Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – в ходе анализа производственно-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия разработать рекомендации по улучшению управления денежными потоками.
Объект исследования является ОАО « Редуктор-ПМ ».
Предмет исследования – управления денежными потоками на ОАО «Редуктор-ПМ».
В курсовой работе для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические подходы к понятию и сущности денежных потоков;
проанализировать основные методы управления денежными потоками;
определить основные показатели, используемые при управлении денежными потоками;
Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления денежными потоками на предприятии 6
1.1 Экономическая сущность и значение управления денежными потоками на предприятии 6
1.2 Состав и классификация денежных потоков предприятия 11
1.3 Цель принципы и методы управления денежными потоками на предприятии 19
2. Анализ и оценка управления денежными потоками на предприятии на примере ОАО « Редуктор-ПМ » 34
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 34
2.2 Анализ потоков денежных средств предприятия на основе прямого и косвенного метода 43
2.3 Оценка эффективности управления денежными потоками предприятия 48
3. Основные направления повышения эффективности управления денежными потоками предприятия на примере ОАО « Редуктор-ПМ » 53
3.1 Разработка мер по оптимизации денежных потоков предприятия 53
3.2 Обеспечение эффективного управления денежными потоками на предприятии 61
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Результаты оптимизации денежных потоков должны находить отражение при составлении финансового плана предприятия на год с разбивкой по кварталам и месяцам.
Состояние дебиторской задолженности, его размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации. Для улучшения финансового положения предприятия необходимо:- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской создает угрозу финансовой устойчивости организации, приводит к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования;- контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;- ориентироваться на увеличение количества клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным клиентам. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, все взаиморасчеты между производителем и потребителем должны проведены в течение трехмесячного срока со дня фактического получения товаров дебитором. В противном случае задолженность считается просроченной. Для уменьшения дефицита денежных потоков ОАО « Редуктор-ПМ » я рекомендую применять факторинговое финансирование дебиторской задолженностью. Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки. Предположим в апреле 2010 года между ОАО « Редуктор-ПМ » и ОАО «Сбербанком» был заключён договор о факторинговом обслуживании в форме открытого регрессного факторинга с финансированием на сумму 1 400 000 рублей по основным дебиторам: ЗАО «Пальмира» и ООО «Трест №7». На момент заключения договора факторинга отсрочки по договору поставки с дебиторами составляли: с ЗАО «Пальмирой» - 20 календарных дней, с ООО «Трест №7» - 45 календарных дней. Увеличение договорных сроков связано, во-первых, с пожеланиями дебиторов иметь большую отсрочку платежа, во-вторых, увеличение было рекомендовано фактором для того, чтобы избежать регресса в случае значительных просрочек. Кроме того, договором предусмотрен период ожидания – 30 календарных дней, в течение этого периода банк самостоятельно пытается взыскать деньги с дебитора, после чего возникает регресс. Финансирование по дебиторам ЗАО «Пальмира» и ООО «Трест №7» было установлено в размере 90% от суммы поставки. Фактически финансирование по факторингу началось с апреля 2010 года. Работа по факторингу осуществляется следующим образом: в день отгрузки ОАО « Редуктор-ПМ » предоставляет фактору комплект отгрузочных документов (накладные, акты приёмки-передачи товара по договору), фактор осуществляет их учёт (ввод в программу) и финансирует в рамках указанных лимитов, перечисляя денежные средства со ссудного на расчётный счёт клиента. После того, как деньги от дебитора поступили на транзитный счёт, банк гасит финансирование, удерживает вознаграждение и перечисляет остаток на расчётный счёт ОАО « Редуктор-ПМ » в банке. Если в течение срока ожидания (30 дней сверх срока по договору), дебитор не исполняет свои обязательства, возникает право регресса, т.е. его обязательства должен возместить клиент (ОАО « Редуктор-ПМ »).
Таблица 11. Действующие тарифы по факторинговому обслуживанию
Оборачиваемость, дней |
Вознаграждение Фактора за административное сопровождение Продавца |
Вознаграждение Фактора за услугу управления дебиторской задолженностью |
Вознаграждение Фактора за услуги по финансированию | |
Сбор за обработку одного документа, подтверждающего факт поставки |
Комиссия за информационное сопровождение, % | |||
до 10 дней |
50 |
0.014 |
0.058 |
0.038 |
11-20 дней |
0.043 |
0.173 | ||
21-30 дней |
0.074 |
0.298 | ||
31-40 дней |
50 |
0.103 |
0.413 |
0.041 |
41-50 дней |
0.132 |
0.528 | ||
51-60 дней |
0.163 |
0.653 |
В течение 2010 года банк управлял переуступленной дебиторской задолженностью, вёл статистику по дебиторам, отслеживал оборачиваемость, проверял деловую репутацию дебиторов и т.д. По результатам анализа финансового состояния ОАО « Редуктор-ПМ » и статистики по дебиторам в период с апреля 2010 по апрель 2011 лимит финансирования и лимиты на дебиторов менялись: Таблица 12.
Таблица 12. Лимиты финансирования по факторингу ОАО « Редуктор-ПМ »
Дата |
С апреля 2010 |
С июня 2010 |
С августа 2010 |
С ноября 2010 |
С декабря 2010 |
Лимит финансирования |
1400000 |
5000000 |
6500000 |
10000000 |
11500000 |
Таким образом, за 2010 год лимит финансирования вырос в 8,2 раза.
Таблица 13. Распределение лимитов финансирования по основным дебиторам
Наименование Дебитора |
Количество оплаченных поставок |
Период Ожидания |
Макс.период оборачиваем. |
Отсрочка по договору (кал. дни) |
Лимит Дебитора |
ЗАО "Пальмира" |
53 |
30 |
60 |
20 |
1 462 000 |
ООО "СТРОЙ-Девелопмент" |
27 |
30 |
75 |
45 |
694 000 |
Из таблицы видно значительное увеличение лимита по действующим дебиторам.
Таким образом, основными характеристиками механизма применения факторинга в ОАО « Редуктор-ПМ » являются:
- Открытый факторинг с регрессом, с финансированием в день поставки до 90% от её суммы;
- Отсрочка: по договору с дебитором + период ожидания 30 дней;
- Динамично растущий лимит финансирования (восьмикратный рост за 2009 год), текущий лимит- 11 500 000 рублей.
- Работа по факторингу с 70% дебиторов; возможность переводить новых клиентов на факторинговое обслуживание.
- Предоставление полного
комплекса услуг по
- в ОАО « Редуктор-ПМ » установлено специализированное программное обеспечение, детализирующее по каждой поставке движение денежных средств: сумму поставки, финансирование по поставке, оплату дебитора по поставке, остаток долга дебитора.
- Средняя годовая стоимость финансирования 20,06% годовых согласно действующему тарифному плану. - Возможность пересмотра лимита финансирования по желанию клиента. Проведение анализа динамики основных финансовых показателей, анализа статистики по дебиторам.
- Открытие счёта в банке и проведение основных оборотов через банк.
- Поручительство собственников
бизнеса и генерального
В рамках анализа проведём
оценку уровня и состава текущей
дебиторской задолженности
Проанализируем динамику дебиторской задолженности по данным балансов за 2010 и 2011 годов соответственно.
Таблица 14.Основные показатели управления дебиторской задолженностью
Показатель |
Уровень показателя |
Изменение | ||
01.04.2010 |
01.04.2011 |
абсолютное |
относительное, в % | |
Дебиторская зад-ть (покупатели и заказчики), тыс руб |
3 188 039 |
3 760 101 |
572 062 |
60,32% |
В т.ч. просроченная |
- |
- |
- |
- |
Общая величина оборотных активов |
5 436 488 |
6 858 803 |
1 422 315 |
118,69% |
доля дебиторской |
69,16% |
46,48% |
-22,68% |
Проведённый анализ показывает, что доля дебиторской задолженности в общем объёме оборотных активов снизилась на 22,68 процентных пункта, т.е. уменьшилась иммобилизация – отвлечение из хозяйственного оборота оборотных средств предприятия, хотя в абсолютном выражении рост дебиторской задолженности составляет 572 062 рублей. Таким образом, с помощью факторинга удалось «высвободить» дополнительные финансовые ресурсы в размере 1 555 576 рублей.
3.2 Обеспечение эффективного управления денежными потоками на предприятии
Компаниям, которые активно работают, не избежать сильных колебаний сумм денег на банковских счетах. Например, организация рассчиталась за крупную партию товара. Поэтому на следующий день фирма не смогла выплатить всем сотрудникам зарплату. Чтобы компания не оказалась в описанной ситуации, финансовым специалистам необходимо эффективно планировать и отслеживать ее доходы и расходы.
Платежный календарь – таблица, в которую заносят все поступления денег в организацию: выручку от продаж, кредиты, займы и др. Календарь должен содержать и записи о платежах фирмы. Например, о расчетах с поставщиками, погашении процентов, кредитов и выдаче заработной платы. Главное предназначение этого документа – помогать контролировать кредитоспособность и платежеспособность организации.
В календаре сумма доходов, которые компания планирует получить, должна быть не меньше ожидаемых расходов. Если поступления превысят платежи, документ покажет остаток денег на счете. Это будет означать, что компания платежеспособна. В противном случае вовремя рассчитаться по долгам она не сможет.
Для оперативного управления положительными и отрицательными денежными потоками « Редуктор-ПМ » целесообразно составлять платежный календарь (план платежей точной даты), в котором с одной стороны отражается график поступления денежных средств от всех видов деятельности в течение прогнозного периода времени (5, 10, 15, 30ти дней), а с другой график – график предстоящих платежей (налогов, заработной платы, формирования запасов, погашения кредитов процентов по ним и т.д.).
Платежный календарь дает возможность финансовым службам предприятия осуществлять оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, своевременно фиксировать изменение финансовой ситуации и вовремя принимать корректирующие меры по синхронизации положительного и отрицательного денежных потоков и обеспечение стабильной платежеспособности предприятия.
Календарь обычно формируют на определенный период – месяц, декаду, неделю. Чтобы его составить, необходимо все доходы и расходы компании разделить на группы по видам денежных средств (наличные, на расчетном счете, векселя, облигации и т. д.). Затем надо упорядочить платежи и поступления в зависимости от их сроков. Если на предприятии недостаточно денег для оплаты всех счетов, часть запланированных платежей можно перенести на другие дни. В соответствии с этими изменениями пересчитывают и платежный календарь. Финансовая служба должна уточнить остатки на текущий день, а также отметить проведенные платежи и поступления. Затем неисполненные обязательства переносят на будущие даты.
Для того чтобы своевременно контролировать расходы компании, финансовому работнику необходимо ежедневно уточнять перечень и суммы планируемых на очередную дату платежей. При этом он не должен забывать учитывать остатки денежных средств на предыдущий день.
Далее нужно пересчитать остатки денег на следующие дни планового периода. Для этого к остатку текущего дня прибавляют ожидаемые поступления и отнимают скорректированные платежи. Расчет проводят для каждого дня планового периода.
Сформированный таким образом новый вариант платежного календаря, как и первоначальный, может оказаться несбалансированным – в нем могут появиться дни с отрицательными остатками. В этом случае календарь также необходимо «оптимизировать». Если все значения в нем положительные, финансовое состояние компании можно считать удовлетворительным. Отрицательные цифры означают, что в какой-то конкретный день фирме может не хватить денег. Платежный календарь сформирован в таблице 15.
Таблица 15. Платежный календарь на январь-июнь 2013г. ОАО « Редуктор-ПМ » (млн.руб.)
Показатели |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
Расходы денежных средств | ||||||
Оплата труда |
18 900 |
18 900 |
18 900 |
18 900 |
18 900 |
18 900 |
Налоги |
3 600 |
3 600 |
3 600 |
3 600 |
3 600 |
3 600 |
Командировочные расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Погашение кредита |
500 |
450 |
530 |
550 |
560 |
456 |
Уплата процентов за кредит |
129 |
140 |
146 |
200 |
320 |
107 |
На сырье, материалы, топливо, электроэнергию, товары и услуги |
1 458 |
1 792 |
2 403 |
3 674 |
4 164 |
2 475 |
Итого расходов |
24 587 |
24 882 |
25 579 |
26 924 |
27 544 |
25 538 |
Поступление денежных средств | ||||||
Показатели |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
Выручка от реализации продукции |
25 283 |
35 156 |
33 637 |
24 735 |
29 035 |
27 146 |
Ссуды полученные |
340 |
408 |
567 |
598 |
670 |
453 |
Итого поступлений |
25 623 |
35 564 |
34 204 |
25 333 |
29 705 |
27 599 |
Превышение платежей над поступлениями |
|
|
1 591 |
| ||
Превышение поступлений над платежами |
1 036 |
10 682 |
8 625 |
2 161 |
2 061 |
Информация о работе Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций в Пермском крае