Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Инвестиции".
1.Прав-ые основы инв. деят-ти в РБ. Инв. кодекс: стр-ра,содерж-е, знач-е.
Национальная программа привл-я инв-ий в эк-ку РБ на период до 2010 г. разработана по поручению СовМин-а РБ. Программа опр-ет усл-я формир-я благопр-ого инвест. климата, главные направл-я и механизмы привлеч-я отечественных и ин. И. В Нац. программе определены состояние инв. сферы, цель и задачи инв. политики, механизмы стимул-я внутренних и привлечения ин. И, обоснована сис-ма мероприятий правов. и организац.-эк характера, определена потребность в И в эк-ку РБ.
Осн. нормат-правов. актом, регулир-им ИД в РБ явл-ся Инв. Кодекс РБ, принятый Палатой представит-ей 30 мая 2001 г. и одобрен. Советом Республики 8 июня 2001 г. Он устанавл-ет правов. усл-я ИД в стране, защищает права суб-ов ИД всех форм собств-ти, направлен на эффект. функц-е нар. хоз-ва.
2.Сущн-сть инв-ий (И), их роль. Факторы, вл-щие на объем И.
Эк. и соц. разв-е любого об-ва и кажд. отдел. суб-та хоз-ния основ. на исп-ии И. И от англ. Invest-вклад-ть. В РБ термин стал исп-ся в годы рын. реформ, до этого- кап. влож-я.
И- долгоср. влож-я кап-ла в об-ты предпр. и др. видов деят-ти с целью получ-я в буд. дох-а или дост-е иного полезн. рез-та. Но такое опред-е относ-ся лишь к отд. формам И(кап. влож-я в воспр-во осн. фондов, влож-я в акции). Инв. кодекс дает офиц. расшир. опр-е И (ст.1). В офиц. опр-ии отсутст-ет деление И по срокам. И- влож-е кап-ла во всех формах в об-ты инв. д-ти с целью получ-я в буд. приб. или иного полож. рез-та.
Наиб. важн. черты И:1)движущ. мотив инв-я – пол-е приб. в буд. или иного полож. рез-та, 2) осущ-ся в текущ. время для пол-я дох-а в буд.
И играют ключев. роль в нац. эк.,обеспеч. созд-е и обновл-е осн. фондов, ускор-е НТП, структ-ую перестройку эк. путем созд-я нов. эффект. пр-тв, повыш-е конкур-ти произв. прод. и укрепл-е экспорт. потенц-а, сбалансир. разв-е отраслей и регион. страны, улучшен. экологии, решен. соц. проблем, укрепл-е безоп-ти гос-ва.
Факт-ры, влияющ. на объем И:1) величина нац. сбереж-ий. Сбер-я – часть ВВП, оставш-ся от потр-я и наход-ся у домох-тв, суб-ов хоз-ния и прав-ва. Не все сбер-я переходят в И. И станов-ся те, кот. прямо(стр-во пр-ий) или ксв-но(депозиты в бнках) напр-ы для расшир-я пр-ва с целью извл-я дох-а в буд. Если собственник оставл-ет свои сбер-я без движ-я, то они не И.2) ожидаемая норма чист. приб. на И. Это связ-но с тем, что получ-е приб. – цель инв-я. С ростом ожид. нормы объем И возрастает и наоборот.3) Ставка % за банк. кредит. Если ожид. норма приб. превыш % ставку за кредит, то при проч. равн. услов. влож-е ср-тв для инв-ра б. выгодным.4) прогноз. темп инфл-ии. Чем он выше. тем больше б. обесцен-ся буд. прибыли от И, растет % ставка за кредит, к реал-ии прин-ся только высокоэф-ые проекты. Кол-во реал-ых проектов сокр-ся и спрос на И сниж-ся. Также оказ. влиян.: инв. климат в стране, развит-ть фондов. рынка, ур-нь нал-ов, д-ть банков и небанк. фин. орг-ий по привл-ю рес-ов.
3.Понятие инв. деят-ти (ИД). Объекты и формы.
ИД- комплекс практич. действий юр., физ. лица, гос-ва по реал-ии И с целью увел-я кап-ла, пол-я приб. или иного полож. рез-та. Гл. цель – созд-е и увел-е осн. и обор. кап-ла суб-ов хоз-ния. ИД осущ-ют инв-ры – эк. суб-ты, прин-ие решение о влож-ии ср-тв, т.е. выбир. об-кт инв-я, изыскив. необх. рес-сы и орг-ют инв. д-ть. Инв-ры – нац. и ин. юр. и физ. лица, гос-во, м/унар фин-кред. орг-ии, ин. объедин-я, не являющ. юр. лицами(холдинги, концерны). Инв-ры: индивид-ые – конкр. юр. и физ. лица, осущ-ие И для разв-я своей хоз. деят-ти; институцион-ые – фин. посредники, кот. аккумулир. ср-ва индивид. инв-ров и осущ-ют ИД от своего имени, как прав., на РЦБ(инв. и траст. компании, инвест. фонды).
В годы план-централиз. эк. практиков-сь капит. стр-во. Со вступлен. РБ в рын. эк. ИД стала многообразнее и сложнее. Согласно инв. кодекса объектами ИД явл.: недвиж. им-во, в т. ч. пр-е как имущ. комплекс, ц. б., интеллект. собствен-ть. Еще можно отнести движ. им-во(комп. технику, трансп. ср-ва, кот. после приемки в эксплуатацию зачисл-ся в ОС).
В наст. вр. ИД осущ-ся в формах: 1)созд-е юр. лица, 2) приоб-е им-ва или неимущ. прав, в т.ч. доли в УФ юр. Лица, приобр-е недвиж-ти, ц. б., прав на об-ты Интел. Собств-ти, обор-я, др. ОС, концессии. Инв. кодекс ввел практич. новую форму ИД на основе концессии – разреш-е прав-ва инв-ру временно эксплуат-ть на возмездн. основе, принадл. гос-ву прир. рес-ры, пром. пр-я или их части и др. хоз-ные об-ты(трубопроводы, авто- и ж/д дороги). Концесс.- долгоср. аренда об-ов(до 99 лет), осущ-ся на основе спец. дог-ра. Сторонами дог-ра явл. РБ в лице прав-ва или уполномоч. им респ. органа гос. управл-я(концессион. орган) и нац. или ин. инв-ра(концессионера). Концес-ами м. стать частн. инв-ры(ин. и нац.), юр. лица РБ, в УФ кот. доля гос. собств-ти не превыш. 25%. Они опред-ся при провед-ии конкурсови аукц-ов. Доп-ся заключ-е дог-ра без конкурса:1)когда поступ-а 1 заявка, 2)по решен-ю презид-та РБ в целях гос. без-ти.
В зав-ти от полноты права собств-ти 3 вида дог-ов:1) полн. концес. дог. За инв-ром сохр-ся право собств-ти на всю произв. им прод., уплач-ет платежи за право польз-я об-том концес. И все установл. нал-и. 2)концес. дог. о разделе прод. Произв. прод-я дел-ся м/у концес-ом и РБ в порядке и размерах опред. дог-ом. Концес-р полностью или частично освоб-ся от уплаты нал-ов. 3)концес дог. об оказ-ии услуг. Право собств-ти на произв прод. перед-ся РБ. Концес-р получ-ет вознагр-е в соотв. с усл-ями дог-ра.
Инв кодекс предусм-ет исп-е нов инв. дог-ра м/у РБ в лице прав-ва или уполномоч. органа и нац. или ин. инв-рами. Дог. закл-ся в целях оказ-я гос. поддержки инв-рам, кот реал-ют проекты по созд-ю пр-тв, основ. на нов. и васок. технологиях, по повыш конкур-ти бел. прод., по наращив-ю объемов экспорта, по реш-ю проблем соц. знач-я.. Вклад инв-ров д. сост-ть не менее 5 млн. дол. Кроме обязат. усл-ий дог. содержит: доп. правов. гарантии РБ в части налог. и тамож. режима, эколог. норм.; вопр-ы по продаже инв-ру зем. участков, наход-ся в респ. собст-ти; право инв-ра на вывоз из РБ произв. прод.
4. Классиф-я И. Хар-ка отдельн. видов И.
В эк теории и на практике И классиф-ся по признакам:
1)по объектам влож-я кап-ла: -Реальные(прямые) –хар-ют влож-е кап-ла в созд-е и воспр-во ОС,НМА, в прирост запасов ТМЦ и др. об-ты, связ. с осущ-ем хоз деят-ти. –Финансовые(портфельн.) – влож-е ср-тв в разл. фин. инстр-ты(ц.б.), м. б. доп. источником привл-я ср-тв на И, предметом спекуляции. В совр. рын эк-ке больш. часть сост-ют фин. И.
2)по хар-ру участия в инв-ии: -Прямые – предпол-ют непоср. участие инв-ра в выборе об-та инв-я и влож-я кап-ла, напр-ся на созд-е и увел-е реальн. активов пр-я или в УФ др. юр. лиц. –Непрямые – влож-е кап-ла в об-ты инв-я ч/з фин. посредн-ов, кот аккумулир-ют ср-ва индивид. инв-ров, вкладыв. их в эффект. об-ты инв-я, управл-ют ими и распред-ют получ. дох. м/у своими клиентами.
3)по периоду вложенных ср-тв: - Краткоср. И(до 1 года). Их основу сост-ют краткоср. фин. влож-я. – Долгоср. И(более 1 года) служат источником созд-я и воспр-ва ОС.
4)исходя из форм собст-ти инв-ров: -гос.- за счет бюдж. ср-тв(прямые-непоср-но выделен. из бюджета, скрытые-появл-ся в рез-те налог. льгот);- Частные- производят суб-ты негос. формы собств-ти и физ. Лица;- Иностран-ые; - совместные – общие влож-я резид-ов и неризид-ов.
5)по ур-ню инв. риска:- Безрисковые – отсутств-ет риск, гарант-ся получ-е дох-а; - Низкорисковые- риск значит. ниже среднерын.; -Среднерисковые- ур-нь риска соотв-ет среднерын; -Высокорисков.-высок. степень риска и высок. прибыль.
6)по регион. признаку:- И внутри страны и за ее пределами.
7)по хар-ру исп-я кап-ла в инв. процессе: - Первичные- вложен-я кап-ла инв-ров за счет собств.,привл., заемн. ср-тв;- Реинв-ии – повторные влож-я на инв. цели дх-ов, получ. от ранее произв-ых И;- Дезинв-ии- высвобожд-е ранее инвестир. кап-ла из ИД без послед. исп-я его на инв. цели.
Для хар-ки возд-я И на разв-е нац. эк-ки исп-ют валовые и чист. И. Валов.-общий объем ср-тв направл. на увел-е осн. И обор. кап-ла в опр. пер-е. Чистые- величина валовых И уменьшен-ая на амортизац. отчисл-я в анализир. пер-е.
5. Гарантии
прав инвесторов и защита
Акт-ть инвесторов, особенно иностр., в знач степени зависит от прав защиты их интересов, прав и им-ва. Согласно инв. кодексу РБ гар-ет право собств-ти и др. имущ права, приоб закон путем, а также рав-во и стабильность предост прав в осущ инв. д-ти и защиту инв-ций всем инвесторам, независимо от формы собст-ти и происх инв-ций. Также всем инв-рам гар-но право самост распор-я прибылью, получ от осущ-я инв. д-ти, в том числе отправлять ее на реинв-ции на территории РБ.
Иностр. инвесторам гарант-ся (после уплаты устан. налогов и др. обязат. платежей) беспреп. перевоз за границу прибыли, получ. на территории РБ от осуществления инв. д-ти, и выручки от реализации инв. имущества в случае прекращения инв. д-ти.Инв-ции, в том числе иностр. не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, принудительно куплены или изъяты, кроме как по мотивам общественно необходимых (аварии, терракты, и др. чрезвычайные обст-ва). Инфляция, экон. нужды гос-ва (дефицит бюджета, внешний долг) не считаются мотивами общественной необходимости.
Национализация (реквизиция) м.б. проведены гос-вом лишь при усл. своевр. и полной компенсации собственнику ст-ти принудительно отчуждаемого инвестиц имущества и других убытков, причиняемых его изъятием. В сумму компенсации, кроме рын ст-ти отчужд имущества, включаются также проценты за период с даты национализации до даты фактической выплаты компенсации.Размер процентов не м.б. меньше ставки «либор». Компенсация выпл. нац инвесторам в официальной денежной единице РБ; иностр. инвесторам - в той валюте, в которой первонач были внесены инв-ции, либо в любой др. иностр. валюте, приемлемой для инвестора. РБ предост. гарантии всем инвесторам от незаконных действий или бездействий гос. органов и их должностных лиц или незаконных актов гос. органов. До принятия инв. кодекса отечественные инвесторы таких гарантий не имели. Указанные действия, нарушающие права инвестора, могут быть обжалованы в суде. Вред, в т.ч. убытки, причиненные в результате незаконных действий или бездействий, либо принятие незаконных актов гос. органов РБ подлежат по решению суда возмещению иностр. инвестору из средств соответствующего бюджета.
18. СЭЗ в РБ и мероприят для улучш их функц-я.
Все зоны в РБ – комплексные. Сроки действия – Брест, Гомель – 50 лет, остальные – 30. Парк выс технолог – 15. Не принесли ожидаем выгоды. Доля СЭЗ в объёме пром. произ-ва – 2,3%, в эксп.-3%, в общ. Объёме инв. В осн. кап. – 2%.
В 04-05 была проведена унифик-я деят-ти всех СЭЗ. Контроль за деят-тью СЭЗ: Правит-во, Ком. гос. контроля; обл. исполкомы и минск. Горисполк. Установили, что спец. прав. режим распростр. только на прод. собств. произ-ва рез. СЭЗ, при усл. реал-ции её на эксп., на импортозамещ. тов. по перечню, соглас. с През.
В 2006 постановление СовМин. – о критериях оценки деятельности СЭЗ. - формир. размера УФ в сроки и в разм., установл. закон-вом; - привлеч. инв. в зону в сроки и в разм., предусм. в БП инв. проектов.; - осущ. производств. деят-сти в соотв. Со сроками, опред. БП инв. проектов; - уд. вес тов-в, реализ. за пред. РБ в общем объёме реализ. тов-в должен составл. не менее 70%; - создание раб. мест, в кол-ве, опред. БП инв. Проектов. В рез. провод. меропр. по улучш. СЭЗ ожидается, что в 2006-10гг. рост объёма произ-ва и инв. в СЭЗ =1,3-1,4р выше, чем по респ.
6. Гос. регулирование инв. д-ти. Методы регулирования.
В странах с разв. рын экономикой И осущ в основном частными инв-ми за счет собств. и привлеч средств. В США на долю частных инв-ов приходится ¾ валовых национальных инвестиции. Но сущ низкорент, но жизненно необходимые отрасли (с\х, транспорт, охрана окр. среды, соц сфера, нац без-ть). Но без развития таких отраслей страна не может нормально функ-ть. Таким образом, рын эк-ка, несмотря на ее многие полож черты, не обесп. саморегулирование инв. процессов. Поэтому, учитывая особую значимость инв-ций для общества все гос-ва регулируют инв. д-ть.
Для управления инв. д-тью,
для ее регулирования гос-во создает
необходимую институционально-
Гос. регулирование инв. д-ти осуществляется посредством следующих форм и методов: 1) прямого участия в инв. д-ти; 2) путем создания благоприятных условий для развития инв. д-ти. Прямое участие распространяется главным образом на проекты и объекты, включенные в гос. инв. Программу. Не умаляя значения прямого участия гос-ва в инв. д-ти, основными должны быть рыночные методы регулирования, обеспечивающие создание благоприятных условий для привлечения частных инв-ций и роста инв. Активности Важное значение на инв. процессы оказывает изменение ставки рефинансирования Нац. Банка, также ДКП, нал пол-ка
Благоприятные условия для развития инв. д-ти могут быть созданы путем использования др. методов и форм гос. регулирования. Таким образом, для регулирования инв. д-ти и ее активизации гос-во использует комплекс администр. и экон. методов воздействия, которые тесно переплетаются между собой. По мере развития рыночных отношений будут увеличиваться экономические методы.
7. Инв. политика РБ, ее содержание и направленность.
Гос-во является активным участником инв. процесса. Оно орг-ет, регулир, направляет, тормозит или стимулир этот процесс. Инв. политика гос-ва – комплекс целенаправленных действий, проводим гос-вом, по созданию благопр усл-й для всех субъектов хозяйствования с целью наращивания объемов инв-ций, подъема эк-ки, повыш-я эфф-ти произв-ва и решения социальных поблем. Инв. политика, будучи составной частью общегос. экон. политики, в свою очередь должна способствовать реализации других политик.