Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

При этом следует отметить, что на уровне республики эта тематика является недостаточно исследованной. Отсутствуют не только серьезные монографические работы, посвященные исследованию проблем инвестиционных процессов в РСО-А и их правовой регламентации, но и весьма мало эти вопросы освещаются в периодике.
Цель представлена рядом задач:
Дать понятие и выявить сущность инвестиций и инвестиционной деятельности.
Рассмотреть формы и методы правового регулирования инвестиционной деятельности в РСО-А.
Дать характеристику основным формам поддержки инвесторов в РСО-А.
Выявить основные направления инвестиционной политики РСО-Алания.
Дать общую оценку инвестиционному климату в РСО-Алания в современных условиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое содержание инвестиций и инвестиционной деятельности ………………………………………………………………….….5
1.1. Проблемы легальной формулировки инвестиций…………………….…5
1.2. Правовое содержание инвестиционной деятельности………………....12
1.3. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности………………..…17
Глава 2. Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в субъекте Федерации………………………………………………………....30
2.1. Правовое обеспечение инвестиционного процесса в субъекте Федерации. ……..30
2.2. Формы и методы правового регулирования и государственной поддержки инвестиционной деятельности в субъекте Федерации……………………..…43
2.3. Роль налогового стимулирования в инвестиционной политике субъекта Федерации…..58
Глава 3. Инвестиционная политика и инвестиционный климат в субъекте Федерациив условиях мирового кризиса…………………………………………..….…67
Заключение……………………………………………….………...…………...76
Список литературы……………………………………………………....…….79

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъекте Федерации.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

             Основными целями конкурсного   отбора  инвестиционных  проектов являются   стимулирование   инвестиционной  активности  и  привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов  в  развитие  экономики Республики Северная Осетия-Алания. Также определяются   условия   рассмотрения   и прохождения  инвестиционных  проектов,  права и обязанности участников конкурса,  основные требования к конкурсной документации и  конкурсным предложениям   участников,   а   также   процедура  рассмотрения  этих предложений в Комиссии по инвестиционным  конкурсам  при  Министерстве экономики Республики Северная Осетия-Алания.

            

Помимо этого Парламентом  республики были приняты базовые  для развития  экономики республики документы, такие как  «Стратегия социально-экономического развития РСО-Алания до 2030 года» и «Программа экономического и социального развития РСО-Алания на 2008-2012годы». Их  главной стратегической целью является создание условий для реализации в республике приоритетных инвестиционных проектов в сфере промышленности, строительства и АПК.

        «Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года»( далее –Стратегия) является документом, определяющим долгосрочные цели и ориентиры развития республики, систему действий и инструментов решения стратегических задач. Стратегия Республики Северная Осетия-Алания направлена на обеспечение экономического развития региона и повышение уровня жизни населения с учетом требований государственной политики Российской Федерации. В нем подробно излагается состояние и тенденции социально-экономического развития республики, потенциал и конкурентоспособность республики, дается характеристика основных направлений социально-экономической политики республиканских властей, стратегические цели республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Документ призван обеспечить долговременное динамичное и эффективное развитие Северной Осетии, которое отвечает интересам населения и бизнеса республики. Реализация Стратегии должна внести вклад в решение приоритетных задач социально-экономического развития России, обеспечение стабильности в Северо-Кавказском регионе и безопасности южных рубежей Российской Федерации.1

Реализация Стратегии повысит промышленный, экономический  и туристический  статус Северной Осетии  среди республик Юга России, улучшит ее инвестиционную привлекательность, вследствие чего значительно увеличится республиканский бюджет и повысится качество жизни жителей республики.  

                  Также важным документом, определяющим  развитие Республики Северная  Осетия-Алания, является «Программа  экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2012 годы» (далее – Программа), одобренная постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 января 2008 года N3 и разработанная для обеспечения устойчивого увеличения реальных доходов населения.  
         Программа предусматривает решение задач по снятию инфраструктурных ограничений для развития экономики, повышению занятости населения, обеспечению притока инвестиций в экономику республики, повышению бюджетной обеспеченности, развитию отраслей реального сектора экономики. В частности, в программе предполагается увеличение валового регионального продукта в 1,5 раза, реальных доходов населения - в 1,8 раза, создание более 10 тыс. новых рабочих мест на действующих и вновь созданных предприятиях за период реализации программы, а также снижение дотационности бюджета Северной Осетии до 43% и уменьшение  убыточных предприятий. Так, в программе предусматривалось создание более 4,5 тыс. новых рабочих мест и обеспечение прироста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет инвестиционных проектов по строительству цементного и известкового заводов  в Алагирском районе, малых ГЭС в верховье бассейна реки Урух, а также для создания и развития горно-рекреационных комплексов "Мамисон" и "Дигория", осуществляемых с привлечением внебюджетных средств. Однако, в связи со сложной экономической ситуацией некоторые положения программы достаточно трудновыполнимы. Так некоторые инвестиционные проекты в настоящее время заморожены. Например, отложено на 3 месяца строительство цементного завода в Алагире. 1

Именно поэтому, несмотря на то, что Программа взаимосвязана и детализирует установки, намеченные в аналогичной федеральной программе, с учетом имеющегося в республике ресурсно-производственного потенциала, а также основных тенденций развития, на наш взгляд, программу необходимо корректировать с учетом современных реалий и имеющихся экономических трудностей.

        Особо следует отметить Программу развития инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания на 2008-2010 годы . Целью Программы является создание привлекательного инвестиционного климата и развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности для обеспечения устойчивого экономического роста, наращивания объемов инвестиций и повышения жизненного уровня населения. Программа направлена  на активизацию инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания и стабильного социально-экономического развития путем комплексного подхода к решению проблемы, создания благоприятных условий, привлечения бюджетных средств, а также привлекаемых собственных средств предприятий и организаций, кредитных ресурсов и прочих внебюджетных источников. 1

                Кроме этого, в республике действуют  республиканские целевые программы (около 27 программ). В каждой программе существует взаимосвязь с федеральными целями и соответствующими программными документами федерального уровня.

                Одним из важных условий формирования эффективной экономической политики в регионах, повышения их инновационной и инвестиционной активности является развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса. Одним из путей такого взаимодействия выступают совместные проекты государства и бизнеса, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства(ГЧП), на основе взаимной ответственности и взаимного интереса.  

            Необходимо отметить, что единого  и легального  определения ГЧП нет.  В Стратегии под частно-государственным партнерством понимаются взаимоотношения между Республикой Северная Осетия-Алания либо Республикой Северная Осетия-Алания и ее муниципальным образованием с одной стороны и хозяйствующими субъектами с другой стороны, складывающиеся по поводу развития инновационного или инвестиционного потенциала области, а также планирования, разработки, финансирования, технического перевооружения, строительства, реконструкции и эксплуатации инфраструктурных объектов и объектов социальной сферы, находящихся в областной или муниципальной собственности.1

                        Оганян О.А., председатель Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности определяет его так:«Государственно-частное партнерство – это институциональный организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации

национальных и международных  масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов ».2

Обычно выделяют несколько  базовых признаков ГЧП: 
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес; 
- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т. п.); 
- взаимодействие указанных сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер (т. е. в обязательном порядке должен соблюдаться паритет, баланс обоюдных интересов); 
- ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель - удовлетворение государственного интереса); 
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются активы (ресурсы и вклады) сторон; 
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах и т. п.

                 Таким образом, исходя из основных характеристик и сущности ГЧП, на наш взгляд, наиболее универсальное  определение ГЧП  -  это специфическая, различных видов форма взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основополагающей чертой которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации. 1

              В мировой практике реализуется достаточно широкий спектр государственно-частного партнерства. Это разнообразные контракты, которые заключает государство с частными компаниями, арендные отношения, соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения и другие формы сотрудничества. Наиболее распространенной формой сотрудничества является концессия. 2

            В настоящее время механизм  частно-государственного партнерства  в России уже запущен принятием  ряда федеральных законов: об  особых экономических зонах в Российской Федерации, о концессионных соглашениях,  приняты нормативные акты о правилах функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации.

               Однако до настоящего времени  на уровне федерального законодательства отсутствует единый комплексный закон, определяющий единую политику государства в сфере государственно-частного партнерства и основы его регулирования, что, на наш взгляд, существенно осложняет становление института государственно-частного партнерства  в регионах, в том  числе и в РСО-А.

          Но в  условиях, когда на федеральном  уровне отсутствуют единые подходы к определению этих отношений, а  реальные потребности в реализации общественно-значимых проектов с помощью механизмов государственно - частного партнерства существуют, органы государственного власти субъектов Российской Федерации вправе сами создавать для них законодательную базу. 

                В связи с этим, необходимо  указать, что в стадии разработки находится проект республиканского закона «Об основах государственно-частного партнерства в Республике Северная Осетия-Алания», который будет способствовать  привлечению частных инвестиций в экономику республики, обеспечению  эффективности использования  имущества, находящегося  в  республиканской собственности, повышению качества товаров, работ, услуг,  предоставляемых потребителям. Важным фактором, характерным для экономики Республики Северная Осетия-Алания, является наличие в регионе значительной собственности стратегического характера, не подлежащей приватизации и лежащей «мертвым грузом» либо на федеральном, либо на  республиканском бюджете. Механизм частно-государственного партнерства позволяет региональным властям привлечь частный капитал к финансированию и управлению такой собственностью в целях восстановления ее функционирования.1

              Как указывается в Стратегии, одним из наиболее эффективных механизмов в рамках частно-государственного партнерства в Республике Северная Осетия-Алания может быть создание регионального инвестиционного фонда, мобилизующего средства для финансирования инвестиционных проектов.

Конкретными примерами  в области взаимодействия между  государством и бизнесом, безусловно, являются так называемые особые экономические зоны. В соответствии с   Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»,  особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. В Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

 Основными целями создания ОЭЗ являются:

  • развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
  • производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

                 Для этого государство использует различные механизмы, в том числе льготный налоговый, таможенный режимы и др. Создание ОЭЗ предполагается и на территории РСО-Алания, в частности Стратегия ставит одной из целей создание особой экономической промышленно-производственной зоны с целью активизации промышленного развития г. Беслан, Правобережного района.1

             В связи с этим нам  представляется, что одним из основополагающих, способствующих позитивному развитию инвестиционных процессов в республике призван стать закон о создании зон приоритетного экономического развития по типу ОЭЗ на федеральном уровне. Об этом  29.10.2008  на 14 заседание Парламента РСО-А заседании Парламента говорил заместитель Председателя Правительства Валерий Баликоев, представив к обсуждению в первом чтении соответствующий законопроект. Законопроектом определены основные типы зон, даны их характеристики, формы государственной поддержки. Как пояснил вице-премьер, закон направлен на улучшение инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной активности,   в том числе с использованием механизмов государственной поддержки, в частности,  предоставлением льгот. Законопроектом определено создание локальных зон экономического развития, т.е. участков территорий, в пределах которых применяется специальный режим стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности. Предполагается, что   будут создаваться зоны сельского хозяйства, промышленные зоны, туристические.

                 По мнению депутата Александра Белякова, в данном законе подобные зоны должны быть предусмотрены и в коммунальной сфере, так как в сельской местности коммунальных услуг на сегодняшний день практически нет. 1

Думаем, что с ним  можно согласиться, так как на сегодняшний день уровень коммунальной сферы  в сельской местности на самом деле оставляет желать лучшего. Так, несмотря на то, что Северная Осетия - один из самых газифицированных субъектов на территории страны: 3-е место в Южном Федеральном округе и 7–е в Российской Федерации,  и, согласно официальной статистике, уровень газификации сельских поселений составляет 93,7%., сегодня газа нет еще в 3 869 домовладениях. 2

Остаются не газифицированными некоторые высокогорные села (например, сел. Кани, Кармадон и др.). Но до конца 2012 года предполагается полностью обеспечить природным газом все населенные пункты республики. Для реализации намеченных планов предполагается использовать финансовые средства, выделяемые в рамках федеральной целевой программы «Юг России», программы ОАО «Газпрома» и программы ОАО «Аланиягаз», а также привлечь средства за счет  республиканской  адресной инвестиционной программы.3               

  Проблемы есть  и с водоснабжением. Значительные объемы работ по водоснабжению предстоит выполнить в двух крупных административно-территориальных образованиях Северной Осетии - в Пригородном и Правобережном районах. Проблема обусловлена низким техническим состоянием коммуникаций и тем, что на протяжении 25-30 лет не осуществлялись капитальные вложения в коммунальную инфраструктуру. В Пригородном и Правобережном районах проживает около 158 тысяч человек, что составляет более четверти населения республики.

Информация о работе Правовое регулирование инвестиционной деятельности