Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

При этом следует отметить, что на уровне республики эта тематика является недостаточно исследованной. Отсутствуют не только серьезные монографические работы, посвященные исследованию проблем инвестиционных процессов в РСО-А и их правовой регламентации, но и весьма мало эти вопросы освещаются в периодике.
Цель представлена рядом задач:
Дать понятие и выявить сущность инвестиций и инвестиционной деятельности.
Рассмотреть формы и методы правового регулирования инвестиционной деятельности в РСО-А.
Дать характеристику основным формам поддержки инвесторов в РСО-А.
Выявить основные направления инвестиционной политики РСО-Алания.
Дать общую оценку инвестиционному климату в РСО-Алания в современных условиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое содержание инвестиций и инвестиционной деятельности ………………………………………………………………….….5
1.1. Проблемы легальной формулировки инвестиций…………………….…5
1.2. Правовое содержание инвестиционной деятельности………………....12
1.3. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности………………..…17
Глава 2. Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в субъекте Федерации………………………………………………………....30
2.1. Правовое обеспечение инвестиционного процесса в субъекте Федерации. ……..30
2.2. Формы и методы правового регулирования и государственной поддержки инвестиционной деятельности в субъекте Федерации……………………..…43
2.3. Роль налогового стимулирования в инвестиционной политике субъекта Федерации…..58
Глава 3. Инвестиционная политика и инвестиционный климат в субъекте Федерациив условиях мирового кризиса…………………………………………..….…67
Заключение……………………………………………….………...…………...76
Список литературы……………………………………………………....…….79

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъекте Федерации.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

              Таким образом, следует указать, что  руководством республики проводится активная работа по формированию необходимой  правовой  базы  для инвестиционной деятельности в РСО-А, о чем свидетельствует принятие соответствующего республиканского закона об инвестиционной деятельности, а также разработка и принятие различных социально –экономических  программ, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в республике и создание  соответствующих условий для инвесторов. Проводится работа и по развитию в республике института государственно-частного партнерства и созданию механизмов  эффективного и  взаимовыгодного сотрудничества  государства и бизнеса.

 

 

2.2. Формы  и методы государственного  регулирования  и  поддержки инвестиционной деятельности в РСО-А.

 

        Государственное регулирование  инвестиционной деятельностью может  выступать в самых различных формах:

- государственных инвестиционных программ;  
- прямого управления государственными инвестициями;  
- налоговой политике;

- предоставления финансовой  помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, 
- на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;  
- финансовой, кредитной, ценообразовательной и амортизационной политике;  
- антимонопольной политике;  
- приватизации объектов государственной собственности;  
- контроля за соблюдением норм и стандартов и др. 1

             Перечень форм и методов регулирования  инвестиционной  деятельности  содержит и  Закон РСО-А об инвестиционной деятельности:

     разработка, утверждение    и    осуществление    межмуниципальных инвестиционных   проектов   и   инвестиционных   проектов  на  объекты государственной собственности  Республики  Северная  Осетия-Алания  за

счет средств бюджета  Республики Северная Осетия-Алания;

     проведение  экспертизы инвестиционных проектов  в  соответствии  с законодательством;

     предоставление  на конкурсной основе государственных  гарантий  по инвестиционным  проектам  за  счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания;

     размещение  на   конкурсной   основе  средств  бюджета  Республики  Северная Осетия-Алания  для   финансирования  инвестиционных  проектов. Размещение  указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование по ставке  рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату предоставления средств либо на  условиях  закрепления  в  собственности  Республики  Северная Осетия-Алания   соответствующей  части  акций  акционерного  общества, которые реализуются через определенный срок на рынке  ценных  бумаг  с направлением  выручки  от  реализации  в  доходы  бюджета  Республики Северная Осетия-Алания;

     выпуск облигационных займов  Республики  Северная Осетия-Алания, гарантированных целевых займов;

     вовлечение  в  инвестиционный  процесс  временно приостановленных и  законсервированных строек и объектов,  находящихся в республиканской и муниципальной собственности.

                  При  этом государство для  выполнения своих функций регулирования инвестиционной деятельности использует определенные средства и методы. Обычно теоретики выделяют  экономические (прямые и  косвенные) и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

         Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, в том числе и инвестиционных процессов, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, прямое участие государства в инвестиционной деятельности, создание свободных экономических зон, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитно-финансовые механизмы.

       К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей — это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К «косвенным формам»  экономического регулирования относится  проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер. Наиболее эффективными рычагами косвенного воздействия являются: создание соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития, поощрения. 1

К административным методам  регулирования относятся разнообразные  «меры» контроля за доходами, ценами, учетным  процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа.

             Административные, то есть методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. С целью создания нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую фискальную, инвестиционную, научно-техническую, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Административные методы государственного управления инвестиционным процессом могут использоваться, когда речь идет об объектах государственной собственности. Они заключаются в непосредственном воздействии на эти объекты и протекающие в них процессы со стороны государственных органов управления, обладающих соответствующими полномочиями.1

          В основном инвестиционная деятельность в России со стороны государства регулируется прямым воздействием на структуры государственного сектора и косвенным воздействием на структуры негосударственного сектора экономики.

        Можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. Использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потреблении продукции в народном хозяйстве страны. Они включают также обоснование перспектив социально-экономического развития страны; определение степени инвестиционной активности с выявлением приоритетов, которым отдаст предпочтение правительство страны в предстоящие годы, с разработкой индикативного плана развития экономики и инвестиционного плана как его составной части.

          Набор активных методов стимулирования инвестиций связан с использованием действенных рычагов воздействия государства на экономические процессы, таких, как прямые государственные инвестиции в развитие отдельных секторов экономики, предоставление гарантий под инвестиции в наиболее важные для государства сферы экономики, предоставление налоговых льгот, налоговых каникул для отдельных видов инвестиций.

              Но в  каком бы направлении и какими методами бы не производилось регулирование инвестиционной деятельности, необходимым является обеспечение и защита прав участников инвестиционной деятельности. Именно поэтому  государственное регулирование инвестиционной деятельности, прежде всего, заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. При этом инвесторам, в том числе иностранным независимо от форм собственности обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями:

1) обеспечение равных  прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

2) гласность в обсуждении  инвестиционных проектов;

3) право обжаловать  в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

   4) защиту капитальных вложений.

                   Однако  государство гарантирует  прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных  инвестициях. Инвестиционная деятельность  на территории РСО-А  может   быть приостановлена или прекращена  лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях.

             Государство гарантирует защиту капитальных вложений, которые  не  подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, к ним не могут применяться меры с такими же последствиями, кроме как в исключительных,  предусмотренных законодательными актами,  случаях.  В случаях национализации или реквизиции инвестору  выплачивается  полная стоимость убытков,  за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действия самих инвесторов или предприятий с их участием.

              Также  инвесторы имеют  право  на  возмещение убытков,  причиненных им в результате  выполнения  противоречащих  действующему   на   территории Республики    Северная    Осетия-Алания   законодательству   указаний государственных органов  Республики Северная  Осетия-Алания  либо  их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных  законодательством обязанностей по отношению к инвестору.

           К сожалению, стоит заметить, что  большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации, причем как на региональном , так и на федеральном уровне.1  
             Закон РСО-А   содержит   и перечень  форм поддержки  государственной властью республики инвестиционного процесса в республике, которая заключается прежде всего в предоставлении  гарантий и льгот.     Государственная поддержка   и    стимулирование    инвестиционной деятельности  на  территории  Республики  Северная Осетия-Алания может осуществляться в формах:

     -предоставления инвесторам     гарантий     Республики    Северная Осетия-Алания  по   привлекаемым   инвестициям   в   соответствии    с установленным порядком;

    - предоставления инвесторам налоговых льгот по отдельным налогам в сроки,  указанные в настоящем Законе,  в пределах сумм,  зачисляемых в республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания;

     -предоставления инвесторам  льгот  по аренде недвижимого имущества Республики Северная Осетия-Алания в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества;

  -   участия Республики   Северная   Осетия-Алания    в    разработке, экспертизе и реализации приоритетных инвестиционных программ;

    - оказания содействия инвесторам в получении льгот по  налогам в части, поступающей в федеральный бюджет;

    - предоставления займов в порядке и на  условиях,  предусмотренных законом  Республики  Северная  Осетия-Алания о республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на соответствующий год;

     -участия в создании хозяйственных товариществ и обществ в порядке, усыновленном  законодательством  Российской  Федерации;

     -размещения государственного    заказа     Республики     Северная Осетия-Алания в  порядке,  установленном  законодательством Российской Федерации и правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания;

     -поручительства Правительства  Республики Северная Осетия-Алания в порядке,  установленном законом Республики  Северная  Осетия-Алания  о республиканском   бюджете   Республики   Северная   Осетия-Алания   на соответствующий год.

              Однако прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение целевых программ и на нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством РСО-А.

     При этом  финансовая  поддержка инвестиционных проектов оказывается в следующих формах:

     а) выделение   средств  республиканского  бюджета   на возвратной и платной  основе   для   финансирования   расходов   по   осуществлению инвестиционного  проекта  с  уплатой  процентов  за  пользование ими в размере,  определенном законом  Республики  Северная  Осетия-Алания  о бюджете на соответствующий год;

     б) предоставление  инвестиционных  ресурсов   за   счет   средств республиканского  бюджета  негосударственным коммерческим организациям на условиях обеспечения участия Республики Северная Осетия-Алания либо увеличения  доли  собственности  Республики  Северная  Осетия-Алания в уставных капиталах  таких  организаций  путем  увеличения  размера  их уставных  капиталов  и  передачи  в  республиканскую  собственность по рыночной  стоимости  дополнительных  пакетов  акций  (паев)  на  сумму предоставленных бюджетных средств;

     в) возмещение за счет республиканского бюджета  части  затрат  на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями и организациями Республики Северная Осетия-Алания в кредитных учреждениях, действующих на территории республики, для реализации инвестиционных проектов.1

Информация о работе Правовое регулирование инвестиционной деятельности