Человеческий капита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Современный этап эволюции мировой и отечественной экономик пред-полагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность информационной экономики 5
1.1. Понятие информационной экономики, ее содержание 5
1.2. Изменение роли факторов производства в условиях информационной экономики 17
Глава 2. Знание как основной фактор информационной экономики 25
2.1. Сущность знания, его значение в информационной экономике 25
2.2. Структура знания в современной экономике 33
Глава 3. Изменение роли человеческого капитала в информационной эконо-мике 38
3.1. Человеческий капитал как фактор производства 38
3.2. Роль человеческого капитала в информационной экономике 43
Заключение 46
Список литературы

Файлы: 1 файл

человеческий капитал и знания в современной информационной э.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

                                                 Содержание 

Введение                                                                                                             3 

Глава 1. Сущность информационной экономики                                          5 

1.1. Понятие информационной экономики, ее содержание                           5 

1.2. Изменение роли факторов производства в условиях информационной экономики                                                                                                          17  

Глава 2. Знание как основной фактор информационной экономики           25 

2.1. Сущность знания, его значение в информационной экономике           25 

2.2. Структура знания в современной экономике                                         33    

Глава 3. Изменение роли человеческого капитала в информационной эконо-мике                                                                                                                    38 

3.1. Человеческий капитал как фактор производства                                    38 

3.2. Роль человеческого  капитала в информационной экономике               43 

Заключение                                                                                                          46 

Список литературы                                                                                             47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           3

                                                  

                                                    Введение                                                                                                      

   Современный этап эволюции мировой и отечественной  экономик пред-полагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала.

   Интенсивное развитие сфер генерации научного знания и производства  инновационных продуктов становится важнейшим национальным приоритетом. Ведущие постиндустриальные страны являются лидерами по ряду принципиально важных направлений посредством решения комплекса проблем в науке, технологиях, образовании, создании благоприятных условий для нова-торов и предпринимателей. Большая и все увеличивающаяся доля современного хозяйства действительно основана на знаниях, использование которых как экономического ресурса принципиально отличается от использования традиционных материальных ресурсов. Быстрый экономический рост в но- вой экономике обеспечивается не наращиванием физических объемов выпус-ка постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимой продукции, зависящей от прикладных зна-ний, новаций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реак-ции бизнеса на изменение этих предпочтений.

   На  фоне беспрецедентной приоритетности теоретической науки и вы-сокотехнологических секторов в развитых странах, российская научно-инновационная сфера оказалась неадаптированной к условиям знаниевой экономики. В настоящее время чрезвычайно актуальным становится для Рос-сии создание инновационно-генерирующей и инновационно-восприимчивой экономики, способной обеспечить переход от эксплуатации природных ре-сурсов к эффективному использованию потенциала знаний, реализовать гло-бальные конкурентные преимущества страны на ключевых направлениях на-

         4

учно-технического соперничества, продемонстрировать положительные внешние социально-экономические эффекты. Достижение этих ориентиров возможно при создании перспективной модели научно-инновационной экономики, учитывающей особенности и специфику современного этапа развития России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         

                                                        

                                                          

                                                           5 

Глава 1. Сущность информационной экономики                                         

1.1. Понятие информационной  экономики, ее  содержание                         

   Современный этап социально-экономического развития характеризуется тем, что промышленно развитые страны приступили к решению комплекса новых, преимущественно социально-экономических задач, которые потребовали смещения приоритетов научно-технической политики в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста. Несомненно, что достаточно высокий уровень жизни и устойчивый экономический рост современных постиндустриальных стран предопределен успехами фундаментальной и прикладной науки. Экономику такого общества определяют как экономику знаний. Признаками такой экономики являются реальные процессы развития высоких технологий, рост интеллектуально-информационного производства и выдвижение на роль первичного сектора индустрии знаний.

Несмотря  на множественность определений и названий феномена «новой экономики», их объединяет одно: признание того факта, что это новейший этап развития, отражающий специфику формирования экономики, основанной на знаниях, в высокоиндустриальных странах. В чистом виде, на наш взгляд, такой экономики сегодня не существует, однако её наиболее основополагающие элементы уже четко проявляются и развиваются ускоренными темпами. В первую очередь, это касается США, Японии, стран ЕС, где к настоящему времени выработались контуры моделей знаниевой экономики, имеющие свои специфические особенности. Экономика знаний является составной и неотъемлемой частью общества знаний и может существовать и развиваться только в обществе, в котором знания пронизывают все сферы, а создание и применение, в первую очередь, научных знаний, определяется не только соображениями экономической эффектив- 

                                                             6

ности, но и тем, что они в самых разнообразных формах входят в обыденную жизнь простых людей. Исследование сущности знаниевой экономики с точки зрения генезиса предполагает определение основных этапов ее становления. По оценке большинства авторов, процесс возникновения знаниевой экономики приходится примерно на 60-е годы XX века.

   Первый  этап зарождения экономики, основанной на знаниях связывается с началом научно-технической революции. Сам термин НТР впервые применил теоретик науки Дж. Бернал для характеристики состояния современного НТП. Однако, в эту периодизацию следует включить и предварительный период - последнюю треть XVIII-XIX вв., так как в его рамках происходят важнейшие количественные накопления научных знаний и превращение науки в непосредственную производительную силу.

      Второй период - середина 50-х гг. XX века - характеризуется качественными изменениями: обнаруживается резкое сокращение цикла практической реализации научных открытий, фактически до срока строительства крупного современного предприятия. В связи с этим Н. Фролова пишет: «Теоретическая наука на базе накопленного опыта, знаний и современной техники,... обрела способность делать открытия с такой интенсивностью, что эффективность их влияния на уровень техники и производства стала превосходить влияние наличного уровня техники и накопленного объема технических знаний и производственного опыта. Возникла конкуренция научного знания и технического совершенствования производства: последнее во многих случаях стало выгоднее развивать на базе новых научных идей, чем на базе современной, ...техники»1. Таким образом, с середины XX в. наука становится ведущим фактором в системе

___________________________________

1. Цит. по: Варавва М.Ю. Этапы становления и тенденции развития экономики знаний // Вестник ОГУ. 2008. №4. С.45                                                        

                                                             7

производительных сил: определяет темпы развития материального производства, диктует характер его технических, организационных, и структурных изменений, участвует в развитии всех компонентов этой системы. Данная тенденция, была предсказана К. Марксом, определившем производство будущего как «экспериментальную,... материально творческую и предметно воплощающуюся науку»1.

   На  третьем этапе, начавшемся в 70-е годы XX в, новые технологии создаются и внедряются на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, которые постоянно обновляются и совершенствуются. В этот период выявляется огромный коммерческий потенциал накопленных научных новаций и возможность их технологического приложения к производству. Наука начинает выступать в роли ведущего фактора производства, который воздействует, на все другие факторы. Данный этап во многих источниках характеризуется как научно-производственная революция, но мы склоняемся к точке зрения, что сущность этого этапа более полно раскрывает понятие «научно-инновационная революция». Этот период характеризуется ростом прикладной направленности науки, ее связи с производством, фундаментальные исследования все более ориентируются на решение крупных технико-технологических задач, результатом которых являются радикальные изменения в экономике, что в свою очередь, способствует развитию самой науки.

Четвертый этап становления экономики знаний связан с распространением информационной, а точнее информационно-знаниевой революции. Следует заметить, что информационная революция разворачивается параллельно с

_________________________________________

1. Цит. по: Варавва М.Ю. Этапы становления и тенденции развития экономики знаний // Вестник ОГУ. 2008. №4. С.46

                                                                                                             

                                                          8

научно-технической  революцией, и по времени возникновения является более ранним процессом. В рамках рассмотренного  анализа необходимо оценить вклад информационной революции в развитие экономики знаний.

В периодизации начало пятого этапа информационной революции совпадает по времени с третьим этапом (70-е гг. XX в) становления экономики знаний. В классификации типов информационных революций А. Мовсесян указывает, что пятый, современный её тип связан с созданием сверхскоростных компьютеров и мощных запоминающих средств; формированием и развитием автоматизированных баз данных; быстрым ростом глобальных и региональных коммуникационных сетей, использующих современные системы и технологии передачи и хранения информации и знаний.

   Информационная  революция и связанный с ней новый этап в развитии экономики и общества обладает рядом особенностей, на которые указывает в своем исследовании М. Игнацкая: «Во-первых, на ряду с производством традиционных товаров, услуг, технологий,... страны, находящиеся на высоком уровне развития, направляют все большую часть национальных ресурсов на развитие сферы информации, на производство новых знаний, в первую очередь научных, от которых зависит создание новой наукоемкой техники и технологий, формирующих народнохозяйственный потенциал этих стран и обеспечивающих их экономические и другие интересы. Во-вторых, именно интеллектуальные ресурсы, воплощенные в новой информации, знаниях и опыте, являются ключом к решению основных проблем развития»1.

      Определяя современный этап как этап информационно-знаниевой революции, мы подразумеваем, что информтехнологии, сложнейшая цифро-

________________________________________

1. Цит. по: Варавва М.Ю. Этапы становления и тенденции развития экономики знаний // Вестник ОГУ. 2008. №4. С.46 

Информация о работе Человеческий капита