Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 02:41, курсовая работа
Разработка проекта на данную тему ставит целью закрепление теоретических знаний по курсу “Инновационный менеджмент” и приобретение студентами практических навыков при оценке эффективности инновационных проектов.
Этап 3. Финансово-промышленная группа как новая организационная структура
В современной российской экономике ведущее место занимают финансово-промышленные группы (ФПГ). Эта новая организационная структура объединяет промышленные предприятия, банки, торговые организации. Характерная особенность ФПГ состоит в том, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации. Основной принцип создания ФПГ базируется на реализации единого технологического цикла (технологической цепочки – ТЦ). Цепочку формирует управляющая компания ФПГ.
3.1 Формирование ФПГ
Управляющая компания формирует ТЦ инновационного цикла из ряда организаций – претендентов на участие в конкретной работе, которые занимаются НИР, конструкторской и технологической подготовкой производства. В процессе отбора оценивается эффективность работы каждого из возможных контрагентов, а затем по результатам оценки потенциальных участников каждой стадии инновационного процесса выбирают контрагентов с максимальной эффективностью. Для реализации этого процесса используется следующий алгоритм:
А) вычисляется доля затрат каждого контрагента (ДЗ k i) в общих затратах ФПГ.
ДЗ k i = З k i / З ФПГ ,
где З k i – затраты i-го контрагента,
З ФПГ – затраты ФПГ
З ФПГ =
n = 5.
(1 507 758+ 4 523 274+ 1 005 172+1 507 758+402 068,8)+502 586=9 448 616,8 руб.
(669 939+ 2 197 033+ 1 056 265+ 1 358 055+ 410 433)+ 1 137 145=6 828 870 руб.
(946 962,9+ 5 129 382,7+1 041 659,2+ 2 651 496,1+ 741 787,8) +2 102 258= 12 613 547 руб.
б). Вычисляется доля каждого контрагента (ДПki) в совокупной чистой прибыли ФПГ.
Пki – чистая прибыль i-го контрагента;
Пфпг – чистая прибыль ФПГ.
(278 633,68+1 291 847,05+ 444 788,61+ 447 471,54 + 246 066,1)+572 727=3 275 534 руб.
(79 672,6+ 263 644+ 158 440+ 244 450+ 410 433)+ 893 259= 2 049 898,6 руб.
(71 022+236 740+ 47 348+ 113 635+ 23 674)+ 98 484= 590 903 руб.
в). Рассчитывается коэффициент корпоративной эффективности (Kki) для каждого контрагента.
Форма 8
Контрагенты |
Значения коэффициента корпоративной эффективности | ||
1 |
2 |
3 | |
Прикладные разработки НИР |
0,56 |
0,4 |
1,5 |
Подготовка производства |
0,8 |
0,4 |
1 |
Организация производства |
1,27 |
0,53 |
1 |
Маркетинг и организация сбыта |
0,8 |
0,6 |
0,9 |
Послереализационное обслуживание |
2 |
2,9 |
2 |
По результатам расчетов коэффициентов корпоративной эффективности предприятий-претендентов формируется ФПГ из контрагентов с максимальными значениями коэффициента корпоративной эффективности.
Форма 9
Участники ФПГ |
Затраты на конец периода, руб. |
Чистая прибыль, руб. |
Прикладные разработки НИР |
946 962,9 |
71 022 |
Подготовка производства |
5 129 382,7 |
236 740 |
Организация производства |
1 005 172 |
444 788,61 |
Маркетинг и организация сбыта |
2 651 496,1 |
113 635 |
Послереализационное обслуживание |
410 433 |
410 433 |
3.2 Контроль функционирования
Контроль за деятельностью ТЦ в целом состоит из следующих этапов:
- контроль взаимодействия контрагентов
- анализ взаимодействия
- выявление узкого места в ТЦ.
А) контроль взаимодействия предприятий.
Для первоначального анализа функционирования бывает достаточно показателя интегральной эффективности Эц. Но этот показатель не позволяет ответить на вопрос: эффективнее ли функционирование предприятий в качестве единого целого, чем функционирование каждого по отдельности, и если это так, то насколько?
Для ответа на этот вопрос необходим показатель, при расчете которого интегральный показатель эффективности функционирования ТЦ соотносится с каким-то другим показателем, отражающим общую эффективность функционирования предприятий, действующих самостоятельно. За этот показатель примем среднее экономическое значение показателей эффективности, вычисленных для каждого предприятия.
Эффективность i-го предприятия ФПГ определяется как:
Э I = П I / З i
Э 1 = 71 022/946 962,9=0,08
Э 2 = 236 740/5 129 382,7=0,05
Э 3 = 444 788,61/1 005 172=0,44
Э 4 = 113 635/2 651 496,1=0,04
Э 5 = 410 433/410 433=1
Среднее экономическое значение определяется как:
Формула для вычисления показателя взаимодействия:
Показатель интегральной эффективности (отражает эффективность всей ФПГ):
Валовые активы ФПГ:
ВАi – валовые активы i-го участника ФПГ;
n – количество предприятий в ФПГ;
ВАфпг – Валовые активы ФПГ.
= 71 022 +236 740+444 788,61+113 635+410
71 022*2,8+236 740*3,5+444
= (946 962,9+5 129 382,7+1 005 172+2 651 496,1+410 433)*
Таким образом, на первом этапе контроля выясняется, насколько эффективно действуют отдельные участники ФПГ, а также вся группа в целом.
б). Анализ влияния факторов на изменения показателя взаимодействия (изучение эффективной ТЦ в динамике)
В данной работе не проводится.
в). Выявление «узкого места» места в ТЦ
Во время функционирования ТЦ возможно снижение ее эффективности. Это снижение может быть результатом деятельности всей цепочки или каких-то предприятий участников цепочки. Под «узким местом» ТЦ понимается предприятие или несколько предприятий, деятельность которых снижает эффективность деятельности всей ТЦ.
Введем, так называемый, показатель взаимодействия предприятий с поправкой на предприятие j (общее количество предприятий n=1,2,…,i,…,j…), формула для вычисления которого приведена ниже:
Эjц – эффективность цепочки с поправкой на предприятие j
В свою очередь:
-71 022= 969 832,6руб.
-236 740= 804 114,6руб.
-444 788,61= 996 066 руб.
-113 635= 927 219,6 руб.
-410 433= 630 421,6руб.
4 272 858-71 022*2,8= 4 073 996 руб.
4 272 858-236 740*3,5= 3 444 268 руб.
4 272 858-444 788,61*4,5= 2 271 309 руб.
4 272 858-113 635*3,0= 3 931 953 руб.
4 272 858-410 433*2,2= 3 824 905 руб.
Эjср – средняя эффективность предприятий ТЦ с поправкой на предприятие.
для случаев j=1
для случаев j=2,3,…,n-1
для j=n
Экономический смысл ПВ состоит в следующем. Заменим в ТЦ одно из предприятий единичным, которое при расчетах всех интегральных показателей, не оказывает влияния на общий показатель взаимодействия. Тогда можно предположить, что если интегральные
показатели, рассчитанные без учета j-го предприятия, выше, чем рассчитанные с учетом данных этого предприятия, то j-e предприятие своей деятельностью снижает интегральные показатели, и, следовательно, оно является "узким местом " в ТЦ.
Алгоритм выявления "узкого места" следующий:
- всем предприятиям
ТЦ присваивается порядковый
номер в соответствии с
- для каждого предприятия вычисляется ПВj;
- показатели взаимодействия, вычисленные ранее, сравниваются между собой;
- из всех
показателей взаимодействия
- предприятие, стоящее под зафиксированным номером является "узким местом" ТЦ.
Таким образом, предприятие под номером 3 является «узким местом» ТЦ.
Этап 4. Выбор оптимального уровня обслуживания при организации сервиса
Важной составной частью ИП является организация сервиса и послепродажного обслуживания. При организации сервиса перед фирмой встает вопрос его экономической эффективности. При осуществлении сервисного обслуживания должен быть выполнен его основополагающей принцип – высокий экономический эффект. Реализация этого принципа достигается высоким качеством обслуживания.
Сервис оценивается показателем “уровень обслуживания” η, который определяется по формуле:
η = n / N,
где n – фактическое кол-во и качество оказываемых услуг,
N – кол-во и качество услуг, которое теоретически может быть оказано.
Показатель “уровень обслуживания” отражает кол-во и качество предоставляемых потребителям услуг. Выбор оптимального уровня обслуживания потребителей определяется динамикой величины расходов на обслуживание и доходов предприятия от него.
При организации сервиса фирма сталкивается с двумя аспектами. С одной стороны, повышение уровня обслуживания ведет к увеличению спроса на товары и сами услуги и, следовательно, увеличивает доходы фирмы.
С другой стороны, улучшение сервиса требует соответствующего повышения расходов на обслуживание клиентов. По существу, процедура балансировки расходов, доходов и прибыли сводится к тому, что сопоставляются затраты, связанные с повышением уровня обслуживания, с доходами на рынке продажи, которые растут при увеличении числа и качества услуг. В итоге балансировки находится оптимум обслуживания.
А) Проанализировать в табличной форме изменение расходов на обслуживание и доходов от него. Для этого необходимо заполнить таблицу 2. Таблица заполняется по результатам анализа исходных данных, приведенных в приложении 2.
Таблица 2
% |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
Прирост расходов (тыс. руб.) |
0 |
+15 |
+20 |
+35 |
+50 |
+55 |
+60 |
+85 |
+115 |
+165 |
+350 |
Прирост доходов (тыс. руб.) |
0 |
+25 |
+55 |
+120 |
+140 |
+135 |
+105 |
+60 |
+50 |
+30 |
+20 |
Определить примерно по данным в таблице оптимум обслуживания, начиная с которого прирост расходов становится больше прироста доходов. После анализа изменения расходов и доходов в зависимости от уровня обслуживания по результатам данных, приведенных в табличной форме, провести их графический анализ. Для этого по исходным данным построить:
-
кривую расходов на
-
кривую доходов от
Построение осуществить графически. По построенному графику определить оптимальный уровень обслуживание и точку безубыточности (приведен в приложении).
График зависимости расходов и доходов от уровня обслуживания
(.)
А – точка, в которой разница
между доходами от
(.) В- точка, в которой расходы равны доходам (прибыль равна нулю). Это точка безубыточности, за которой фирма получает от сервиса одни убытки (~ 720 тыс. руб).
Этап 5. Определение научно-технического уровня разработки
Для оценки эффективности использования новой техники предлагается использовать систему показателей, включающую:
- уровень
качества, определяющий, в какой
степени совокупность
- технический
уровень, характеризующий
- конкурентоспособность,
которая проявляется на рынке
и определяется
5.1 Предварительные расчёты
Для оценки системы показателей необходимо осуществить предварительные расчеты, а именно:
А) Рассчитывается цена нового изделия по формуле:
Ц н = (З пр + З пп) / N r + З 2 + П п,
где Ц н – цена нового изделия,
З пр – затраты на проектирование,
З пп –-затраты на подготовку производства,
N r – планируемый объем производства в год (50-1000 штук),
Информация о работе Оценка эффективности инновационного процесса