Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:24, курсовая работа
Банк (фр. banque) – это финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране.
Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет (как федеральный, так и территориальный) необходимыми денежными средствами. Через банки осуществляется также и двустороннее движение денег, взятых взаймы (кредит).
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Банки и иные кредитные организации:
основополагающие характеристики.
1.1. Товарно-денежные отношения………………………………………4
1.2. Банки и небанковские кредитные организации…………………….6
Глава II. Структура банковской системы в России……………………..7
2.1.Центральный банк……………………………………………………..8
2.1.1. Сущность центральных банков…………………………………….9
2.1.2. Современный Центральный банк в России
и его правовой статус……………………………………………………..12
2.1.3. Цели Банка России…………………………………………………15
2.1.4. Функции Банка России……………………………………………..17
2.1.5. Организация управления в Банке России…………………………20
2.2.Коммерческие банки…………………………………………………..22
2.2.1. Ресурсы коммерческого банка:
их структура и характеристика…………………………………………...22
2.2.2. Принципы деятельности коммерческого банка…………………..23
2.2.3. Коммерческие банки в Российской Федерации…………………..24
Глава III. Роль банков в развитии малого бизнеса.
3.1. Экономическая деформация, диверсификация
экономики и малое предпринимательство……………………………….27
3.2. Взаимоотношения малого предпринимательства и банков………..29
3.3. Малое предпринимательство как объект
экономических интересов крупных, средних и малых банков…………30
3.4. Услуги банков малому предпринимательству………………………32
Глава IV Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему.
Заключение…………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………..41
Банк России устанавливает и публикует официальные курсы (в старом законе – «котировки») иностранных валют по отношению к рублю. В ст.4 Федерального закона эта деятельность Банка России теперь названа как его функция.
Банковский надзор – одна из функций Банка России. В главе X «Банковское регулирование и банковский надзор» закрепляются его полномочия по банковскому надзору над кредитными организациями и банковскими группами (в предыдущем законе – только над первыми) за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов. Таким образом в Федеральном законе появилась такая новация, как компетенция Комитета банковского надзора, объединяющего деятельность всех надзорных подразделений Банка России.
Дополнительной функцией в сложившейся ситуации (мировой финансовый кризис) перед банком поставлена новая функция. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Банк России в период с 14.10.2008 по 31.12.2009 (включительно) вправе заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Банк России обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по совершенным в течение вышеуказанного периода сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
2.1.5.
Организация управления в
Решающую роль в улучшении банковской системы России играют решения, которые принимает и оформляет в виде нормативных актов, индивидуальных предписаний Совет директоров Банка России. На его членов не распространяется запрет, который существует для государственных служащих, в частности в течение двух лет занимать должности в поднадзорной организации. На мой взгляд, такая ситуация совершенно недопустима. Во многих зарубежных странах руководителям центробанков запрещено сразу после увольнения переходить в коммерческие банки, а только через определенный период. В Федеральном законе следует закрепить правило о том, что после увольнения с должности члена совета директоров человек не имеет права в течение двух лет занимать должность руководителя или советника в коммерческом банке. На него надо распространить правило, которое действует в отношении государственных служащих. Об этом сказано в п.1 ч.3 ст.17 от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: «Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе: «замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности». Далее в п.2 этой же статьи говорится, что такое лицо не вправе «разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
К сожалению, в банковском законодательстве России ситуация иная: гражданин может по нескольку раз переходить на работу в коммерческие банки и назначаться на должность в совет директоров, что совершенно недопустимо. Это может приводить к влиянию некоторых банков на решения, принимаемые советом директоров, а также к незаконному обладанию ими информацией, которая считается конфиденциальной. За два года, как правило, актуальность информации, которую можно использовать в коммерческих целях, практически полностью снижается.
Кроме того, в Федеральном законе нужно запретить членам совета директоров приобретать акции коммерческих банков, а лучше – вообще какие то бы ни было акции. Ведь должность члена Совета директоров – это не право человека. Поэтому такое ограничение логично.
Существует еще одна проблема: обязанности членов Совета директоров Банка России не конкретны.
Во-первых,
Федеральных закон не обогатился
полезным опытом западных стран в
части требований к членам Совета
директоров. В этом законе почему-то
не предусматриваются
Получается,
что Федеральный закон
Во-вторых, как показывает практика, члены Совета директоров ни за что конкретно не отвечают. Многие считают, что такая деятельность переходить – участвовать в заседаниях и принимать кардинальные для экономики всей страны решения, не столь обременительна и не требует больших познаний в банковском деле и банковском праве. Поэтому всегда находятся охотники порулить денежно-кредитной системой страны без каких бы то ни было последствий для себя лично. Вся ответственность обезличивается совместными решениями. На мой взгляд, в федеральном законе надо предусмотреть заключение контрактов с каждым членом совета директоров Банка России. В них следует отразить конкретные показатели, по которым должны определяться результаты работы каждого из них на конкретном участке банковской деятельности. О выполнении их или невыполнении должно быть известно всем. Для этого у Банка России есть официальное печатное издание – Вестник Банка России.
Если
показатели будут, в основном, выполнены,
то член
Совета директоров может получить премию.
Размер ее в зависимости от этого выполнения
может быть разным. Важно, что общество
получит от этого выгоду.
Эти предложения вполне укладываются в русло общей административной реформы не в том смысле, чтобы превратить Банк России в орган государства, а в том, чтобы на основе контрактной системы создать больше ответственности за принимаемые им решения.
2.2. Коммерческие банки
2.2.1. Ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика.
Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Это объясняется тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы – Центральном банке Российской Федерации. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, самостоятельно определяющих место и способ хранения денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органически входящего в систему денежных отношений.
Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Такое положение обостряет конкурентную борьбу между банками за привлечение ресурсов.
Одновременно с рынком кредитных ресурсов начинает функционировать рынок ценных бумаг, на котором банки выступают продавцами собственных либо покупателями государственных и корпоративных ценных бумаг. Наличие страховых, финансовых и других кредитных организаций активизирует конкурентную борьбу на рынке кредитных ресурсов и обостряет проблему аккумуляции банками временно свободных денежных средств.
Ресурсы коммерческих банков, или «банковские ресурсы», представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемых для осуществления активных операций.
По способу образования все ресурсы коммерческого банка подразделяются на собственные и заемные (привлеченные).
Основным источником ресурсов коммерческих банков являются привлеченные средства, составляющие около 70-80% всех банковских ресурсов. На долю собственных средств банков приходится от 22 до 30%, что в целом отвечает сложившейся структуре в мировой банковской практике. В составе собственных средств банка основная доля приходится на различные фонды. Вторая часть собственных ресурсов – прибыль текущего года.
Для структуры привлеченных ресурсов коммерческих банков России характерным является высокий удельный вес средств, хранящихся на расчетных и других счетах, составляющих депозиты до востребования. Удельный вес этой категории ресурсов занимает 64,3%. На долю срочных депозитов приходится всего лишь 23,5%, из них на депозиты коммерческих структур и вклады населения – 5%, банков – свыше 18%.
Структура банковских ресурсов по отдельным коммерческим банкам отличается большим разнообразием, что объясняется его индивидуальными особенностями. В Приложение 2 представлена структура основных кредитных операций банков РФ.
В приложение 3 представлена структура и динамика изменения кредитного рынка России.
Из таблиц видно, что банковский сектор значительно сократился. Это в первую очередь связано с нестабильностью на мировый кредитных рынках из-за мирового финансового кризиса. Вклады населения так же сократились, по сравнению с аналогичными периодами прошло года.
2.2.2.
Принципы деятельности
Совокупность оснований, которыми субъекты хозяйствования руководствуются в процессе деятельности, называется принципами.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами, кредитными вложениями и другими активами, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.
Прежде всего это относится к срокам. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность отвечать по обязательствам (ликвидность) оказывается под угрозой.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает:
Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением Общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.
По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которое может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что государство может осуществлять регулирование его деятельности только косвенными экономическими методами, а не прямыми приказами, т.е. без вмешательства в оперативную деятельность.
2.2.3.
Коммерческие банки в
В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности». В соответствии с этим законом: