Роль инновации в повышение качества управление фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 07:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть роль инновации в повышение качества управление фирмы.
Задачи работы рассмотреть:
1. Концептуальные основы инновационного менеджмента.
2. Организационные структуры инновационных организаций.
3. Основа формирования инновационных организаций.
4. Менеджмент персонала инновационной организации.
5. Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации
6. Сущность планирования.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя2.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)


                                              Введение

  Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.   

   Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.    

  Инновационный процесс представлен, в первую очередь, как содержание социально-экономического развития общества, определяемое объективными закономерностями. Выявление закономерностей научно-технического развития производства в условиях становления рыночной экономики и разработка новых принципов, обеспечивающих целенаправленность развития, составляют одну из главных особенностей этой курсовой работы. Так, система удовлетворения потребностей представлена в качестве большой экономической системы. В ней удовлетворение общественных потребностей рассматривается как главная цель не только деятельности предприятий - производителей конечной продукции, но и как миссия предприятий инвестиционных отраслей, обеспечивающих научно-техническое развитие товаропроизводителя. Для достижения этой цели в условиях рыночной экономики необходимо каждому предприятию формировать систему своего развития из внутренних и внешних элементов. Образование такой системы предполагает совершенно новый подход к организации общественного производства и управления им.

  Закономерности развития служат, базой выявления приоритетности задач развития в различных условиях, образования совокупности системных принципов технического развития, формирования системы разнообразных, по природе воздействия, механизмов управления, выявления факторов повышения работоспособности человека в производственном процессе, построения корпоративных промышленных структур и т.д.

    Особенностью   курсовой работы является системность рассмотрения проблем развития и оригинальность подходов к их решению. В этом отношении характерны разделы, посвященные мотивационным механизмам труда, хозяйствования и предпринимательства. Мотивационные механизмы играют первостепенную роль: вокруг них складываются механизмы другой природы - экономические, организационно-правовые и политические. Таким образом формируется хозяйственный механизм нового типа - комплексный

механизм управления, обеспечивающий воздействие на факторы различной природы.

   Проводимая в стране экономическая реформа позволяет каждому предприятию создать собственный механизм управления, базирующийся на мотивации деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов и непосредственных участников производственного процесса - рабочих), на экономической самостоятельности и созидательных возможностях организационного потенциала.

   Цель работы: рассмотреть роль  инновации в повышение качества управление фирмы.

  Задачи работы рассмотреть:

1. Концептуальные основы инновационного менеджмента.

2. Организационные структуры инновационных организаций.

3.   Основа формирования инновационных организаций.

4.   Менеджмент персонала инновационной организации.

5. Прогнозирование   инноваций   и  его  роль в деятельности организации

6.  Сущность планирования.

7.   Система внутрифирменного планирования инноваций.

8.    Контроль и регулирование программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание инновационного менеджмента

1.1. Содержание инновационной деятельности и сущность инновационного менеджмента„

Содержание инновационной деятельности предприятия. Ин­новации являются главным средством обеспечения конкуренто­способности продукции и обеспечения устойчивости успеха пред­приятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и од­ним из основных направлений стратегического управления пред­приятием.

Стратегия инновационной деятельности предприятия ориен­тирована на научно-технический прогресс (НТП), на использова­ние его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инноваци­онной деятельности на основе стратегических программ (страте­гического плана) предприятия. Главное внимание в инновацион­ном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкрет­ных мер по их реализации. Нововведением называют:

•  неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги);

•  неизвестный метод производства продукции или услуг;

• разработка новых материалов и элементов;

•  получение нового источника сырья и энергии;

• организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).

Под нововведением (инновацией) принято понимать конкрет­ный объект или мероприятие, внедренные в производство по ре­зультатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшеству­ющего аналога.

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услу­ги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «иннова­ция» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской,

учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организа­ционные.[1]

К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоем-кости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и при­кладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационные нововведения. Наибо­лее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом носят базовые нововведения, связанные с развитием науч­но-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практи­ке промышленных предприятий имеют нововведения по улучше­нию (усовершенствованию) изделий и наименьший — модифика­ционные нововведения.

Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые тех­нические возможности и новые потребности, на которых базиру­ются две известные модели инновационного процесса. Статисти­ка результатов анализа первопричин различных нововведений в различных отраслях и в различных странах указывает на то, что потребность играет более важную роль, чем новые технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же вре­мя практика показывает, что для достижения успеха необходимо учитывать и своевременно использовать обе первопричины и со­ответствующие инновационные модели.

Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в органи­зацию производства, новые методы маркетинга, финансовые но­вовведения, новые методы управления, структурные нововведе­ния, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, ха­рактеристик и сегментации рынка и другие нововведения.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации и включает:

1)     поисковые научные исследования, направленные на изыс­кание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработ­ки и методов изготовления объектов техники, новых форм и мето­дов организации производства;

хнологии и новых форм и методов организации производства том числе опытно-конструкторские и технологические разработки-

3) создание и проведение необходимых испытаний опытных 'л головных промышленных образцов новой техники, приборов, ма_ шин.

Сущность инновационного менеджмента. Сущность иннова­ционного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов фун­кций и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих целей.

Целями инновационного менеджмента являются:

1. Разработка и внедрение новой продукции или услуг.

2. Модернизация и усовершенствование выпускаемой продук­ции.

3. Совершенствование и развитие производства традицион­ных для предприятия видов продукции и услуг.

4. Создание условий для обеспечения более эффективной дея­тельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

Внутрифирменное управление

Научно-техническая политика подчинена достижению глав­ной цели предприятия: максимально полное удовлетворение тре­бований потребителей к количеству и качеству выпускаемой про­дукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство.

При разработке научно-технической политики цели инноваци­онного менеджмента должны отражать особенности инновацион­ной деятельности на конкретном предприятии. Во-первых, они формулируются с учетом причины, вызвавшей инновации, в том числе: реакцию на выживание, требующую нововведений, или обеспечение стратегии развития предприятия в перспективе, тре­бующее упреждающих мер для достижения успеха. Во-вторых, они определяются предметом и сферой нововведений. Нововведе­ниями могут быть новые продукты, услуги, новые сферы примене­ния продукта или реализации услуг на рынке, новые технология, организация, управление и т.п. В-третьих, цели инновации учиты­вают требуемую глубину инновационного процесса, включая осво­ение высоких технологий с учетом государственной поддержки, спонсоров и других источников капитала,  модернизацию про­изводства под влиянием конкуренции, рационализацию и рекон­струкцию для повышения эффективности работы предприятия и

т.д. В-четвертых, эти цели отражают глубину интеграции иннова­ционного процесса, которая определяется доступностью использо­вания результатов специализированных источников (глубокая ин­теграция); использованием отраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских и специальных конструкторских бюро (средняя интеграция); самостоятельными исследованиями и разработками предприятия (малая интеграция).

С учетом сформулированных особенностей инновационной де­ятельности содержание инновационного менеджмента включает:

Разработку планов и программ инновационной деятельности.

3* Рассмотрение (анализ и оценку) проектов создания новых продуктов.

• Координацию деятельности подразделений предприятия в сфере инноваций и проведение единой инновационной политики.

• Мониторинг хода разработки новой продукции и ее внедре­ния в производство.

• Взаимодействие с маркетинговой деятельностью при фор­мировании основных направлений научно-технической и про­изводственной деятельности для обеспечения конкурентоспособ­ности продукции и эффективности предприятия с учетом требо­ваний потребителей, конкуренции в отрасли и рыночной конъюн­ктуры.

• Обоснование и обеспечение программ инновационной дея­тельности предприятия финансовыми средствами, материальны­ми ресурсами и квалифицированным персоналом.

• Создание временных целевых групп для комплексного ре­шения инновационных проблем: от определения (выбора) идеи до организации серийного производства новой продукции.

Особенностью современного этапа развития и обеспечения эф­фективности инновационной деятельности является создание единых комплексов исследований, разработки и производства в корпорациях и крупных фирмах. Начиная с 80-х годов, четко проявилась тенденция переориентации направленности науч­но-технической и производственно-сбытовой деятельности при формировании и реализации инновационной политики крупных предприятий и корпораций. Это нашло выражение в стремлении к повышению доли наукоемких изделий в номенклатуре (ассор­тименте) выпускаемой продукции, что дает предприятию допол­нительные возможности расширения сопутствующих техничес­ких услуг (инжиниринговых, консультационных, лизинговых и Других), а также в снижении издержек производства традицион­ной продукции.

Проявившиеся тенденции связаны со стремлением трансна­циональных корпораций сохранить лидерство в определенных секторах рынка за счет монополизации выпуска наукоемких изделий и обеспечения ускоренной амортизации капитала, а обеспечить повышение конкурентоспособности традиционной продукции за счет значительного сокращения издержек про­изводства.

Информация о работе Роль инновации в повышение качества управление фирмы