Лекции по «Организация и финансирование инвестиций».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:45, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Необходимость и предпосылки Тема 2. Роль финансовых рынков в операциях инвестиционного характера
инновационной деятельности в России
Тема 3. Проблемы и основы управления инвестициями в Российской Федерации
Тема 4. Структура инвестиционного рынка
Тема 5. Финансовое обеспечение инвестиций
Тема 6. Анализ инвестиционной деятельности
Тема 7. Особенности портфельного инвестирования
Тема 8. Общая характеристика ценных бумаг как основных инструментов инвестиционного рынка
Тема 9. Акции на рынке ценных бумаг
Тема 10. Долговые ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке
Тема 11. Вексель на фондовом рынке как долговое обязательство

Файлы: 1 файл

лекции ОиФИ.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Именная ценная бумага – ценная бумага, имя владельца которой зафиксировано на бланке ценной бумаги или же в реестре собственников, который ведется как в документарной, так и электронной форме.

Данные ценные бумаги подлежат обязательной регистрации.

Предъявительская  ценная бумага - ценная бумага, имя владельца которой не зафиксировано, обязательной регистрации не подлежит.

Ордерная  ценная бумага – сочетание именной и предъявительской.

5. Классификационные признаки ценой  бумаги

Ценные бумаги делят на два класса:

  1. основные;
  2. производные.

В свою очередь основные подразделяют на 2-е подгруппы:

    1. первичные, т.е. основаны на активах в число которых не входят сами ценные бумаги (например, акции, облигации, векселя, закладные ценные бумаги и др.);
    2. вторичные, т.е. ценные бумаги, выпускаемые на базе первичных (права на куплю-продажу какого-либо актива: опцион, варрант, депозитарная расписка).

Вторичные ценные бумаги могут быть подгруппой основных или рассматриваться как самостоятельный класс производных ценных бумаг.

Производные ценные бумаги – бездокументарная форма выражения имущественного права, возникающего в связи с изменением цены биржевого актива, лежащего в основе данной ценной бумаги, т.е. это ценная бумага на какой-либо ценовой актив (например, на цены товаров, на цены основных ценных бумаг, акции, облигации) – фьючерсные, форвардные контракты.

Виды ценных бумаг с экономической точки  зрения:

Акция – единичный вклад в уставной капитал фирмы с вытекающими из этого правами.

Облигация – единичное долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определенного дохода.

Банковский  сертификат – свободно обращающееся свидетельство о депозитном вкладе в банк с обязательствами банка выплаты данного вклада и процентов по нему в установленный срок.

Вексель – письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируется законодательством (вексельным правом).

Чек – письменное поручение чекодателя банку уплатить чекодержателю указанную в нем сумму.

Коносамент – контракт стандартной (международной) формы на перевозку груза.

Варрант – документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе или документ, дающий право владельцу (преимущественное право) на покупку акций или облигаций какой-либо компании по установленной цене.

Опцион – договор между двумя сторонами на куплю-продажу какого-либо актива с уплатой за это право премии.

Фьючерсный  контракт – стандартный биржевой договор купли-продажи актива в будущем, но по цене, установленной в момент заключения договора.

Форвардный  контракт – обратный фьючерсу, но внебиржевой.

Кроме того, различают  срочные ценные бумаги, которые имеют  установленный срок выпуска и погашения:

  • краткосрочные (до 1 года);
  • среднесрочные (1-5 лет);
  • долгосрочные (свыше 5 лет);
  • бессрочные (срок не регламентирован и не указывается при выпуске).

Инвестиционные ценные бумаги являются конкретным объектом для вложения капитала.

 

Тема 9. Акции на рынке ценных бумаг

1. Понятие акций с точки зрения привлекательности для инвестора

В законе «О рынке ценных бумаг» №128-ФЗ говорится, что акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение части дохода акционерного общества в виде дивидендов, а также право на участие в управлении фирмой, а также на часть имущества после его ликвидации.

Держателей акций подразделяют на следующие группы:

  1. физические;
  2. институциональные;
  3. корпоративные.

Преобладающее число инвесторов –  индивидуальные, которые получили акции  при приватизации государственных предприятий.

Чем привлекают акции инвесторов?

  • право на доход в виде дивидендов;
  • прирост капитала, связанный с ростом цены на акции (в России основной мотив приобретения акций);
  • дополнительные льготы (скидка на приобретение продукции);
  • право на владение информацией акционерного общества, на часть имущества после его ликвидации, на управление предприятием.

2. Основные свойства и реквизиты

Основные свойства акций:

  1. Акция – титул собственности (право на собственность), т.е. ее владелец выступает совладельцем акционерного общества;
  2. Не имеет срока существования, поскольку права держателя сохраняются до тех пор, пока существует акционерное общество;
  3. Для акции характерна ограниченная ответственность, т.е. акционер не отвечает по обязательствам общества и при банкротстве инвестор не потеряет больше, чем вложил;
  4. Акции могут расщепляться и консолидироваться. В 1-м случае ее номинальная стоимость уменьшается, во втором – увеличивается;
  5. Неделимость, т.е. совместное владение акциями никак не связано с делением прав между акционерами и они выступают как одно лицо.

Акция должна обладать реквизитами:

  1. фирменное наименование АО;
  2. название ценной бумаги (акция);
  3. порядковый номер;
  4. дата выпуска;
  5. вид (простая, привилегированная, именная, на предъявителя);
  6. номинальная стоимость;
  7. размер уставного капитала;
  8. имя держателя (для именной);
  9. количество выпускаемых акций;
  10. срок выплаты дивидендов;
  11. подпись председателя правления;
  12. печать предприятия-эмитента акций.

3. Классификация акций по различным  параметрам

    1. В зависимости от порядка владения:
      1. именные;
      2. на предъявителя.

Согласно Федеральному закону «Об  акционерных обществах» № 208-ФЗ разрешалось выпускать только именные акции, а закон «О рынке ценных бумаг» уже разрешает выпуск акций «на предъявителя».

При этом в ОАО акции могут продаваться владельцам без согласия других акционеров.

В ЗАО при реализации акций необходимо учитывать, что его акционеры  имеют преимущественное право приобретения акций, а срок реализации право должен быть не меньше 30 дней, но и не больше 60 дней.

    1. По размещению:
  1. размещенные, т.е. акции уже приобретенные акционерами;
  1. объявленные – акции, которые могут выпускаться дополнительно.
    1. В зависимости от объема прав:
  2. обыкновенные;
  3. привилегированные:
    1. кумулятивные – невыплаченные дивиденд накапливается и выплачивается в последствии в полной сумме;
    2. отзывные, т.е. могут быть погашены в отличие от других, которые не гасят на протяжении всего срока существования АО;
    3. конвертируемые, т.е. при выпуске таких акций должны быть определены условия конвертации, а также установлен период конвертации, пропорциональность и курс обмена на обыкновенные акции.

Период обмена должен быть не менее 3 лет.

    1. гарантированные – их выпускают дочерние предприятия и дивиденд по ним гарантируется репутацией вышестоящей организации.
  1. золотая акция. О выпуске этой акции принимает решение Правительство Российской Федерации, и она предоставляет ее владельцу на срок до 3 лет право «вето» при решении вопросов о:
      • реорганизации АО;
      • ликвидации предприятия или имущества;
      • о передаче имущества в аренду, залог и т.д.

Необходимо учитывать, что любое  решение, принимаемое в отсутствие «золотой акции» не действительно.

4. Дивидендная политика

Дивиденд – доход, получаемый акционером за счет чистой прибыли текущего года акционерного общества, который перераспределяется между держателями акций в виде определенной доли от их номинальной стоимости.

Акционерное общество вправе по своему усмотрению решать вопрос о выплате  дивидендов, т.е. закон не обязывает  их это делать.

На выплату дивидендов может  быть израсходована только та часть чистой прибыли, которая устанавливается советом директоров (т.е. остается после всех обязательных отчислений).

5. Стоимостная оценка и доходность  акций

Существуют следующие  виды оценок:

  • Номинальная стоимость – цена, указанная на лицевой стороне (нарицательная стоимость) и такая цена является базой для определения последующих стоимостных оценок.
  • Эмиссионная стоимость – цена акции, по которой приобретает ее первый держатель и которая едина для всех покупателей. Такая цена может быть равной номиналу или превышать его.
  • Рыночная (курсовая цена) – цена, по которой акция покупается и продается на вторичном рынке. Она устанавливается, как правило, на торгах на фондовой бирже и отражает действительную цену акций.
  • Кроме того, на фондовой бирже устанавливается биржевой индекс, т.е. показатель, отражающий среднюю цену акций и других ценных бумаг по определенной совокупности компаний. Он позволяет инвесторам, вкладывающим деньги в ценные бумаги оценить состояние фондового рынка и надежность собственных активов.

Доходными считаются  такие вложения в акции, которые  способны обеспечить доход выше среднерыночного.

При этом основной составляющей дохода являются дивиденды и рост курсовой стоимости ценных бумаг, а определяется доход как разница между ценой покупки и ценой продажи акций.

 

Тема 10. Долговые ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке

1. Облигации, их общая характеристика

Облигация – ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком).

Российское законодательство определяет облигацию как «эмиссию ценных бумаг», закрепляющую право ее держателя  на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированных в ней процентов.

Следовательно, на эмитента возлагается ответственность:

  1. обязательство вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, указанную на титуле (на лицевой стороне облигации);
  2. обязательство выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процентов от номинальной стоимости.

При выпуске облигаций соблюдаются  следующие условия:

  1. номинальная стоимость выпускаемых облигаций не должно превышать уставного капитала;
  2. выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала.

2. Классификационные признаки облигаций

    1. В зависимости от эмитента:
      1. государственные;
      2. муниципальные;
      3. корпоративные;
      4. иностранные;
    2. В зависимости от сроков, на которые выпускается займ:
      1. облигации с некоторой оговоренной датой погашения:
        1. краткосрочные;
        2. среднесрочные;
        3. долгосрочные;
      2. без фиксированного срока погашения:
        1. бессрочные (непогашаемые);
        2. отзывные (могут отзываться до срока);
        3. продлеваемые;
        4. отсроченные;
    3. В зависимости от порядка владения:
      1. именные;
      2. на предъявителя;
    4. По целям облигационного займа:
      1. обычные, т.е. для привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
      2. целевые, т.е. средства от продажи которых направляются на финансирование конкретных мероприятий;
    5. По способу размещения:
      1. свободно размещаемые;
      2. займы, предполагающие принудительный порядок размещения (государственные облигации);
    6. В зависимости от формы, в которой размещается займ:
      1. возмещаемая в денежной форме;
      2. натуральные;
    7. По методу погашения номинала:
      1. разовым платежом;
      2. с распределенным по времени погашением;
      3. с последовательным погашением;
    8. В зависимости от того, какие выплаты проводятся эмитентом по облигационному займу:
      1. облигации, по которым производится только выплата процентов, а капитал не возвращается. Точнее эмитент указывает на возможность их выкупа, не связывая себя конкретным сроком;
      2. облигации бессрочного займа, по которым возвращается капитал, но не выплачиваются проценты (облигация с нулевым купоном);
      3. облигации, по которым процент не выплачивается до момента погашения облигации, а при погашении инвестор получает номинальную стоимость облигации и совокупный доход. Периодичность выплаты доходов по облигациям производится по купонам.

Информация о работе Лекции по «Организация и финансирование инвестиций».