Банки и их роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Банк (фр. banque) – это финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране.

Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет (как федеральный, так и территориальный) необходимыми денежными средствами. Через банки осуществляется также и двустороннее движение денег, взятых взаймы (кредит).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Банки и иные кредитные организации:

основополагающие характеристики.

1.1. Товарно-денежные отношения………………………………………4

1.2. Банки и небанковские кредитные организации…………………….6

Глава II. Структура банковской системы в России……………………..7

2.1.Центральный банк……………………………………………………..8

2.1.1. Сущность центральных банков…………………………………….9

2.1.2. Современный Центральный банк в России

и его правовой статус……………………………………………………..12

2.1.3. Цели Банка России…………………………………………………15

2.1.4. Функции Банка России……………………………………………..17

2.1.5. Организация управления в Банке России…………………………20

2.2.Коммерческие банки…………………………………………………..22

2.2.1. Ресурсы коммерческого банка:

их структура и характеристика…………………………………………...22

2.2.2. Принципы деятельности коммерческого банка…………………..23

2.2.3. Коммерческие банки в Российской Федерации…………………..24

Глава III. Роль банков в развитии малого бизнеса.

3.1. Экономическая деформация, диверсификация

экономики и малое предпринимательство……………………………….27

3.2. Взаимоотношения малого предпринимательства и банков………..29

3.3. Малое предпринимательство как объект

экономических интересов крупных, средних и малых банков…………30

3.4. Услуги банков малому предпринимательству………………………32

Глава IV Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему.

Заключение…………………………………………………………………36

Список используемой литературы………………………………………..41

Файлы: 1 файл

банковская система.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

      Банки, как и другие субъекты рыночных отношений, в своей деятельности придерживаются принципа экономических интересов. Более того, банк – это единственное предприятие, которое стремится, чтобы  его товар (т.е. кредит) обязательно вернулся к нему.

      Ассоциация  региональных банков провела третье обследование банков в 2007 г. (первое – в 2001 г., 2004г.) на предмет кредитования малых предприятий. Анкетирование было проведено в 85 банках из 36 субъектов РФ, в том числе 20 кредитных организаций из Москвы, 3 – Калининградской области, 6 – Краснодарского края, 3 – Красноярского края, 3 – Республики Мордовия, 3 – Новосибирской области, 6 – Нижегородской области, 3 – Самарской области, 4 – Челябинской области, 5 – Тюменской области, 2 – Пермской области, 2 – Тамбовской области, 2 – Кемеровской области, остальные 23 субъекта Федерации были представлены одним банком каждый. В целом были опрошены кредитные организации во всех федеральных округах.

      На  вопрос анкеты «Что является наиболее существенным при выдаче банком кредита малому предприятию?» 91,6% опрошенных банков на 1-ое место поставили финансовое состояние МП, 81,9% - хорошее обеспечение кредита, 75% банков – кредитную историю заемщика. Эти данные говорят о том, что банки крайне редко дают (если дают) кредит в качестве стартового капитала для вновь созданных МП. Как правило, объектами кредитования являются те МП, которые уже зарекомендовали себя на рынке, умело ведут бизнес и имеют хорошую кредитную историю. Из шести причин, препятствующих увеличению объема кредитования малого предпринимательства, банки назвали три наиболее важные. На первое место они поставили высокие риски – 58,3% респондентов, на второе – отсутствие надежного заемщика – 45,8%, на третье – недостаточную ресурсную базу – 22,2%.

      Ответы  банков на два вопроса наглядно продемонстрировали большие опасения банковских организаций  кредитовать МП.  С другой стороны, малые и средние банки, особенно региональные, понимают, что из жизнеобеспечивающей  нишей является страхование именно малого и среднего бизнеса. Понятно, что в настоящее время малый бизнес разный (так называемый белый, серый, черный).

      Выданные  кредиты вернут не все. Следовательно, задача заключается в том, чтобы  четко определить, кто из них кредитоспособен. И большинство банков изучают возможности своих заемщиков достаточно долго. Так, от подачи заявки в минимальный срок (1-3 дня) выдается 31,9% кредитов, в максимальный (1 месяц) – 48,6% в срок от 4 до 25 дней – 18%.

      Имеются случаи, когда кредит выдается и через 1,5-2 месяца. Но, как правило, это связано с оформлением недвижимости в качестве залога. В среднем же время от подачи заявки до выдачи кредита по обследованным банкам составило 5,9 дня. Каждая третья заявка (33,6%) на получение кредита удовлетворяется. У 1/3 банков имеется специальная кредитная политика по малому предпринимательству.

      В целом следует отметить, что большинство  банков используют устаревшие методики определения кредитоспособности заемщиков. Немногие из них в этих целях используют экспресс-анализ, скоринговые модели. Справедливости ради нужно отметить наметившуюся тенденцию выдавать кредиты без залогового обеспечения.

 

      3.3. Малое предпринимательство как  объект экономических интересов  крупных, средних и малых банков.

      Так называемая специализация небольших и средних региональных банков по кредитованию и обслуживанию малого и среднего бизнеса – это естественный процесс нынешнего «разделения труда» между банками. Но в последнее время все больше проявляется тенденция проникновения на рынок малого бизнеса крупных банков. На наш взгляд, это обусловлено рядом причин.

      Во-первых, завершен раздел и передел крупных  промышленных корпораций и предприятий  в России с точки зрения их финансового  обслуживания. В ряде структуроопределяющих  промышленных предприятий созданы кэптивные банки. Остальные обслуживаются в основном крупнейшими банками России.

      Во-вторых, как правило, промышленные корпорации, в том числе и сырьевые, часть  своих потребностей в кредитах реализуют  в трансграничных операциях с  иностранными банками, сужая таким образом рынок для отечественных крупных банков.

      В-третьих, Московский регион перенасыщен кредитными организациями, и капитал, как правило, крупных банков стремится в регионы, где создается, как уже отмечалось, 90% объема промышленной продукции. Но крупные предприятия в регионах уже находятся под «финансовым кураторством», и крупный финансовый капитал стал интенсивно осваивать в регионах ритейловый бизнес и активно внедрился в обслуживание малого и среднего.

      В свою очередь, региональные банки, определяя малое предпринимательство как жизнеобеспечивающую нишу своего развития, все-таки надеются работать и с крупными клиентами. Это подтверждают ответы на вопрос анкеты «С каким из перечисленных групп предприятий предпочитает работать ваш банк?»  (см. Приложение 4 табл.1 ).

      Как видим, ни один банк не ориентирован только на крупного клиента, хотя они готовы работать с такими согласно данным графы «предпочтений нет» (45%).

      Примерно  столько же баков (44,3%) изъяли желание  работать с малым и средним бизнесом. Хотя нацелены на МП только 13,3%, а на средний бизнес всего 8,5% опрошенных банков.

      В этой связи интересно рассмотреть  предпочтения банков в зависимости  от величины собственного капитала (см. Приложения табл.2).

      Как видно из табл.2 самые маленькие банки и самые большие из обследованных в своем стремлении кредитовать малый и средний бизнес почти одинаковы – 9,7% и 8,3% соответственно. Но нельзя не отметить, что банки с собственным капиталом до 300 млн руб., желающие кредитовать малый и средний бизнес, превалируют (26,3%).

      Таким образом, чтобы закрепиться в  нише кредитования и обслуживания малого и среднего бизнеса, региональные банки  должны активнее вести поиск эффективных  методов и моделей определения  кредитоспособности заемщиков. Конечно, для небольших банков это дорогое «удовольствие», да и отечественные фирмы, специализирующиеся на скоринге (с помощью математических моделей определяется вероятность возврата кредита) только начинают эту работу, а ее эффективность еще не проверена временем.

      В свою очередь, на российский рынок стремятся иностранные «игроки» с уже отработанными и выверенными технологиями скоринг-процессов. Поэтому не случайно, как отмечалось выше, банки назвали наиболее существенным условием при выдаче кредита МП наличие кредитной истории заемщика (75% из числа опрошенных).

      Принятие  закона о кредитных историях свидетельствует  о его экономической востребованности и не только крупными банками, но и  небольшими и средними региональными  банками.

      3.4. Услуги банков малому предпринимательству.

      В России, как уже отмечалось, малое  предпринимательство находится  в стадии развития. В 2007 г. насчитывалось около миллиона малых предприятий. На них трудятся по разным оценкам от 15 до 20% населения, для сравнения, в развитых странах – до 70-75%. Многие из малых предприятий не могут начать производство без внешних заимствований. Вместе с тем этот сектор общественного производства России имеет огромный потенциальный ресурс для динамичного развития, экономического и социального прогресса, но требует соответствующих инвестиций.

      Банки готовы кредитовать, но риск невозврата сдерживает этот процесс. При этом вышедшее Положение Банка России № 254 «П», которое регламентирует формирование резерва на возможные потери по ссудам, усложняет кредитование прежде всего малого бизнеса. Кредиты, выдаваемые заемщикам с недостаточным залоговым обеспечением, отнесены к 4 и 5 категориям ссуд, под которые должны создаваться резервы: для 4-й категории от 51 до 100%, а для 5-й категории – 100% выдаваемого кредита. Это значительно повышает издержки банка и, естественно, ведет к удорожанию кредитного ресурса (кредитной ставки). Справедливости ради нужно отметить, что Центральный банк готов рассмотреть предложения банков по совершенствованию данного Положения с целью повышения эффективности кредитования малого предпринимательства.

      Обследования  показали, что все банки назвали  кредитование и расчетно-кассовое обслуживание как главные услуги для малого предпринимательства (см. Приложения табл.3).

      Консультации  дают в основном региональные банки.

      Этот  вид услуг занял третье место  в ранжировке предоставляемых МП услуг. Это знакомое явление во взаимоотношениях региональных банков и субъектов  малого предпринимательства. Кредитные  организации в регионах являются важными финансово-консалтинговыми центрами по оказанию квалифицированной помощи МП по составлению бизнес-планов, отчетности, маркетингу и другим направлениям. Обращает на себя внимание широкий спектр предоставляемых услуг.

      Трудно  себе представить, что в ближайшей  перспективе финансово-устойчивые, экономически активные региональные банки вряд ли захотят перейти от универсализации к узкой специализации. Занимая нишу обслуживания малого предпринимательства, кредитные организации будут стремиться сотрудничать со своим клиентом по широкому спектру услуг с учетом его индивидуальных требований. В этом преимущество небольших и средних банков.

      Проведенное обследование показало, что за время, прошедшее после нашего первого  анкетирования (2001 г.), структура кредитного портфеля банков для МП за 2007 год в отраслевом разрезе существенно не изменилась. Банки продолжают охотно кредитовать малый бизнес, занимающийся торговлей – 57,9% совокупного кредитного портфеля опрошенных банков. Малые предприятия промышленности составляют 10% кредитного портфеля, услуги – 8,7%, строительство – 5%, наука – 1,5%, жилищное строительство – 0,7%, другие услуги, в том числе сельское хозяйство – 12%(2007 год.) Такая структура кредитных портфелей банков объясняется тем, что на предприятиях торговли значительно выше скорость оборачиваемости капитала. Это устраивает на данном этапе банки, которые не располагают достаточной базой «длинных денег» и порою сами испытывают недостаток в ресурсах. Поэтому и минимальный размер кредитов в обследованных банках зависит от его капитализации, местоположения и колеблется от 3 тыс. до 600 тыс. руб.

      Усредненный минимальный размер кредита опрошенных банков составил 98 тыс. руб. Таким образом, региональные банки, по сути, осуществляют не только кредитование, но и микрокредитование, что является важным условием для сотрудничества с микрофинансовыми организациями. Это подтверждают и наши расчеты удельного веса кредитов по суммам (см. Приложения табл. 4).

      Превалируют кредиты сроком от 3 месяцев до 1 года, их более 50%. Примерно те же доли имеют  кредиты других временных параметров, хотя в августе почти по всем категориям кредитов произошло сокращение. Исключение составляют два вида кредита – свыше одного года и овердрафт.

      Что касается условий малым предприятиям при выдаче кредита – минимальный  процент собственных средств в сделке, - то ситуация здесь следующая:

    • 35% банков вообще не выдвигают условий при кредитовании,
    • 50% банков определяют минимальную долю в среднем в 22%,
    • и только 15% банков устанавливают эту долю в пределах от 55-70% сделки (проекта).

      Чтобы получить кредит, малые предприятия  должны иметь соответствующее материальное обеспечение или соответствующие  гарантии. На вопрос анкеты «Под какое  обеспечение выдавался кредит МП в 2007году?» кредитные организации назвали:

Товарно-материальные ценности (в том числе оборудование) 97,20%
Недвижимость 83,30%
Готовая продукция 68,00%
Гарантии  др. фирм 23,60%
Гарантии  др. банков 2,70%
Государственные гарантии 1,40%

      Таком образом, в целом обследование показало:

      1. Малые и средние банки действительно считают, что оказание услуг малому предпринимательству это, прежде всего, их жизнеобеспечивающая ниша и реализация их экономических интересов.
      2. Крупные банки России и дочерние банки иностранных кредитных организаций (резиденты РФ) создали специальные программы по работе с малым бизнесом и начинают активно осваивать эту нишу.
      3. Средние и мелкие банки располагают недостаточной ресурсной базой для кредитования и в большинстве своем не владеют технологиями оценки кредитоспособности клиентов.
      4. Время от подачи заявки до получения кредита все еще остается большим, количество необходимых для этого документов также чрезмерно велико.
      5. Короткие пассивы банков, по сути, определяют и виды кредитов по срокам. Поэтому преобладающими являются кредиты от 3 месяцев до 1 года.

Информация о работе Банки и их роль в рыночной экономике