Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 07:02, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть роль инновации в повышение качества управление фирмы.
Задачи работы рассмотреть:
1. Концептуальные основы инновационного менеджмента.
2. Организационные структуры инновационных организаций.
3. Основа формирования инновационных организаций.
4. Менеджмент персонала инновационной организации.
5. Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации
6. Сущность планирования.
♦ развитие всех конкретных междисциплинарных исследований, например проектирование материалов с заданными свойствами, представляющих особый интерес;
♦ развитие управленческих навыков специалистов для подшивки в перспективе к назначению их на более высокие должности.
При проведении фундаментальных или поисковых исследований специалист растет наиболее быстро, когда работает с более опытными коллегами. Начинающий специалист должен не только работать под началом опытного специалиста в обстановке взаимного уважения, но и расширять свои научные контакты, регулярно встречаясь с представителями научных центров, университетов и других организаций.
Крупные инновационные организации имеют, как правило, иерархическую организационную структуру. Однако можно обратить внимание на то, что развиваются новые структуры, радикально отличающиеся от традиционных. Основными особенностями таких новых структур являются:
♦ широкое участие специалистов в принятии решений (в отличие от централизованных структур);
♦ непосредственное общение в группе, а не выпуск регламентирующих инструкций;
♦ взаимное доверие, а не распорядительство как интегрирующая сила организации;
♦ непосредственный менеджер — помощник при внутригрупповом и межгрупповом общении, а не представитель власти.
Организация, базирующаяся на подобных отношениях, характеризуется как «органичная». При рассмотрении организации этого типа формируются следующие черты творческого коллектива:
♦ творческое решение проблем связано с большим риском, часто носит неустойчивый и непредсказуемый характер;
♦ люди творческого типа:
♦ обычно целиком отдаются своей работе, вникают в суть решаемых проблем, не теряя из виду перспективы и масштабов;
♦ восприимчивы к любым идеям, правильно их оценивают;
♦ предпочитают свободные непланируемые исследования, которые можно быстро прекратить и перейти к поиску новых альтернатив, идей, анализу рекомендаций и мнений самых Разных лиц и организаций;
♦ переходят к решению конкретных проблем медленнее, чем лица с меньшими творческими способностями;
♦ не склонны к конформизму, ставят под сомнение мнение авторитетов, предложенные решения проблем.
Очевидно, наиболее характерной чертой специалистов творческого типа является их убежденность в отсутствии авторитетов, страстное желание следовать собственным убеждениям и гипотезам.
Следует отметить, что в любой инновационной организации есть специалисты, выполняющие нетворческие функции, но они могут успешно работать и в организациях более жесткого типа. Тем не менее, данные соображения важны для тех организаций в которых стремятся к мотивированию инновационной деятельности как при подборе персонала, так и при выборе стиля менеджмента творческими специалистами.
Мотивацию поведения любых специалистов нельзя сводить только к денежным факторам, как признано в настоящее время многими. Это особенно справедливо по отношению к специалистам которые, хотя и заинтересованы в том, чтобы их заработная штата была не ниже, чем у коллег, требуют от работы гораздо большего. В последние годы был проведен ряд исследований потребностей, мотивации и моральных факторов, определяющих поведение специалистов. В рабочей обстановке их основные потребности сводятся к следующим: вознаграждение, удовлетворенность работой, ответственность, хорошие условия труда, статус в организации.
Сильное проявление любой потребности мотивирует ее удовлетворение. Отсюда следует, что выявление таких потребностей и создание условий, при которых человек может удовлетворять их, одновременно выполняя поставленные перед ним задачи, будут мотивировать повышение эффективности инноваций. Из этого также следует, что полное удовлетворение всех потребностей нежелательно, поскольку не останется стимулов для достижения поставленной цели. Таким образом, неполное удовлетворение потребностей желательно. Есть все основания полагать, что специалисты проявляют особую энергию тогда, когда стремятся к достижению скорее личных, а не поставленных целей. В результате исследования, проведенного в подразделении средних размеров, были выделены следующие факторы.
1. Сильно влияющие факторы:
♦ высокие оклады (по сравнению с другими организациями);
♦ удобная система отпусков;
♦ возможность служебного роста;
♦ возможность развития способностей и повышения квалификации; работа, завершив которую можно гордиться и заслужить похвалу коллег;
♦ интересная работа под руководством выдающегося специалиста; хорошие лаборатория, кабинет, мастерская, приборы, оборудование;
♦ эффективное планирование работы;
♦ отсутствие нагрузок, не связанных с основной работой.
2. Второстепенные факторы:
♦ надбавки и дополнительные выплаты к заработной плате;
♦ статус;
♦ отношение к полученным результатам специалистов других организаций;
♦ отсутствие сверхурочных работ;
♦ свобода при выборе тематики работ;
♦ спорт и общественные мероприятия;
♦ четко определенная работа.
Знание второстепенных факторов и потребностей позволяет менеджменту не тратить излишних усилий на их удовлетворение.
На персонал эти факторы и соответствующие потребности влияют наиболее сильно. Однако специалисты менее, чем менеджеры, заинтересованы в их удовлетворении.
Общий вывод о применении побудительных стимулов для мотивации инновационного персонала состоит в следующем. Менеджеры должны ставить перед специалистами новые проблемы, требующие для их решения более глубоких и разносторонних знаний по сравнению с теми, которыми они обладают. Эти проблемы должны носить долгосрочный характер, а специалисты быть уверены в том, что успешное их решение будет способствовать их продвижению по службе. Специалистам следует предоставить возможность располагать необходимыми ресурсами — современными приборами и оборудование, вспомогательным персоналом для его обслуживания, повышать квалификацию в соответствии со стоящими задачами.
Разрешение конфликтов. При рассмотрении значения персонала в инновационных организациях следует остановиться на некоторых проблемах связи власти и конфликтов. Субординация в организации никогда не бывает простой, как она выгладит на схеме организационной структуры крайне упрощенной модели.
Отношения подчинения на практике намного сложнее. Прежде всего, следует помнить, что они двусторонние, с одной стороны, в них присутствует принуждение, а с другой — добровольное согласие.
Власть может проявляться в разных формах. Есть администрирование — наиболее типичный вариант власти в иерархической структуре. Есть духовная власть, возникающая в результате подчинения влиянию личности. Существует власть экспертная (интеллектуальная), основанная на общем интеллектуальном превосходстве одних над другими либо превосходстве в области специальных знаний. Духовная и интеллектуальная власти могут вести к разрушению организации, если они не соответствуют организационной структуре. Это случается в тех организациях, где власть принуждения неприемлема из-за особенностей работников.
Конфликт в организации может возникнуть в результате любого несоответствия власти и структурного уровня. Конфликт может также возникать при взаимодействии персонала и организации, имеющих свои цели. Как следствие профессиональной лояльности, специалист менее склонен принимать к исполнению задачи организации, не сопоставив их с альтернативными целями своей области деятельности. Управлять таким персоналом с помощью администрирования очень трудно. Если административная власть находится в руках специалиста, все равно существует неопределенность в отношении того вклада, который специалисты внесут в достижение целей организации. Эта дилемма часто разрешается путем предоставления рядовым специалистам права действовать самостоятельно, тогда как специалист высокой квалификации или статуса (например, менеджер инновационной службы) отчитывается за работу подразделения в целом. Это означает, что такому менеджеру приходится отвечать и за достижение целей организации.
Иные трудности горизонтальных отношений возникают тогда, когда специалисты в разных областях знаний по-разному понимают, каким должен быть наилучший курс действий. Вероятность того, что бухгалтеры, юристы, специалисты и консультанты по сбыту придут к единому мнению, невелика. Чем больше организация и шире круг специалистов разного профиля, тем вероятнее возникновение такого конфликта.
Дополнительная угроза эффективному функционированию организации связана с образованием групп, блокирующих вертикальные и горизонтальные каналы информации. Такие группы могут возникать в целях коллективной защиты от действительных или воображаемых опасностей. По всей вероятности, группы всегда нарушают эффективную работу организации. С их существованием необходимо считаться.
В том случае, когда подразделения выполняют аналогичные функции, может возникнуть либо нездоровое соперничество, либо здоровая конкуренция. Это чаще происходит в инновационных организациях, имеющих несколько секторов, способных предложить свои решения отдельных программ. Такая система выгодна, но она ведет к распылению усилий, нерациональному распределению ресурсов. Желательно, чтобы в организации существовал действенный механизм рационального разрешения таких конфликтов.
В организации существует борьба за вознаграждения, статус. И престиж в организации, когда специалисты нижних уровней стремятся улучшить свое положение за счет занимающих лучшие должности. Это служит источником постоянных трений, особенно между управленческими и инновационными подразделениями, разрешение таких конфликтов в пользу специалистов, как это часто бывает, может вызывать у менеджеров глубокое неодобрение.
Организации должны создавать механизмы для разрешения конфликтов всех типов. Они могут принимать форму «побочного вознаграждения» (как свидетельства престижа), предоставления другой интересной работы, привлечения для подавления конфликта вышестоящего менеджмента или создания своего рода посреднических групп, в состав которых подбираются специалисты с соответствующими данными. Безусловно, последний метод предпочтительнее, но применяется редко, поскольку конфликты трудно устранить без нежелательных последствий.
Современное понимание конфликтов в организациях состоит в том, что они не всегда приводят к положительным или отрицательным последствиям. Власть и конфликты — главные пружины организации. Они могут стать разрушительными, если с ними не бороться, но могут быть и конструктивными, если их использовать для полезной перестройки деятельности организации.
Менеджер инновационного подразделения работает в рамках определенных требований. Он должен планировать, осуществлять и обосновывать инновационную деятельность вверенного ему подразделения и внедрять результаты деятельности своей организации. Особое внимание при этом должно уделяться правильному выбору инновационной программы, контролю за ее эффективным выполнением и использованием результатов. Наконец, он отвечает за эффективное выполнение программы во всех ее аспектах.
для менеджеров программ по разработке инноваций совершенно необходима хорошая профессиональная научная или инженерная подготовка. Кроме того, желательно, чтобы он имел специальную подготовку и в области менеджмента бизнеса. Ему необходим солидный опыт менеджмента инновационных программ или близкими к ним по содержанию функциями. Менеджер должен досконально знать продукцию и технологию работы организации, понимать принципы разработки ее политики, доброжелательно относиться к персоналу, мотивировать его инициативу при выполнении порученных работ.
Менеджер должен уметь правильно подбирать специалистов при назначении их на должность, продвижении или перемещении, разрабатывать планы подготовки и повышения квалификации персонала. Постоянной задачей менеджера является регулярное проведение аттестации всех специалистов. Необходимо также уметь делегировать полномочия подчиненными и одновременно проверять, как они ими пользуются.
Менеджер инновационного подразделения выполняет следующие функции:
♦ формирует структуру подразделения, устанавливает принципы подбора, подготовки персонала и осуществляет другие меры по обеспечению кадровой политики;
♦ определяет или рекомендует методы и формы материального стимулирования и другие виды поощрения персонала;
♦ определяет или рекомендует состав оборудования, необходимого для эффективного проведения инноваций;
♦ поддерживает нужное соотношение между объемами фундаментальных и прикладных исследований и разработок, проводимых внутри и вне организации;
♦ ориентирует отдельные инновационные программы на достижение наиболее перспективных целей;
♦ устанавливает реальные сроки завершения инноваций и достижения поставленных целей, контролируя их соблюдение; разрабатывает программы повышения эффективности инноваций;
♦ участвует в переговорах при заключении договоров на разработку и внедрение инноваций.
Он должен знать, какой подход к проблеме наиболее эффективен, может ли задача быть решена имеющимися силами или следует привлечь дополнительные ресурсы, сколько это будет стоить.
Менеджер современной инновационной организации должен стремиться сочетать в себе знание всех аспектов менеджмента и умение реализовать их в процессе своей творческой работы. Он должен также: обладать воображением, проницательностью, рассудительностью и здравым смыслом; быть цельной, вызывающей доверие личностью; уметь вести деловые переговоры и находить взаимно приемлемые решения; проявлять твердость при принятии решений, настойчивость, развивая свои подразделения, и мужество при выборе направлений инновационной деятельности. В настоящее время менеджерами крупных и средних инновационных организаций, на наш взгляд, должны быть лидеры-реформаторы, которые смогут организовать высокоэффективный менеджмент (организацию и мотивирование) творческим высокопрофессиональным персоналом для дальнейшего расширения и углубления инновационных процессов в экономике.[10]
Информация о работе Роль инновации в повышение качества управление фирмы