Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:59, курсовая работа
Таким образом, цель курсовой работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий.
Основные задачи курсовой работы:
Рассмотреть понятие и сущность инноваций.
Выявить виды инноваций.
Рассмотреть различные классификации нововведений, а также изучение принципов классификации инноваций.
Введение 4
1. Понятие, виды и классификация инноваций 5
2. Инновационная деятельность предприятия 13
Заключение 23
Расчетная часть 24
Список литературы 35
Принципиальные отличия инновационной деятельности предприятия от текущего производства заключается в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и технологии, строится на выявлении условий успеха, на основании прошлого опыта и сложившихся тенденций. Для такого анализа характерно применение ретроспективной корреляции между итогами хозяйственной деятельности и издержками. Характерными подходами являются: комплексный экономический анализ эффективности использования инноваций, анализ технико-организационного уровня производства, анализ использования производственных ресурсов и анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли.
Оценка эффективности использования инноваций осуществляется с помощью следующей системы показателей:
Рентабельность затрат, осуществляемых на инновацию Рз. Она рассчитывается по формуле:
где ∆П – прирост прибыли, полученный от инновации, ден. ед.;
Зи – затраты, связанные с осуществлением инновации, ден. ед.
Срок окупаемости инновации определяется по формуле:
где Пср – среднегодовая величина прибыли, полученная от инноваций, ден. ед.
Для определения эффективности использования инноваций рассчитывается коэффициент экономической эффективности инвестиций в инновацию (Еа):
где С1, С2 – себестоимость (текущие затраты) годового объема выпуска продукции по вариантам и инновацией и без инноваций, ден. ед.;
K1, К2 – единовременные затраты (капитальные вложения) по сравниваемым вариантам в осуществление инновации, ден. ед.
Соответственно рассчитывается срок окупаемости капитальных вложений в инновацию (Ток), осуществляемых для реализации вариантов:
Поскольку при финансировании вариантов имеет место разновременность осуществления затрат и получаемого эффекта (текущих затрат), из системы методов сравнительной экономической эффективности для оценки результативности инноваций используют метод приведения к единому моменту времени (метод приведенных затрат). Применение данного метода позволяет определить годовой экономический эффект в случае предпочтения внедрения варианта с инновацией (Эи):
где ПЗ1, ПЗ2 – соответственно приведенные затраты по рассматриваемым вариантам, ден. ед.;
ВП2 – объем выпуска продукции в год (в натуральных измерителях).
В случае, если предприятие в результате внедрения инновации осуществляет выпуск нового продукта, экономический эффект (Эни) от его производства можно определить по формуле:
где Цп – планируемая цена нового продукта (за вычетом налогов, включаемых в цену в соответствии с законодательством), ден. ед.;
Сп – планируемая себестоимость единицы нового продукта, ден. ед.;
ВПпл – планируемый объем выпуска нового продукта (в натуральных измерителях).
Повышение инновационного уровня производства отражается в структурных изменениях персонала предприятия (в частности, увеличивается доля высококвалифицированных работников); активной части основных фондов (возрастает доля производственных автоматов и полуавтоматов, оборудования, основанных на новых электронных технологиях, и т.д.).
Инновации уже сегодня вносят значительный вклад в экономическое развитие Республики Беларусь. Инновации захватили не только сферы техники и высоких технологий, но и распространились практически по всем отраслям экономики: от сельского хозяйства и транспорта до медицины и образования. Только постоянно расширяя ассортимент оказываемых услуг и реализуемых товаров, осваивая новые технологии и новую технику, обеспечивая рост качества при снижении затрат на производство, совершенствуя формы и методы организации производственных процессов, привлекая новые источники ресурсов можно обеспечить устойчивое и стабильное развитие предприятия.
2. Инновационная деятельность
Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности. Каждое предприятие стремится обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, т.е. такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкретном рынке в данное время.
Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок либо иных научных достижений) и технологически новые производства или усовершенствованные продукты или услуги с целью внедрения их на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
Инновационная деятельность предприятия выступает как способ удовлетворения взаимосвязанных экономических интересов производства и покупателя, который осуществляется путем использования и коммерциализации результатов научных исследований и разработок для качественного и непрерывного обновления технической и технологической базы производства, организации труда, производства и управления с целью освоения и выпуска новой конкурентоспособной продукции, получившей признание на внутреннем и мировых рынках товаров.
Инновационная деятельность включает, во-первых, получение новых знаний (открытие новых закономерностей, явлений и свойств материального мира, изобретения, научные или технические рекомендации, ноу-хау и т.п.), во-вторых, использование научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения новой продукции, технических средств, технологий, материалов, новых методов организации и управления производством, в-третьих, коммерческая реализация новых продуктов (услуг), которая удовлетворяет потребности рынка в новшествах и обеспечивает экономический доход (прибыль), социальный, экологический или иной эффект. Главными источниками доходов предприятий являются не только реализация новой научно-технической продукции, но прежде всего – широкая продажа права использования производственных объектов интеллектуальной собственности.
Согласно различным определениям инновационная деятельность может состоять из разных этапов, но все они взаимосвязаны и обеспечивают эффективность инновационного процесса.
Этапы инновационной деятельности:
На стадии научно-исследовательских работ (НИР) исследуются возможности реализации возникшей идеи, разрабатываются методические подходы к оценке возможности создания нового продукта (технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе осуществляются опытно-конструкторские разработки (ОКР) – разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство). Если испытания прошли успешно, начинается производство новой продукции. Особое значение имеет этап освоения, когда необходимо адаптировать производственный процесс к новым требованиям (освоить новое оборудование, овладеть новой технологией и т.д.). Эффективность производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.
Выход на рынок с новым продуктом требует проведения особой дополнительной работы.
Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.
Откуда берутся инновационные идеи? Можно назвать семь источников таких идей. Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:
Следующие три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли. Это:
Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или иного типа изменения позволяет установить характер инновационного решения. Вместе с тем из семи источников изменений наиболее важными являются третье и седьмое, так как ни носят наиболее радикальный характер.
Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:
Совокупность технологических, управленческих и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание, внедрение и коммерческую реализацию нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Ее цель – предоставить предприятию существенные конкурентные преимущества по сравнению с конкурентами и в конечном итоге увеличить реализацию новой продукции и рентабельность производства. На основе инновационной политики предприятия ежегодно формируют инновационную программу, представляющую собой комплекс намеченных к реализации инновационно-инвестиционных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающих эффективное решение задач по освоению новых технологий, производству принципиально новых видов продукции, совершенствованию действующей системы организации производства, труда и управлением предприятием.