Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Инвестиции".
Структура КВ.
- по назнач. (строй-во объектов производств. и непроизводств. назнач.); - формам собств.; - хар-ру прогноз-я и источ. финанс-я (гос. центр-е и нецентр-е КВ); отраслевую; терр; технологич. и воспроизводственную. Для оценки эфф. КВ основн. явл. технологич. и воспроизводств. структуры.
Технологич. структура - соотношение КВ по видам затрат: - строй-монтаж. работы;- приобр. оборуд., машин, механизм., инструмента и инвентаря;- прочие кап. работы и затраты.
Соверш-е технологич. структуры хар-ся ростом в составе КВ активной ч. ОФ - оборудования и машин.
Воспроизв структура – соотн-ие м/у КВ, напр-ми в различ. формы воспроиз-ва ОПФ: новое строй-во; расшир, реконстр и технич. перевооруж. действующ предпр. В посл. гг. КВ направл. преимущ-но на технич. перевооруж. и реконстр действующ. предпр (ок. 60 % объема КВ, выделяем на производств. строй-во. В эк. разв. странах -80-90 %
Проблема технич. перевооруж. и реконструкции для РБ особенно остра. Располагая значительной технич. базой, республ. не в состоянии производить конкурентосп. продукцию, т.к. ОПФ физически изношены и морально устарели. Только 4 % технологич. процессов в пром. соответствуют мировому уровню. Поэтому необходимо не столько создавать новые произв-ва, сколько модерниз существующие производ. мощности, оснащать их совр. технологическим оборудованием.
26. Понятие инвест-го проекта, его состав и значение. Стадии разработки и реализации проекта.
Строительство новых П-тий, модернизация, реконструкции требует проектов.
Инвест.проект – осн док-т, по кот. орган-ется стр-во и фин. зд, сооруж. и др. объектов. Без наличия утвержд-ного в установл порядке проекта запрещ вып стоит-монтажных работ, а банки не д. их финансировать.
Инвест-й проект- сов-ть док-тов, хар-х проект от его замысла до достиж заданного рез-та. Инвестиц-е проектирование – разр-ка комплекта техн. и экон-й док (макеты, чертежи, бизнес-план, сводный сметный расчет), необходимый для осущ-ния проекта и его финансир-ния. Разработку проектов осущ-ют проектные орг-ции или др. подрядчики (научно-исслед-е фирмы, строит.орг-ции), получившие в установленном порядке лицензию на выполнение проектных работ. В посл.годы получило развитие конкурсн форма размещ заказов. В экон. лит-ре жизнен цикл проекта от момента появл до момента введения в эксплуатац опр-тся сроком 20-25 лет. За это время проект проходит 4 страдии: прединвестиц, инвестиц, эксплуатац и ликвидационную. Кажд из них имеет свои цели и задачи. На прединв-ной стадии пров-ся: исслед рынков сбыта ГП; опр-ние возможн поставщ обор-ния, технологий, матер; подгот исх данных, необх для выпол фин-экон-х расчетов проекта; опр-ние схемы финанс-ния проекта; поиск инвесторов. Главным на 1 стадии явл исслед рынка. С учетом проведенных исслед рас-ся V вып и продаж буд продукции, затраты на ее пр-во и реализацию, вырабатывается стратегия маркетинга, опр-тся V необ-х инвестиций, рассматрив-тся альтернативные варианты реализации инв. проекта. Рез-том прединвест-х исследований явл. разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. На инвестиц-й стадии осущ-тся проектир, стр-во, приобрет и монтаж обор-ния, ввод объекта в эксплуатацию. Т.о., первые 2 стадии инв.цикла обесп-т создание объекта строительства.
Эксплутац стадия - функционир построен П, вып работ по его модерн и расшир, внедр инноваций. На ликвидационной стадии осущ-тся ликвидация или консервация объекта. Также некоторые инв.проекты на этой стадии требуют знач-х расходов. Эти расходы д.б. учтены при оценке эфф-ти проекта.
Объем затрат, связан с осущ-нием спроектир инв. проекта и его общую сметную ст-ть хар-ет сводный сметный расчет ст-ти строительства (состав-ся в базисных ценах на 01.01.1991 г., а с 01.01.2008 вся сметн док б.сост.в ценах на нач. 2006 г. Сметн ст-ть служит основан для определ лимитов кап влож, для формир договорн цен на строит продукц, заключ дог с подрядч. Исходя из сметн ст-ти опр-тся балансов ст-ть вводим в эксплуатац осн фондов по постр объектам.
Ст-ть строительства в текущих ценах опр-тся путем индексации сметной ст-ти . Ежемесячно Мин-во арх-ры и строт-ва РБ разрабатыв, утвержд и публик индексы измен ст-ти строит-монтажных работ, обязательные для применения всеми участниками строительства.
21. Организационные формы строительства. Развитие предпринимательства в строительстве. Стимулирование экспортной деятельности строительных предприятий.
Освоение РИ осущ гл.обр. через капит. строительство.(КС) КС составл материал основу инвестиц. сферы республики. Свыше 50% общей суммы капит. вложений приходится на СМР и на прочие капит. работы и затраты, выполняем строит. орг-циями. Остальные 47% капит. влож напр-ся на приобр машин, оборудования. След-но, КС совместно с машиностроением обесп созд и наращ произв. потенциала страны, ее инфрастр-ры на новой технич. основе, возведение объектов непроизвод. назначения.
Строительство осуществляется 2 основными способами: 1.подрядный; 2.хозяйственный. 1) СМР выполняются постоянно действующими строительными орг-циями на основе договоров строит. подряда, заключенных с заказчиком. Для вып своей функции подр орг-ции имеют необх матер базу, постоян кадры рабочих, организ поставки на объекты стройматер. Подр способ имеет значит экон. Преим-ва, след-но, - преобл способ строительства. 2) Объекты возводятся самими заказчиками. Они же являются распорядителями средств, направляемых на КС. Т.обр., в одном ЮЛ объединены функции заказчика и подрядчика. При хоз. способе предприятие создает собственную производ. базу: создает строит. управления, приобретает стройтехнику, материалы, нанимает рабочих. При крупных V-х работ для организации строительства могут создаваться отделы капит. строительства (ОКСы). Хоз. способ менее эффективен, чем подрядный. Обычно он применяется при небольших V-х работ. Востребован в сел местности.
На практике встречается применение на одной стройке обоих методов – смешанное строительство. Но основным является подрядный способ. Его применение обеспечило формирование крупной отрасли экономики – КС. КС включает: • сеть строит. и монтажных организаций, • геологоразведочных орг-й,• буровых, • проектно-изыскательских,• конструкторских,• научно-исследовательских,• транспортных, • учебные (ПТУ),• предприятия промышленности стройматериалов. Все эти функциональные звенья образуют строит. комплекс. Но основа КС и всей инвест. сферы – строит. организации.
Переход КС на рын. условия хозяйствования сопров реформир отрасли и созд новых преприним. структур (ОАО,ЗАО). Эти орг-ции негосуд. Форм собственности составили на конец 2005г. – 88,6% от общего колич строит. орг-ций. А выполн ими V работ – 69,6%. В период рын. преобразований произошло значит сниж инвест. Деят в стране. За период 90-2000гг. V инвестиций в основной капитал снизился более чем в 2 раза.
Из-за недостаточности заказов на рынке строит. орг-ции РБ стали предлагать свои услуги на экспорт(Э)(ближнее и дальн. зарубежье). Правительство РБ оказало поддержку предпр строит. комплекса, кот. Э-ют строит. услуги, предоставляя им ряд налоговых и др. льгот:1) строит. работы за пределами РБ освобождаются от обложения НДС, при условии, если: а) указанные работы выполняются на основе строит. договора с нерезидентом заказч; б) выр от реализ работ поступила на счета Э-ров в банках РБ в СКВ или в нац. валютах стран СНГ; 2) прибыль, полученная от прироста реализации продукции на Э, обл налогом по ставке меньшей в 2 раза(12%); 3) по V-м работ, выпол на терр СНГ строит. орг-ции освоб от уплаты отч в Респуб. фонд поддержки произв с/х; 4) строит. орг-циям, вып работы в РФ, предоставл дополнит. льготы: по V-м вып работ они освоб от уплаты налога с пользований автодорог, от отчислений в фонд развития строит. науки и в инновац. фонд.
В посл. годы в РБ практикуется строительство «под ключ» при возведении небольших и несложных объектов.
22. Подрядные торги в стр-ве, их виды и значение, отвст-сть за проведение торгов. Развитие рын отношений обусл переход от закл прямых дог между заказчиком и подр орг-ми к размещению зак на стро-во объектов на конкурсной основе, путем провед торгов. Предм торгов явл возвед новых, расшир, реконстр действ объектов и м б разр-тка инвестиц проекта, оказание инженерн услуг, пост-ка строиматер, оборуд.
Торги создают условия конкур между претенд на пол заказа. Это позвол инв-ру выбрать подр-ка, предл кот с точки зрения цены, сроков, технич и др усл в наибол степени удовл его. Торги обязат по объекта м стр-ва, финанс: 1) за счет средств респ. И местных бюджетов 2) гос. Целев. Бюдж фондов 3) гос. Внебюдж фондов 4) внешних гос займов и кред отечеств банков, получ под гарантии прав-ва РБ. 5) по объектам, финанс за счет иных источн – торги обязател при стоимост 50 тыс б в и более. В случаях непровед подр торгов или несоблюд их провед – штраф Юл и должн лицам.
Финанс стр-ва объектов за счет бюдж ср-в, внешн займов и кред банков РБ под гарантии прав-ва РБ без провед подр торгов идет наложен штрафа в размере от 10 до 30 б в.
На стр-во объектов, стоим менее 3 тыс и 50 тыс б.в, размещ заказов произв-ся через прямые переговоры и закл дог-ра на вып соотв видов работ. Не разреш деление заказа на части с целью исп сниж его ст-ти и избеж провед торгов.
Различ следующ виды торгов: 1) открытые и 2) закрытые. Откр – процедура выбора подр-ка из числа всех участвующих в кокурсе претендентов. Они пров-ся на основе объявлений в печати. В них могут участвовать все желающие стр организ независимо от форм собств, ведомственной подчиненности, но с лицензией. Явл-ся основной формой провед торгов. Закр – разм заказов на стр-во объектов спец назн-я. Это проекты при проектировнии и возведении кот должны соблюдаться треб об охране гос секретов. Они включ процедуру выбора генподрядчика из числа заранее известных спциализир организ со спец лицензиями.
23. Организация и порядок проведения торгов на стр-во объектов. Подгот и провед торгов обеспечивает организатор – сам инвестор или привлек им спец инженерная орг-я. К моменту объявления торгов орг-р д иметь 1) док – право его на земельный участок 2) разр-е местн органа власти на стр-во объекта 3) проектн док, прош гос экспертизу. Организатор осущ след функции: 1. Приним решения о разм заказа 2. Назн ответствен лицо за провед торгов 3. Обесп разр-ку и утв конкретную док 4. Публик извещение о пров торгов или направляет приглаш претендентам 5. Размещ в печати рез-ты торгов.
Для проведения торгов готовится конкретная док. Док группируются в след разделы: 1) Предмет заказа. Здесь данные о наимен, адресе, контактн телефонах, о налич разрешения местн органа власти на стр-во, о налич стр площадок, о предполаг сроках начала и оконч стр-ва объекта. 2) Свед о наличии и составе проектно-сметной док на стр-во объектов, наличие гос эспертизы и другие свед, 3) Условия проведения торгов. Содержит доп и обязат услов для претендентов. Обяз условия: сроки стр-ва объекта, стартовая цена, возможн ее измен и др. Доп условия: сроки и порядк проведения предварит квалиф отбора претендентов, наличие у претендентов спец оборудования, наличие опыта вып аналог работ. 4) Порядок и объем представления претендентов конкурсн предложения. Содержит перечень документов, представляемых претендентом организатору торгов, требования орг-ра торгов по оформлению документов и др. 5) Условия закл договора. Перечень осн нормативно-правовых актов, на основании которых будет произволиться заключение дог, содержит проект договора стр подряда в редакции инвестора, сроки и место подписания договора после подведения итогов торгов 6) обяз-ва организатора торгов: обесп объективный и равный подход ко всем претендентам, к рассмотрению их локументов, к осуществлению выбора.
Отбор осуществляет конкурсная комиссия. Критериями отбора явл: наличие опыта, деловая репутация претендента и др. Претенденты, прошедш предвар отбор, приобрет конкретн документацию, изуч ее разрабатывают свое предложение и направляют организатору торгов. В установленный день проводится открытое заседание конкурсн комиссии. На нем вскрываются пакеты с предложениями претендентов. В течении 1-2 мес комиссия изучает проекты. На заседании комиссии претендент, получивший наиб число голосов объявляется победителем.
24. Причины инвестиц. кризиса в РБ. Современ. состояне инвестиц. сферы. Ежегодный объем прямых И составляет примерно 1,5 трлн долл. Из них почти полов идет в США, Японию, Германию и Англию. Осн целью инвестир-я для эк развитых стран явяляется захват новых рынков. Для привл ин кап страна должна создавать благопр инвестиц климат. Инв климат – это совок политич, эконом, соц прав, административн усл, существующ в стране и влияющ на деятельность инвестора.
Учитывая значимость ин И прав-во РБ определило привлечение ин кап-ла в качестве одного из важных направлен инв пол-ки РБ. Потребн бел эк-ки в И на период 2001-2010 гг оценивается в 13 млрд долл. Привлекат для привлеч ин И в РБ явл: 1. Выгодное геополитич полож, 2. Стабильность в общ-ве 3. Налич большого внутрен рынка для сбыта прод (благодаря единому тамож простр-ву с РФ ), 4. Незаконч приватиз гос. Собств-ти, возм-ть принять в ней участие, 5. Значит произв-технич мощнотси местн предпр и другие. РБ тестно сотрудничает с междунар фин и инвестиц организациями: ЕБРР, МВФ, междун банк реконстр и разв, международные фин корпорации и др. РБ активно развив инвестиц сотр-во и с отд странами (США, Германия, Франция, Турция.
25. Активизация
инвест.деят-ти как условие
Ситуация, сложившаяся в РБ, высокая изнош ОПФ, не конкур. больш-во произв-х тов. и др. свид-ет, что без наращ V инвестиций в реальный сектор, без активной инвест-й деят-ти, не возможен устойч экон. рост страны. В соврем условиях практика промышл-развитых стран свид-ет, что самые выс темпы роста эк-ки дост-тся в в период выс инвестиц активности. Также с высокой инвест-ной активностью гл. обр-м иностр-х инв-ров связан подъем и развитие ряда стран Азии. Связь экон роста и инв. активности двухсторонняя и взаимообусл-я:
Инв.акт-ть стимул-ет эк.рост. Подъем эк-ки и в частности рост ВВП созд-т реальные условия для роста инв-ций.
Годы |
ВВП |
Инв-ции |
2001 |
104,7% |
96,5% |
2002 |
105 |
106 |
2003 |
107 |
120,8 |
2004 |
111,4 |
120,9 |
2005 |
109,4 |
120 |
2006 |
109,9 |
131,4 |