Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов оценки эффективности инновационной деятельности на предприятии.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановки и решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы инновационной деятельности на предприятии;
2. Рассмотреть инновационную деятельность ОАО «Полярные Зори»;
3. Провести анализ инновационной деятельности гостиницы ОАО «Полярные Зори»;
4. Разработать мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности ОАО «Полярные Зори»;
5. оценить эффективность внедрения комплекса рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………………3
1. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия……….5
1.1 Понятие и виды инновационной деятельности…………………….............5
1.2 Методы и приемы анализа результативности инновационной деятельности………………………………………………………………………6
1.3 Отечественный и зарубежный опыт развития инновационной деятельности предприятия………………………………………………............10
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Полярные Зори»……………………………………………………………………………...16
2.1 Организационная характеристика ОАО «Полярные Зори»……………16
2.2 Экономическая характеристика ОАО «Полярные Зори»………………20
2.3 Анализ показателей инновационной деятельности в ОАО «Полярные Зори»………………………………………………………………………..…….27
3 Совершенствование процесса инновационной деятельности ОАО «Полярные Зори»……………………………………………………………….32
3.1 Мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности в ОАО «Полярные Зори»…………………………………………………………32
3.2 Внедрение системы онлайн - бронирования в ОАО «Полярные Зори»…………………………………………………..…………………………37
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий в ОАО «Полярные Зори»……………………………………………………...................48
Заключение………………………………………………………………….……50
Список использованных источников……………………………..…………….51

Файлы: 1 файл

kursach_AFkhd.docx

— 96.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………...…………………3

  1. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия……….5

1.1 Понятие и виды инновационной деятельности…………………….............5

1.2 Методы и приемы анализа  результативности инновационной деятельности………………………………………………………………………6

1.3 Отечественный и зарубежный опыт развития инновационной деятельности предприятия………………………………………………............10

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Полярные Зори»……………………………………………………………………………...16

    1. Организационная характеристика ОАО «Полярные Зори»……………16
    2. Экономическая характеристика ОАО «Полярные Зори»………………20
    3. Анализ показателей инновационной деятельности в ОАО «Полярные Зори»………………………………………………………………………..…….27
  1. Совершенствование процесса инновационной деятельности ОАО «Полярные Зори»……………………………………………………………….32
    1. Мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности в ОАО «Полярные Зори»…………………………………………………………32
    2. Внедрение системы онлайн - бронирования в ОАО «Полярные Зори»…………………………………………………..…………………………37
    3. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий в ОАО «Полярные Зори»……………………………………………………...................48

Заключение………………………………………………………………….……50

Список использованных источников……………………………..…………….51

Приложения……………………………………………...………………………53

 

 

 

 

 

Введение

 

В рыночных условиях управление инновационной деятельностью в  значительной степени зависит от эффективности использования предприятием возможностей рыночной среды и четкой системы планирования ресурсов предприятия, прежде всего - финансовых, при реализации инновационных проектов, что, в свою очередь, требует анализа возможностей получения финансирования, условий  и способов его реализации.

Актуальность темы исследования. Управление современным предприятием в условиях глобализации экономики, и возрождение промышленных предприятий  на качественно новом уровне, основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного  потенциала, представляет собой сложный  процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения  стратегической задачи обеспечения  устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. Актуальными  являются задачи разработки для промышленных предприятий выбор эффективных  инновационных проектов, создание механизма  эффективной реализации стратегии  нововведений, формирование инфраструктуры поддержки научно-технической деятельности, рациональное использование научно-технического потенциала предприятия.

Целью исследования является теоретическое обоснование и  разработка инструментов оценки эффективности  инновационной деятельности на предприятии.

Цель, объект и предмет  исследования обусловили постановки и  решения следующих задач:

1.  Изучить теоретические  основы инновационной деятельности на предприятии;

2.  Рассмотреть инновационную деятельность ОАО «Полярные Зори»;

3.  Провести анализ  инновационной деятельности гостиницы ОАО «Полярные Зори»;

4. Разработать  мероприятия   по  совершенствованию инновационной деятельности ОАО «Полярные Зори»;

5.  оценить эффективность  внедрения комплекса рекомендаций  по совершенствованию инновационной деятельности.

Предмет исследования – анализ оценки эффективности инновационной деятельности.

Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО «Полярные Зори».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия
    1. Понятие и виды инновационной деятельности

 

«Инновация» (innovation – новшество; нововведение – англ.) появился в отечественном экономическом и юридическом лексиконе в начале 1980-х гг., будучи «включенным» в общий смысловой контекст обширнейшего гуманитарного понятия научно-технического прогресса.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а  только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Понятие инновация относится  как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости  клиентов организации, понятие инновационности  можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к  новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование  и коммерциализацию результатов  научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой  продукции (товаров, услуг), совершенствования  технологии их изготовления с последующей  реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Следует различать понятие  инновационной деятельности в широком  и узком смыслах.

 В широком смысле  под инновационной деятельностью  понимают любое использование  в практических целях научных  или научно-технических результатов  во всех сферах человеческой  деятельности.

 В узком смысле инновационной  деятельностью считают использование  в практических целях научных  или научно-технических результатов  в одной из сфер человеческой  деятельности.

Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые  в своей совокупности приводят к  инновациям.

Разновидностями инновационной  деятельности могут быть:

1) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества;

2) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала;

3) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, рекламную кампанию;

4) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок и т.п.;

5) приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования;

6) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур.

 

1.2 Методы и приемы анализа результативности инновационной деятельности

 

Метод - это способ исследования, способ познания предмета науки, способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования явлений природы и общества.

Всю совокупность методов  исследования результативности инновационной  деятельности можно разбить на три большие группы.

Первая группа - неформальные методы (трудно формализуемые) основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи строгих аналитических  зависимостей. Это методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании  их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации. Большую роль в применении этих методов  играют опыт и интуиция аналитика. Главной группой из неформальных методов являются экспертные оценки, которые подразумевают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений.

Методы экспертных оценок можно разделить на две группы: методы коллективной работы экспертной группы и методы получения индивидуального  мнения членов экспертной группы. Они  включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок, метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.

Вторая группа - это формализованные  методы, которые опираются на предварительно заданные строгие зависимости и  правила. К ним относят все  экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные инновационного решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

-аналитические (включают  методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное  исчисление, методы поиска экстремумов  функций, вариационное исчисление  и другие, методы математического  программирования, теории игр);

-статистические (включают  теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию  вероятностей - и направления прикладной  математики, использующие стохастические  представления - теорию массового  обслуживания, методы статистических  испытаний и другие методы  статистического имитационного  моделирования);

-теоретико-множественные,  логические, лингвистические, семиотические  представления (разделы дискретной  математики, составляющие теоретическую  основу разработки разного рода  языков моделирования, автоматизации  проектирования, информационно-поисковых языков).

-Метод сравнения позволяет  оценить работу предприятия, определить  отклонения от плановых показателей,  установить их причины и выявить резервы.

-Индексный метод применяется  при изучении сложных явлений,  отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели  индексы необходимы для оценки  выполнения плановых заданий,  для определения динамики явлений и процессов.

-При применении балансового  метода анализа связь между  отдельными показателями выражается  в форме равенства итогов, полученных  в результате различных сопоставлений.

-Графический метод является  средством иллюстрации хозяйственных  процессов и исчисления ряда  показателей и оформления результатов анализа.

К третьей группе относятся  комплексные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных  методов. К третьей группе также  относят методы исследования информационных потоков.

Специфические их методы:

1) Факторный анализ (как метод и как направление анализа) - это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект машины элементы совокупных затрат, производительности труда и т.д.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

При этом, метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной  деятельности, исключает действие других факторов. А метод цепных подстановок  так же является разновидностью факторного анализа (в то числе элиминирования) и заключается в получении  ряда корректированных значений обобщающего  показателя путем последовательной замены базисных значений факторов - сомножителей фактическими.

2) Функциональный анализ - исследуется динамика системы путем выявления используемых способов и алгоритмов управления, реализуемых в различных условиях обстановки и полученных при этом результатов. Цель функционального анализа - исследование динамических характеристик системы путем определения: процессов изменения ее состояния с течением времени на основании принятых алгоритмов функционирования. Объектами исследования функционального анализа являются реализуемые системой методы и алгоритмы управления.

3) Структурный анализ проводится с целью исследования статических характеристик системы путем выделения в ней подсистем и элементов различного уровня и определения отношений и связей между ними.

4) Информационный анализ выполняется с целью исследования количественных и качественных характеристик информации, используемой в системе управления. Объектами исследования являются информационные потоки и массивы данных, формируемые в процессе управления, методы и средства их передачи, обработки, хранения, представления, ввода и вывода.

4) Параметрический анализ обобщает результаты структурного, функционального и информационного анализа и выполняется с целью оценки эффективности системы управления на основе определения количественных значений ее показателей.

5) Системный анализ - это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.

6) Оценка эффективности. При этом с целью определения достигнутых в процессе функционирования системы управления результатов и затраченных на достижение этих результатов материальных и временных ресурсов производятся вычисления количественных значений выбранных показателей эффективности, формирование критериев и оценка эффективности с помощью данных критериев.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия