Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

При этом следует отметить, что на уровне республики эта тематика является недостаточно исследованной. Отсутствуют не только серьезные монографические работы, посвященные исследованию проблем инвестиционных процессов в РСО-А и их правовой регламентации, но и весьма мало эти вопросы освещаются в периодике.
Цель представлена рядом задач:
Дать понятие и выявить сущность инвестиций и инвестиционной деятельности.
Рассмотреть формы и методы правового регулирования инвестиционной деятельности в РСО-А.
Дать характеристику основным формам поддержки инвесторов в РСО-А.
Выявить основные направления инвестиционной политики РСО-Алания.
Дать общую оценку инвестиционному климату в РСО-Алания в современных условиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое содержание инвестиций и инвестиционной деятельности ………………………………………………………………….….5
1.1. Проблемы легальной формулировки инвестиций…………………….…5
1.2. Правовое содержание инвестиционной деятельности………………....12
1.3. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности………………..…17
Глава 2. Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в субъекте Федерации………………………………………………………....30
2.1. Правовое обеспечение инвестиционного процесса в субъекте Федерации. ……..30
2.2. Формы и методы правового регулирования и государственной поддержки инвестиционной деятельности в субъекте Федерации……………………..…43
2.3. Роль налогового стимулирования в инвестиционной политике субъекта Федерации…..58
Глава 3. Инвестиционная политика и инвестиционный климат в субъекте Федерациив условиях мирового кризиса…………………………………………..….…67
Заключение……………………………………………….………...…………...76
Список литературы……………………………………………………....…….79

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъекте Федерации.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

              К категории коллективных инвесторов  следует отнести следующих субъектов:

- коммерческие банки;

- управляющие компании  инвестиционных фондов;

- акционерные инвестиционные  фонды;

- негосударственные пенсионные  фонды;

- доверительные управляющие (ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг).

                В зависимости от предмета  деятельности, среди коллективных  инвесторов можно выделить две группы:

1)   Коллективные  инвесторы, осуществляющие, кроме  инвестиционной, еще и иные виды  деятельности - универсальные коллективные инвесторы. К категории универсальных инвесторов следует отнести коммерческие банки, профессиональных участников рынка ценных бумаг - брокеров и управляющих.

2) Коллективные инвесторы,  не осуществляющие иных, кроме  инвестиционной, видов деятельности - специализированные коллективные инвесторы. К ним относятся акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.

               Первые осуществляют свою деятельность  на основании общей, например банковской, лицензии, и инвестиционная деятельность не является для такого субъекта единственным источником прибыли.

                Для осуществления инвестиционной  деятельности в качестве специализированного коллективного инвестора необходимо наличие специальной лицензии (лицензии инвестиционного фонда и т.д.), и инвестиционная деятельность при этом является единственным источником прибыли.1

            При этом преимущества реализации  инвестиционного интереса через  коллективных инвесторов видятся в следующем:

- объединение инвестиций, полученных от множества инвесторов, позволяет принять участие в инвестировании на более выгодных условиях с экономической точки зрения и более защищенных - с юридической (возможность получения контрольного пакета акций, право на информацию о деятельности общества и т.д.);

- инвестиционную деятельность  осуществляют субъекты, обладающие  специальной правоспособностью, которые не вправе осуществлять иную деятельность, кроме прямо определенной лицензией;

- оценка инвестиционной привлекательности, равно как и защита уже осуществленных инвестиций, производится на профессиональном уровне;

- риск неисполнения  обязательств по инвестиционным  договорам, заключенным коллективным инвестором, принимает на себя последний.

            Таким образом, как видим, законодатель достаточно широко определяет круг  объектов и субъектов  инвестиционной деятельности, что представляется мало оправданным.

            В качестве объектов могут  выступать различные виды вновь  создаваемого и (или) модернизируемого имущества, причем не ограничивается форма собственности на них.  Однако перечень остается открытым, о чем свидетельствуют  слова «другие  объекты собственности», « различные виды имущества». Представляется более правильным установление на законодательном уровне определенных критериев отнесения имущества к объектам инвестиционной деятельности. Тем более что составление реестра объектов, разрешенных для инвестиций, задача неразрешимая и, прежде всего в связи с  появлением новых неизвестных ранее объектов для инвестирования. 1

               К числу субъектов  могут  относиться  не только собственно  инвесторы (субъекты гражданского  и предпринимательского права, направляющие свои средства в строительство и реконструкцию объектов недвижимости или в определенный вид (форму) предпринимательской деятельности), но и те субъекты, которые осваивают капитальные вложения или получают пользу в результате освоения капитальных вложений.

       Более  правильным будет отнесение к  числу инвесторов субъектов гражданского  и предпринимательского права, направляющие свои средства и имущество на возведение недвижимости или вид (форму) предпринимательской деятельности.

          На наш взгляд не совсем  правильно признавать в качестве  инвестора всех и любых субъектов  гражданского права, так или иначе соприкасающихся в своей деятельности с инвестированием.     Пользователи и потребители объектов инвестиционной деятельности не могут и не должны признаваться инвесторами по российскому гражданскому и предпринимательскому праву, поскольку их интересы носят совершенно иной характер по сравнению с интересами инвестора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РСО-Алания.

2.1.Правовое обеспечение инвестиционной  деятельности в РСО-Алания.

             Одним из инструментов  инвестиционной  политики регионов, направленной на улучшение  инвестиционного климата, выступает  законодательная деятельность, что имеет огромное значение для их социально-экономического развития и повышения их конкурентоспособности.

              Последнее  время акценты   в правовом регулировании   инвестиционной деятельности  переместились именно на региональный уровень. Это обусловлено  усилением  роли  субъектов  Федерации в экономической и правовой  сферах, острой потребностью регионов   в инвестиционных ресурсах и отсутствием  внятной  стратегии государства  по привлечению частных инвестиций  в отечественную экономику.

            При этом  перед субъектами стоят следующие первоочередные задачи:

    • устранение   законодательным путём  препятствий на пути частных инвесторов  к хозяйственной деятельности на территории региона;
    • создание  эффективного механизма предоставления  инвесторам на уровне  субъектов  Федерации льгот и привилегий;
    • защита интересов региона на внутреннем и внешнем  рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.1

               В РСО-Алания  инвестиционная  деятельность   осуществляется  по ряду основополагающим направлениям:

            вопросы социально – экономического развития республики- определение приоритетных отраслей хозяйства  и приоритетных предприятий ; разработка и принятие целевых инвестиционных программ  республики по созданию  импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности отельных отраслей отдельных объектов;

           организационные вопросы - порядок  регистрации предприятий с иностранными  инвестициями, лицензирование, создание специальных структур в органах государственной власти РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций;

             вопросы льгот  и привилегий - предоставление  гарантий прав  инвесторов; создание льготного режима  инвестиционной деятельности - предоставление льгот и освобождение  по налогам  и сборам   в части, зачисляемой в бюджет республики или в местный бюджет, предоставление  инвестиционных налоговых кредитов; вопросы  ускоренной  амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами;

           вопросы  бюджетного финансирования  и обеспечение инвестиционной  деятельности - прямое участие республики, муниципальных образовании в   финансировании  инвестиционных  проектов; предоставление  инвестиционных кредитов на льготных условиях  за счет средств бюджета республики и местных бюджетов; выпуск  региональных ценных бумаг; создание целевых  инвестиционных фондов; предоставление  государственных  гарантий   республики, муниципальных гарантий муниципальных образований по обеспечению исполнения  обязательств  инвесторами; создание залогового фонда республики;

              вопросы государственного контроля  и защиты  государственных интересов- осуществление государственного контроля над инвестиционной деятельностью ; создание  эффективного механизма  защиты  национальных интересов  и интересов республики от  неправомерных  действий инвесторов, связанных  со злоупотреблением  предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и деловой ограничительной  практикой; разработка  механизма компенсации возможных экологических потерь.1

           В последнее время в РСО-Алания  проделана немалая работа  по  этим направлениям  и по  развитию  нормативно-правовой базы инвестиционной  деятельности, совершенствованию инвестиционной политики, улучшению её привлекательности в глазах инвесторов. По словам некоторых авторов, реформирование инвестиционного процесса в республике началось в условиях нормативно  правового «вакуума». 1

       С целью   обеспечения более эффективной инвестиционной деятельности   были подготовлены и приняты ряд законопроектов:

-Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания»;

-Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2000 года

 № 8-РЗ «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания»;

-Закон Республики Северная Осетия-Алания «О технопарках в Республике Северная Осетия-Алания»;

-Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 августа 2002 года № 181 «О мерах государственной поддержки предприятий и организаций, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов»;

-Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 августа 2002 года № 180 «О конкурсном отборе инвестиционных проектов Республики Северная Осетия-Алания, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на поддержку предприятий» и др.

           Наибольшее значение среди них имеет принятый  в 2000 году   Закон «Об инвестиционной деятельности в РСО-Алания» (с последующими изменениями).  Этот закон был направлен на повышение инвестиционной активности в республике, формирование налоговых платежей, образование новых рабочих мест, обеспечение  защиты прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности и формирование здоровой конкурентной среды.

               В соответствии  с Законом инвестиционная  политика РСО-Алания строится  на принципах: 

           -  открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

           -  взаимной ответственности РСО-Алания и инвесторов.

            Закон регулирует отношения между  органами государственной власти  РСО-Алания  и инвесторами, осуществляющими  инвестиционную деятельность на территории РСО-Алания, и устанавливает формы государственной поддержки и стимулирования РСО-Алания  инвестиционной деятельности, а также порядок и условия их применения.

            Также закон  регламентирует  объекты инвестиционной деятельности, правой статус субъектов  инвестиционной деятельности, формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, государственные гарантии  прав инвесторов и  формы господдержки и защиты прав инвесторов, институт поручительства, а  также способы льготного налогообложения инвесторов. Однако, все это только дублирует положения, установленные ФЗ РФ « Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Ничего нового республиканский закон в этом плане не устанавливает, а в некоторых моментах он даже уступает федеральному закону. В нем нет  четкого механизма  реализации и экспертизы инвестиционных проектов.  Единственное, есть указание на то, что координацию инвестиционной деятельности в РСО-А осуществляет Правительство  РСО-А. Но республиканские правительственные акты по данным вопросам также недостаточно разработаны. Поэтому, думаем, что, что данный закон нуждается в доработке. По крайней мере, необходимы детализирующие правительственные акты.                   

  Также следует сказать о Постановлении Правительства от 30 августа 2002 г. N181 «О мерах государственной поддержки предприятий и организаций, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов»,которым устанавливаются порядок и  условия  возмещения части  затрат  на  уплату  процентов  по  кредитам,  полученным  предприятиями   и   организациями   Республики Северная Осетия-Алания в кредитных  учреждениях,  действующих  на территории  республики  ,  для  реализации инвестиционных проектов на срок до 3-х лет, а также о   Постановлении Правительства РСО-А  от 30 августа 2002 г. N 180 «О конкурсном отборе инвестиционных проектов Республики Северная Осетия Алания, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на поддержку предприятий». В указанных документах регулируются отношения, возникающие при конкурсном отборе инвестиционных   проектов   и   размещении   на   конкурсной    основе инвестиционных  ресурсов,  предусматриваемых  республиканским бюджетом для  финансирования  наиболее  эффективных   инвестиционных   проектов Республики Северная Осетия-Алания.

Информация о работе Правовое регулирование инвестиционной деятельности