Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:16, курсовая работа
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
2АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА
3СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность прогнозирования муниципального образования…….6
1.2 Типы и виды прогнозов социально-экономического развития территории.9
1.3 Цели социально-экономического развития территории…………………...13
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА …17
2.1 Общая характеристика г. Воронежа…………………………………………17
2.2 Прогноз социально-экономического развития г. Воронежа……………….19
3. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА..……………………………………………………………………………35
3.1 Цели и приоритетные направления развития г. Воронежа .……………….35
3.2 Возможные сценарии развития г. Воронежа ………………………………37
3.3 Механизмы реализации стратегии г. Воронежа ……………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………………………42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………...…………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления
и менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Стратегия развития города»
на тему «Прогноз социально-экономического развития города (на примере города Воронеж) »
Выполнил студент
группы У-42 специальности
муниципальное управление
Челпанов Р.А.
Научный руководитель:
Балезина И.Л.
Киров
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность прогнозирования муниципального образования…….6
1.2 Типы и виды прогнозов социально-экономического развития территории.9
1.3 Цели социально-экономического развития территории…………………...13
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА …17
2.1 Общая характеристика г. Воронежа…………………………………………17
2.2 Прогноз социально-экономического развития г. Воронежа……………….19
3. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА..……………………………………………………
3.1 Цели и приоритетные направления развития г. Воронежа .……………….35
3.2 Возможные сценарии развития г. Воронежа ………………………………37
3.3 Механизмы реализации стратегии г. Воронежа ……………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………...…………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В исследовании будущего применяется обширный и многообразный арсенал научных методов, специальных методик, логических и технических средств познания. Однако основные методы социального прогнозирования сводятся к следующим пяти (остальные же являются их различными сочетаниями и вариациями): 1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки. Каждый из этих методов предвосхищения будущего имеет свои достоинства и недостатки. Точность экстраполяции, например, резко убывает по мере продвижения в будущее, которое никак не может быть простым количественным продолжением настоящего. Весьма ограниченна применимость к предвидению будущего исторической аналогии, ибо будущее человечества никак не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого [5].
Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.
Согласно ст. 17 гл. 3 пункт 6 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1].
Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция. Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие. Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.
Целью данной работы является рассмотрение прогнозирования социально- экономического развития муниципального образования.
Для ее достижения потребуется решение ряда задач:
1. рассмотреть сущность и цели социально- экономического прогнозирования
2. провести анализ социально-экономического развития муниципального образования
3. определить приоритетные направления и возможные сценарии развития МО, а также механизмы реализации стратегии.
В качестве объекта исследования в работе выступает муниципальное образование город Воронеж.
В качестве предмета исследования выступает социально-экономическое прогнозирование развития города Воронеж.
Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература, официальные сайты в Интернете.
Методы, использованные при написании данной работы: дедуктивный, анализа и синтеза, табуляции, сравнения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
1.1 Понятие и сущность прогнозирования муниципального образования
Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование - это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.
Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности [3].
Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.
Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.
В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:
наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;
действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;
неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.
Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего - решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается [4].
Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть - экономическая прогностика.
Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием – предвиденье, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.
Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.
Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.
План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План - это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их принятия.
Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения, т. е. на развитие, причем устойчивое. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня при заданной генеральной цели муниципальной деятельности: повышение качества жизни населения [5].
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования включает в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач.
Исходной базой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования является анализ внутренней и внешней среды. Анализ существующей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании позволяет делать выводы о внутренних ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах его социально-экономического развития.
Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию в государстве, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в России и конкретном регионе, позволяет диагностировать и учитывать те проблемы, с которыми можно столкнуться при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.
Управление социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития.
Закон установил, что результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Наиболее важные его положения могут и должны быть применены для разработки прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне [2].
Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.
1.2 Типы и виды прогнозов социально-экономического развития территории
В предвидении будущего экономической системы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию: применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии системы; осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздействий на ликвидацию отклонений.
Прогноз - это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Известный отечественный футуролог И. Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предсказание.
Для предсказания будущего экономической системы используются следующие типы прогнозирования:
Информация о работе Прогноз социально-экономического развития города (на примере города Воронеж)