Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении вопросов управления рисками инновационного проекта.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать теоретические подходы менеджмента к управлению рисками и уточнить понятие инновационного риска как экономической категории;
выявить процедуры, методы, инструменты управления рисками;
произвести анализ и оценку риска инновационного проекта;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Риск, как объективная экономическая категория
1.1 Понятие и виды рисков инновационного проекта………………………….5
1.2 Риск – как экономическая категория……………………………………….8
1.3 Роль государства в управлении рисками………………………………….12
2. Управление рисками
2.1 Процедуры управления рисками………………………………………….17
2.2 Основные методы и инструменты управления рисками инновационного проекта……………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………35
Условия неопределенности, имеющие место в экономической деятельности, являются предметом исследования и объектом постоянного наблюдения экономистов самых различных профилей [10].
Неопределенность результата экономического риска обусловлена непредсказуемостью финансовых результатов экономического субъекта и уровнем доходности финансовых операций. Ожидаемый уровень результативности финансовых операций колеблется в зависимости от вида и уровня риска в довольно значительном диапазоне. Таким образом, экономический риск может сопровождаться как существенными финансовыми потерями для предприятия, так и формированием дополнительных его доходов [7].
Для принятия управленческих решений разумно использовать классификацию экономических рисков по видам. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация экономических рисков
Критерии классификации |
Виды экономических рисков |
По сферам локализации денежных потоков |
1. Экономический риск в 2. Экономический риск в финансовой сфере; 3. Экономический риск в инвестиционной сфере; 4. Экономический риск от чрезвычайной деятельности. |
По местам возникновения и центрам ответственности |
1. Экономический риск отдельной операции; 2. Экономический риск в центрах ответственности; 3. Экономический риск предприятия в целом. |
По уровню риска |
1. Высокий экономический риск; 2. Средний экономический риск; 3. Низкий экономический риск. |
По видам инвестиционных решений |
1. Индивидуальный экономический риск; 2. Портфельный экономический риск. |
По факторам возникновения |
1. Внешний (систематический 2. Внутренний (несистематический экономический риск). |
Критерии классификации |
Виды экономических рисков |
По финансовым последствиям |
1. Экономический риск, влекущий прямые потери или выгоды; |
2. Экономический риск, несущий косвенные потери (упущенную выгоду) или выгоды. | |
По видам активов предприятия |
1. Риск потери ликвидности; 2. Риск снижения эффективности; 3. Депозитный риск; 4. Кредитный риск; 5. Риск неисполнения договорных обязательств. |
По видам источников формирования |
1. Экономический риск 2. Экономический риск заемного капитала; 3. Экономический риск временно привлеченных средств; 4. Риск структуры капитала. |
По проявлению во времени |
1. Постоянный экономический риск; 2. Временный экономический риск. |
По степени управляемости |
1. Полностью исключаемый 2. Снижаемый экономический риск; 3. Неснижаемый экономический риск. |
По уровню финансовых потерь |
1. Допустимый экономический риск; 2. Критический экономический риск; 3. Катастрофический экономический риск. |
По комплексности исследования |
1. Простой экономический риск; 2. Сложный экономический риск. |
По функциям финансового управления |
1. Риск экономического планирования; 2. Риск экономического прогнозирования; 3. Риск экономического регулирования; 4. Риск экономического анализа; 5. Учетный экономический риск. |
По этапам жизненного цикла предприятия |
1. Экономический риск подготовительного этапа; 2. Экономический риск инвестиционного этапа; 3. Экономический риск этапа освоения рынка; 4. Экономический риск этапа роста; 5. Экономический риск этапа зрелости; 6. Экономический риск этапа упадка. |
По типам развития предприятия |
1. Экономический риск эволюционного развития; 2. Экономический риск революционного развития. |
Таким образом,
риск как экономическая категория
описывает вероятность потерь в
результате неопределенности, что может
привести к наступлению непредвиденных
или неблагоприятных для
1.3 Роль государства в управлении рисками
Нормативно-законодательная база регулирования инновационной деятельности достаточно обширна. Вместе с тем, ее построение нельзя считать завершенным, поскольку она постоянно адаптируется.
Субъектами инновационной деятельности являются:
1. Инновационные предприятия различных форм собственности, осуществляющие, инновации;
2. Владельцы интеллектуальной собственности (авторы открытий, изобретений, промышленных образов, проектов предприятий, установок, технологических процессов, дизайнеры), реализуемой в процессе инновационной деятельности;
3. Инвесторы, вкладывающие капитал в осуществление инноваций (банки, фонды, корпорации, лизинговые фирмы и т.п.);
4. Посредники, обслуживающие инновационный процесс и обеспечивающие его инфраструктуру (консалтинговые и инжиниринговые фирмы, технологические инкубаторы, технопарки, технополисы, информационные центры и т.п.);
5. Государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в управление, координации и регулировании инновационной деятельности;
6. Общественные организации, участвующие в инновационной деятельности или представляющие интересы отдельных ее участников [2].
Законодательство об инновационной деятельности и государственной инновационной политике состоит из:
Российской Федерации международных договоров и соглашений
Основные функции
1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая концентрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только непосредственным финансированием инновационных процессов из государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных) структурах. Государство может концентрировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы.
2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.
3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.
4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т.е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.
5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к достижению сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к постоянному образованию в течение всей активной жизни.
6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем - одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.п.
7. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь, прежде всего, выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и др.).
8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия. С другой стороны, только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.
9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности.
Государство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.
10. Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т.п.). Государство содействует рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала. Как правило, центральные государственные структуры стремятся к выравниванию условий распространения инноваций по территории страны.
11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансферт инноваций [16].
Активное участие
государства в инновационной
деятельности связано с необходимостью
долгосрочного прогнозирования
результатов научно-
Таким образом, к теории основного управления рисками инновационного проекта относятся определения риска инновационного проекта, виды рисков, причины возникновения, классификация экономических рисков, субъекты инновационной деятельности, законодательство об инновационной деятельности и государственной инновационной политике, а также основные функции государственных органов в инновационной сфере.
2. Управления рисками
2.1 Процедуры управления рисками
Управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение нескольких процедур. Они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Процедуры управления рисками
Планирование управления рисками – выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.
Идентификация рисков – определение рисков,
способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.
Качественная оценка рисков – качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.
проекта.
Количественная оценка – количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.
Планирование реагирования на риски – определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.
Мониторинг и контроль рисков – мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.
Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать [15].
Информация о работе Общая оценка и методы управления риском инновационного проекта