и в основном занимаются исследованием административных, общественных функций и т.д.).

2 сектор – предпринимательский:

  • все предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции и услуг в целях дальнейшей продажи;
  • частные бесприбыльные некоммерческие организации, которые занимаются обслуживанием указанных хозяйствующих субъектов.

3 сектор – высшее образование:

  • университеты;
  • другие вузы, независимо от источников финансирования и правового статуса;
  • НИИ;
  • экспериментальные станции;
  • клиники, находящиеся под руководством вузов;
  • организации, обслуживающие высшее образование.

4 сектор – частные бесприбыльные некоммерческие организации:

  • профсоюзы;
  • ассоциации;
  • благотворительные фонды. Кроме фондов, которые более чем на 50% финансируются государством.

5 сектор – малое предпринимательство.

Им принадлежит особая роль, поскольку небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать новые идеи.

Малый бизнес начал формирование в начале 60-х гг. И тогда мелкие фирмы в США основывались вблизи университетских центров (Например: вблизи Стэнфордского университета было более 3000 фирм, которые специализировались на разработке 1 или 2 видов изделий).

4. Новые организационные структуры  инвестиционного рынка

Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый или венчурный бизнес.

Венчурный бизнес – представлен  несколькими самостоятельными фирмами, которые специализируются на исследованиях разработках, внедрении новой продукции.

Особенность венчурных  фирм – они не прибыльны, поскольку  не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам.

Венчурные фирмы могут  быть дочерними и больших крупных  фирм.

Для их создания необходимы следующие компоненты:

  • идея инновации,
  • общественная потребность в том или ином нововведении,
  • рисковый капитал для финансирования,

Венчурное финансирование может осуществляться в 2 формах:

  • путем приобретения акций новой фирмы, либо предоставлением кредитов различного вида,
  • предоставление кредита с правом конверсии в акции.

Таким образом, венчурный капитал – представляет собой вложение средств не только крупных специальных компаний, но и государства, отдельных банков, страховых компаний в сферы с повышенным риском.

В отличие от других форм финансирования данная форма обладает рядом специфических особенностей:

  • долевое участие инвестора в компании либо в прямой, либо в опосредованной форме,
  • предоставление ссуд на длительный срок,
  • активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

Основные виды венчурного капитала:

  1. рисковый бизнес,
  2. внутренние рисковые проекты крупных предприятий.

Информация о работе Лекции по «Организация и финансирование инвестиций».