Основы организации инновационной деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является обоснование экономической эффективности инновационного проекта, повышающего качество продукции.
Для реализации поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
– сформулировать комплексное понятие инноваций;
– исследовать организацию инновационной деятельности разработать мероприятия по совершенствованию качества продукции предприятия на основе инновационной деятельности

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….………….3
1. Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………...5
1.1 Классификация инноваций. Функции инноваций……………………………..5
2. 2. Краткая характеристика ООО «Стрела»……………………………………...8
3. Описание инновационного проекта……………………………………………...9
3.1. Сущность предлагаемого инновационного проекта……………………….....9
3.2. Предлагаемый вид инноваций………………………………………………….9
4. Характеристика инновационного продукта……………………………………11
5. Общий анализ рынка и концепция маркетинга………………………………..13
5.1. Общая характеристика рынка пивоварения………………………………….13
5.2. Анализ конкуренции на рыках сбыта………………………………………...14
5.3. Концепция маркетинга………………………………………………………...15
6. Разработка стратегии финансирования..……………………………………….16
6.1. Анализ основных финансово-экономических показателей………………...17
6.2. Анализ трудовых ресурсов……………………………………………………18
6.3. Расчеты затрат на проект……………………………………………………...19
7. Разработка финансового плана…………………………………………………23
7.1. Расчет общего объема средств, требуемых для осуществления проекта….23
7.2. Построение отчета о прибылях и убытках…………………………………...23
7.3. Определение точки безубыточности…………………………………………24
7.4. Определение основных показателей эффективности инновационного проекта………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………….…………….……………...33
Список литературы……………………………………….………….……………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Основной вид деятельности ООО «Стрела» производство пива.

На осуществление данной деятельности предприятие имеет сертификаты соответствия качества и необходимые санитарно-эпидимиологические заключения. В 2006 г. ООО «Стрела» получило сертификат ИСО 9000.

Проектом предусмотрено изготовление широкого ассортимента продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Описание инновационного проекта

 

3.1 Сущность предлагаемого инновационного проекта.

Проект реконструкции и модернизации линии производства пива разработан для ООО «Стрела»; он направлен на снижение трудовых и материальных затрат, увеличение выпуска продукции и повышение ее качества, улучшение экологических параметров производства. Модернизация приведет к повышению производительности бутылкомоечной машины, освободит оператора от необходимости следить за концентрацией щелочи и за уровнем примеси. Вышеуказанного эффекта планируется достичь за счет разработки оригинальных деталей для конструкции слива щелочи и их установка на бутылкомоечную машину.

 

    1. Предлагаемый вид инноваций:

 

По типу новшества: материально-техническая инновация;

По инновационному потенциалу: комбинаторная инновация (сочетание нового клапана и существующей конструкции слива щелочи);

По принципу отношения к своему предшественнику: замещающая инновация (вместо устаревшего);

По объему применения: точечная инновация;

По эффективности (целям): инновация, повышающая эффективность производства и улучшающая качество продукции;

По социальным последствиям:

По особенностям механизма своего осуществления: единичная инновация;

По особенностям инновационного процесса:

По источнику инициативы: прямой заказ;

В зависимости от технологических параметров:

По типу новизны для рынка: инновация для пивоваренной промышленности.

По структурной характеристике: инновация на «входе» в предприятие.

 

    1. Цели разработчиков инновационного продукта, решаемые при реализации данного проекта:

 

  • рост производства;
  • повышение качества продукции;
  • сокращение трудовых и материальных затрат на производство продукта;
  • улучшение экологических параметров производства;
  • максимальная автоматизация производственного процесса.

Основные этапы жизненного цикла проекта:

  1. Исследование и оценка инвестиционных возможностей;
  2. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;
  3. Подготовка контрактной и проектной документации;
  4. Производство на заводе-изготовителе, сборка и монтаж конструкций, пусконаладочные работы;
  5. Эксплуатация объекта, мониторинг технико-экономических показателей.

 

Основные риски проекта и меры по их предупреждению представлены в таблице 1:

Таблица 1. Риски проекта

Вид риска

Возможные потери и их вероятность

Меры по предупреждению риска и снижению потерь

На стадии разработки проекта

Рост материальных затрат, снижение технических характеристик, заложенных в проект

Уменьшаются показатели эффективности проекта. Риск незначителен

Использование опыта специалистов предприятия в области проектирования

На стадии реализации проекта

Рост затрат на проект

Снижаются показатели эффективности проекта. Риск значителен

Использование опыта специалистов предприятия в данной области

Повышение себестоимости продукции

Снижаются показатели эффективности. Риск значителен и связан с неквалифицированными действиями персонала

Предприятие имеет возможность широко использовать заемные средства


Источники финансирования проекта.

По данным бухгалтерской отчетности, в текущем году основные средства использовались лишь на 46,4%. Финансирование этих инвестиций осуществлялось за счет заемных средств (4287,4 тыс. руб., или 52%), прибыли (3133,1 тыс. руб., 38%) и амортизации (824,5 тыс. руб., 10%). Дебиторская задолженность предприятия составила 4840 тыс. руб. и превысила кредиторскую; поэтому модернизацию линии по производству пива предполагается осуществить с использованием как собственных, так и заемных средств.

 

Таблица 2. Финансирование проекта, тыс. руб.

Источники финансирования

Сумма

Собственные средства (нераспределенная прибыль)

153,5

Кредит

500,0

Итого

653,5


4. Характеристика инновационного продукта

Бутыломоечная машина является одной из проблематичных зон на производстве пива. Первой составляющей получения на выходе из бутыломоечной машины чистой блестящей бутылки является правильный подбор комбинации чистящих средств, а второй составляющей – грамотно подобранная и отлаженная дозирующая система. В ходе реализации данного инновационного проекта предполагается улучшить дозирующую систему. Внешний вид модернизируемой бутыломоечной машины представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Бутыломоечная машина

         Задачи, стоящие перед дозирующей системой для бутыломоечной машины:

1. Дозирование щелочных растворов  в главную щелочную ванну.

2. Дозирование добавок-усилителей моющего эффекта и пеногасителей в главную щелочную ванну.

3. Дозирование препаратов в зону  горячей и теплой воды.

4. Дозирование дезинфектанта в  зону дезинфекции. 

Новый клапан позволит:

- равномерно дозировать моющие и дезинфицирующие препараты;

- минимизировать расход используемых  средств;

- снизить риск поражения персонала;

- свести к минимуму загрязнения  сточных вод.

Предлагаемая продукция обладает следующими техническими характеристиками:

производительность, бут./час                                  20 500

количество бутылконосителей                                82   

установленная мощность, кВт                                31

расход водопроводной воды, куб.м./час                 11,56

габаритные размеры, мм:

            длина                                                   6 500

            ширина                                                 2 370

            высота                                                  2 700

           масса, кг                                              7 800

количество обслуживающего персонала, чел         1

Схема функционирования бутыломоечной машины представлена на рисунке 2. Красным обведено место монтирования нового клапана.


Рисунок 2. Схема функционирования бутыломоечной машины

На рисунках 3-4 представлены старый и новый клапан соответственно:

              

Рисунок 3. Существующий       Рисунок 4. Модернизированный клапан                        клапан

 

5. Общий анализ рынка и концепция маркетинга

 

5.1. Общая характеристика рынка пивоварения.

В Российской Федерации из всех отраслей пищевой промышленности пивоваренная промышленность является в последнее время одной из наиболее благополучных, несмотря на жесткую налоговую политику правительства. Объемы производства пива в России росли в последние годы очень бурно (см. рисунок 5). С 2006 г. рынок прибавил более 40%. В 2011 г. было произведено 1 млрд. дал1 хмельного напитка, что на 9,1% выше показателей 2010 года, а за прошлый год рынок вырос на 15,9%.

Рисунок 5. Объемы рынка пивоварения

 

Среднедушевые показатели потребления пива в стране вплотную приблизились к европейским. По данным «Бизнес Аналитики», каждый россиянин за прошлый год выпил 84,5 литров пива.

Несмотря на то, что объемы производства пива быстро растут, участники индустрии от этого не становятся богаче. В 2011 году российские пивовары продали продукции всего на 12,2 млрд. евро, в то время как европейские – вдвое больше. Это происходит оттого, что 66,6% всего производимого в России пива приходится на сорта нижнего и среднего ценового диапазона (см. рисунок 6), тогда как в Европе этот показатель не превышает 30%.

 

 

 

 

Рисунок 6. Сегментация сортов пива

Одной из задач всех пивоваренных компаний остается снижение себестоимости продукции, что позволит и в условиях снижения роста спроса на пиво получить существенные прибыли.

 

5.2. Анализ конкуренции на рынках сбыта.

В настоящее время 92% российского рынка, по данным «Бизнес-Аналитики», приходится на 6 крупнейших производителей пива. Однако наиболее весомое конкурентное значение для «Стрелы» имеют лишь трое: «Шихан», «Тинькофф» и «Балтика» (региональный филиал). Конкурентоспособность продукции «Стрелы» проанализирована в таблице 4, а сильные и слабые стороны конкурентов выявлены в таблице 5.

 

Таблица 4. Конкурентоспособность продукции предприятия

 

Характеристики

Сравнительная оценка («+» - лучше, чем у конкурентов, «0» - на том же уровне, «-» - хуже)

Шихан

Тинькофф

Балтика

Качество

+

0

+

Экологичность

+

-

+

Цена

0

+

+

Внешний вид

+

-

0


 

 

 

 

 

Таблица 5. Конкуренты

Наимено-вание

Объем произ-водства, тыс. дал

 

Сильные (+) и слабые (-) стороны конкурента

 

Сильные (+) и слабые (-) стороны проекта

Шихан

6 000

 

+ низкая стоимость;

+ малые затраты на управление;

+ малые транспортные расходы;

- ограниченный ассортимент.

 

 

 

 

 

 

+ широкий ассортимент;

+ низкая стоимость;

- большие затраты на  управление;

- большие транспортные  расходы.

Тинькофф

2 000

 

+ малые затраты на управление;

+ малые транспортные расходы;

- ограниченный ассортимент;

- высокая стоимость.

 

 

 

 

 

 

+ широкий ассортимент;

+ низкая стоимость;

- большие затраты на  управление;

- большие транспортные  расходы.

Балтика (регио-нальный филиал)

12 000

 

+ широкий ассортимент;

- высокая стоимость;

- большие затраты на  управление;

- большие транспортные  расходы.

 

 

 

 

 

+ широкий ассортимент;

+ низкая стоимость;

- большие затраты на  управление;

- большие транспортные  расходы.


 

5.3. Концепция маркетинга.

Основная стратегическая задача предприятия – стать лидером на региональном рынке пива. Продукция предприятия пользуется устойчивым спросом благодаря высокому качеству и более низким ценам, чем у конкурентов. Кроме того, она быстрее доходит до потребителя, что весьма важно для такого продукта, как пиво. ОАО «Стрела» вкладывает немалые средства в рекламную деятельность, в том числе на центральном и местном телевидении. Завод является спонсором известной волейбольной команды, содействует проведению различных культурных мероприятий (концертов, фестивалей и др.).

В настоящее время продукция завода поступает в 27 регионов РФ, а также в ближнее зарубежье (на Украину, в Белорусию). Значительная доля продаж приходится на крупнейшие города России, такие, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара и др. ОАО «Стрела» непосредственно работает в основном с дистрибьюторскими компаниями, которые осуществляют мелкооптовые поставки и розничную продажу. Из таблицы 6 видно, что для завода выгоднее именно оптовые поставки.

Информация о работе Основы организации инновационной деятельности на предприятии