Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:16, курсовая работа
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
2АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА
3СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность прогнозирования муниципального образования…….6
1.2 Типы и виды прогнозов социально-экономического развития территории.9
1.3 Цели социально-экономического развития территории…………………...13
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА …17
2.1 Общая характеристика г. Воронежа…………………………………………17
2.2 Прогноз социально-экономического развития г. Воронежа……………….19
3. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА..……………………………………………………………………………35
3.1 Цели и приоритетные направления развития г. Воронежа .……………….35
3.2 Возможные сценарии развития г. Воронежа ………………………………37
3.3 Механизмы реализации стратегии г. Воронежа ……………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………………………42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………...…………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ
В рамках реализации плана предполагаются такие мероприятия, как строительство Чернавского мостового перехода (завершено в текущем году), надземного пешеходного перехода в районе Центрального автовокзала, проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по реконструкции набережной им. Массалитинова, улиц 20-летия Октября, Антонова-Овсеенко, капитальный ремонт дорог, мостов и путепроводов, подземных пешеходных переходов, нанесение дорожной разметки, приобретение коммунальной техники.
Необходимый объем инвестиций для реализации данного стратегического направления развития составляет не менее 6 миллиардов рублей. Планом предусмотрено на решение вышеназванных проблем направить 1 564,4 млн. рублей, из них: 450,2 млн. рублей – средства федерального бюджета, 240,0 млн. рублей – средства областного бюджета, 867,3 млн. рублей – средства бюджета городского округа, 6,9 млн. рублей – средства инвесторов.
Результатом реализации мероприятия станет улучшение состояния улично-дорожной сети городского округа, горожане получат более комфортные условия передвижения по улично-дорожной сети городского округа.
2.9. Транспорт
Система пассажирского транспорта городского округа представлена одним муниципальным предприятием (МУП МТК «Воронежпассажиртранс»), одним государственным предприятием (ГУП ВО «ВПАТП № 3») и частным транспортным сектором (36 предприятий и индивидуальных предпринимателей).
На рынке транспортных услуг преимущественное положение занимает частный транспорт – свыше 90 %. Основу парка частных перевозчиков составляют автобусы особо малой и малой вместимости типа ГАЗель и ПАЗ. Их удельный вес составляет 85 %. Практически весь парк пассажирского транспорта имеет значительный износ.
Обеспеченность подвижным составом жителей городского округа составляет 48 %, что является одним из показателей критического уровня пассажирского обслуживания.
В 2009 году городскому округу город Воронеж в рамках федеральной программы обновления парка автомобильной техники было выделено 102,4 млн. рублей для приобретения 23 троллейбусов и 18 автобусов, что стало существенным вкладом в дело обновления подвижного состава муниципального транспорта. Также за счет средств МУП МТК «Воронежпассажиртранс» в 2009 году приобретено 22 троллейбуса и 13 автобусов на сумму 143,3 млн. рублей.
В 2010-2011 годах планируется приобретение 50 троллейбусов и 129 автобусов.
Администрацией городского округа город Воронеж также планируется внедрение автоматизированной навигационной системы контроля и управления движением городского пассажирского транспорта «АСУ-Навигация», которая имеет широкие возможности совершенствования контроля за перевозочным процессом, осуществления наблюдения за транспортными средствами в режиме реального времени, обеспечения информационного обслуживания пассажиров.
Для реализации данного стратегического направления необходимо не менее 2,0 млрд. рублей.
Планом предусмотрено направить на эти цели 611,6 млн. рублей, из них: 76,2 млн. рублей – средства федерального бюджета, 26,2 млн. рублей – средства областного бюджета, 266,9 млн. рублей – средства бюджета городского округа, 242,3 млн. рублей – внебюджетные средства.
Результатом реализации мероприятия станет повышение уровня и качества транспортного обслуживания населения городского округа.
2.10. Озелененные территории общего пользования
На территории городского округа находится 213 скверов и парков площадью около 500 тыс. кв. м. Система городских озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары) в городском округе город Воронеж нуждается в реконструкции. Зеленые насаждения старовозрастные или низкого качества, элементы благоустройства находятся в ветхом состоянии. Необходимый объем инвестиций для реализации данного стратегического направления развития составляет не менее 1,5 млрд. рублей.
В 2009 году выполнены работы по реконструкции детского парка «Орленок» и парка им. Дурова и др. В рамках мероприятия плана нам предстоит оформление в муниципальную собственность парков, скверов, а также проектирование, реконструкция и благоустройство озелененных территорий общего пользования.
Планом предусмотрено направить на реализацию данного стратегического направления 187,4 млн. рублей, из них: 93,8 млн. рублей – средства бюджета городского округа, 93,7 млн. рублей – средства предприятий и организаций. Результатом реализации мероприятий по направлению станет увеличение количества благоустроенных зон рекреации для населения, улучшение экологической обстановки на территории городского округа и степени его благоустройства [2].
Таким образом, план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2009-2011 годы охватывает большинство вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности органов местного самоуправления» и определяет приоритетные мероприятия, которые необходимо реализовать в ближайшие годы в целях повышения качества жизни населения городского округа.
Реализация мероприятий, предусмотренных планом социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2009-2011 годы, помимо прочих результатов, также будет способствовать улучшению значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р. Данный план будет реализован при условии консолидации усилий органов местного самоуправления городского округа, органов государственной власти Воронежской области, федеральных органов власти, хозяйствующих субъектов и населения городского округа.
3. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА
3.1 Цели и приоритетные направления развития г. Воронежа
Стратегический план города Воронежа позволит ему добиться устойчивого социально-экономического роста на основе комплексного использования организационных, психологических и других факторов.
Сформулируем миссию Воронежа следующим образом:
Воронеж - современный деловой, образовательный, научный, культурно-исторический и духовный центр Центрально-Черноземного региона, город с низким уровнем преступности и коррупции, с высокой инвестиционной привлекательностью, с высококачественным человеческим капиталом, с эффективной инновационной системой и развивающейся инновационной экономикой, с высоким стандартом качества научно-образовательной инфраструктуры, медицинского обслуживания и общим высоким качеством жизни населения [21]
Главной целью развития Воронежа является обеспечение стабильных условий для повышения качества жизни населения города, развития и повышения качества его человеческого капитала путем предоставления высококачественных муниципальных услуг и выполнения муниципальных функций в полном объеме.
Подцели:
стабилизация численности населения города и улучшение его социальной структуры;
повышение качества городской среды обитания;
развитие действующих и формирование новых наукоёмких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках (в т.ч. устойчивый рост объёмов и доли инновационной продукции);
обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы;
содействие росту малого (в т.ч. инновационного) бизнеса и повышению его вклада в экономику города и региона;
интеграция города в экономику страны и в мировую экономику;
повышение экологической и общественной безопасности города;
формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всесторонне развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни;
активизация участия молодёжи в социально-экономическом развитии города, деятельности органов власти и управления.
Стратегические векторы развития городского округа город Воронеж:
развитие человеческого потенциала и формирование благоприятной среды обитания;
формирование эффективной городской агломерации;
инновационное развитие экономики, её интеграция в российское и мировое
пространство.
Основные приоритетные направления развития Воронежа направлены на достижение главной цели его миссии - повышение качества жизни населения до стандартов развитых городов мира [19].
Комплексное и системное повышение в соответствие с главной целью миссии Воронежа уровня и качества составляющих «качества жизни» населения - качества и доступности систем воспитания, личной безопасности, образования, медицинского обслуживания, воды, продуктов питания, социальной сферы, услуг ЖКХ, дорог, инфраструктуры города, инженерных сетей, мест отдыха и досуга, культуры и массового спорта.
Развитие и повышение качества накапливаемого человеческого капитала города, как основного производительного фактора развития, на базе роста качества жизни, развития городской среды и современного инструментария интеллектуального труда
Институциональное развитие города, модернизация и развитие инфраструктуры и инженерных сетей для эффективного выполнения Воронежем своих муниципальных обязанностей и функций перед жителями, а также деловых, областных, межрегиональных и международных функций.
Развитие и трансформация транспортного узла Воронежа в главный транспортный узел ЦЧР и прилегающих территорий.
Создание и развитие новых эффективных экологически чистых производств на промышленных площадках.
Реализация потенциала научно-образовательного комплекса и инновационного высокотехнологичного бизнеса на базе ВУЗов, научных организаций, промышленных предприятий, культурно-образовательных учреждений города.
Модернизация традиционного индустриального сектора промышленности с целью повышения его конкурентоспособности.
Формирование эффективной инновационной системы области и города.
Формирование эффективного венчурного бизнеса на базе частно-государственного партнерства и мирового опыта.
Формирование кластера сопряженных отраслей стройиндустрии
Формирование в соседних районах и пригородах кластера индустрии продуктов питания.
Стимулирование строительства частных домов путем повышения доступности земельных участков под строительство, расширения ипотечного кредитования.
Внедрение высокого стандарта качества оказания социальных услуг.
Обеспечение и регулирование продовольственной безопасности города и прилегающих территорий.
Формирование новой градостроительной политики на базе главной цели миссии Воронежа и Генплана.
3.2 Возможные сценарии развития г. Воронежа
В результате проведенного анализа достигнутого уровня социально-экономических преобразований в городском округе города Воронежа, основных проблем и приоритетных направлений действий определены три основных сценария долгосрочного развития города, являющихся наиболее вероятными в прогнозируемых на перспективу социально-экономических условиях.
Сценарии разработаны с учетом изменений внешних и внутренних условий и факторов экономического развития [23].
Инерционный сценарий предусматривает сохранение сложившейся динамики экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности, улучшение условий в социальной сфере, устойчивую работу всех секторов экономики в основном за счет использования имеющихся резервов (в частности простаивающих основных производственных фондов и повышения загрузки существующих мощностей), реализацию действующих или уже начатых инфраструктурных проектов и не содержит активных действий по ускорению институциональных преобразований, содействующих повышению конкурентоспособности компаний, их способности эффективно продвигать свою продукцию на областной и российский рынок.
В данном сценарии предполагается стабильный рост экономики со средним темпом прироста ВВП около 5%, что обеспечит увеличение ВВП за период 2010–2020 годы (в сопоставимых ценах) в 1,8 раза.
Инвестиционный сценарий предусматривает активную деятельность по привлечению в МО Воронеж инвестиций, направляемых на повышение качества технологической базы производства путем ее модернизации и частичного обновления, реализацию пакета институциональных преобразований, системы целевых комплексных программ города и долгосрочных программ развития ключевых секторов экономики.
В данном сценарии намечается рост экономики со средним темпом прироста ВВП до 7%, что обеспечит увеличение ВВП за период 2010–2020 годы (в сопоставимых ценах) в 2,2 раза, будет способствовать значительному увеличению доходов бюджета, созданию новых рабочих мест, существенному повышению инвестиционной привлекательности Воронежа.
Инновационно-активный сценарий предусматривает, наряду с высокими темпами роста привлечения инвестиций, усиление инновационной компоненты экономического роста на основе ускоренного развития обрабатывающих высокотехнологичных секторов экономики, создания новой, более эффективной технологической базы, которая бы позволила в последующем осуществить технологический прорыв в ведущих видах деятельности и секторах услуг, социальной и информационной сферах, что обеспечит устойчивый рост производительности труда во всех отраслях экономики, развитие конкурентоспособных, территориально-
Информация о работе Прогноз социально-экономического развития города (на примере города Воронеж)