Оценка экономической эффективности инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Файлы: 1 файл

Kursach_otsenka_ekonomicheskoy_deyatelnosti.docx

— 144.11 Кб (Скачать файл)
    • Рассчитать дополнительное количество рабочих, чтобы организовать вторую смену;
    • Рассчитать зарплату этих рабочих;
    • Определить необходимый объем выпуска БИП;
    • Определить объем выпуска всей продукции за отчетный период (таблица 5) и построить по этим данным графики траектории безубыточной работы и минимального предложения продукта.

Исходя из маркетинговых исследований, необходимо представить указанные позиции в произвольном плане во времени (по кварталам) и по объему выпуска продукции (особенно приборов и БИП).

Реализация рыночной стратегии фирмы должна строиться на освоении открытых сегментов рынка (таблицы 7;8).

Таблица 7

п/п

Название фирм основных конкурентов

Цена изделия, руб./шт.

Количество изделий, выпускаемых в год, шт.

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

Годовой объем продукции, %

Объем продукции за время присутствия на рынке, шт.

Объем продукции за время присутствия на рынке, %

1

«Диод»

3000

3000

9000,0

2,31

12000

9,23

2

«Каскад»

2500

2500

6250,0

1,92

7500

5,77

3

«Рубин»

1500

2800

4200,0

2,15

2800

2,15

 

Итого:

-

8300

-

6,38

22300

17,15


 

 

Всего конкуренты занимают 17,15% от общего объема рынка этих приборов, т.е. 22 300. Остаются «незанятыми» 82,85%, или 107 – 700 штук приборов.

Таким образом, необходимо обосновать стратегию для освоения рынка, занятия своей ниши и выхода на другие регионы.

Таблица 8

Оценка конкурентов

п/п

Характеристика конкурирующей продукции

Основные конкуренты фирмы

«Диод»

«Каскад»

«Рубин»

1

Объем продаж, шт./год

3000,0

2500,0

2800,0

2

Занимаемая доля рынка, %

9,23

5,77

2,15

3

Уровень цены, руб./шт.

3000,0

2500,0

1500,0

4

Финансовое положение

устойчивое

устойчивое

устойчивое

5

Уровень технологии

средний

средний

средний

6

Качество продукции

среднее

среднее

среднее

7

Расходы на рекламу

осуществляет

осуществляет

осуществляет

8

Привлекательность внешнего вида

средняя

средняя

средняя

9

Время деятельности фирмы на рынке, лет

4

3

1


 

 

Маркетинговая стратегия фирмы «Регул» - это проникновение с товаром рыночной новизны на свободный сегмент рынка и завоевание части рынка за счет оптимальной стратегии ценовой политики. Ближайшей перспективой через 2 года фирмы «Регул» является занятие и освоение 10-15% доли рынка.

 

 

4.3. Оценка неопределенности риска

4.3.1. Анализ условий безубыточности

Организация и информирование нового инновационного проекта 
ставят ряд серьезных вопросов перед предприятием:

                -не приведет ли в будущем  вновь организуемый проект к 
серьезному падению прибыли?

                -не окажется ли он убыточным?

                -не станет ли предприятие банкротом? и т.д.

Все это связано с характерным свойством инноваций - свойством 
неопределенности и риска. В связи с этим возникает необходимость 
того, чтобы инновационное предпринимательство стало обладать хотя бы некоторой надежностью, а в известном смысле и показателем 
финансовой прочности. Тогда бы оно стало достаточно устойчивым и 
маловосприимчивым к рыночным колебаниям и неблагоприятной 
конъюнктуре.

Необходимо провести маркетинговые исследования, спрогнозировать спрос, свое рыночное поведение и поведение конкурентов, а в 
итоге определить реальную для рынка будущую равновесную цену, 
которая может рассматриваться как твердая и исходная цена для 
дальнейшего анализа условий безубыточности.

При этом следует отметить, что анализ точки безубыточности 
может быть полезен определением не столько «порогового» минимального допустимого по прибыльности режима работы, сколько та- 
кого сочетания цены, объема выпуска и продажи товара (приборов), 
при котором будет максимизироваться оборот предприятия - с сохранением достаточной меры его экономической безопасности, т.е. так, 
чтобы обеспечивалась, как минимум, безубыточность работы инновационного предприятия.

Для этого предпринимателю (руководителю) фирмы необходимо 
определить различные «пороговые» значения объемов продаж изделия, при достижении которых рассматриваемое изделие (прибор) будет обеспечивать фирме:

                           -работу без убытков;

                           -работу, хотя и с убытками, но  при сохранении платежеспособности.

Такая же задача ставится и при соответствии бизнес-плана по инновационному проекту. Решение этой задачи позволяет сбалансировать доходы и расходы в рамках утвержденного и контролируемого бюджета данного проекта. 
Зависимость затрат (себестоимость продукции) от объема производства продукции можно выразить следующем уравнением:

 

 

                                                                                             (1)

 

- себестоимость годового товарного выпуска продукции в 
объеме N единиц;

- переменные затраты на единицу продукции;

- годовые постоянные затраты

Уравнение для выручки предприятия, которое на 
графике Тб выглядит в виде прямой линии, исходящей из начала осей 
координат, определяется формулой (2):

ВР = N * ц                                                                               (2)

  где ВР — годовая выручка предприятия от реализации изготовленной продукции;

           ц - цена реализации единицы продукции;

          N — годовой объем выпускаемой продукции.

В зависимости от объема производимой продукции предприятие 
может оказаться либо в левой (убыточной) зоне, либо в правой (рентабельной) зоне.

Отсюда следует, что при определенном объеме производимой продукции и ее успешной, полной реализации на рынке прибыль будет равна нулю, т.е. выручка от продажи изделий будет только соответствовать затратам, понесенным на их изготовление.

Таким образом, мы получим так называемую точку безубыточности (Тб), или критическую точку, или программу самоокупаемости, которую обозначим через (Nc - Тб).

Поскольку в программе самоокупаемости выручка равна общим 
затратам, можно записать

                                                                                                   (3)

Заменим в этом равенстве и решим уравнение относительно неизвестного искомого объема (Nc) производственной программы самоокупаемости (Nc - Тб).

                                                                                                (3,а)

                                           

                                           

                                                                                                                    (4)

 

Из формулы (4) следует, что меньшим постоянным затратам (), 
удельным переменным затратам (Зпер) и большей цене единицы товара 
(ц) будет соответствовать меньший объем выпускаемой и реализуемой продукции.

Это означает, что чем ближе точка безубыточности (Тб) будет находиться к началу осей координат, тем раньше предприятие начнет работать безубыточно.

Минимально допустимая продажная цена, т.е. цена при заданном 
объеме выпуска и реализации продукта на какой-то определенный 
краткосрочный период или для совместного изменения объемов выпуска,  реализации и цены продукции на более или менее долгосрочный период, может быть определена как цена «цена безубыточности», 
которая в расчете на планируемый объем выпуска продукта обеспечит предприятию безубыточную работу.

Безусловно, реально устанавливаемая на продукт цена будет отличаться от цены безубыточности. Она должна соответствовать конкретному спросу на продукт.

Однако, если предприятие будет знать цену безубыточности, то 
оно будет знать, какой спрос ему нужно создать или на какой спрос 
ориентироваться для того, чтобы назначить приемлемую для потребителей цену, которая была бы выше цены безубыточной и гарантировала бы предприятию прибыль.

Результатом анализа безубыточности в этом случае будет либо 
выведение для фирмы линии необходимого минимального предложения продукта в краткосрочном плане, либо минимально допустимого 
предложения продукта на перспективу.

В этом случае можно будет прогнозировать убытки предприятия, 
пока оно не достигнет режима минимального предложения товара, а 
также наметить источники покрытия ожидаемых убытков.

Для определения цены безубыточности при разных безубыточных объемах выпуска необходимо безубыточные выручки (ВРб) разделить на соответствующие им безубыточные объемы выпуска продукции Nc:

                                                                                                                        (5)

При любом объеме выпуска должен сразу и постоянно обеспечиваться объем продаж, не меньше, чем безубыточный объем (Nc).Иначе предприятие будет нести убытки. Чем больше будут постоянные издержки (), тем значительнее и длительнее будут эти убытки.

С другой стороны, при наличии неблагоприятной рыночной конъюнктуры, когда неизбежно сокращается спрос на продукцию и предприятие вынуждено снижать объем производства, незначительная производственная программа самоокупаемости позволяет предприятию оставаться рентабельным еще некоторое время и получать заметно пониженную, но все же некоторую прибыль. Этим существенно нивелируются возможные неблагоприятные последствия неопределенности рыночной ситуации, которая как бы находится под контролем данного предприятия, повысится надежность бизнеса и опосредованно уменьшится неопределенность бедующей рыночной ситуации.

Следовательно, программа самоокупаемости, опосредованно учитывая неопределенность рыночной ситуации в будущем, служит своеобразным индикатором риска предстоящего производства.

Для этого программу самоокупаемости соизмеряем с производственной мощностью и получаем опосредованную опенку риска нового инновационного проекта или нового предпринимательского дела:

 

где Хр - опосредованная оценка риска нового инновационного проекта;

    Nm- максимальная производственная' мощность предприятия;

   Nc- производственная программа самоокупаемости (таблица 9).

 

Таблица 9

Надежность и риск бизнесами капитальных вложений

в новое предпринимательское дело

 

 

отношение

производственной мощности к

программе самоокупаемости

               
                 
 

>8,0

6,0 <8,0

4,2 < 6,0

3,0 <4,2

2,5 < 3,0

2,0 <2,5

1,7 <2,0

< 1,7

                 
                 

 

Характеристика надежности бизнеса

 

 

сверхнадежный

Высокона

дежный

 

Надежный

Достаточно

надежный

 

Мало

надежный

 

Низко

надежный

 

Ненадеж

ный

 

Безнадежный

 

 

Характеристика уровня риска

 

Практически

отсутствует

Незначи

тельный

 

Малый

 

Ниже

среднего

 

Существен-

ный

 

Значитель

ный

 

Высокий

 

Сверх-

высокий

Информация о работе Оценка экономической эффективности инновационного проекта