Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа
Современный этап эволюции мировой и отечественной экономик пред-полагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала.
Введение 3
Глава 1. Сущность информационной экономики 5
1.1. Понятие информационной экономики, ее содержание 5
1.2. Изменение роли факторов производства в условиях информационной экономики 17
Глава 2. Знание как основной фактор информационной экономики 25
2.1. Сущность знания, его значение в информационной экономике 25
2.2. Структура знания в современной экономике 33
Глава 3. Изменение роли человеческого капитала в информационной эконо-мике 38
3.1. Человеческий капитал как фактор производства 38
3.2. Роль человеческого капитала в информационной экономике 43
Заключение 46
Список литературы
Введение
Глава 1. Сущность
информационной экономики
1.1. Понятие информационной
экономики, ее содержание
1.2. Изменение роли
факторов производства в условиях информационной
экономики
Глава 2. Знание
как основной фактор информационной экономики
25
2.1. Сущность знания,
его значение в информационной экономике
25
2.2. Структура знания
в современной экономике
Глава 3. Изменение
роли человеческого капитала в информационной
эконо-мике
3.1. Человеческий
капитал как фактор производства
38
3.2. Роль человеческого
капитала в информационной экономике
43
Заключение
Список литературы
3
Введение
Современный этап эволюции мировой и отечественной экономик пред-полагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала.
Интенсивное развитие сфер генерации научного знания и производства инновационных продуктов становится важнейшим национальным приоритетом. Ведущие постиндустриальные страны являются лидерами по ряду принципиально важных направлений посредством решения комплекса проблем в науке, технологиях, образовании, создании благоприятных условий для нова-торов и предпринимателей. Большая и все увеличивающаяся доля современного хозяйства действительно основана на знаниях, использование которых как экономического ресурса принципиально отличается от использования традиционных материальных ресурсов. Быстрый экономический рост в но- вой экономике обеспечивается не наращиванием физических объемов выпус-ка постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимой продукции, зависящей от прикладных зна-ний, новаций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реак-ции бизнеса на изменение этих предпочтений.
На
фоне беспрецедентной приоритетности
теоретической науки и вы-
4
учно-технического
соперничества, продемонстрировать положительные
внешние социально-экономические эффекты.
Достижение этих ориентиров возможно
при создании перспективной модели научно-инновационной
экономики, учитывающей особенности и
специфику современного этапа развития
России.
Глава 1.
Сущность информационной
экономики
1.1.
Понятие информационной
экономики, ее
содержание
Современный
этап социально-экономического развития
характеризуется тем, что промышленно
развитые страны приступили к решению
комплекса новых, преимущественно социально-экономических
задач, которые потребовали смещения приоритетов
научно-технической политики в сторону
информационных услуг, медицины, экологии
и других аспектов устойчивого роста.
Несомненно, что достаточно высокий уровень
жизни и устойчивый экономический рост
современных постиндустриальных стран
предопределен успехами фундаментальной
и прикладной науки. Экономику такого
общества определяют как экономику знаний.
Признаками такой экономики являются
реальные процессы развития высоких технологий,
рост интеллектуально-
Несмотря
на множественность определений и названий
феномена «новой экономики», их объединяет
одно: признание того факта, что это новейший
этап развития, отражающий специфику формирования
экономики, основанной на знаниях, в высокоиндустриальных
странах. В чистом виде, на наш взгляд,
такой экономики сегодня не существует,
однако её наиболее основополагающие
элементы уже четко проявляются и развиваются
ускоренными темпами. В первую очередь,
это касается США, Японии, стран ЕС, где
к настоящему времени выработались контуры
моделей знаниевой экономики, имеющие
свои специфические особенности. Экономика
знаний является составной и неотъемлемой
частью общества знаний и может существовать
и развиваться только в обществе, в котором
знания пронизывают все сферы, а создание
и применение, в первую очередь, научных
знаний, определяется не только соображениями
экономической эффектив-
ности, но и тем, что они в самых разнообразных формах входят в обыденную жизнь простых людей. Исследование сущности знаниевой экономики с точки зрения генезиса предполагает определение основных этапов ее становления. По оценке большинства авторов, процесс возникновения знаниевой экономики приходится примерно на 60-е годы XX века.
Первый этап зарождения экономики, основанной на знаниях связывается с началом научно-технической революции. Сам термин НТР впервые применил теоретик науки Дж. Бернал для характеристики состояния современного НТП. Однако, в эту периодизацию следует включить и предварительный период - последнюю треть XVIII-XIX вв., так как в его рамках происходят важнейшие количественные накопления научных знаний и превращение науки в непосредственную производительную силу.
Второй период - середина 50-х гг. XX века - характеризуется качественными изменениями: обнаруживается резкое сокращение цикла практической реализации научных открытий, фактически до срока строительства крупного современного предприятия. В связи с этим Н. Фролова пишет: «Теоретическая наука на базе накопленного опыта, знаний и современной техники,... обрела способность делать открытия с такой интенсивностью, что эффективность их влияния на уровень техники и производства стала превосходить влияние наличного уровня техники и накопленного объема технических знаний и производственного опыта. Возникла конкуренция научного знания и технического совершенствования производства: последнее во многих случаях стало выгоднее развивать на базе новых научных идей, чем на базе современной, ...техники»1. Таким образом, с середины XX в. наука становится ведущим фактором в системе
______________________________
1. Цит.
по: Варавва М.Ю. Этапы становления и тенденции
развития экономики знаний // Вестник ОГУ.
2008. №4. С.45
производительных сил: определяет темпы развития материального производства, диктует характер его технических, организационных, и структурных изменений, участвует в развитии всех компонентов этой системы. Данная тенденция, была предсказана К. Марксом, определившем производство будущего как «экспериментальную,... материально творческую и предметно воплощающуюся науку»1.
На третьем этапе, начавшемся в 70-е годы XX в, новые технологии создаются и внедряются на основе достижений фундаментальной и прикладной науки, которые постоянно обновляются и совершенствуются. В этот период выявляется огромный коммерческий потенциал накопленных научных новаций и возможность их технологического приложения к производству. Наука начинает выступать в роли ведущего фактора производства, который воздействует, на все другие факторы. Данный этап во многих источниках характеризуется как научно-производственная революция, но мы склоняемся к точке зрения, что сущность этого этапа более полно раскрывает понятие «научно-инновационная революция». Этот период характеризуется ростом прикладной направленности науки, ее связи с производством, фундаментальные исследования все более ориентируются на решение крупных технико-технологических задач, результатом которых являются радикальные изменения в экономике, что в свою очередь, способствует развитию самой науки.
Четвертый этап становления экономики знаний связан с распространением информационной, а точнее информационно-знаниевой революции. Следует заметить, что информационная революция разворачивается параллельно с
______________________________
1. Цит. по: Варавва М.Ю. Этапы становления и тенденции развития экономики знаний // Вестник ОГУ. 2008. №4. С.46
научно-технической революцией, и по времени возникновения является более ранним процессом. В рамках рассмотренного анализа необходимо оценить вклад информационной революции в развитие экономики знаний.
В периодизации начало пятого этапа информационной революции совпадает по времени с третьим этапом (70-е гг. XX в) становления экономики знаний. В классификации типов информационных революций А. Мовсесян указывает, что пятый, современный её тип связан с созданием сверхскоростных компьютеров и мощных запоминающих средств; формированием и развитием автоматизированных баз данных; быстрым ростом глобальных и региональных коммуникационных сетей, использующих современные системы и технологии передачи и хранения информации и знаний.
Информационная революция и связанный с ней новый этап в развитии экономики и общества обладает рядом особенностей, на которые указывает в своем исследовании М. Игнацкая: «Во-первых, на ряду с производством традиционных товаров, услуг, технологий,... страны, находящиеся на высоком уровне развития, направляют все большую часть национальных ресурсов на развитие сферы информации, на производство новых знаний, в первую очередь научных, от которых зависит создание новой наукоемкой техники и технологий, формирующих народнохозяйственный потенциал этих стран и обеспечивающих их экономические и другие интересы. Во-вторых, именно интеллектуальные ресурсы, воплощенные в новой информации, знаниях и опыте, являются ключом к решению основных проблем развития»1.
Определяя современный этап как этап информационно-знаниевой революции, мы подразумеваем, что информтехнологии, сложнейшая цифро-
______________________________
1. Цит. по: Варавва М.Ю. Этапы становления и тенденции развития экономики знаний // Вестник ОГУ. 2008. №4. С.46