Прогноз социально-экономического развития города (на примере города Воронеж)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
2АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА
3СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность прогнозирования муниципального образования…….6
1.2 Типы и виды прогнозов социально-экономического развития территории.9
1.3 Цели социально-экономического развития территории…………………...13
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА …17
2.1 Общая характеристика г. Воронежа…………………………………………17
2.2 Прогноз социально-экономического развития г. Воронежа……………….19
3. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА..……………………………………………………………………………35
3.1 Цели и приоритетные направления развития г. Воронежа .……………….35
3.2 Возможные сценарии развития г. Воронежа ………………………………37
3.3 Механизмы реализации стратегии г. Воронежа ……………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………………………42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………...…………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая по СРГ.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский государственный гуманитарный университет»

 

Факультет управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

и менеджмента

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Стратегия развития города»

 

на тему «Прогноз социально-экономического развития города (на примере города Воронеж) »

 

 

 

Выполнил студент

группы У-42 специальности

муниципальное управление

Челпанов Р.А.

Научный руководитель:

Балезина И.Л.

 

 

 

Киров

2010


СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА………………………………………….6

1.1 Понятие и сущность прогнозирования муниципального образования…….6

1.2 Типы и виды прогнозов социально-экономического развития территории.9

1.3 Цели социально-экономического развития территории…………………...13

2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА …17

              2.1 Общая характеристика г. Воронежа…………………………………………17

              2.2 Прогноз социально-экономического развития г. Воронежа……………….19

3. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА..……………………………………………………………………………35

              3.1 Цели и приоритетные направления развития г. Воронежа .……………….35

              3.2 Возможные сценарии развития г. Воронежа  ………………………………37

              3.3 Механизмы реализации стратегии г. Воронежа ……………………………40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………………………42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………...…………………………………..44

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В исследовании будущего применяется обширный и многообразный арсенал научных методов, специальных методик, логических и технических средств познания. Однако основные методы социального прогнозирования сводятся к следующим пяти (остальные же являются их различными сочетаниями и вариациями): 1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки. Каждый из этих методов предвосхищения будущего имеет свои достоинства и недостатки. Точность экстраполяции, например, резко убывает по мере продвижения в будущее, которое никак не может быть простым количественным продолжением настоящего. Весьма ограниченна применимость к предвидению будущего исторической аналогии, ибо будущее человечества никак не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого [5].

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Согласно ст. 17 гл. 3 пункт 6 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления  относится принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1].

Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция. Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие. Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром. 

Целью данной работы является рассмотрение прогнозирования социально- экономического развития муниципального образования.

Для ее достижения потребуется решение ряда задач:

1. рассмотреть сущность и цели социально- экономического прогнозирования

2. провести анализ социально-экономического развития муниципального образования

3. определить приоритетные направления и возможные сценарии развития МО, а также механизмы реализации стратегии.

В качестве объекта исследования в работе выступает муниципальное образование город Воронеж.

В качестве предмета исследования выступает социально-экономическое прогнозирование развития города Воронеж.

Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература, официальные сайты в Интернете.

Методы, использованные при написании данной работы: дедуктивный, анализа и синтеза, табуляции, сравнения.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

 

1.1 Понятие и сущность прогнозирования муниципального образования

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование - это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности [3].

Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:

      наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;

      действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;

      неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.

Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего - решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается [4].

Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть - экономическая прогностика.

Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием – предвиденье, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План - это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их принятия.

Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения, т. е. на развитие, причем устойчивое. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня при заданной генеральной цели муниципальной деятельности: повышение качества жизни населения [5].

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования включает в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач.

Исходной базой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования является анализ внутренней и внешней среды. Анализ существующей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании позволяет делать выводы о внутренних ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах его социально-экономического развития.

Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию в государстве, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в России и конкретном регионе, позволяет диагностировать и учитывать те проблемы, с которыми можно столкнуться при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.

Управление социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития.

Закон установил, что результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Наиболее важные его положения могут и должны быть применены для разработки прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне [2].

Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

 

1.2 Типы и виды прогнозов социально-экономического развития территории

В предвидении будущего экономической системы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию: применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии системы; осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздействий на ликвидацию отклонений.

Прогноз - это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Известный отечественный футуролог И. Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предсказание.

Для предсказания будущего экономической системы используются следующие типы прогнозирования:

 

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития города (на примере города Воронеж)