Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:16, курсовая работа
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
2АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА
3СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность прогнозирования муниципального образования…….6
1.2 Типы и виды прогнозов социально-экономического развития территории.9
1.3 Цели социально-экономического развития территории…………………...13
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА …17
2.1 Общая характеристика г. Воронежа…………………………………………17
2.2 Прогноз социально-экономического развития г. Воронежа……………….19
3. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВОРОНЕЖА..……………………………………………………………………………35
3.1 Цели и приоритетные направления развития г. Воронежа .……………….35
3.2 Возможные сценарии развития г. Воронежа ………………………………37
3.3 Механизмы реализации стратегии г. Воронежа ……………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………………………42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………...…………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ
В данном сценарии предполагается значительный рост экономики со средним темпом прироста ВВП не менее 7–9%, что даст возможность обеспечить рост ВВП за период 2010–2020 годы (в сопоставимых ценах) в 2,9 раза. С учетом более высоких темпов развития увеличатся денежные доходы населения к 2020 году в 6,4 раза (реальные денежные доходы – в 3,1 раза), что способствует значительному улучшению благосостояния населения.
Основная особенность данного сценария связана с интенсивным изменением структуры инвестиций и производства в пользу информационного и высокотехнологичного сектора. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств увеличится с 6,3% в 2010 году до 25% в 2020 году.
Успех экономического роста будет определяться как реализацией программно-стратегического подхода к развитию ведущих секторов экономики, так и модернизацией традиционных секторов, ведомых действием сил конкуренции и частных стратегий корпораций, поддерживаемых совершенствованием общей системы государственного регулирования. Модель инновационно-активного развития концентрирует в себе подходы, базирующиеся на интеллектуальном потенциале и активной позиции граждан, основным производственным ресурсом выделены знания и технологии. На данном этапе за основу взяты подходы инновационного развития, где главная идеология построена на селекции технологий для получения высокого коммерческого результата на рынке, их трансферта в экономику города, создание инновационной инфраструктуры.
Этот сценарий является наиболее предпочтительным и потому выбран в стратегии в качестве целевого сценария развития, так как предполагает выход экономики к 2020 году на траекторию динамичного экономического роста при активных действиях органов местного самоуправления и бизнеса по превращению города в достаточно привлекательную для инвестиций и ведения бизнеса территорию региона, укреплению позиций Воронежа на региональном и российском рынке.
3.3 Механизмы реализации стратегии г. Воронежа
Для разработки и реализации Стратегического плана Воронежа был составлен перечень наиболее общих показателей, начиная с 1991 г. с пятилетним промежутком, что позволило выявить общие тенденции социально-экономического развития города. Исходя из этих данных, были проведены анализ и диагностика современного состояния Воронежа, которые послужили основанием для планирования и составления стратегического прогноза до 2020 г. с разбивкой на пятилетия [14].
Прогнозные показатели даются в двух вариантах: для случая инерционного развития событий (экстраполяция трендов) и желаемое значение показателя в случае реализации плана.
Сравнение достигнутых результатов в отчетные периоды с прогнозами на пятилетки позволит оценить правильность выбранных в Стратегическом плане направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров.
Важным методом получения фактического материала для разработки Стратегического плана является изучение общественного мнения по этому вопросу. Социологические исследования, телефонные горячие линии, интернет-форумы, информационные центры и другие формы налаживания обратной связи с населением являются важным источником информации.
Стратегический план Воронежа имеет четкую иерархию целей и мероприятий. Во главе всего документа стоят цель развития и миссия города как наиболее общие положения. Они раскрываются с помощью восьми стратегических направлений, охватывающих практически все сферы города, и задающие векторы их развития. В свою очередь, направления детализируются посредством 25 стратегических программ. В завершении этой цепочки стоят стратегические проекты, которые определяют конкретную деятельность: строительство тех или иных объектов, проведение тех или иных мероприятий [22].
Этап разработки Стратегического плана заканчивается на том моменте, когда сформулированы цели, задачи, мероприятия и ожидаемые результаты стратегических проектов. Иными словами, основу реализации стратегического плана составляют стратегические проекты.
Так, ежеквартально проводится мониторинг социально-экономического развития города, а по результатам года подводятся итоги социально-экономического развития Воронежа. Такой анализ позволяет выявить сезонные изменения широкого круга явлений, их развитие в текущем (прошедшем) году по сравнению с предыдущим.
В итоге можно еще раз подчеркнуть, что стратегическое управление - это философия, идеология развития, сложное и мощное орудие, с помощью которого город может противостоять изменяющимся условиям. Стратегия - это инструмент, который может помочь городу повысить эффективность своего развития. Поэтому, как инструмент управления, стратегия заслуживает самого серьезного внимания и консолидации всех секторов городского сообщества. [21]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воронеж — административный центр Воронежской области, условная столица Черноземья. Это также экономический центр Воронежской области и один из крупнейших экономических центров России.
Стратегическое планирование становится необходимым элементом управления как реакция на все возрастающую скорость происходящих в экономике и обществе перемен и ужесточение конкуренции во всех сферах.
Традиционное планирование неспособно справиться с этими вызовами современности. Таким образом, у местных властей и городских сообществ России возникла потребность и появилась возможность перехода от административного иерархического планирования к стратегическому. Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития муниципальных образований привел к появлению новых форм и методов этой деятельности.
План социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2009-2011 годы охватывает большинство вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности органов местного самоуправления» и определяет приоритетные мероприятия, которые необходимо реализовать в ближайшие годы в целях повышения качества жизни населения городского округа.
Реализация мероприятий, предусмотренных планом социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2009-2011 годы, помимо прочих результатов, также будет способствовать улучшению значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р. Данный план будет реализован при условии консолидации усилий органов местного самоуправления городского округа, органов государственной власти Воронежской области, федеральных органов власти, хозяйствующих субъектов и населения городского округа.
Так, ежеквартально проводится мониторинг социально-экономического развития города, а по результатам года подводятся итоги социально-экономического развития Воронежа. Такой анализ позволяет выявить сезонные изменения широкого круга явлений, их развитие в текущем (прошедшем) году по сравнению с предыдущим.
Таким образом, Воронеж – крупнейший город региона, обладающий всеми качествами современного мегаполиса – многоотраслевой экономикой, развитой транспортной и коммунальной инфраструктурой, большим образовательным, кадровым и культурно-историческим потенциалом. Руководство города активно приступило к разрешению системных проблем, которые накапливались годами, и сейчас город уверенно встал на путь динамичного развития. Воронеж был, есть и будет городом, который играет заметную роль не только в Черноземье, но и во всей Центральной России. Город воинской славы Воронеж удостоен этого высокого звания одним из первых в России. Столица российского Черноземья всегда была лидером среди своих соседей по многим показателям социально-экономического развития, удивляла гостей разнообразием архитектурных форм, благоустройством скверов и площадей, завораживала красотой ландшафтов и приветливостью его жителей, по праву гордящихся своими именитыми земляками.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ
2. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2010 - 2012 годы) [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2000 г. N 910-р.// Электронный ресурс Консультант плюс
3. Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" от 09.07.1999 N 159-ФЗ
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия [Текст]: учебное пособие// И. Ансофф - СПб: Издательство "Питер", 2007, 212 с.
5. Виссема Х.Й. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего процветания [Текст]: перевод с иностр.// Х.Й. Виссема - М.: Издательство «Финпресс», 2007, 325 с.
6. Кныш М.И. Конкурентные стратегии [Текст]: учебное пособие для вузов// М.И. Кныш - СПб: Издательство "Питер", 2007, 368 с.
7. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией [Текст]: Учебник для вузов// Круглов М.И.- М.: Русская Деловая Литература, 2007, 172 с.
8. В.Н. Мосин, Д.М. Крук Основы экономического и социального прогнозирования [Текст]: учебное пособие для вузов// В.Н Мосин, Д.М. Крук - М.: Высш. шк., 2003. - 375 с.
9. Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учебное пособие// Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. 428 с.
10. В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Прогнозирование и планирование экономики [Текст]: учебное пособие// Под общ. ред. В.И. Борисевич – М.: Интерпрессервис, 2002. 340 с.
11. Смирнов С.Н. Социальное прогнозирование [Текст]: учебное пособие// С.Н. Смирнов - М.: ИНФРА - М, 2003. 290 с.
12. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики [Текст]: С.Н. Смирнов - М.: ИНФРА - М, 2003. 560 с.
13. Бенранов П.И. Социальное прогнозирование [Текст]: учебное пособие// П.И. Бенранов - М.: Финансы и статистика, 2003. 437 с.
14. Уткин Е.А. Стратегическое планирование [Текст]: М.: ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 2003. 450 с.
15. Узяков М.Н. Характер экономического роста РФ в среднесрочной перспективе [Текст]: Проблемы прогнозирования. 2005. - 1.- с. 23-27
16. Шевченко Г.В. Соц. прогнозы в РФ [Текст]: Человек и труд. 2005. – 6 с.
17. Юрьева Т.В. Социальное прогнозирование и футурология [Текст]: учебное пособие для вузов// Т.В. Юрьева-М.: Русская Деловая Литература, 2003. 389 с.
18. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика [Текст]: учебное пособие для вузов// Т.В. Юрьева - М.: Русская Деловая Литература, 2003. 460 с.
19. www.voronezh-city.ru – [электронный текст] – официальный сайт администрации города Воронеж
20. www.gks.ru - [электронный текст] - официальный сайт федеральной службы государственной статистики
21. www.garant-vrn.ru – [электронный ресурс] – информационно-правовое обеспечение Воронежской области
22. www.govvrn.ru – [электронный ресурс] – официальный сайт правительства Воронежской области
23. www.vrnoblduma.ru – [электронный ресурс] – официальный сайт Воронежской областной думы
6
Информация о работе Прогноз социально-экономического развития города (на примере города Воронеж)